Последняя окончательная заключительная

Тексты для «Живого слова»

Передачи первого цикла (июнь 2015 г.)

7. Пастернак. «Быть знаменитым некрасиво…»

8. Ломоносов. «Кузнечик…»

9. Георгий Иванов. НА выбор три стиха – не могу остановиться, так всё хорошо и красиво..:

- Александр Сергеич, я о вас скучаю…

- А что такое вдохновение?...

- Распылённый мильоном мельчайших частиц…

Проза: Гоголь. Отрывок из повести «Портрет»

11. Набоков В. «О ночь, я твой!..»

Хотя прилагаю и ещё один неплохой

12. Тарковский. Жизнь. Жизнь. «Предчувствиям не верю и примет я не боюсь…» - этот стих, кстати, и Вы предлагали. Это будет хорошая кульминация! Он очень значителен по содержанию и поставит хорошую точку, завершив весь цикл.

Пастернак

Стихотворение безусловно требует разбора и комментария. Возможности для нашей работы колоссальные…

Возьмем две-три строфы, но прочитаем целиком.

Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.

Цель творчества — самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.

Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.

И надо оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг,
Места и главы жизни целой
Отчеркивая на полях.

И окунаться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги,
Как прячется в тумане местность,
Когда в ней не видать ни зги.

Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.

И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.

Ломоносов

Метафорический текст о кузнечике (начало европейской поэзии, ибо это переложение Анакреонта), – «блаженно» и счастливо живущем в отличие от человека…

Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф,

когда я в 1761 году ехал просить о подписании

привилегии для Академии,

быв много раз прежде за тем же

Кузнечик дорогой, коль много ты блажен,

Коль больше пред людьми ты счастьем одарен!

Препровождаешь жизнь меж мягкою травою

И наслаждаешься медвяною росою.

Хотя у многих ты в глазах презренна тварь,

Но в самой истине ты перед нами царь:

Ты ангел во плоти, иль, лучше, ты бесплотен!

Ты скачешь и поешь, свободен, беззаботен;

Что видишь, все твое; везде в своем дому;

Не просишь ни о чем, не должен никому.

Георгий Иванов

Александр Сергеич, я о вас скучаю.

С вами посидеть бы, с вами б выпить чаю.

Вы бы говорили, я б, развесив уши,

Слушал бы да слушал, слушал бы да слушал.

Вы мне все роднее, вы мне все дороже.

Александр Сергеич, вам пришлось ведь тоже

Захлебнуться горем, злиться, презирать,

Вам пришлось ведь тоже трудно умирать.

Анализируются:

1. Этикет обращения и правила произношения:

- разве можно к Пушкину обратиться так запанибратски?

- а как обращаемся сегодня? Нужно ли отчество?

- почему произносится «Алексан»? Почему «Сергеич», а не «Сергеевич»?

- Почему в публикации «Сергеевич»?

- Что такое 6-тистопный хорей? Этот размер как раз и требует «Сергеича», а не «Сергеевича».

2. Фразеологизм «развесить уши». Вопрос к иностранцам: что такое «развесить уши»?

3. Как происходит переход от бытового стиля к трагическому концу?...

4. Почему всё-таки в конце концов у читателя остаётся ощущение катарсиса – «очищения души»?

Георгий Иванов

А что такое вдохновение?

- Так… Неожиданно, слегка

Сияющее дуновенье

Божественного ветерка.

Над кипарисом в сонном парке

Взмахнет крылами Азраил –

И Тютчев пишет без помарки:

“Оратор римский говорил…”

Комментарий:

1. Вопрос о «вдохновении» ставили многие писатели, поэты, философы. Здесь типичная структура риторического упражнения: дайте определение слову. Ср. ЧТО писали Державин, Паустовский (и не только они).

Ср. у Паустовского: «Вдохновение – строгое рабочее состояние человека».

2. Кто такой Азраил – ангел, помогающий в трудных обстоятельствах…

3. Дать стих Тютчева «Блажен, кто посетил сей мир…»

Георгий ИвАнов

И.О.

Распыленный мильоном мельчайших частиц,

В ледяном, безвоздушном, бездушном эфире,

Где ни солнца, ни звезд, ни деревьев, ни птиц,

Я вернусь – отраженьем - в потерянном мире.

И опять, в романтическом Летнем саду,

В голубой белизне петербургского мая,

По пустынным аллеям неслышно пройду,

Драгоценные плечи твои обнимая.

В этом стихе может быть замечательно проанализировано богатство прилагательных, составляющих основную красоту речи поэтической речи.

Прозаические тексты

Художественная проза. Гоголь. Надо выбрать и остановиться:

Либо отрывок из повести «Портрет» (там придётся чётко прописать комментарий к содержанию, без которого не обойтись),

Либо взять традиционный отрывок из «Мёртвых душ» «И какой же русский не любит быстрой езды?» Он далеко не так традиционен для зрителей – все всё забывают, а там такие выразительные слова.

Путь твой чист, не совратись с него. У тебя есть талант; талант есть драгоценнейший дар Бога — не погуби его. Исследуй, изучай все, что ни видишь, покори всё кисти, но во всем умей находить внутреннюю мысль и пуще всего старайся постигнуть высокую тайну созданья. Блажен избранник, владеющий ею. Нет ему низкого предмета в природе.

(Предыдущий текст прочитать, а этот разбирать:

В ничтожном художник-создатель так же велик, как и в великом; в презренном у него уже нет презренного, ибо сквозит невидимо сквозь него прекрасная душа создавшего, и презренное уже получило высокое выражение, ибо протекло сквозь чистилище его души. Намек о божественном, небесном рае заключен для человека в искусстве, и по тому одному оно уже выше всего.

… Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою. (дальше не брать!) Другому простится многое, но ему не простится. Человеку, который вышел из дому в светлой праздничной одежде, стоит только быть обрызнуту одним пятном грязи из-под колеса, и уже весь народ обступил его, и указывает на него пальцем, и толкуют об его неряшестве, тогда как тот же народ не замечает множества пятен на других проходящих, одетых в будничные одежды. Ибо на будничных одеждах не замечаются пятна.

2. Конечно, как резервный текст идеален этот классический отрывок. Он очень хорош ос всех сторон: и интересные слова, и очень выразителен с т.з. чтения:

И какой же русский не любит быстрой езды? Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда: "чёрт побери всё!" - его ли душе не любить ее? Ее ли не любить, когда в ней слышится что-то восторженно-чудное?

Кажись, неведомая сила подхватила тебя на крыло к себе, и сам летишь, и всё летит: летят версты, летят навстречу купцы на облучках своих кибиток, летит с обеих сторон лес с темными строями елей и сосен, с топорным стуком и вороньим криком, летит вся дорога невесть куда в пропадающую даль, и что-то страшное заключено в сем быстром мельканьи, где не успевает означиться пропадающий предмет, только небо над головою, да легкие тучи, да продирающийся месяц одни кажутся недвижны.

Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи.

Выделяю то, над чем особенно будем работать:

10.

Набоков. Стихи

О ночь, я твой! Все злое позабыто, и жизнь ясна, и непонятна смерть. Отражена в душе моей раскрытой блистательная твердь... И мнится мне, что по небу ночному плыву я вдаль на призрачном челне, и нет конца сиянью голубому; я -- в нем, оно -- во мне. Плыву, плыву. Проходят звезды мимо; к одной, к другой причаливает челн и вновь летит под шум неуловимый алмазно-чистых волн; Я твой, о ночь! В душе -- твое сиянье; все грешное осталось на земле, и ангелов я чувствую дыханье на поднятом челе! 18 апреля 1918 Правило: МЕЖДОМЕТИЯ И Частицы

О ночь, я твой! КАКАЯ РАЗНИЦА? О, я хочу безумно жить:

  1. "О", как и многие подобные (Ах, Ух, А и проч.), может быть междометием или частицей. При этом именно с О обычно происходит путаница. В данном случае – риторическое восклицание. "О Боже!", "О великий царь Иван Васильевич!"). Аналогично частица может использоваться при восклицании, не являющемся обращением как таковым: "О сколько нам открытий чудных". Здесь "сколько открытий чудных" - ну никак не обращение, но смысл тот же, запятая не нужна. "О" здесь легко заменяется или дополняется усилительной конструкцией "Как...", в нашем случае, например, "как чудны", "как странны". Междометие же выражает самостоятельную мысль или эмоцию, оно всегда под ударением, даже если предшествует существительному или местоимению: "О, дождь!", и относится ко всей фразе.

Частицы о, ну, ах, ох и другие, употребляемые для выражения усилительного оттенка, в отличие от междометий запятыми не отделяются (следует разграничивать частицы и междометия по нижеприведённым правилам):

· частица о чаще всего употребляется при восклицательном обращении и перед словами да и нет: Как хорошо ты, о море ночное!;

· частица ах обычно употребляется перед личными местоимениями ты и вы, за которыми следует обращение: Ах ты, обжора! Ах ты, мерзкое стекло! Ср.: Ах да, вспомнил наш вчерашний разговор;

· частица ну употребляется с усилительным значением: Ну как не порадеть родному человечку!;

· частицы, стоящие перед словами как, какой и в сочетании с ними выражающие высокую степень признака (в значении «очень, весьма, страшно», «замечательный, изумительный, ужасный»), запятыми не выделяются: Подчас в каждом приятном слове ее торчала ух какая булавка;

· не ставится также запятая внутри цельных сочетаний ах ты, ах вы, ах он, ух ты, эх ты, ай да, ах и, эх и, ух и, эй и, ох эти, эк его и так далее: Ох эти сплетницы! Эх и пляски! Ух и лошадь! Ай да Михаил Андреевич, настоящий Цыган! Ср.: Тяжко ему, ох тяжко! Достанется тебе на орехи, достанется!

Междометные предложения имеют в конце восклицательный знак, многоточие (или сочетание знаков — восклицательного и многоточия): — Ого! Ноченька была! (Шукш.); — О боже! — всплеснул он руками (Дост.); — Ба! Да ведь это писательский дом (Булг.); — Гм... — задумался артист (Булг.); Ура!.. — воскликнул он (Шукш.); — А-а! — весело сказал старик (Шукш.); — Э-э! — вскрикнул Елизар. — Пошли, в избе новость скажу (Шукш.); Ура! Ура! Герой парит (Забол.); — А-а-а... — сказал милиционер. — Значит, тоже любуетесь (Пауст.); А-а-а! Прочь отсюда, бегом (Т. Толст.); — Тю! Вы только поглядите (Булг.); — Ай! Мне больно; — Эх-х... Жители! — Баев стряхнул платком табачную пыль с губ (Шукш.); — Ах, ах! Скажите, какой нежный!

Примечание. С междометиями (по форме) могут совпадать частицы (см. § 103, примечание). Имеющие усилительное значение частицы, в отличие от междометий, не отделяются знаками от слов, при которых они стоят: — Ну пойди, пойди сюда (Плат.); — Ну надо же! — всё изумлялась Марья (Шукш.); — Ай не узнала ?(Бун.).

Усилительные частицы не имеют ударения, они сливаются со следующими словами, тогда как междометия всегда ударны и потому они отделены от следующих слов паузой.Ср.: — А, Иоська! Помешанный (Пауст.); — А, старые знакомые! — проговорил, хмуро усмехаясь, Галиуллин (Б. Паст.); — Поздно хватились. Ушли... — Куда ? — А дьявол их знает! (Шукш.); — Ну, хотя бы найдите способ уничтожить эти ураганы (Пауст.); — А вы видели? — Ну в кино-то видели же? (Шукш.); Ах, вот и дуб заветный (П.); — О, мир, свернись одним кварталом (Забол.); — О любимые сердцем обманы (Забол.); — Э, сейчас не в этом дело (Булг.).

В цельных сочетаниях, в составе которых имеются частицы, внутри запятая не ставится: эх вы, эх ты, ах вы, ах ты, ну что ж, ай да, эх и, ух ты, ну что ж, ну уж, ну и, э нет, эк его и др. Например: — Эх вы, горе-повара! (Ч.); — Ну что ж, продолжайте (Кат.); Ну и что? Толстой остался Толстым, Шекспир Шекспиром (Кат.); — Ну уж, так и быть. Теперь моя очередь (Кат.); — Ух ты, какая строгая (Шукш.); — Ах ты какой. Сидит и молчит (М. Г.); — Э нет! Это мы узнаем! (Булг.); — Эх ты, воля, моя воля!.. (Шукш.).

Частицы, стоящие перед словами как, какой, так, в сочетании с ними выражающие высокую степень качества, запятой не отделяются: Ух как я устал; Ах какой сердитый; Ой какие мы страшные; Ишь какой ты! — Емельян Спиридоныч смерил длинного Кузьму ненавистным взглядом (Шукш.); Ой какие вы храбрецы! — воскликнула Маня (Пауст.); В каждом приятном слове ее торчала ух какая булавка! (Г.);Ах так? — бесстрашно завопил Мишка (Ток.).

БЛОК

БУДЕМ АНАЛИЗИРОВАТЬ ТОЛЬКО ПЕРВУЮ СТРОФУ, НО ДРУГИЕ ПРОШУ ПРИГОТОВИТЬ, ЧТОБЫ СКАЗАТЬ О БУДУЩЕМ И ПОЖЕЛАНИЯХ, КОТОРЫЕ БЫЛИ ВЫСКАЗАНЫ В НАЧАЛЕ ПРОЕКТА:

  О, я хочу безумно жить: Всё сущее - увековечить, Безличное - вочеловечить, Несбывшееся - воплотить! Пусть душит жизни сон тяжелый, Пусть задыхаюсь в этом сне,- Быть может, юноша весёлый В грядущем скажет обо мне: Простим угрюмство - разве это Сокрытый двигатель его? Он весь - дитя добра и света, Он весь - свободы торжество! ОРФОГРАФИЯ: Двоеточие в бессоюзном сложном предложении – вторая часть раскрывает содержание первой. Тире - при структурном параллелизме частей предложения ставится тире – интонационно. Все сущее – увековечить, Безличное – вочеловечить, Несбывшееся – воплотить!

ОРФОГРАФИЯ

Безумно – приставка БЕЗ – перед гласной.

Жить – жи-ши через И

Хочу – хочет

Несбывшееся – НЕ слитно нет зав слова – пр. Не сбывшаяся вовремя мечта.

Приставка С, тк приставки З нет, кроме слов: здесь , здание, здоровье, ни зги не видно

Воплотить - плОть

Увековечить –вЕк – безуд гласная.

Сущее – качественное прилагательное,

1. разг. подлинный, истинный, самый настоящий ◆ — Сущая правда, ваше превосходительство, — отвечал совершенно смутившийся исправник. А. С. Пушкин, «Дубровский», 1833 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Это сущий вздор: не правда ли, мой верховный визирь? О. И. Сенковский, «Большой выход у Сатаны», 1832 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ — Уж не воображаете ли вы, что это сущая безделка, — говорил всегда Калиостро. М. Н. Загоскин, «Искуситель», 1838 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Тьфу вы, женщины! Сущее божеское наказание! Что раз вошло им в голову — ну, хоть тресни! И. С. Тургенев, «Холостяк», 1849 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)

2. устар. существующий, имеющийся в наличии ◆ Великое затруднение причиняет всем сущим на сцене бюст Мольера, которому никто не может найти приличного места, подобно тому, как правительство не знало, в каком углу Парижа поставить ему памятник. П. В. Анненков, «Письма из-за границы», 1841—1843 г. (цитата изНационального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ И я был, коли хотите, в известной степени прав, потому что брал человека, изолированного от всего, вне его сущего. М. Е. Салтыков-Щедрин, «Противоречия», 1847 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)

ПОСЛЕДНЯЯ ОКОНЧАТЕЛЬНАЯ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ

Идея передачи:

Радость как результат учёбы, хорошего труда!!!

О радости как великом слове русского языка и жизни вообще:

Результат нашего труда – преображение, удивление,

Радость в определении Ломоносова…

Радость в русской литературе – от акафистов до Солженицына.

ТЕКСТЫ

Наши рекомендации