Максимальная оценка 42 балла
Ответ на задание 3. (11 кл.)
Страна | Композитор | Название произведения | Жанр | |
Австрия | Моцарт | "Волшебная флейта" | Опера | |
Германия | Вагнер | "Тристан и Изольда" | Опера | |
Италия | Россини | "Севильский цирюльник" | Опера | |
Россия | Чайковский Прокофьев | "Пиковая дама", "Щелкунчик" "Золушка" | Опера, балет, балет | |
США | Бернстайн | "Вестсайдская история" | Мюзикл |
Анализ ответа и оценка
1. Участник верно соотносит 5 имен композиторов со странами, с которыми были связаны их жизнь и творчество. По 2 балла за каждое верное соотнесение = 10
баллов.
2. Участник верно соотносит 6 названий произведения с именами их авторов. По 2
балла за каждое верное соотнесение = 12 баллов.
3. Участник верно определяет жанры 6 музыкальных произведений. По 2 балла за
каждое верное соотнесение = 12 баллов.
4. Участник верно заполняет оставшуюся свободной строку, приводя имя
композитора, название его произведения и указывая жанр. По 2 балла за верное заполнение каждой из 3 ячеек строки "Италия" = 6 баллов. Если, заполняя строку "Италия", участник назовет имена 2 композиторов, 2 произведения, верно определив их жанр, ему выставляется по 2 балла за каждое верное дополнение, но не больше 6 дополнительных баллов так, чтобы общая оценка за эту часть задания не превышала 14 баллов.
Максимальная оценка 46 баллов.
Ответ на задание 4.
Ключи к ответу. Примечание. Сведения в ключах даются для справки. Участник не может и не должен знать имена всех авторов и названия всех работ. Ключи помогают
определить верностьотнесения участниками произведенийктойили иной эпохе, стилю, направлению.
1. Мелоццо да Форли (1438–1494). «Ангелы, играющие на музыкальных
инструментах». Фрагмент.
2. К. Петров-Водкин. «Скрипка». 1918.
3. А. Маранов. «Гармония». 1998.
4. Средневековая иллюминированная книга.
5. В. Ходов. «Музыканты». 1980.
6. Л. Пастернак. «Мальчик, играющий на скрипке». 1920-е г.
7. Э.Дега. «Оркестранты оперы». 1870. (Вариант перевода названия«Оркестроперы»).
8. Н. Богданов-Бельский. «Виртуоз». 1891.
9. П. Дольский. «Астор Пьяццолла».2006.
10. Х. Рембрандт. «Музицирующее общество». 1626.
Таблицы к заданию 4. Предполагаемый вариант заполнения
Эпоха, направление, стиль | NN работ | Признаки эпохи, направления, стиля |
Средние века | Отсутствие перспективы, плоский задник | |
Возрождение | Внимание к гармонии внешней и духовной красоты, стремление выразить ее через образы ангелов. | |
XVII век | Внимание к многочисленным бытовым деталям, элементам одежды, стремление передать объем через зеркальное отражение | |
XIX век, реализм | Внимание к признакам сословной принадлежности, жизни народной среды в общении с миром природы. В условиях развития импрессионизма обогащение использованием световых бликов. | |
XIX век, импрессионизм | Внимание к впечатлению от мира искусства, передаче впечатления от искусственного освещения (Э. Дега) | |
Начало ХХ века, влияние символизма | Петров-Водкин "Скрипка". Оттенок символизма в контрасте между теплотой сохраненной скрипки, как символа духовной жизни, и ветхостью стены, неуютом города. | |
Начало ХХ века, влияние авангарда и импрессионизма | Интерес к красному цвету, схематично набросанный фон широкими мазками, передающими движение теней при искусственном освещении. | |
Последняя треть ХХ века, декоративность, импрессионистичность, элементы кубизма | Блики, цветовые оттенки при вариации повторяющихся в различных ракурсах форм в стремлении передать впечатление от движения мелодии, звуковых сочетаний. | |
КонецХХ века, сочетание импрессионистичности и символизма | Переливы бликов сливаются в предельно обобщенный образ флейтиста, световые линии и волны передают причудливые переливы мелодиии ритма. | |
Начало XXI века, гиперреализм, экспрессионистичность | Четкое воспроизведение портрета, детальное прописывание складок и фактуры занавеса, стремление выразить энергию и свободу развивающейся мелодии через широкий жест исполнителя и рвущиеся струны сосредоточенных скрипачей-оркестрантов. |
Вводная заметка (к заданию 4) Вариант разработки концепции выставки
Название и подзаголовок выставки:
"Гармонии таинственная власть" (Евг. Баратынский)
Музыка языком живописи
Музыка обладает особым языком: минуя слова, она способна передавать чувства, так стирая грани между людьми, преодолевая временные и пространственные преграды. Но музыка воздействует на человека в момент ее звучания и поэтому относится к временным видам искусства.
Живописец, передавая воздействие музыки на человека, применяет различные приемы. В средние века он изображал музыкантов в темных одеждах на ярком фоне, видимо, так стремясь подчеркнуть важность производимого музыкой эффекта (N4).
В эпоху Возрождения, подчеркивая важность духовной жизни человека, художник
вкладывает музыкальные инструменты в руки ангелов и богов, изображает их на фоне небесной выси. Положение рук передает нежность прикосновения к инструментам и создает предчувствие тончайших гармоний. Музыкальную гармонию художник передает сочетанием цветов, выразительных, но не кричащих. Музыкальный полет и неуловимость, материальную бесплотность музыки художник передает через изображение ангельских крыльев, легких и одновременно мощных (N1).
Художники разных эпох и народов показали, что власти музыки подвержены люди различных возрастов и сословий: музицирующие в домашних концертах (N 10), профессиональных театрах (N7), в минуты досуга на лоне природы (N8). И каждый разна полотне будто бы застывает музыка различного качества.
Особый способ живописного воплощения музыкального впечатления – передать музыкальный поток через блики, свечения, переливы тонов и оттенков, что демонстрируют работы ХХ века. Живописцам удается передать звонкие и игривые переливы рожков (N5) нежную причудливо развивающуюся мелодию флейты (N 3). Здесь музыка, "... как солнца луч в движении тумана". Это определение музыке дал К. Бальмонт. Расплывчатость образов, уход от материальности подчеркивает универсальность музыки, заполняющей собой все пространство, весь мир и соотносится со строками К. Бальмонта: "...первая свирель была царевна / Ветров и воли, смывшей берега"...
Стремление выразить энергию и свободу развивающейся мелодии через широкий
жест исполнителя и рвущиеся струны сосредоточенных скрипачей-оркестрантов проявляет художник в работе N 9.
Таким образом, через жест, колорит, композициюхудожник стремится и преуспевает в передаче впечатления от музыкального произведения языком живописи.