Ее предмет и место в ряду наук
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ВОЛОГОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра социально-культурного сервиса и туризма
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
Методические указания по курсу для студентов заочной формы обучения по сокращенным программам
Электроэнергетический факультет
Специальность 230100
Вологда
УДК 008 (09)
Культурология: Методические указания по курсу для студентов заочной формы обучения по сокращенным программам. – Вологда: ВоГТУ, 2005. – 24 с.
Методические рекомендации, планы семинарских занятий и тематика контрольных работ по культурологии для студентов заочной формы обучения по сокращенным программам составлены в соответствии с требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра и дипломированного специалиста по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» (февраль 2000 г.) с целью оказания помощи в организации самостоятельной работы при изучении курса культурологии.
Методические указания предназначены для студентов заочной формы обучения по сокращенным программам специальности 080502.
Утверждено редакционно-издательским советом ВоГТУ
Составители:Гостева Л. Ф., канд. филос. наук, доцент ВоГТУ
Савина Н. В., канд. истор. наук, доцент ВоГТУ
Середа Н. Д., канд. филол. наук, доцент ВоГТУ
Квашнин В. А., канд. истор. наук, доцент ВоГТУ
Рецензент:Якушева Л. А., канд. культурологии,
старший преподаватель ВГПУ
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
После изучения дисциплины студент должен
иметь представление:
n о феномене культуры, ее богатстве и многообразии;
n о специфике и закономерностях культурного процесса и типологии культуры;
n о месте отечественной культуры в мировом культурно-историческом процессе;
знать:
n понятийный научный аппарат культурологии;
n основные культурологические теории и направления;
n наиболее важные этапы развития мировой и отечественной культуры;
уметь:
n пользоваться источниками информации, рационально обрабатывать и анализировать учебный материал;
n актуализировать знания, пользоваться усвоенным материалом в реальных жизненных ситуациях;
n формировать и обосновывать личную позицию по отношению к проблемам культуры.
ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Структура и состав культурологического знания; методы культурологических исследований; основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры; культура и природа; культура и общество; культура и личность; культурогенез; динамика культуры; межкультурные коммуникации; культурные ценности и нормы; культурные традиции; социальные институты культуры; типология культур; культурная самоидентичность; этническая и национальная, элитарная и массовая культура; локальные культуры; восточные и западные типы культур; место и роль России в мировой культуре; тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «КУЛЬТУРОЛОГИЯ»
Тема 1. Культурология как область знаний.
Ее предмет и место в ряду наук
Структура и состав культурологического знания. Культурология и ее основные разделы: философия культуры, социология культуры, морфология культуры, история культуры. Культурная антропология. Культура как предмет теоретического исследования. Полисемантизм понятия и опыт определения. Культура и цивилизация. Методы культурологических исследований.
Тема 2. Морфология и социальная динамика культуры
Культура как система. Структура культуры. Мифология и религия, мораль, право, наука, искусство и др. в системе духовной культуры. Понятие субъекта культуры. Культура этническая, народная, национальная, массовая, элитарная. Общее и особенное в развитии культуры. Межкультурные коммуникации.
Тема 3. Социальные функции культуры
Культура в системе индивидуальных и общественных потребностей. Функционирование культуры. Культура и личность. Социально-нормативные и познавательно-коммуникативные функции культуры. Культурные ценности и нормы. Моралистическое направление в культурологии. Социальные институты культуры.
Тема 4. Историческая динамика культуры
Культура как процесс. Культурогенез. Вариативность исторического процесса. Специфика культурной эволюции. Динамика традиций и инноваций. Основные принципы классификации культурной эволюции и ее этапы. Понятие культурной эпохи. Концепция линейного развития культуры К. Ясперса.
Тема 5. Типология мировой культуры
Общеметодологические проблемы типологизации культуры Концепции Н. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби, др. Понятие культурной самоидентичности. Методологические основания региональной классификации мировой культуры. Культурные регионы.
Индийский культурный регион. Роль брахманизма, буддизма, индуизма в формировании индийской культуры. Особенности индийской философии, эстетики, искусства.
Дальневосточный культурный регион. Роль национальных философско-религиозных учений в формировании культуры региона (конфуцианство, даосизм, синтоизм). Основные направления буддизма и их специфика. Художественная культура.
Европейско-североамериканский культурный регион. Понятие европейской культуры и ее основные черты. Роль и значение римско-эллинистического культурного наследия и христианства. Культурно-конфессиональные различия: католицизм, православие, протестантизм. Роль европейской культуры в истории развития культуры североамериканского региона.
Арабо-исламский культурный регион. Ислам и его влияние на культуру региона. Особенности мусульманской культуры, эстетики, быта, нравов. Суннизм и шиизм в исламском мире.
Тема 6. Место и роль культуры России в мировом культурно-историческом процессе
Специфика социокультурного процесса в России. Проблемы взаимодействия русской культуры с культурами Запада и Востока. “Русская идея” как самосознание культуры, ее истоки и развитие. Славянофильство, западничество, евразийство. Духовный кризис и пути возрождения русской культуры.
Тема 7. Культура и актуальные проблемы современности
Социокультурные смыслы техники. Роль техники в динамике культуры. Техногенный характер современной цивилизации. Научно-техническая революция и ее социокультурные последствия. Технократизм как проблема общества и культуры. Культурный прогресс и культурный кризис.