А.С.Грибоедов (1795-1829)
ТЕТРАДЬ
на печатной основе
учении__ 9 _ класса
_________________________
_________________________
_________________________
9 класс
ЛИТЕРАТУРА
«Слово о полку Игореве»
Этот памятник вечно свеж. Каждая эпоха находит в нём новое и своё. Это предназначение подлинных произведений искусства: они говорят новое по-новому, и они всегда современны.
Д.С.Лихачёв
СЛОВАРЬ
Составьте предложение с данными словами и выражениями: литературный памятник, лирический отклик на конкретное событие, хула, слава и плач, остропублицистический, композиция поэмы, зачин, лирическое отступление, кульминационный момент боя, заключительный аккорд, фрагмент.
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Задания I уровня
Составьте полный план «Слова о полку Игореве», выделив основные части поэмы.
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Задания I уровня
Какую смысловую нагрузку несут рефрены: «… ища себе чести, а князю славы» и «О, Русская земля! Уже ты за холмами!»?
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Задания II уровня
Выпишите сравнения, сопоставляющие события поэмы и жизнь природы. В чём смысл этих сравнений?
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Задания II уровня
Почему произведение заканчивается славой князьям и дружине?
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Русский классицизм
Всё, что я пишу, пишу по должности гражданина,
Отбивая всё то, что согражданам моим вредно,
Быть может.
А.Кантемир
СЛОВАРЬ
Составьте предложение с данными словами и выражениями: писатель-классицист, общественные пороки, тирания, «злонравие» на троне и в помещичьей усадьбе, программное произведение, ода, сатира, дидактичность, нравственные идеалы.
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Задания I уровня
Составьте цитатный план «Оды на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны» М.В.Ломоносова.
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Задания I уровня
Сформулируйте идею «Оды на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны» М.В.Ломоносова.
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Задания I уровня
Выпишите устаревшие слова, формы, выражения (7-8 приёмов). В чём их смысловая нагрузка?
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Задания I уровня
Выпишите из сатиры Г.Р.Державина «Властителям и судиям» лексику, эмоционально окрашенную положительно и отрицательно.
Положительно
Отрицательно
Восстал всевышний бог, долг, законы…
Неправедных и злых
В чём смысл такого противопоставления? Сделайте вывод об основном композиционном приёме сатиры.
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Задания II уровня
Сопоставьте сатиру Г.Р.Державина с псалмом 81 «Библии». Найдите параллели. Зачем Державин «пересказывает» «Библию»?
Псалом 81
Бог стал во сонме богов; среди богов произнёс суд.
Доколе будете вы судить неправедно и оказывать лицеприятия нечестивым?
Давайте суд бедному и сироте; угнетённому и нищему оказывайте справедливость.
Избавляйте бедного и нищего, исторгайте его из руки нечестивых
Не знают, не разумеют, во тьме уходят; все основания земли колеблются.
Я сказал; вы – боги, и сына Всевышнего – все вы.
Но вы умрёте, как человеки, и падёте, как всякий из князей.
Восстань Боже, суди землю; ибо Ты наследуешь все народы.
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Задания II уровня
Сопоставьте стихотворение Г.Р.Державина «Памятник» и послание Горация «К Мельпомене». Чем похожи эти произведения? Чем отличаются? Почему Державин «пересказывает» Горация?
Гораций
К Мельпомене
Создал памятник я, бронзы литой прочней,
Царственных пирамид выше поднявшийся.
Ни снедающий дождь, ни Аквилон лихой
Не разрушат его, не сокрушит и ряд
Нескончаемых лет – время бегущее.
Нет, весь я не умру, лучшая часть меня
Избежит похорон. Буду я вновь и вновь
Восхваляем, доколь по Капитолию.
Жрец верховный ведёт деву безмолвную.
Назван буду везде – там, где неистовый
Авфид ропщет, Где Давн, скудный водой, царём
Был у грубых селян. Встав из ничтожества,
Первым приобщил песню Эолии
К италийским стихам. Славой заслуженной,
Мельпомена, гордись и, благосклонная,
Ныне лаврами Дельф мне увенчай главу.
Примечания.
Мельпомена– муза трагедии.
Аквилон– северный ветер.
«Жрец верховный ведет деву безмолвную»- обряд освящения Рима, совершаемый верховным понтификом и старшей весталкой, которая по ритуалу должна была хранить молчание. Этот обряд представлен Горацием как символ вечности Рима.
Авфид– река в Апулии, на родине Горация.
Давн– мифический царь Апулии.
Песни Эолии– греческая лирика, стихи Сапфо и Алкея, писавших на эолийском диалекте греческого языка.
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Задания II уровня
Назовите черты классицизма комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Задания II уровня
По словам Шекспира, комедия – «несовместимого соединитель». В чём комедийность пьесы «Недоросль»?
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Задания I уровня
Сформулируйте идею комедии «Недоросль».
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Сентиментализм
«…во знак чувствительной души».
М.Н.Муравьёв.
СЛОВАРЬ
Составьте предложения с данными словами и словосочетаниями: писатель-сентименталист, ориентирующийся на вкусы демократического читателя, культ чувства, оттенки всевозможных настроений, сентиментально-реалистическая линия в творчестве А.Н.Радищева, сентиментально-романтическая линия в творчестве Н.М.Карамзина.
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Задания I уровня
Перечислите черты сентиментализма в «Путешествии из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева.
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Задания I уровня
Найдите традиционные для жанра путешествия мотивы и приемы (укажите главу, эпизод).
- культ дружбы;
____________________________
____________________________
____________________________
- прием «найденной рукописи»;
____________________________
____________________________
____________________________
- описание разговора с несчастной девушкой;
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
- встреча с нищим;
____________________________
____________________________
____________________________
- посещение крестьянской избы.
____________________________
____________________________
____________________________
В книге Радищева эти мотивы и приёмы служат иным целям, нежели в обычном сентиментальном путешествии. Каким?
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Задания I уровня
Найдите в «Путешествии…» традиционные для фольклора жанры (укажите главу, эпизод).
- хороводная песня;
____________________________
____________________________
____________________________
- плач по рекруту;
____________________________
____________________________
____________________________
- духовный стих.
____________________________
____________________________
____________________________
Почему писателя привлекли жанры фольклора? Для чего писатель располагает их в начале глав?
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Задания I уровня
Найдите в «Путешествии…» традиционные для средневековой литературы жанры (укажите главу, эпизод).
- видение;
____________________________
____________________________
____________________________
- знамение;
____________________________
____________________________
____________________________
- прославление;
____________________________
____________________________
____________________________
- поучение.
____________________________
____________________________
____________________________
Какова цель обращения писателя к этим жанрам?
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Задания I уровня
Найдите в «Путешествии…» традиционные для новой русской литературы жанры (укажите главу, эпизод).
- разговор;
____________________________
____________________________
____________________________
- письмо;
____________________________
____________________________
____________________________
- портрет;
____________________________
____________________________
____________________________
- анекдот.
____________________________
____________________________
____________________________
Для чего писатель использует эти жанры?
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Задания I уровня
Найдите в «Путешествии…» научно-публицистические формы и жанры (укажите главу, эпизод).
- законодательный проект;
____________________________
____________________________
____________________________
- историко-публицистический трактат;
____________________________
____________________________
____________________________
- литературно-критическая статья.
____________________________
____________________________
____________________________
Что дает писателю обращение к этим жанрам?
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Задания I уровня
Приведите примеры лексики из различных пластов.
- высокие церковно-славянские слова;
____________________________
____________________________
____________________________
- архаизмы;
____________________________
____________________________
____________________________
- экспрессивная лексика;
____________________________
____________________________
____________________________
- просторечия;
____________________________
____________________________
____________________________
- сниженная лексика.
____________________________
____________________________
____________________________
Какие возможности перед писателем открывает такое стилевое разнообразие?
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Задания II уровня
Сюжетное время «Путешествия…» занимает 7 суток. Как писатель раздвинул эти временные рамки?
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Задания II уровня
Художественное пространство «Путешествия…» состоит из двух пластов: внешнего (историко-географический тракт «Петербург – Москва») и метафорического (мир души героя).
Каков нравственный путь героя? Человеком с какими взглядами он начинает и заканчивает путешествие?
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Задания I уровня
Назовите черты сентиментализма в повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Задания II уровня
Каков смысл эпитета, помещённого писателем в заглавие?
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Задания II уровня
Какую роль играют в повести пейзажи?
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Задания III уровня
Чем отличается отношение к простым людям у Радищева и Карамзина?
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Романтизм
А он, мятежный, ищет бури,
Как будто в бурях есть покой!
М.Ю.Лермонтов.
СЛОВАРЬ
Составьте предложения с данными словами и словосочетаниями: бурный порыв, свобода, исключительные личности, экзотическая природа, историческое прошлое, острая неудовлетворённость социальной действительностью, смутный, но притягательный идеал, трагический поединок личности и судьбы.
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Задания I уровня
Распределите лексику стихотворений К.Ф.Рылеева «Я ль буду в роковое время…» на положительно и отрицательно эмоционально окрашенную.
Изнеженное племя
Гражданин сан...
Отрицательно
Положительно
В чём смысл такой антитезы? Какова идея произведения?
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Задания I уровня
Назовите черты романтизма в балладе В.А.Жуковского «Светлана».
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Задания II уровня
Чем отличается романтизм Жуковского от романтизма Рылеева?
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Задания I уровня
Жизнь человека издавна ассоциировалась с представлениями о пути, дороге. Какой жизненный этап героини отражён в балладе? С какими чувствами героини связаны начало и конец пути?
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Задания I уровня
Действие разворачивается в определённом пространстве и времени. В каком пространстве? В чём смысловое значение пространства? Чем и как знаменуется художественное время?
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Задания I уровня
Все мотивы и образы баллады призваны раскрыть внутреннее состояние героини. В соответствии с этим слова произведения призваны раскрыть не столько предметный, сколько эмоциональный смысл и значение. Докажите это на 1-2 примерах.
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Задания I уровня
Докажите, что баллада связана со сказкой и подчиняется законам сказки.
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Задания II уровня
Как в образе героини и в сюжете баллады показано, что народные представления сочетаются с религиозными?
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Задания III уровня
Письменно подготовьте ответ на вопрос (или составьте сложный план) «В чём новаторство Жуковского-романтика?».
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
А.С.Грибоедов (1795-1829)
«Горе от ума» (1825)
«Горе от ума…», я думаю, гениальнейшая русская драма…». Оно является произведением «непревзойдённым, единственным в мировой литературе, не разгаданным до конца…»
А.Блок.
СЛОВАРЬ
Составьте предложения с данными словами и словосочетаниями: пьеса, комедия, драматург, драматический конфликт, монолог, диалог, реплика, ремарка, внесценический персонаж, кульминация, фамусовское общество.
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Задания I уровня
Перечислите черты классицизма комедии «Горе от ума».
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Задания I уровня
Перечислите черты реализма комедии «Горе от ума».
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Задание I уровня
Расположите героев комедии (в том числе тех, кто в ней только упоминается) по группам.
- главные;
____________________________
____________________________
- второстепенные;
____________________________
____________________________
- внесюжетные;
____________________________
____________________________
- внесценические.
____________________________
____________________________
Какую роль в пьесе играют внесюжетные персонажи? А внесценические?
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Задания I уровня
Сравните реплику Чацкого в черновике и в окончательном варианте комедии. В чём и как изменилась речь Чацкого? Что это давало автору?
Черновик
- Но, боже мой! Кого вы поискали! Когда размыслю я, кого вы предпочли?
Чистовик
- А вы! О, боже мой! Кого себе избрали? Когда подумаю, кого вы предпочли!
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Задания I уровня
Найдите в комедии Грибоедова реплики, подобные ниже данным. Выделите в них просторечные слова.
- Ах! Уж ты давно и сюда выйти изволил. («Недоросль» IV д.)
- Это и давеча приметил. («Недоросль» IV д.)
- Я знала наперёд, что это не про вас. (А.Шаховской «Урок кокеткам или Липецкие воды»)
-Изрыскал целый свет! (там же)
О чём говорит обилие просторечных слов в комедии?
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Задания I уровня
Найдите в тексте комедии и выпишите пословицы, переделанные автором (здесь даются подлинные пословицы).
Слово не обух, а от него гибнут.
Тебе смешно, а мне к сердцу дошло.
Нет! Я в Моздок не ездок.
Беда не беда, лишь бы не было греха.
Долог волос, ум короток.
Языком кружево плести.
С умом жить – мучиться, без ума – тешиться.
О чём говорит обилие пословиц в комедии?
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Задания I уровня
Выпишите 8-10 примеров предложений, в которые автор ввёл фразеологизмы. Например, «ни на волос любви», «…она не ставит в грош его».
Что даёт автору обилие фразеологизмов в речи персонажей?
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Задания I уровня
Выпишите 8-10 примеров афоризмов, звучащие в устах героев комедии, например, «Счастливые часов не наблюдают».