Глава IV. Омега-суперзвезда
Рок'н'ролл мертв
15 сентября 1998 года Антихриста-суперзвезды не стало. Точнее, не стало ее чуть раньше, но эту дату можно считать официальной, ибо именно в тот день увидел свет новый альбом Marilyn Manson 'Mechanical Animals'. Звезда одной из самых скандальных и неордиарных за последние годы в музыкальном мире личностей - Мерилина Мэнсона - с грохотом свалилась на землю. Свалилась в обличие некоего инопланетного нечто, существа по имени Омега, прилетевшего из космоса с пока никому не известной миссией. Понимать сие нужно в самом буквальном смысле. Речь, понятное дело, не шла о популярности героя этой истории, ибо Мэнсон по-прежнему являлся и по сей день является единственным в своем роде рок-персонажем, прочно занимая предназначенную только ему одному нишу. Конечно, по сравнению с предшествующими 'Mechanical Animals' годами ажиотаж вокруг Мерилина и его группы заметно поутих, однако рейтинг этой компании отнюдь не упал. Тем не менее, Мэнсон вполне добровольно и абсолютно сознательно отрекся от своего былого шокирующего имиджа Антихриста-суперзвезды. представ перед публикой в совершенно новом обличие, о котором и говорилось чуть выше. Причем перемены коснулись не только внешнего вида Мерилина, но и его музыки, и его миссии на этой земле. Сам Мэнсон, правда, заметил, что Омега - это одно из воплощении Антихриста, но в то же время весьма шокировал публику заявлением. что сей символ (то бишь "Омега") - не что иное, как олицетворение… глэм-рока! Добавив, правда, что в его представлении глэм не такой уж веселый и простецкий жанр, мол, маскарад - это лишь маска, за которой скрывается "нечто мрачное и депрессивное". "Большинство людей не понимают этого, они не видят обратной стороны жанра, - считает он. - Я очень люблю музыку 70-х и, насколько мог, всегда пытался возродить глэм-рок, так как в 80-х эту музыку затмило диско, а в 90-х - грандж. Последними великими группами были Jane's Addiction и Guns N' Roses, и с тех пор я не видел ни одной достойной команды". К чему все эти загадочные разговоры? К тому, что задолго до выхода нового CD продюсер альбома Майкл Бейнхорн (Soundgarden, Ozzy Osbourne, Red Hot Chili Peppers) заявил, что новый материал Мэнсона является смесью живого и электронного материала, но определенно с уклоном в "живые" инструменты и звучание. "Это будет сюрприз для всех тех, кто уверен, что Мэнсон не умеет петь и писать песни", -неоднократно подчеркивал он. А сам Мерилин, заявляющий, что всегда считал себя поп-артистом, сразу определил "Mechanical Animals' как "металлический альбом с массой элементов мейнстрима". "Этим диском я хочу кардинально изменить отношение людей к данному жанру, - говорил он, находясь еще в студии. - Я не могу назвать "Mechanical Animals" поп-музыкой, но эти песни выдержаны в классическом рок-н-ролльном стиле. А для меня это понятие ассоциируется с именами The Beatles, Rolling Stones, Дэвида Боуи, Т. Rex, Sweet… Мы не собирались ничего выдумывать, просто захотелось сотворить нечто очень театральное и ошеломляющее. Что-нибудь вроде Queen и многих других классических групп. Скажем, "News Of The World" не может не нравиться, если ты даже не любитель Queen! Меня всегда притягивали такие моменты в музыке, это то, что называется классикой, и это - настоящие звезды, которые не исчезнут из никогда! Те, кого сейчас называют звездами - это дерьмо, настоящая рок-музыка слишком серьезна, чтобы быть кормушкой для ди-джеев-репперов, которые, если чего-нибудь не испоганят своими миксами, не заснут ночью!" Когда же материал был окончательно готов и смикширован, подстриженный и окрашенный в красно-рыжий цвет вокалист более конкретно описал стиль своего нового альбома: "По сравнению с моим последним CD, "Mechanical Animals" -более драматичная музыка, это совершенно другое измерение. По своей сути, 'Mechanical Animals' - рок-альбом, сделанный в лучших традициях тех величайших пластинок, которые я любил в детстве, таких как "News Of The World" Queen, "Ziggy Stardust" Дэвида Боуи, практически все альбомы Pink Floyd…" Ирония судьбы - человек, альбомы которого еще не так давно продюсировал индустриальный гуру Трент Резнор, а сам он (Мэнсон) являлся чуть ли не олицетворением всего этого жанра (на популярном уровне, разумеется), затмевая порой самого Резнора, сейчас бросился на спасение и возрождение старого доброго рока! "Я с самого начала предполагал. что Marilyn Manson будет именно рок-группой, - объясняет Мэнсон. - Индустриальная музыка не столь органична и с ее помощью нельзя выразить всю широту, весь спектр человеческих чувств - индастриал слишком однобок для этого. Почему-то многие считают, что Трент очень повлиял на становление нашего стиля и даже был соавтором наших песен. Все это чушь! Он весьма жесткий продюсер, но и мы, как говорится, не пальцем деланные! Какие бы изменения в нашей музыке и звуке не происходили - это заслуга только моя и Marilyn Manson! Я всегда делал лишь то, что мне самому нравилось. Хотя он, конечно, внес определена вклад в наш саунд, и то, что 'Antichrist Superstar' получился полуиндустриальным альбомом -это полностью его "вина". В любом случае, 'Mechanical Animals' не должен был быть таким же. Да с Резнором мы никогда бы и не записали настоящий роковый альбом. Это мы поняли еще когда работали над 'Antichrist Superstar', под конец записи. И кое-что из 'Mechanical Animals' изначально предназначалось для прошлого альбома, но, работая с Трентом, это по определению не могло попасть на "Антихриста". Хотя я очень горжусь 'Antichrist Superstar' и благодарен Тренту за его отличную работу. Я ничего не хочу сказать против Трента, мы неплохо поработали вместе, но вряд ли еще когда-нибудь встретимся в одной студии, что, впрочем, не мешает нам оставаться друзьями".
Итак, 15 сентября 98-го года компания "Nothing/Interscope" выпустила новый альбом Marilyn Manson 'Mechanical Animals', который довольно быстро оказался на пьедестале почета американского еженедельника "Billboard", а в Англии занял восьмую строчку национального хит-парада, что тоже весьма неплохо. Однако если сравнивать эти достижения с успехом предыдущего шедевра Мэнсона 'Antichrist Superstar', сравнения эти будут отнюдь не в пользу нового альбома. Впрочем, как уже говорилось выше, это никоим образом не является следствием падения популярности нашего героя, а, скорее, следствием трезвой оценки всего происходящего вокруг его (Мэнсона) имени и, самое главное, более или менее объективного взгляда на его творчество. "В процессе своей эволюции я стал тем, кем и должен был стать. Я был рожден рок-звездой и всегда делаю все возможное, чтобы быть Номером один! Сейчас рок-музыка находится в очень шатком состоянии, и я готов взять на себя смелость обещать, что этот жанр выживет, и выживет исключительно благодаря Личности, а не какой-то абстрактной посредственности. Людям просто необходим кто-то вроде меня, и я пытаюсь вернуть музыке то, что она когда-то имела. Давно нет Джима Моррисона, Боба Дилана, у нынешней музыки нет той силы, которой она обладала в 60-е, во времена настоящих героев. Это, между прочим, очень важный элемент в музыкальной индустрии, а жанр сейчас довели до такого состояния, что Джерри Ли Льюису, Элвису Пресли, Джону Леннону стало бы стыдно за те группы, которые называют их своими героями, "своим влиянием". Эти люди прекрасно понимали это и были очень креативными музыкантами, и если говорить о чьем-то влиянии на меня при создании этих песен, так это влияние Джона Леннона. Мне очень близок этот человек, и духовно, и творчески. The Beatles no жизни были одной из любимых моих групп, и их музыка сильно повлияла на мое становление как музыканта. Ленной был очень противоречивым человеком. Он всегда говорил то, что думал, поэтому и имел столько проблем в жизни". Да, в этом отношении у знаменитого "битла" и Мерилина Мэнсона есть немало общего. Хотя и в музыкальных амбициях Мэнсон запросто может потягаться с Джоном Ленноном! Самый популярный и влиятельный музыкант XX века при жизни свято верил в то, что музыка может изменить мир, его же страстный поклонник Брайан Уорнер под конец столетия задался целью ни много ни мало спасти саму рок-музыку! "Я бы даже сказал, рок-н-ролл! - поправляет Мерилин. - Да, я действительно поставил перед собой цель сделать классический рок-альбом. Более того, я считаю, что на сегодняшний день рок-н-ролл может спасти только одна вещь - 'Mechanical Animals'. В противном случае, рок просто может исчезнуть, как это было в 70-х, в эру диско, когда его просто задавили танцевальными хитами. И сейчас мы (рок-музыка) находимся в положении, крайне близком к тому". Довольно смелое заявление, хотя отчасти Мэнсон совершенно прав. Тем забавнее услышать от него слова о Гарт Бруксе и… Spice Girls, ровесниках Мерилина, которых он считает близкими себе по духу людьми, несмотря на то, что их музыка практически не имеет ничего общего с роком. "Как бы это ни показалось странным, - говорит он, - но Spice Girls - это единственные люди, с которыми у меня сходное чувство юмора и взгляды на творчество. Они тоже доводят все до крайности, до предела, правда, предела - полярного моему. У меня - все самое грязное и отвратительное, у них - стерильно чистое и приторно положительное". Далее "спаситель рока" делает не менее смелое заявление о том, что сегодня он является… продолжателем дела Дэвида Боуи, Гари Глитера. Марка Болана и других отцов глэм-глитер-рока. Итак, именно эта музыка и спасет рок? "Рок спасу я, - скромно отвечает Мэнсон. - Моя музыка - это реакция на Nirvana, на грандж-волну, которая высосала из настоящего рока все, что только возможно. Именно такие идиотские стили, как грандж, и загубили рок. И 'Mechanical Animals' - мой ответ на все подобное безобразие, это очень личная работа. Кстати, я не говорю, что мой новый диск глэмовый в полном смысле данного понятия. Это очень мрачный альбом, более мрачный, чем 'Antichrist Superstar', хотя здесь очень мало индустриальных элементов. Поэтому-то я и отказался от услуг Трента (Резнора) в качестве продюсера, мне нужен был человек, который поможет нам добиться классического рок-звучания. С самого начала было ясно, как должен звучать этот альбом. И работать было не так уж сложно, поскольку никто из посторонних не вмешивался в творческий процесс. В какой-то степени новый альбом мне напоминает нашу самую первую пластинку - 'Portrait Of An American Family', только более высокого уровня. А что касается вышеупомянутых легенд, то я всегда любил этих музыкантов. Я рос на музыке Боуи, Queen, Т. Rex, и мой новый альбом можно назвать не только моей благодарностью, данью этим великим музыкантам, но и современной версией их творчества. В частности, я могу сказать, что 'Mechanical Animals' стал именно таким, какой он есть, в немалой степени благодаря такому классическому альбому Боуи, как "The Rise Fall OfZiggy Stardust The Spiders From Mars' 1972 года". Судя по всему, внешне сегодняшний Мерилин Мэнсон стал именно таким тоже не без помощи его любимого Дэвида Боуи (помните начало 70-х?). Впрочем, на этом метаморфозы отнюдь не закончились. "Я вообще все начал с нуля, - говорит он. - Многие до сих пор отождествляют имя Мерилина Мэнсона с героем моего прошлого альбома - Антихриста. Согласен, Антихрист-суперстар - это сильный образ, музыкальный, визуальный, психологический, наконец. Вообще, любой альбом любого музыканта - это отражение его чувств на определенный момент. 'Antichrist Superstar' явился отражением очень сложного и напряженного периода моей жизни. У меня была масса проблем с наркотиками, с окружающими меня людьми, со своей психикой, с моим внутренним миром, если хотите. И все эти негативные эмоции не могли не отразиться на звучании того альбома и на песнях как таковых. А то, что я делаю сейчас - это совсем иное".