Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена в соответствии
· с государственным стандартом общего образования 2004 г. (стандартом первого поколения), в котором указаны нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса;
· с примерной программой среднего (полного) общего образования по литературе (X-XI классы), созданной на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, детализирующей и раскрывающей содержание стандарта, определяющей общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом;
· с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ, предусматривающим обязательное изучение учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования; в X классе выделяется 105 часов (из расчёта 3 учебных часа в неделю), из которых 10 % учебного времени - региональный компонент (10 учебных часов);
· с программой по дисциплине «Литература» для 10 класса общеобразовательных учреждений под редакцией Т. Ф. Курдюмовой, определяющей основные принципы организации учебного материала, его структурирование, последовательность изучения;
· с приказом минобразования Ростовской области от 14.07.2011 № 610 об утверждении Примерного регионального положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей);
· с положением о рабочей программе учителя муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения лицея РГСУ Кировского района города Ростова-на-Дону;
· с расписанием уроков на 2012-2013 учебный год;
· с производственными календарями на 2012, 2013 годы.
Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
· воспитаниедуховно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
· развитиепредставлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
· освоениетекстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий, формирование общего представления об историко-литературном процессе;
· совершенствование уменийанализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет.
Достижение данных целей способствует приобретению учащимися следующих компетентностей.
Общекультурная литературная компетентность - эмоциональное восприятие и глубокое осмысление литературных произведений; понимание литературы как неотъемлемой части родной и мировой культуры; осознание социокультурной значимости литературы в обществе, значения и специфики художественного слова; знание литературных произведений, обязательных для изучения, основных фактов жизни и творчества выдающихся писателей; понимание авторского замысла; способность к самообразованию в сфере литературы; формирование читательской культуры, предполагающей освоение теоретико-литературных понятий; развитие потребности в самообразовании, в решении задач информационного самообеспечения, определении необходимых источников знаний, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в сети Интернет.
Ценностно-мировоззренческая компетентность - сформированность гуманистического видения мира, духовно-нравственных ценностей, собственного мнения и убеждения, способности утверждать и отстаивать их; понимание необходимости литературы для саморазвития и самореализации духовного мира человека, для достижения гармонических отношений индивидуума и окружающего мира; осмысление внутреннего единства разных систем ценностей, отраженных в литературе; способность к критическому мышлению, умение противостоять антигуманистическим тенденциям в современной культуре; удовлетворение духовных запросов учащихся, обусловленных психологическими особенностями старшего подросткового и юношеского возраста, нахождение ими в изучаемых литературных произведениях ответов на волнующие их актуальные социальные и нравственно-эстетические проблемы.
Читательская компетентность - способность к творческому чтению и осмыслению литературного произведения на личностном уровне; сформированность собственного круга чтения; способность вступать в диалог с эпохой и культурой, воплощенными в произведениях; к сопереживанию с героями литературных произведений.
Речевая компетентность - свободное владение основными видами речевой деятельности, активизация речевой деятельности; освоение и использование специфики языка изящной словесности; использование функциональных стилей языка в речевой практике; совершенствование навыков устной и письменной речи, умений и навыков интеллектуальной деятельности в условиях информационного общества, способствующих достижению высокой информационной культуры учащегося.
Реализация указанных целей и формирование названных компетентностей достигается в результате освоения следующего содержания образования, которое состоит из четырех частей:
Первая часть - литературные произведения, предназначенные для обязательного изучения.
Вторая - основные историко-литературные сведения.
Третья - основные теоретико-литературные понятия.
Четвертая - основные виды деятельности по освоению литературных произведений и теоретико-литературных понятий.
Содержание учебного предмета «Литература» в 10 классе
№№ | Компетентности | Базовый уровень | Повышенный уровень | |
Знать | Уметь | |||
1. | Общекультурная | Литература - неотъемлемая часть родной и мировой культуры. Социально-культурную значимость литературы в обществе, значение и специфику художественного слова. Литературные произведения, обязательные для изучения, основные факты жизни и творчества выдающихся писателей. Основные закономерности историко-литературного процесса, черты литературных направлений. Теоретико- литературные понятия. | Эмоционально воспринимать и глубоко осмыслять литературные произведения. Понимать авторский замысел. Самообразовываться в сфере литературы. Определять необходимый источник знаний, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в сети Интернет. Воспроизводить конкретное содержание литературного произведения, определять его тематику и проблематику. Соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой. Связывать литературную классику со временем написания и с современностью. Выявлять «сквозные темы» русской литературы. Соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи (классицизмом, романтизмом, реализмом, модернизмом). | Знать литературные произведения, необязательные для изучения Дополнительные факты жизни и творчества выдающихся писателей. Закономерности историко-литературного процесса |
2. | Ценностно-мировоззренческая | Духовно-нравственные ценности, отражённые в литературе. Роль литературы в саморазвитии и самореализации духовного мира человека, в достижении гармонических отношений индивидуума и окружающего мира. | Видеть мир с позиций гуманизма. Утверждать и отстаивать духовно-нравственные ценности. Критически мыслить. Находить в художественной литературе ответы на волнующие юношей и девушек актуальные социальные и нравственно-эстетические проблемы. Выявлять ключевые проблемы русской литературы, раскрывать их нравственный смысл. | Особенности видения мира выдающимися писателями. |
3. | Читательская | Круг обязательного чтения, содержание художественных произведений русской литературы XIX-XX веков, отдельных произведений зарубежной литературы и литературы народов России. | Творчески читать литературное произведение. Вступать в диалог с эпохой и культурой, воплощёнными в произведениях. Сопереживать героям литературных произведений. Определять род и жанр произведения. Определять авторское отношение к изображаемому. Давать интерпретацию изученного произведения на основе личностного восприятия. Анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения. Творчески использовать аналитический пересказ. | Расширение круга чтения. |
4. | Речевая | Основные виды речевой деятельности. Нормы русского литературного языка. | Активизировать речевую деятельность. Использовать специфику языка изящной словесности. Использовать в речевой практике функциональные стили, сведения по истории и теории литературы при анализе и оценке художественного произведения, его проблематики, системы образов, особенностей композиции, изобразительно-выразительных средств языка. Выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть. Давать устную или письменную аргументированную оценку изученному в классе или самостоятельно прочитанному литературному произведению, а также инсценировке, экранизации. Аргументированно формулировать в устных и письменных высказываниях свою позицию, отстаивать её, участвуя в диалоге или дискуссии. Составлять конспекты, планы, тезисы статей на литературные, научные и публицистические темы. Писать рецензии на самостоятельно прочитанное произведение, сочинения на литературные и свободные темы. | Совершенствование навыков устной и письменной речи. |
Календарно-тематическое планирование