Мастерская колдуньи-ведуньи
На урок к самой Колдунье-ведунье Уставшая Женщина шла волнуясь. Она надеялась, что мудрость и опыт Колдуньи помогут ей стать счастливее, но тем не менее побаивалась. Желто-оранжевая дверь открылась ей сама. Как и ее коллеги, Колдунья-ведунья встретила Уставшую Женщину ласковым и все понимающим взглядом и предложила желтый чай на меду с ромашкой, сливовым и апельсиновым цветом. «Садись, дорогая моя,
Часть 2. Источники преображения...
устраивайся удобнее на подушках, пей желтый чай и просто слушай то, о чем я буду говорить», — сказала она глубоким голосом. Уставшая Женщина спросила: «А почему чай желтый, слегка оранжевый? У него такой приятный персиковый цвет». «Потому, что желтый цвет — цвет женского подсознания, не свойственный интеллекту», — ответила Колдунья-ведунья, — и я хочу, чтобы ты меня слушала, не стараясь осознать умом некую мудрость, а принимала мои слова истинной нашей женской мудростью. В психологии творчества, если тебе интересно, желтый цвет связывают с озарением (инсайтом), и если говорить о мудрости времени, то в этом отношении желтый указывает на будущее и осуществление в нем определенных возможностей. Желтый цвет светоносного чая высвободит твои животворные силы, которые погасят печаль и, подобно весне, пробудят тебя от зимней спячки. И это, если ты приглядишься, не просто желтый, а светоносный свет. Как говорил князь Евгений Трубецкой, золото полуденного солнца, из цветов цвет и из чудес чудо. О чуде из чудес мы сегодня и будем с тобой беседовать».
Медитация о сказке
Почему нам хочется верить в старые добрые сказки? Почему нам хочется видеть в жизни лишь только яркие краски?
Е. Ваенга
В мифах, сказках и во сне душа высказывает о себе.
К.-Г. Юнг
Глава 10. Мастерская Колдуньи-ведуньи
Когда человек знакомится с мифом или слушает сказку, точнее, когда он действительно воспринимает их всей душой, то он исцеляется...
Э.Юнг
«Это было однажды...», «Это было давным-давно...» — так начинаются сказки, которые затем уводят нас далеко-далеко — туда, где происходят странные вещи, не всегда понятные для рационального ума, где существуют ведьмы, волшебницы и волшебники, говорящие человеческим языком рыбы, птицы, животные, где Золушка превращается в принцессу, где можно увидеть чудеса на блюдечке, творить чудеса с помощью мертвой и живой воды, и где можно увидеть летающую Бабу Ягу.
Но куда Бабе Яге с метлой до летающего Змея Горы-ныча! И куда любому волшебнику до женского сундука. Волшебный сундук — это чисто женский атрибут. В сундуке обычная женщина хранит платья, а наша Колдунья-ведунья — сказки о женщинах и для женщин, о том, что следует знать женщине. Надо полагать, что в сундуке у женщины не только наряды, статьи из «гламурных» журналов, фотографии актеров, деньги, бусы и прочее. Современная женщина обладает широким диапазоном интересов, предпочтений, вкусов, и ей приходится много учиться, трудиться, развиваться, при этом рожать и воспитывать детей. Поэтому ей следует знать о своенравном характере ее внутреннего мира, об инициирующих обрядах, об уроках, иллюзиях и жизненных задачах, о том, чего ей не избежать в своей жизни. Женщине нужно
Часть 2. Источники преображения...
знать о том, что делать, если ее мужа пытаются увести коварные подруги, и как принять сложное решение. Мужчина к принятию решения подходит просто, как к математической задаче с одним, двумя и тремя неизвестными, а вот женщине быстрее подойдет путь решения, основанный на ее интуиции, внутреннем творчестве, любви. И на помощь ей может прийти сказка.
Немного из истории сказок. Рассказывание сказок в народе имело ритуальный характер. Так, в народной русской традиции считалось, что сказки нельзя рассказывать летом и в дневное время. Потому что сказочное говорение представляет собой особую речевую деятельность, являющуюся формой магического воздействия на реальную действительность, и имеет функции рассказывать о традиционных представлениях человека об устройстве мира, содержащихся в сказочных текстах, и оказывать реальное воздействие на формирование мира. Подобно закону сказочной действительности — «Сказано — сделано», здесь реализуется архаичное представление о возможности придания вещественной формы мыслям и желаниям, словам в пространстве и во времени. Кроме того, сказ о событиях жизни сказочного героя представляет собой идеальную модель поведения, закрепленную в традиции народа, для воспитания и передачи знаний молодому поколению: «Приобщаясь к миру сказки, ведомые сказочником, слушатели идентифицируют себя с героем, проходя вместе с ним предварительное, основное и дополнительные испытания, пересекая границы и получая искомые ценности, но, как и сказочник-герой сказки, они теряют эти ценности на
Глава 10. Мастерская Колдуньи-ведуньи
сказочной границе (то есть в конце сказки. — Я. Е.), приобретая лишь правила и нормы поведения» [7].
Сказка, рассказанная временем, всегда добра и поучительна. Она для детей и их родителей, для юношей и девушек, для жен и мужей. Каждый в ней найдет практические советы, применимые к реальности.
В сказке отображаются иллюзии, которые женщина преодолевает на своем пути от девочки до глубокой старухи. Юной девой она преодолевает первую иллюзию — ожидание в лице мужчины удовлетворения всех своих желаний (не всегда понятных даже ей самой). Далее ее поджидает другая ловушка-иллюзия, — будто мужчины любят только красивых женщин и видят в них лишь объект сексуального интереса... В сказке можно увидеть, что Красавице предстоит масса испытаний, через которые необходимо пройти, прежде чем она выйдет замуж. Первый шаг — отделение от родителей, независимость от их мнения и убеждений, снятие «семейных заклятий». Отделиться от родителей означает стать взрослой, руководствоваться своими жизненными ценностями, понимать смысл своей жизни, иметь смелость брать на себя ответственность за свою жизнь, а также уметь прощать обиды, в том числе родителям. Важно перестать считать себя жертвой своего несчастливого детства и обстоятельств. Второй шаг — обретение средств к самостоятельному существованию. Как в сказке «Морозко»: после ряда приключений и переживаний Красавица возвращается из темного леса с ларцом, полным сокровищ и красавцем женихом. На обретение брачного партнера, вступление
Часть 2. Источники преображения...
в отношения с собственным мужчиной требуется разрешение — разрешение на личное счастье, которое можно и нужно получить, сохранив при этом мир с отцом [10,16].
Вы полагаете, что в основном сказки существуют для женщин? Нет, они существуют и для мужчин! Мужские мифы и сказки, в отличие от сказочных уроков Красавицы, рассказываются иначе. Общепринято, что интерпретация сказки с позиции мужской психологии ближе людям и что мужскую сторону легче понимать с позиции действий Героя-спасителя. До некоторых пор мужчина в своей жизни может развивать преимущественно свою умственную функцию. Переориентация в середине жизни требует от мужчины обратить больше внимания на внутренний мир и углубить его вместо того, чтобы расширять переживание, в котором развиваются чувства, и ведет мужчину наконец к встрече с магически-мифологической иллюстрацией собственного внутреннего мира.
Что обычно делает Герой-мужчина в сказке? Он часто играет роль спасителя, спасает страну от драконов, от чужестранцев и т. д. Во многих сказках Герой находит спрятанное сокровище, отправляется ночью в плаванье, чтобы освободить свой народ. В мифах Герой часто бывает самоуверен, и тогда Боги наказывают героя, пытаясь его уничтожить (например, в мифе о Прометее). В сказках герой, так же как и в мифах, либо погибает, либо исправляется, либо изменяет себя.
Весьма распространен сюжет, в котором Герой встречается с драконом, — это метафорическое обозначение борьбы с семью различными недостатками человека. Они
Глава 10. Мастерская Колдуньи-ведуньи
и являются его препятствием на пути к счастью — близости с любимой. Каждый из драконов имеет уязвимое место, но для избавления от них необходимо встретиться с ними лицом к лицу. Фактически то, что люди называют драконом, является формой выражения их обычного, повседневного поведения. Хорошо познакомившись с драконом, мы начинаем понимать, что сам дракон и дает нам ключ к спасению: вместо неизбежного поражения он помогает обрести победу, которая разгоняет сомнения и страхи и расчищает дорогу к мудрости, правде и красоте. Герою в результате встречи с драконом предстоит не только развитие физической, интеллектуальной силы, приобретение друзей, но и встреча, свадьба с Красавицей и царствование через преодоление нарциссизма и эгоцентризма.
Обратимся к сказкам, в которых Герой, прежде чем совершить некий подвиг, встречает помощников. У короля Артура помощник — волшебник Мерлин, у Иванушки-дурачка — волшебные животные, а у Аладдина — джин из кувшина. Значит, первое, чему Герой должен научиться, — дружить с помощниками и понимать их язык — животный или волшебный, но в любом случае это иной язык, язык чуждого ему мышления, иной жизни с другими интересами и потребностями.
У Героя есть некоторые иллюзии, которые ему следует преодолеть. Одна из них заключается в том, что в лице любимой ищет он женщину-мать, которая должна быть старше его и относиться к нему по-матерински. Очень многие мужчины тайно холят придуманный ими образ женщины и всю энергию направляют на то, чтобы
Часть 2. Источники преображения...
достичь «пигмалионовского» счастья, обижая реальных женщин желанием переделать их в соответствии с воображаемым образом!
Для многих сказок характерно наличие двух миров. Один мир полностью нам понятен, он естественный и нормальный. В нем может жить купец со своей семьей, с дочерьми, который уезжает за подарками. В нем отец может второй раз жениться и привести в дом мачеху. И есть второй магический мир, в котором с помощью кольца дочь купца может перемещаться в другое место, а мачеха владеет волшебным зеркалом, в котором можно видеть весь мир.
Если применить эти два мира к человеческой душе, то первая область — это сознание, а вторая — бессознательное, та область, из которой, как известно, приходят наши мечтания и фантазии. Сознание и бессознательное — это две большие противоположности, в которых происходит сказка, и сказка налаживает связи между ними. При этом бессознательное может появляться во многих вариациях: это заколдованный дворец или мир под землей или под морем, лес или источник, дом ведьмы или пещера с драконом и т. д.
Интерпретируя сказку, можно решать психологические проблемы и мужской, и женской души, и проблемы, присущие различным возрастам человека. Открытым для слушателя, в зависимости от его данностей, остается только вопрос личной идентификации себя с центральной фигурой повествования — мужской или женской. Конечно, в каждой сказке имеется правило
Глава 10. Мастерская Колдуньи-ведуньи 139
придерживаться какой-то одной идентификации. Но известно, что человек владеет признаками обоих полов не только в физическом, но и в психическом плане, а это значит, что как мужчина, так и женщина имеют контрполовые гормоны, а также качества обоих полов — мужественные и женственные. В нашем случае напрашивается понимание сказки как изображение женской проблемы. Но это ни в коем случае не исключает принципиальной возможности идентифицировать себя с заколдованным принцем или с отцом, и понимать сказку с точки зрения мужской психологии.
К.-Г. Юнг и его последователи уделяли особое внимание кризисам второй половины жизни. На примерах сказок и мифов они дают нам возможность отследить весь жизненный круговорот от рождения до смерти и от смерти до рождения. Переход от восприятия сказок в четыре или в восемь лет до осознания сказок во взрослом возрасте позволяет принять все переходы в нашей жизни, взрослеть, исцеляться в этих кризисах, принимая свою другую, неизведанную сторону жизни. А делом подлинной мифологии и волшебной сказки является раскрытие особых опасностей и методов преодоления темного внутреннего пути от трагедии к комедии.
Общеизвестно выражение: «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Сегодня мало кто из взрослых имеет интерес и спокойствие восточного падишаха, чтобы внимательно слушать сказки «Тысячи и одной ночи», то есть истории Шехерезады. Хотя именно в них падишах смог найти то, что, он думал,
Часть 2. Источники преображения...
давным-давно потерял. Слушая сказки, он нашел и любовь, и доверие, и человеческое отношение.
Рассмотрим психологическую основу сказок, в которых присутствует основная героиня — девушка, отправляющаяся по разным причинам в странствие. Например, родной отец по воле мачехи оставляет дочь в лесу, или сестрица отправляется на поиски своих братьев, заколдованных в лебедей, или падчерица, не выдержавшая соперничества с мачехой в красоте и погибающая, от рук подосланной старухи с отравленным яблоком. Все эти сказки описывают путешествия, за которыми стоят инициация и изменение жизни героини. Инициирующие обряды — это обрядовые действия, которые сопровождают и формально закрепляют изменения социального статуса женщины или ее социальной роли в связи с возведением в какую-либо социальную должность, сопряженную с выполнением особых функций. В связи с этим обряды перехода, близкие по понятию инициации, закрепляют переход женщины в новую социальную категорию и приобретение нового статуса. Стратегия женской инициации предполагает обогащение и увеличение не только жизненной силы, но и способностей, опыта. В результате прохождения инициации жизнь дает женщине возможность стать более естественной, живой, творческой. При этом женщина не должна участвовать в боях, турнирах, сражаться и убивать, а может быть только Жертвой или Искательницей.
Из схемы видно, что женщина в своей жизни проходит через три инициации. Первая инициация по своей сути — возрастная. Она связана со взрослением девочки и иногда
Глава 10. Мастерская Колдуньи-ведуньи
Вторая инициация |
Девушка |
Женщина |
Первая' инициация |
Третья инициация |
Старуха |
Девочка |
заканчивается просто свадьбой. Она предполагает отделение от родителей, независимость от их мнения, обретение средств к самостоятельному существованию, обретение брачного партнера, то есть разрешение на личное счастье с собственным мужчиной. Первая иллюзия любви, которую преодолевает девочка при взрослении и превращении в девушку, — это ожидание от мира в лице мужчины удовлетворения всех своих желаний, не всегда понятных ею самой. Принц предстает в ее мечтах в сказочном, ирреальном, виде, на белом коне или, как в истории с Ассоль, под алыми парусами. В любом случае девочка, девушка испытывает сильнейшее влечение души к грезам. Положительным исходом инициации Девочки считается позитивный внутренний ребенок и принятие ответственности на себя. Это умение означает оставаться любопытной к жизни и событиям, умение восторгаться, наслаждаться и радоваться жизни. При отрицательном исходе инициации девушки становятся старыми девами, куклами, у них развиваются нарциссизм, желание быть зависимой, чтобы кто-нибудь
Часть 2. Источники преображения...
«носил на руках». В этом случае результатом становится построение негативной модели себя и / или мира. На этапе превращения в женщину девушка сталкивается с иллюзией, которая состоит в том, что мужчины любят только красивых женщин и смотрят на них исключительно как на объект сексуального использования или насилия [10,16].
Вторая инициация происходит более осознанно, чем первая: девушка добивается статуса, уважения, особого положения. В сказках этот процесс описывается как воцарение женщины. Это выражается поначалу в получении права на социальный статус и возможность рожать детей, права на половину того, что зарабатывает муж, права построить свой дом, стать столь же сильной, как мать мужа, пройдя чаще всего через сложное разделение территории со свекровью. Впервые она познает Любовь и соприкасается с женским коварством. Ей предстоит преодоление ловушек со стороны близких людей. Положительный исход инициации Девушки выражается в преображении Красавицы, в переосмыслении мира и бытия, в становлении взрослой женщиной, Прекрасной Дамой, излучающей добро, осознание и принятие сексуальности. В случае отрицательного исхода инициации женщина становится карьеристкой, агрессивной, ненавидящей других женщин, иными словами, становится мужественной Героиней, Чудовищем.
В материнстве женщину поджидает еще одна иллюзия, состоящая в том, что материнская любовь может заменить любовь к мужчине и это единственный удел женского существования.
Глава 10. Мастерская Колдуньи-ведуньи
Негативная Мать вмешивается в дела и жизнь своих близких, безусловно, из лучших своих побуждений, при этом в детях подавляется способность свободного принятия решений и ответственности за свою жизнь.
Третья и последняя инициация происходит, когда у женщины заканчивается детородный период, происходит эмансипация от выросших детей, добровольный отказ от главенства в пользу молодой преемницы и принятие ее. Это не просто переход в старость, а духовное преображение, высшая ступень посвящения, которой достигают единицы женщин. В результате инициации женщина обретает статус Дарителя и сама проводит инициации. В сказках это Фея, Волшебница и т. д. Ее функции в социальной жизни — инициирование молодежи, культивирование в следующем поколении духовных, общечеловеческих ценностей. Вспомним о старухе у разбитого корыта: как далека она была до статуса дарительницы, требовала от бедной рыбки то корыто, то терема высокие. Странно, что она принца себе молодого не требовала. Положительный исход третьей инициации выражается в становлении Харизматической Женщины, автономном духовном бытии, мудрости, возможности видеть жизнь в единстве и понимании человеческих проблем. Жизнеутверждающим является существование после отделения своих взрослых детей. Отрицательный исход инициации проявляет себя в состояниях отчаяния, в потере веры, надежды, любви, в рождении Ведьмы.
В третьей инициации происходит выход женщины на духовный уровень существования, но и здесь уже взрослую
Часть 2. Источники преображения...
женщину ожидает встреча и преодоление очередной иллюзии, заключающейся в том, что возможности не имеют пределов, а уникальность и сила дают право презрительного отношения к бездельникам, бесталанным, бездействующим («Мне дано право судить других!»).
От автора
В волшебной стране Оз Дороти попала в сложную ситуацию и ей потребовалась немедленная помощь. Не успела она высказать свою просьбу вслух, как появилась добрая Колдунья-ведунья и помогла ей. Что же было в ней такого, что из миллионов просьб в эту минуту от разных людей добрая Колдунья-ведунья услышала ее одну? То же встречаем и в сказке о Золушке: когда та очень сильно захотела на бал, появилась добрая Фея и помогла ей. Дороти и Золушку объединяли несколько качеств — доброта, бесхитростность и честность. Эти качества присущи и Аладдину. Всех троих объединяет еще одно общее качество, которое есть у всех людей на земле, — творческая сила. Вспомним сюжет сказки «Красавица и Чудовище». Когда Чудовище отпускает красавицу погостить с острова домой к отцу и сестрам, он предупреждает ее, что если, она не вернется к назначенному часу, он погибнет. Красавица клянется, что вернется к этому часу. Когда она возвращается на остров, то находит его умирающим. Она плачет, и ее слезы, капнув на мохнатую руку Чудовища, превращают его в красивого Принца. Он рассказывает ей о том, что злая ведьма заколдовала его, наследного Принца, в безобразное чудовище. И злые чары могли развеяться только в том случае, если его полюбила бы добрая и честная девушка. Получается, что для
Глава 10. Мастерская Колдуньи-ведуньи
того, чтобы добиться помощи в реальной жизни, как в сказках, нужно обладать духовной силой, а она живет в добром и честном сердце и любовь творит чудеса. Нашей Уставшей Женщине не хватает качеств, открывающих дверь в незримый мир волшебства. Ей следует вернуть яркие краски в свою жизнь, чтобы превратиться в Лучезарную Даму. Краски всегда имеют волшебную творческую силу. Все женщины могут исполниться творческих сил, и тогда их можно называть по-разному! Колдунья-ведунья, Фея, Волшебница, Джинн, Маг и т. д.
Вы можете наслаждаться жизнью волшебной сказки (у каждого она своя), и не имеет значения, кто вы — влиятельная бизнес-леди или бедный, замученный беготней по городу, риелтор, с морщинками или без... Вы можете начать строить новую жизнь, так как у вас есть связь с Волшебницей, которая регулярно появляется для контакта с вами и готова исполнять ваши желания.
Мы можем изменить свою жизнь, привнеся в нее фантастическое процветание, любовь. И чем скорее мы осознаем реальность нашего внутреннего мира, его волшебство, тем больше его даров получим во внешнем мире. В глубине души у нас есть знание, что жизнь не заканчивается тем, что видит глаз и слышит ухо. Об этом свидетельствует множество мифов и сказок. И зачастую, чтобы описать скрытые законы невидимого, но реального мира, мудрые люди используют язык притч, легенд, преданий, фольклора.
Сказка действительно способна поднять на поверхность все, что скрыто. Для Уставшей Женщины здесь есть очень много советов. И прежде чем претендовать на роль Королевы, ей стоит призадуматься. И вы попробуйте посмотреть на свою жизнь сквозь призму сказки, выполнив следующие упражнения.
Часть 2. Источники преображения...
МАСТЕР-КЛАСС III. СКАЗКИ В НАШЕЙ ЖИЗНИ
• Напишите свою личную сказку. Начните ее с привычных слов «Жила-была принцесса (или Красавица, или Герой, или разбойник). Она (он) мечтала (мечтал)... И вот однажды, случайно...». Не бойтесь фантазировать.
• Сделайте несколько иллюстраций к своей сказке. Для этого можно использовать как технику рисунка, так и технику коллажа. Затем перечитайте свою сказку несколько раз, рассмотрите иллюстрации и дайте свободу интуиции. Вы можете увидеть, какие чувства и эмоции выражают персонажи вашей сказки. Можете узнать о себе нечто новое, заметить в себе то, что утаивали от сознания, о чем даже не догадывались... А ведь это ваш жизненный сценарий, мечта, судьба...
• Напишите 5-10 названий любимых сказок. Проанализируйте, чем схожи персонажи или сценарии этих сказок, кто в кого превращается, кто, как и кому помогает, какие волшебные предметы фигурируют в этих сказках. Узнаете ли вы в них себя? Не живете ли вы похожей жизнью? Возможно, вы ждете, что сама по себе появится скатерть-самобранка, слепо веря в богатого принца, удачу в лотерее или в фортуну казино... Или ищете молодильное яблочко, вечный эликсир молодости...
• Вспомните, какая сказка, фильм или история на сказочную тему произвели на вас самое больше впечатление в детстве. Как связан этот образ с сегодняшней жизнью? Найдите этот фильм или эту сказку, пересмотрите или перечитайте.
Глава 10. Мастерская Колдуньи-ведуньи
• Вспомните несколько любимых сказок. Обратите внимание, какой сюжет вас в них привлекает. Странствия, превращения, преображения, исцеления? Как это связано с вашей деятельностью? Например, моей любимой книгой в детстве были «Приключения Карика и Вали» Яна Ларри. Особенно впечатляющим для меня был момент превращения героев обратно из маленьких в больших, нормальных людей. Как вы думаете, связано ли это каким-либо образом с работой психолога?
• Подумайте, какие иллюзии дергают вас за скрытые от простого взгляда ниточки, на что они толкают вас в жизни? Вспомните и старуху у разбитого корыта. Можете ли вы использовать свой шанс, чудо или вы не удовлетворитесь никогда, потому что не знаете, чего вы хотите и в чем ваше счастье?
• Отразите в технике коллажа своих любимых сказочных героев. Можно использовать старые открытки, журналы, разорванные книжки. Например, я приобрела в специальном магазине старые журналы, и когда начала делать коллаж, находила чаще всего образы на сказочную тему.
Колдунья-ведунья предложила Уставшей Женщине перечитать еще раз следующие сказки: «Спящая Красавица», «Золушка», «Царевна-Лягушка», «Аленький цветочек», «Принцесса на горошине», сказки «Тысяча и одна ночь».
После посещения мастер-класса Колдуньи-ведуньи Уставшая Женщина приободрилась, ее настроение улучшилось, стало веселее от того, что теперь, когда ей будет в жизни сложно, она может найти «подсказки в сказках».
Часть 2. Источники преображения...
И еще. Помимо сказок в жизни женщины есть другие виды устного творчества. Это разговоры с подругами о своих житейских делах, рассказывание сказок детям, разговоры по телефону, сцены мужьям, придуманные истории о несуществующих романах с выдуманными поклонниками и многие другие разговоры. Все это выдает активную способность женщины к устной и эмоционально окрашенной речи.
С новыми знаниями и умениями Уставшая Женщина отправилась к Путешествующей Писательнице.
Глава 11