Грибоедов (1795-1829) жизнь и творческий путь. Комедия горе от ума
Поэт, писатель, дипломат. Много пьес.
Стар дворянский род в Москве. Поступ в МУ, изуч истор миров комедии. Когда нач война 12 г уход в армию, карнет в гусар полку. Перв пьеса, соавтор Шаховской "молодые супруги".
Отставка, на службе коллегии иностр дел- до конца жизни. Знак с вид литерат, многими актер и актрис. Совмест с Шаховским и Хмельницким -комед в стихах "своя семья или замужняя невеста", "Студент"- с Катениным комед в прозе
Участник больш скандала-дуэль. Извест балерин Истомина, ее любов Шереметьев. Гриб повез балер в дом другу Завадовскому, приехал Шеремет-дуэль. Секундант шеремет- якубович. Гриб и Якуб тоже стрелялись, но позже, когда встрет в Тифлисе. Гриб ранен в кисть лев руки.
"Придворным неверность" с Жандром; "Водевиль. Кто брат кто сестра или обман за обман"- с Вяземским.
Восстание декабристов. Двое дали показание, что Гриб декабрист. Сидит в Петерб тюрьме, освободили за недосказанностью обвинений.
"Горе от ума" начин писать в Тегеране. Больш часть- крылат выражения. Комед отражает основ конфликт- столкние консерват людей с соврем об-вом.нов и стар. Работал над пьес, придерживаясь традиции комед нач 19в- все классицист единства, дает персонажам говорящ фамилии. Высмеивает пороки не 1-2 людей, а целого об-ва. Новшество- образ Чацкого. Герой, лишенный героического. Чацк отверг устаревш нормы жизни, дух свободомыслия, чест служит роду. Молчалин-противоп, внешне скрыт, подхалим, лакей. Фамусов- чиновник-бюрократ. Скалозуб- типич представ военщины, недалекий солдафон.
Цензура не пропускает пьесу, непригляд вид выс об-ва. Пьеса расход в рукопис вар. Гриб видел пьесу 1 раз на сцене в Ереване. 28 г. заключ выгод для России Туркманчайский мир договор с Персией. Россия без войны получает Армению. Ранг министра, убит в Персии 29 г, насилие над телом. Прав-во сним запрет на горе от ума, игр пьесу в Больш т.
Пушкин (1799-1837) и театр.Драматургия. борис годунов – политическая пьеса. Основные идеи и образы трагедии, маленьк траг
Стройная система взглядов по отношению к драме и театру. Взгляды изложил в «Мои замечания об русском театре» 1820г. «Письмо к издателю Московского вестника» 1820г. «Наброски предисловия» 1829-30г (к Борису Годунову)
С течением жизни взгляды Пушкина менялись от декабриста и романтизма до реализма (истинный романтизм)
Выражает взгляды литературными формами. В Борисе Годунове формула: правдоподобия положений и правдивых диалогов.
Маленькие трагедии: истина страстей, правдоподобие чувствований в предполагаемых обстоятельствах.
Много пишет о драме крестьян. Классицизме и его представителях: Корнеля, Россини, Мольера противопоставляет Шекспиру.
Пишет об актёрском искусстве. Защищает русских актёров, пример великая актриса Екатерина Семёнова.
1820 -1822г стихотворная трагедия «Вадим» не оконч.
«Борис Годунов» 1824 – 7 ноября 1825 г.
Национальная, реалистическая трагедия.
Источник: в 24г из печати вышли 10 и 11 тома «истории государства российского» Карамзина.
Борис у Пушкина обречён. Человек большого ума, воли, и других высоких личных качеств, его мучает совесть за совершённое убийство.
Самозванец – лихой гуляка.
Центральная проблема – взаимоотношения народа и власти.
Заключительная ремарка «народ безмолвствует» это смысловое резюме трагедии и является залогом падения нового царя.
Народ – слепая масса, которая плохо разбирается в ситуации.
Пушкин в этой трагедии нарушает закон трёх единств (времени, места и действия) вместо актов у него 23 сцены, отказ от единства слога пишет и прозой и стихами. Для каждого персонажа своя речевая выразительность. Например, речь Пимена, быт, говор народа.
Пьеса была запрещена, напечатана в 1831 году. Первый раз поставлена в 1870 с сокращениями.
«Маленькие трагедии» 1830г
Цикл «Скупой рыцарь» «Пир во время чумы» «Моцарт и Сальери» «Каменный гость»
«Скупой рыцарь»
Тема власти денег над человеком
Главный Герой Барон многогранная личность, когда-то он был рыцарем, придворным, в случае войны и снова готов обнажить меч за герцога Испании. Но он блаженно перебирает золото в своих сундуках, и из-за денег готов обвинить собственного сына в преступлении. В финале умирает, Пушкин выносит ему приговор.
«Моцарт и Сальери»
Легенда о том, что Сальери отравил Моцарта.
Вопрос взаимоотношения таланта и гения. Моцарт человечен искусство и жизнь неотделимы. Сальери – завистник и считает, что талант дался недостойному. Сальери считает, что его долг убить Моцарта. «гений и злодейство несовместимы»
«Каменный гость»
Вариант истории Дон Жуана.
Пушкинский Гуан по-своему любит каждую женщину, но ищет свой идеал. Статуя командора утаскивает его в ад.
«Пор во время чумы»
Перевод первой главы Вильсона «Чумной город»
Гимн мужеству, воли и силы человека. В городе чума, а посреди этого самого города компания молодых людей бросает этой чуме вызов. Идея в гимне во имя чумы.
Постановки «Моцарта и Сальери» поставили в Петербурге в 1832, «Каменный гость» 1847, «Скупой рыцарь» 1852, «Пир во время чумы» 1899.