Особая убедительность этого открытия подкреплена тем, что в работе над «Варварами» и «Мещанами» Товстоногов опирался
на сложившиеся традиции в истолковании драматургии М. Горького, которые обеспечили ей памятные победы 1930-х годов. «Осмысление классики с позиций современности,— писал Товстоно-г о в , — д о л ж н о идти по существу, а не по периферии. Стремление сделать во что бы то ни стало не так, как делали другие, кажется мне искусственным. Л ю б а я новация должна быть продиктована необходимостью логики, должна лежать в природе материала и находиться в русле принципиального решения...
Д о л ж н о меняться освещение картины, а контуры рисунка могут оставаться прежними».1
Глубина новой трактовки, новое «освещение картины» заключалось, разумеется, не в низведении образа Н и л а до некоего второстепенного значения, не в попытке его развенчания за счет умаления л и ч н ы х качеств героя. Т а к а я задача режиссером не ставилась. Суть нового была в том, что «Мещане» были поняты как историческая трагедия, которая рассматривает критический момент в движении человечества. Семейная хроника, по-своему глубокая и многозначительная, пропитанная острым социальным чувством,— так понимались «Мещане» по сложившейся театральной т р а д и ц и и — стала исторической х р о н и к о й шекспировского толка. Недаром многие писавшие и говорившие об этом спектакле поминали имя Ш е к с п и р а и предрекали режиссеру скорую работу над произведениями английского классика.
До «Генриха IV» Товстоногов почти не имел практического опыта работы над шекспировской драматургией, если не считать спектакля «Много шума из ничего», поставленного в 1940 году в Грузинском театральном институте, однако мысль о Ш е к -спире его не оставляла.
В 1964 году он объявил, что собирается вновь ставить «Много шума из ничего»: «Тогда (в первой постановке «Много ш у м а » . — Ю. Р.) я видел лишь условность шекспировского театра. Теперь я в и ж у удивительное сочетание условной природы театра Ш е к -спира с предельной достоверностью эпохи, жизни, быта».2
Однако спектакль не был поставлен. Товстоногов объясняет это лаконично — «не нашел решения», но за профессиональным лаконизмом кроются, конечно, более глубокие причины. Почему не нашел решения — вот что важно. Видимо, в эти годы, погруженный в сферу Чехова и Горького, которая для него стала атмосферой весьма современного наполнения, он не находил в комедии Ш е к с п и р а того духовного родства, которое связало бы пьесу с современным зрителем. Размышляя над возможностью постановки Ш е к с п и р а , Товстоногов говорил о «непостижимом умении Ш е к с п и р а сочетать космические страсти, титанические характеры с подробностями психологической жизни».3
21 Г. Т о в с т о н о г о в . О профессии режиссера, с. 127. 3 «Театр», 1964, № 4, с. 99. Там же.
«Много шума из ничего» не давало возможности именно так подойти к Ш е к с п и р у , к его внутреннему миру. Товстоногов стал искать другую пьесу, отвечающую этой потребности. Так подошел он к двухчастной хронике «Король Генрих IV».
Товстоногов обычно задолго до появления спектакля, до дня начала репетиций объявляет свои планы, те центральные работы, которые он сам считает принципиальными. Тут он не сохраняет тайны и, вопреки театральным обычаям, не только заранее раскрывает название пьесы, но подчас даже и общее ее решение. Так было с «Горем от ума», так было с «Мещанами», так происходило с «Ревизором» (о желании поставить комедию Гоголя Товстоногов известил лет за десять до премьеры). Примерно в то же время, говоря о планах театра в работе над классикой, Товстоногов сообщил, а потом не раз повторял, что собирается работать над «Дачниками». Шекспировская пьеса «вылезла» как будто неожиданно, отодвинув «Дачников» и «Ревизора», хотя, казалось бы, вполне логично было рассчитывать на успех в горьковской драматургии, завершив трило-г и ю — «Варвары», «Мещане», «Дачники».
Скажем, забегая вперед, что горьковские «Дачники» были выпущены в 1976 году и вызвали большой интерес. Х у д о ж н и к Э. Кочергин предложил для спектакля огромное незаполненное пространство, в котором, не сближаясь, бродят уставшие «дачники». Устали от всего — от пустых разговоров, суетных дел, взаимного непонимания, и более всего от отсутствия какой-либо серьезной и любимой цели в жизни. Режиссер не особенно настаивает на конфликте между Басовым, Сусловым и Ш а л и м о -вым, с одной стороны, и Власом и Марьей Львовной — с другой. Ему не очень важен сегодня конфликт, который указывает на некий возможный выход для этих «дачников». Влас (Ю.Демич) и Марья Львовна ( Л . Макарова и Н. Ольхина), Двоеточие (Е. Лебедев и П. Панков), а более всего Варвара Михайловна (С. Головина) противостоят остальным героям не по идейным мотивам, а просто потому, что сумели сохранить, удержать в себе некоторую ясность понимания ж и з н и , свежесть и естественность чувств, трезвость взгляда. Внимание режиссера, по справедливому замечанию критика Ст. Рассадина, сосредоточено на ином: «Спектакль возвращает нас вглубь, в безвременье начала века, сочетавшее оживление технического прогресса с оскудением духа». «Дачники»,— продолжает Ст. Рассадин,— спектакль о невыносимости бездуховности. Д а ж е для носителей ее...»1
С наибольшей остротой звучит эта мысль в игре О. Борисова (Суслов) и О. Басилашвили (Басов), показавших драму ж а л к и х и мерзких людей, драму утери ими высокой духовной цели в жизни.
1 «Литературная газета», 1976, 9 июня.
«Варвары», «Мещане», «Дачники» заново открыли для нас в а ж н у ю страницу книги русской духовной жизни, на которой рукой режиссера отчеркнуты слова о неразрывных связях человека и времени, личности и истории.
Шекспировская пьеса, историческая хроника, что весьма важно, давала режиссеру возможность во многом по-новому взглянуть на всегда занимавшую его проблему взаимоотношений личности и обстоятельств жизни, истории.