Уровня научного познания: эмпирический и теоретический
Познание.
Познание– процесс, направленный на получение знания.
Знание– объективная реальность, данная в сознании человека. Знания – результат познавательной деятельности.
Субъект познания – тот, кто познает. Объект познания – то, на что направлено познание.
Гносеология – наука о познании.
Гностицизм (гностики) – считают, мир познаваем (Платон, Сократ, К. Маркс, Г. Гегель).
Агностицизм (агностики) – мир познаваем в ограниченных пределах или непознаваем (И. Кант).
Типы познания: чувственное и рациональное.
Формы чувственного познания:
Ощущение– отражение отдельных свойств и качеств предметов и явлений, возникающих при воздействии на органы чувств.
Восприятие– целостный чувственный образ предмета, явления.
Представление– чувственный образ предмета или явления, возникающий при помощи памяти без непосредственного контакта с предметом.
Формы рационального познания:
Понятие – форма мышления, в которой фиксируются общие и существенные свойства предмета.
Суждение– форма мышления, в которой утверждается или отрицается что-либо.
Умозаключение –форма мышления, в которой из имеющихся суждений выводятся новые.
Две теории на типы познания:
1. Эмпиризм (эмпирики) – признают источником знаний чувственный опыт (Т. Гоббс, Д. Локк).
2. Рационализм (рационалисты) – знание может быть получено с помощью разума (Р.Декарт, И. Кант)
Интуиция – своеобразный тип познания вне процесса чувственного ознакомления и без обдумывания.
Черты: внезапность, необдуманность, скрытость механизма.
Цель познания – получение истины.
Истина– знание, соответствующее отраженной действительности. Истина объективна по содержанию и субъективна по форме.
Абсолютная истина – полное, исчерпывающее знание, не опровергаемое дальнейшим развитием науки.
Относительная истина – неполное, неточное знание, опровергаемое дальнейшим развитием науки.
Критерий истины – способ различения истинного и неистинного в совокупности знаний.
Главный критерий истины – практика.
Антиподы истины – ложь, дезинформация, заблуждение.
Ложь– преднамеренное возведение заведомо неправильных представлений в истину.
Дезинформация– передачаложного знания как истинного или истинного как ложного.
Заблуждение –непреднамеренное несоответствие суждений или понятий объекту.
Виды познания.
I.Ненаучное познание:
-Обыденное (житейское)
- Практическое (народная мудрость)
- Религиозное
-Мифологическое
- Художественное (средствами искусства).
II. Научное познание –познание, направленное на получение объективного знания. Цель – описание, объяснение, предсказание явлений действительности. Признаки: объективность, системность, обоснованность, достоверность, особый язык, необходимость специальных приспособлений и специалистов.
уровня научного познания: эмпирический и теоретический.
Эмпирический уровень:
Наблюдение - целенаправленное восприятие явлений объективной действительности.
Описание - фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объекте.
Измерение - сравнение объекта по каким-либо сходным свойствам или сторонам.
Эксперимент - наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях, что позволяет восстановить ход явления при повторении условий.
Теоретический уровень:
Гипотеза – предположения, выдвигаемые в ходе научного исследования.
Теория – система взаимосвязанных утверждений.
Закон – выводы о существенных, повторяющихся связях между явлениями.
Научные методы:
1. Всеобщие: диалектика (диалектический изучает явления в движении) и метафизика (метафизический изучает явления в покое).
2. Общенаучные:Анализ - это реальное или мысленное разделение объекта на составные части. Синтез - объединение составных частей в единое целое. Индукция - движение мысли от единичного к общему. Дедукция - восхождение процесса познания от общего к единичному.Аналогия (соответствие, сходство) - установление сходства в некоторых сторонах, свойствах и отношениях между нетождественными объектами.
3. Частнонаучные: анкетирование, экспертиза, интервьюирование, графический метод.
III. Социальное познание –познание, направленное на изучение природы социальных связей, социальных групп, социальной структуры общества.
Особенность – субъект и объект познания совпадают, получаемое знание всегда связано с интересами индивидов, субъективность выводов и оценок.
Цель: выявление исторических закономерностей развития общества, социальное прогнозирование.
Методы:контент-анализ (анализ статистических данных, документов), опрос, наблюдение, эксперемент.
IV.Самопознание – познание самого себя, самооценка, создание «Я-концепции» - образа Я.
Особенность – объектом является сам субъект.
Цель: познание своих физических, душевных, духовных возможностей, своего места среди других людей.
Самопознание совершается:
1. В анализе результатов собственной деятельности, своего поведения, взаимоотношений с другими.
2. Осознания отношения к себе других (качеств своей личности, черт характера), через мнения других
людей и соотнесения себя с другими.
3.Самонаблюдения своих состояний, переживаний, мыслей.