Курсовая работа студентки I курса В. Шакировой
ДЕТИ, ЖИВУЩИЕ В ПОДЗЕМЕЛЬЕ
Часто бывает — утром в метро идет поезд. Идет, идет — сонный. Сидящие пассажиры, кто не спит, читают. Стоящие, кто не спит, лениво ругаются. В тесноте да не в обиде. Бабушка говорит: «Скорей бы уж взорвали всю Москву совсем! Чтобы в метро свободно стало».
И вдруг где-то посреди черного туннеля, между станциями поезд ни с того ни с сего останавливается. Тихо-тихо. Замолчали все. Только слышно, как у студента в другом конце вагона в наушниках музыка играет. Потом кто-то возмутился: «Господи! Люди на работу опаздывают!»
Поезд постоял минуту-другую и пошел дальше. Зачем останавливался посреди туннеля? Чего ждал? Он пропускал детей! Через пути переходили. Дети ходят в основном ночью, но бывает и утро захватывают. Идут они, и сами не знают куда. Словно детский сад переходит проезжую часть по пути в парк, что неподалеку. Или школьники идут в этот же парк физкультурой заниматься. Только ведет их не воспитательница и не физрук, а плюшевый Мишка. Кажется, понимает, что делает. Он вроде как в сознании. А дети — те, как во сне. Ничего не ведают. А на лицах улыбки. Как во сне ребенок улыбается в своей кроватке. Остановятся на путях и смотрят на поезд. И улыбаются. И машинист на них смотрит. Так и глядят друг на друга — дети улыбаются, а машинист плачет. Потом Мишка обернется, посмотрит на машиниста хмуро, детям сделает знак — пошли, мол, дальше, не надо тут стоять. И разошлись...
Странный, неожиданный на первый взгляд рассказ. То ли сказка, то ли притча? О чем? Почему? Конечно, читатель не может знать, что студентка эта — сирота (при живом отце!), живет с бабушкой на ее пенсию и свою небольшую зарплату актрисы провинциального театра. Поступила в институт из боязни, что без специального образования в театре у нее не может быть будущего.
И ведь не пишет она о том, чего не знает, что ей далеко, чего неведомо. А пишет о том, что наболело, чего насмотрелась уже за свою недолгую жизнь, что болит у нее где-то внутри и рвется наружу. Господи! Сколько же сегодня брошенных детей, отказников, беспризорников при живых родителях? Ведь это же целый непознанный мир! Параллельный мир, о котором мы знаем понаслышке, видим урывками по TV (кадр: алкоголичка-мать продает за 50 рублей свою годовалую дочь на органы!). Соприкасаемся брезгливо с ним на вокзалах, у магазинов да на кладбищах в очередной святой христианский праздник. Протягиваем мелочь и просим про себя прощения перед Богом. Откупились ненадолго и ладно. А он продолжает существовать, этот параллельный мир, так похожий на мир литературных героев Короленко. «Дети подземелья»... Неужели же всегда так будет?! Ведь так уже было! И ушло в прошлое. Ан нет! И своим рассказом восемнадцатилетняя девочка кричит всем: «Остановитесь! Обратите на них внимание. Дети — будущее нации!»
Выходит, мы можем остаться без будущего? Вполне возможно!
Художник далеко не журналист. Журналист отражает сегодняшний день, торопится заглянуть в будущий, для него поиск темы — его работа.
У художника все по-другому. У него тема вызревает постепенно, несмотря на то, что факты повседневно напоминают о ней. Созревание идеи — процесс долгий, мучительный и трудный, потому что конечный результат его труда — художественное произведение. Газеты мы читаем ежедневно. А рассказ Чехова или Бунина читаешь раз — и на всю жизнь. Казалось бы, тоже отражение момента, некий факт из современной им жизни, но факт, поднятый до высокого обобщения, выраженный ярким художественным языком, совершенный в своей гармонии и неподкупной правде.
Художник не придумывает тему, не ищет ее под ногами и опавшими листьями. Она приходит к нему сама, как Муза. Его зоркий взгляд находит ее среди бесконечно знакомых нам жизненных ситуаций. Но видит он под своим углом зрения, видит особым образом, докапывается, что называется, до сердцевины, и выходят из-под его пера рассказ, история, новелла, удивительно не похожие на обрыдлую повседневность.
Кому из нас не знакома нынешняя полуживая, нищая деревня? Запущенные полузаросшие мелколесьем поля, разграбленные, без крыш и окон, колхозные фермы, ржавеющая под открытым небом сельхозтехника, пустующие совхозные гаражи и тоскливая до жути утренняя деревенская тишина. Не взревет трактор, не протарахтит торопливо мотоцикл, и даже сиротливое коровье стадо идет поутру молчком, как на голгофу. Знают, уже недолго осталось им жить: по осени забьют их на мясо от бескормицы. Потому что мужиков в деревне нет — уехали в город, а кто остался, пьют беспробудно от тоски и обреченности. Сено-то накосить еще могут (хотя в пору ли одному накосить?!), так ведь и накошенное-то вывезти некому и не на чем. Лошадей давно извели, трактора разворовали и на металлолом сдали, как и электропровода. А деньги — на водку. Какую можно было бы написать гневную, обличительную статью! Какой очерк! Честь — любой газете, любому журналу. И пишут. Да так много пишут, что уже надоело всем, так надоело, что уже и не читают. И вот та же тема. Только не обличение, не бичующий кнут морализатора — демократа или коммуниста (кто их теперь знает), а написанная собственной кровью исповедь Человека, осознающего пропасть между прошлым и будущим. Покаяние грешника в молитвенный час смерти самого близкого человека.
Приведу учебную работу — рассказ студента Александра Гаинцева.
ШАНЕЖКИ
Как всегда в таких случаях, он долго не открывал глаза, прислушивался к своему телу, но тревоги, так мучившей его последние три недели, не было. Три недели жизни не по уставу, под окрики сержантов, а на свободе.
«Замечательно, — подумал он. — Живу!»
Он еще раз покопался в памяти, осторожно походил по ее углам, боясь отыскать хоть намек на тревогу: «Нет, все в порядке!» И открыл глаза.
Раннее утро синей вуалью вливалось в окно. Из кухни доносились звуки переставляемой посуды. Потянул воздух — пахло печеньем.
Он любил этот запах. Запах детства. И оттуда — одно и то же воспоминание.
Зима. Барак, где они вчетвером ютились в тесной, холодной, сырой комнатушке.
Воскресенье. Утро. От холода не хочется вылезать из-под теплого одеяла. Поэтому сперва высовываешь только нос. А в него — запах праздника, и рядом на табуретке кружка холодного молока и картофельные шанежки на тарелке, горячие мамины шанежки.
Заспавшееся тело отозвалось сладкой истомой. Он до хруста потянулся, широко зевнул и, одевшись, пошел в ванную.
Все в это утро доставляло ему радость, детскую, щенячью: и свет в ванной, и вода, бьющая из-под крана, и зубная паста на щетке, и даже мыло, попавшее в глаза, воспринималось с удовольствием.
Он долго стоял под душем, меняя воду горячую на холодную, холодную на горячую, и выгонял бродившие в теле остатки сна и частицы алкоголя. Потом докрасна растерся махровым полотенцем и с ощущением заново родившегося человека вышел на кухню.
Мать возилась у плиты, а на столе — о, боже! — целая гора его любимых шанежек.
— Доброе утро!
— Доброе утро! — не оборачиваясь, ответила мать.
Он сел к столу и, оттягивая удовольствие, глазами стал выбирать ту первую, самую горячую, самую румяную, самую вкусную шанежку.
— Молоко, — сказала мать, ставя кружку на стол.
Это было волшебство — холодное молоко и горячие картофельные шанежки. Он ел, а истосковавшийся за три недели по еде желудок просил: еще! еще! еще!
— Сейчас доем, к ребятам схожу, насчет работы узнаю.
— Зарублю!
Он замер, не понимая. Потом медленно повернул голову и посмотрел на мать.
Она всегда, когда он ел, садилась за его спиною. Смотрела, как он ест. Потом вставала, гладила его по голове шершавыми, изработанными ладонями, целовала в макушку и садилась. В этот раз она смотрела сквозь него блеклыми безжизненными глазами. И продолжала будто успокаивала:
— Если еще раз напьешься — зарублю! Будешь спать, я тебя сонного — топором!
Он повернулся к ней: «Прости! Прости! Прости меня!» Она молчала. А в нем откуда-то со дна уже поднималась, набирая силу, глухая дремучая тоска. Та тоска, когда не знаешь, чем человеку помочь.
— Прости, мама! — застонал он.
— Это ты меня прости, — тихо произнесла она, — что оставляла тебя одного. В шесть уезжала, приезжала затемно. Все хотела с отцом из нужды вылезти!
На столе остывали шанежки, а вместе с ними остывало детство. И вот уже рукой не дотянешься, и вот уже надо сделать три, пять, десять шагов, и вот уже не докричишься, не дозовешься, потому что, как ее ни жди, она — смерть всегда происходит не вовремя.
Думается, можно подвести итог.
ТЕМА —это насущная необходимость автора исследовать круг обстоятельств, дотошно разобраться в них, быть одновременно следователем и адвокатом случившихся событий, продиктованных ему — художнику единственно важным и самым значительным фактором его творчества — мировоззрением.
СКВОЗНОЕ ДЕЙСТВИЕ:
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ДРАМАТУРГИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА
Последний пункт предыдущей статьи уже, собственно, подводит нас к рассмотрению этой темы.
Что есть драматургический конфликт? Это столкновение противоборствующих сил, противостояние сторон и, соответственно, борьба между ними. Угадать, определить конфликт — значит найти золотой ключик к пьесе. Все откроется нам, как только мы поймем самое главное: причинно-следственную связь главного конфликта, суть его обострения, последующее его развитие, доходящее до прямого столкновения, и, наконец, его разрешение в силу опять-таки определенных обстоятельств. Это и является сквозным действием пьесы. Определяется эта кропотливая работа, как правило, одной короткой фразой «борьба за...». Но чтобы эту короткую фразу найти, чтобы это «ЗА ЧТО?» стало действительно единственно верным решением, потребуется поистине исследовательская работа. Работа кропотливая, требующая знаний драматургии, умения анализировать, сопоставлять и находить истину.
Как весенний ручей после таяния снега, питавшего его, становится просто лужей, лужицей и, наконец, сухим пятном на асфальте, так и пьеса (спектакль) без движения вперед, без развития умирает, высыхает и становится безразличной зрителю вскоре после начала.
Как только не изощряются режиссеры, стараясь в спектакле ошарашить, шокировать, пленить зрителя своей фантазией, изобретательностью, новизной, — все это в конечном счете становится понятным в первые же минуты знакомства с творчеством очередного «гения». Потому что вечным двигателем театра является интрига, сюжет. Его развитие, борьба противостоящих сил и ожидание развязки: «Кто кого?»
Уберите сюжет из пьесы и получите телефонный справочник. Часто приходится убеждать инсценировщиков, пишущих для театра, а не для кино, в том, что литература и драматургия совсем разные понятия. Кино обладает несравненно большими возможностями, чем театр, для передачи драматизма сюжета. Так, дымящийся окурок на дне солдатского окопа рядом с уже мертвым солдатом будет выразительней батальной сцены. Брошенный на сцене окурок — мусор, грязь, неуважение к зрителю. В театре во главе всего творческого процесса стоит Слово. С него начинается театр, им он и заканчивается.
А слово есть не что иное, как развитие мысли. Следовательно, развитие сюжета — это и есть развитие авторской мысли, т. е. сквозное действие пьесы и спектакля.
Все имеет свое начало, любой конфликт (а конфликт — это питательная среда театра). Значит, надо с точностью географических координат найти эту точку отсчета, точку Начала.
Определить исходную точку отсчета — значит угадать, расшифровать пьесу. Далее надо найти, дотошно исследуя все факты пьесы, момент обострения этого конфликта, нащупать повод для разжигания конфликта. Мы называем этот момент предшествующим событием. Он еще за пределами пьесы, он пока еще за закрытым занавесом.
Но «театр уж полон, ложи блещут...». Поднимается занавес, и 3-4 минуты публика будет созерцать открывшуюся ей картину. На пятой минуте интерес к ней уже угаснет. Не хватает действия. Актеры существуют на сцене сами по себе, но ничего не происходит. Все чего-то ждут. А ждут они, и зрители, и артисты, момента, когда конфликт вдруг обнаружится и заявит о себе столкновением сторон. Вот оно — начало спектакля! Начало интриги. Теперь и зрителю уже не до разглядывания декораций, теперь все его внимание там, на сцене, он уже, как на футболе, болеет за свою команду. И продолжается спектакль, и развивается сюжет, и опытный драматург все время подкидывает в топку дрова — новые факты, новых персонажей, новые перипетии, и нарастает напряжение, и уже затаил дыхание зал, и на кульминационной точке схватки, когда сброшены маски и борьба идет в открытую, без дипломатических приседаний, когда весь зал в напряжении: «Кто кого?!» — антракт! Будем считать его рекламной паузой в театре. Но в отличие от телевизионной, она не засоряет мозг назойливой информацией, а дает свободу для размышлений. Обдумать увиденное, сопоставить факты, попытаться предугадать финал. Но главное — разобраться в чувствах. 15-20 минут антракта — время воспитания чувств!
Третий звонок. Мы опять в зрительном зале. Как странно звучит: «зрительный зал», ведь в основе драматического театра прежде всего — слово. Нет! Не странно, а вполне закономерно, потому что (это уже давно не секрет) зритель слышит глазами. На это направлены все технические средства театра. Если мы не видим лица артиста — мы его не слышим. Есть, конечно, исключение — силуэт на фоне озаренного луной окна, впечатляющие тени на экране, но это то самое исключение, что подтверждает правило.
Однако как бы нам не уйти в сторону от основного вопроса: «Что есть сквозное действие?» И когда уже прошла половина пьесы, когда мы в театральном буфете уже «разошлись во мнениях» — мы всецело принадлежим режиссеру и драматургу. Конечно же, и актерам, которые несут их сверхзадачу, их смысловую нагрузку. Но... В театре все решает Слово. И снова мы в плену событий, схваток, заговоров, разоблачений — мы живем жизнью героев. И в этом великая заслуга драматурга и режиссера. Мы так же, как и они, торопим конец. Но «тысячи препятствий осложняют дело». Когда же наконец мы узнаем правду!? Узнаем, поверьте мне, узнаем, ибо нет еще в мире пьесы, которая не имела бы финала. Финал! Разрешение страстей! Все!
Оживленный гул в гардеробе, в автобусе, троллейбусе, автомобиле... И это — счастье! Театр переполнил душу зрителя. Она рвется наружу монологами, репликами и даже... молчанием. Она полна впечатлений!
Сквозное действие театра — держать зрителя на длинном или коротком поводке, но властвовать над ним всецело — суть театра, воспитание души.
За развлечением, пожалуйста, — в театр эстрады. К Степаненко с Петросяном, или же к Регине Дубовицкой, или к Верке Сердючке. Ни мысли, ни приличного слова вы не услышите, зато увидите улыбающийся зал в экстазе от кумиров и почувствуете сосущую пустоту под сердцем: «Мы ли это?! Неужто так опустились?»
Опустились. И нечего скрывать: мы видим разложение нации. Видим наступающие на нас безразличие, тупость и лень. Наркотики — это не только героин. Нет! Это хлынувший в нашу страну смердящий поток отходов производства масскультуры, главный объект которой — душа. И над нею производятся эксперименты. Ее хотят купить, развлечь, растлить, лишить самозащиты, загипнотизировать и заложить Дьяволу!
Потому основная наша задача — спасти, очистить душу. Крестом, молитвой, очищением через страдание — катарсисом, но спасти! Настоящий театр имеет только одну неизменную цель — это борьба за воспитание души.
Это и есть сквозное действие театра. Но ведь театр играет не одну только пьесу. За столетия его развития их накопилось сотни тысяч! И все пьесы разные. С разными сюжетами, драматическими коллизиями, непохожими героями, различными историческими моментами. И потому помимо главной цели воспитания души (это понятие мы вынесем за скобки) мы должны определить более конкретную цель, сузить круг исследования предмета до микроскопической четкости. Тогда всякая пьеса будет иметь свое точное, неповторимое название сквозного действия: В. Шекспир, «Гамлет» — отмщение за предательство, «Ромео и Джульетта» — борьба за ликвидацию межродовой вражды, вендетты, убившей Любовь; Н. А. Островский, «Бесприданница» — борьба за человеческое, женское достоинство; М. Горький, «На дне» — «Человек — это звучит гордо!», человека можно унижать, смеяться над ним, можно даже убить, но унизить против его воли невозможно. Даже в сказке про «Снежную королеву» Е. Шварца — своя борьба: разыскать, найти родного брата и своей горячей кровью растопить лед души замороженного злой феей ребенка.
Сколько пьес — столько долгих и мучительных рассуждений над поисками единственно верного решения для их сценического воплощения. И приведенные выше примеры — всего лишь повод для вашего рассуждения.
Итак, мы ведем речь о сквозном действии. Спектакля? Или пока только одного действия акта? Может быть, пока только картины или режиссерского эпизода?
И то, и другое, и третье, и четвертое. Потому что, как только мы поймем суть сквозного действия всей пьесы, мы вынуждены будем тут же делить ее на акты, картины, эпизоды, актерские куски... Одним махом, минуя лестничные пролеты, на десятый этаж не поднимешься!
Сквозное действие всей пьесы — это лезвие шпаги, на которое мы будем нанизывать кусок за кусочком эпизоды, сцены будущего спектакля, и оно — это лезвие — поможет нам не отклониться в сторону, не сорваться вниз, не уйти от намеченной цели.
Рассмотрим для примера чеховскую пьесу «Три сестры».
Это моя последняя дипломная работа со студентами — выпускниками 2005 г. Она еще очень свежа в памяти...
Первое впечатление от прочитанного — ошеломляет! Бог мой, сколько слов, сколько говорильни! Мне уже приходилось до этого иметь дело с пьесами Чехова. Был поставлен и (к собственному удовлетворению) высоко оценен критикой в лице Шах-Азизовой «Вишневый сад» на фестивале «Реальный театр»в 1992 г. После, в 1995 г., была постановка «Чайки» и в 1997 г. инсценировка чеховских «Пестрых рассказов». Словом, можно сказать одно: «Три сестры» возникли не случайно. Тем более что курс как нельзя лучше соответствовал распределению ролей. Были и Оля, и Маша, и Ирина, и прекрасный Андрей, и Чебутыкин, и Федотик, и Роде, и неподражаемый в своей неуклюжести и самозабвенной любви к Маше — Кулыгин. И даже Анфису не пришлось искать на стороне. Молодая студентка сделала эту роль убедительно и так славно!
Поначалу тяжело давалась роль Соленого, но в результате и этот герой покорил зрителя. Проблема возникла с Вершининым: студент, игравший эту роль, уехал учиться в Москву. Но мы не остановили работу. Студент III курса согласился помочь. И все бы получилось, но... заболел. В дни дипломной декады! Еще одна срочная замена... Но, как ни странно, спектакль состоялся! Главное то, что любой спектакль — явление коллективного творчества. И благодаря силе своего энтузиазма, энергии и стремлению жить жизнью именно чеховских героев студенты победили.
Но вернемся немного назад, к началу. Как я писал уже — убийственное многословие. Там, где надо делать дело, — они говорят. Нет — они философствуют! И вот что я читаю у Г. Товстоногова:
Три сестры. Тема их трагического бездействия с особой остротой звучит в наш век — век активного творческого вмешательства в жизнь. И чем добрее, прекраснодушнее будут герои пьесы, тем страшнее прозвучит тема их духовного паралича.
Вот! Вот она, тема пьесы — духовный паралич!
1-й акт. Уже ровно год прошел со дня смерти их отца. День в день. Но все так же по-прежнему темным зашторены окна, звенящая тишина, длинный безжизненно пустой стол, покрытый темной скатертью, портрет в траурной рамке. Кажется, жизнь в доме парализована, словно в нем никто не живет. И вот в это темное пространство сцены влетает белое существо — Ирина! У нее сегодня день рождения, и она намеренно надела белое платье! Бунт? Да! Против инерции обыденной жизни и бесконечных надрывных воспоминаний об отце.
Она подбегает к окну, срывает темную штору, в окно врывается поток солнечного света, преобразуя все вокруг. И вот уже темная скатерть заменена ослепительно белоснежной, и включен граммофон. Вошедшие на его звук сестры Ольга и Маша с глубоким недоумением взирают на эти перемены. И выключен граммофон, и звучат горькие упреки в адрес Ирины.
Отец умер ровно год назад, как раз в этот день, пятого мая, в твои именины, Ирина.
(И опять все те же воспоминания). Было очень холодно, тогда шел снег. Мне казалось, я не переживу, ты лежала в обмороке, как мертвая,
(И новый упрек)
Но вот прошел год и мы вспоминаем об этом легко, ты уже в белом платье, ЛИЦО твое сияет...
(И далее, в том же духе)
Ирина. И зачем вспоминать!
Но звучит это равносильно тому; «Ну сколько можно?!! Об одном и том же? Ведь сегодня мои именины... Непременно будут гости, так давайте же хоть что-нибудь делать, надо же их принять прилично, как подобает, как было раньше в этом доме!»
Но и тут убийственно спокойно звучит фраза Маши:
В прежнее время, когда был жив отец, к нам на именины приходило всякий раз по тридцать-сорок офицеров, было шумно, а сегодня только полтора человека и тихо, как в пустыне...
Молодая красивая женщина мыслит и говорит, как будто жизнь уже кончилась. И — ничего впереди! Действительно — паралич души! Спокойно, мягко, на полутонах, как будто бы ничего не происходит, но в этом-то и есть гражданский гнев писателя против бездеятельности, смирения и обывательской инерции существования.
В этой пьесе Чехова нет борьбы двух лагерей, борьба в ней незримая. Любя своих героев, Чехов ненавидел тупую, бессмысленную жизнь, которая породила и их трагическую бездеятельность, и их пассивность, безволие и в конечном счете их равнодушие (Г. Товстоногов).
Потому-то сквозным действием спектакля стала «борьба за преобразование жизни, и как проклятье — немощность души, ставшая параличом».
Подведем итог:
СКВОЗНОЕ ДЕЙСТВИЕ есть результат развития авторской мысли, т. е. не что иное, как развитие сюжета. А развитие сюжета в спектакле — это и есть поэтапное раскрытие главного конфликта.
ИДЕЯ
Художественная идея выражается всей художественной структурой произведения, условно выражается как главная мысль, идейный вывод, жизненный урок, вытекающий из целостного постижения произведения.
Литературный энциклопедический словарь
Впрочем, об этом нетрудно догадаться и не обращаясь к словарю. Какая связь может быть между Нагорной проповедью Христа и гитлеровской «Main Kampf»?! Антагонизмы! Абсолютно две несовместимые точки зрения! И продиктованы они, прежде всего, мировоззрением этих людей. Следовательно, мировоззрение человека, художника определяет суть его деятельности, суть его творчества.
Когда я совершенно точно знаю, ради чего ставится то или иное произведение сегодня, когда мне ясен его непосредственный посыл, тогда только спектакль стреляет в цель, в которую он был направлен.
И до тех пор, пока режиссер не решит, в чем смысл пьесы, для чего ставить ее сейчас, у него не будет базы разговора с актерами, а следовательно, и со зрителем, даже если он архиталантлив. Это — вещи неразрывные. Методология и талант не могут существовать в отрыве от мировоззрения художника (Г. Товстоногов).
Все мы живем в одной стране и знаем все ее беды и недостатки, но не можем не замечать и ее достижений. Все чаще останавливаем свой взгляд на новых, сверкающих стеклом и алюминием небоскребах. Все чаще видим и богатых, и бедных — согбенных старушек в изношенных пальто, копающихся в мусорных баках стариков; брезгливо морщимся при виде бомжей.
И как округляются наши глаза при входе в супермаркет: идеальная — не российская — чистота! От обилия товаров кружится голова, услужливые продавцы, любезные консультанты!.. И еще более округляются глаза при виде цен. Понятно сразу — не для нас. При нашей зарплате?!
Значит, все для богатых? Это им принадлежит будущая Россия? Магазинов все больше; сплошь дорогие иномарки — улицу не перейдешь! И понятно наше смирение перед всем этим: «Да, не успели ухватить, сорвать... Интеллигентность подвела. Совесть помешала».
А куда мы без совести? Для чего и кого? Разве будущее общество возможно без образования, науки, культуры, искусства?!
Вероятно, возможно, но это общество будет напоминать общество первобытных людей. Мы с гордостью понимаем, что без учителей, деятелей науки и искусства общество — ничто! В нас просыпается чувство гражданской ответственности и ответственность за судьбу России перестает быть абстрактным понятием. Потому что, взирая на этот полусумасшедший мир, мы начинаем четко осознавать свою цель, свою позицию. Потому что каждый из нас имеет свое мировоззрение, следовательно, свою оценку происходящего. И, конечно же, выражается она далеко не однозначно — у каждого по-разному. Журналист Николай Варсегов пишет свою очередную раздирающую душу статью в «Комсомолке», Виктор Баранец — все в той же газете — не устает сражаться с генералами, драматург В. Сигарев создает пьесу «Пластилин» об ужасах наркомании, кинематографисты снимают очередной сериал «Спецназ»...
Но неотвратимо возникает главный вопрос: «Это что-нибудь изменило, кому-нибудь помогло?»
Пока будет бездействовать власть, все останется по-прежнему. Нужны иные законы, требующие от человека быть человеком, своеобразный библейский кодекс воспитания личности. Бесполезно бороться с криминалом, коррупцией и наркоманией, если не воспитать в человеке душу. Воспитание души — это наше поле деятельности, это наша гражданская платформа и наша цель.
Не все и в среде интеллигенции мыслят одинаково. Кто-то думает так: «Хочется развлечений? Пожалуйста! Есть деньги — плати». Искусство развлечений теперь в большой моде. Сказать точнее — индустрия развлечений: телевидение, клубы, рестораны, ночные шоу... Но развлечение души притупляет совесть, стыд, разлагает душу и становится со временем суррогатом наркотика. И тогда процесс разрушения личности неостановим: от развлечения к разрушению и далее к растлению души и тела.
Ведь не напрасно Гитлер называл совесть химерою и требовал избавиться от нее, чтобы, не испытывая ни жалости, ни сочувствия, играючи убить пленного солдата, старика, ребенка... Глумиться над женщиной... Разве не то же самое демонстрируют нам сегодня изуверы, крадущие детей ради денег, вымогающие у стариков их пенсионные сбережения, удерживающие в сырых подвалах бизнесменов.
Как все просто! Для начала надо усыпить совесть, утопить душу. Неважно в чем: в алкоголе, наркотиках, разврате... И человек готов убивать, насиловать, казнить, пытать и веровать в свою всесильность и неуязвимость.
Именно поэтому так важно участие деятелей искусства и культуры в воспитании души, очищении ее от греховных помыслов и пороков. Человек идет в храм, чтобы покаяться, снять с себя грехи вольные и невольные. Зритель идет в театр как в храм, чтобы через сострадание к героям сцены получить очищение. Слезы на глазах зрителя — это самая высокая оценка искусства театра, борющегося за чистоту нравов, за воспитание души человеческой, способной чувствовать, сострадать и творить добро.
По сути своей современный театр четко разделился на четыре категории:
1. Театр воспитания души.
2. Театр развлечения души.
3. Театр развращения души.
4. Театр растления души.
Так, не скрывая своего отношения к телевизионной программе «Аншлаг» Регины Дубовицкой, писатель-сатирик Аркадий Арканов хлестко назвал ее «Театром региновых изделий». Все больше и больше появляется в этой передаче людей с монологами, бьющими, что называется, «ниже пояса». Посмотрите, как реагирует на них зал! Как заходится в смехе! Пошлость перестала быть пошлостью. Она стала чуть ли не достоянием нашего времени. Мы проиграли бой за нравственность. Мы упустили инициативу, И не перехватить ее уже теперь ни столичными антрепризами известных актеров, еще более укрепляющими зрителей в сложившемся мнении: «Что же? И им надо где-то заработать». И расходятся они после этих встреч с чувством стыда и недоумения. То, что не видно и не слышно в зале почти на 2000 мест — это сторона техническая. Но чему учит этот эксперимент? Недоверию!
Обмануть и украсть — стало почти нашей национальной идеей. И нельзя все списывать на издержки роста. Преступлением (в государственном масштабе!) можно назвать отношение к учителям, сидящим без зарплаты, к «утечке мозгов» талантливой ученой молодежи на Запад, к культуре и искусству. (Лозунг Дворцов культуры и театров — «Как бы выжить?».) Площади в театрах сдаются под офисы, цеха — под мастерские, гримерки — приезжим гастролерам... И чужаками в собственном театре бродят артисты местной труппы...
Конечно, сами виноваты, погнались за модой. И появились на подмостках полураздетые девицы, легкомысленные пьесы, преследующие одну пресловутую задачу: любыми способами завлечь, развлечь и на этом выжить.
А что дальше? Надо постараться не скатиться вниз и через не могу продолжать дело возрождения Театра воспитания души. И в этом нам помогут и Чехов, и Горький, и Тургенев. В одной колонне с нами Б. Шоу и О. Уайльд, Шекспир и Сервантес... У нас столько могучих соратников, что нам нельзя не победить! Прекратить процесс разложения души — вот наша гражданская позиция, и диктует ее наше мировоззрение.
Воспитанный человек все равно остается воспитанным человеком, в какую бы среду он ни попал. Приведу рассказ моей студентки (очередная учебная работа) С. Берсеневой, которая пишет о том, что ей хорошо знакомо и что она осуждает.
ВТОРОЙ ВЫСТРЕЛ
То, что они станут мужем и женой, было решено еще два года назад их родителями. Таня и Андрей приняли это как само собой разумеющееся. Так было удобно всем, не просто удобно, а денежно, комфортно и надежно. Уикенд перед свадьбой они решили провести вдвоем, на природе. Андрей прихватил ружье, Таня бросила на заднее сиденье фотоаппарат, и новенький джип рванул с места.
Озеро окружал небольшой лесок. Предчувствуя зиму, голые деревья жались друг к другу на ветру, С хрустом лопались под ногами замерзшие лужицы, пролетал редкий снег.
Молодая косуля выпорхнула на тонкий лед озера, пролетела несколько шагов, вдруг замерла, прислушалась. Лед проломился, и животное оказалось в воде. Выбираясь, косуля отчаянно долбила копытами лед. Таня с Андреем подоспели вовремя: с помощью валявшегося рядом сучковатого ствола поваленной березки им удалось вытащить ее на берег.
Косуля лежала, тяжело дыша и отфыркиваясь.
— Красавица! — сказал Андрей, вскидывая ружье... Таня прицелилась фотоаппаратом...
Шкуру определили возле камина. Она прекрасно гармонировала с обстановкой новой гостиной. А на камин поставили фотографию: Андрей упирается ногой на трофей и широко улыбается.
Удачный снимок.
Вот как студентка видит со стороны, казалось бы, ординарный житейский случай. И вот как она анализирует собственный рассказ, исходя из требований режиссуры: определить причинно-следственную связь явлений, конфликт, его развитие, доходящее до самой высокой точки столкновения противостоящих друг другу сил, и каким она видит разрешение конфликта.
Гипотрофия души отдельных имущих людей сегодня становится нормой и эталоном для общества. Обездушивание масс ведет к вырождению не только духовному, но и физическому. Отмирание души нарушает равновесие существующих систем, вызывает дисгармонию. Ответным шагом природы может стать уничтожение человека. Поэтому исходное событие — «Гипотрофия души».
Духовное обнищание приводит к сотворению ложных кумиров. У современного общества появился новый идол — достаток, блеск, богатство. Люди получают удовольствие от демонстрации своего материального превосходства. Подобное самовознесение извращает вечные понятия Любви, Красоты, Добра, Истины. «Ложные кумиры» — предшествующее событие.
Инстинкт сострадания порой пробуждается независимо от нашего сознания, так как человек изначально созвучен всему живому. Первобытная сопряженность с природой пробуждает в человеке порыв милосердия — начальное событие.
Но состоятельность, ставшая вседозволенностью, делает человека хищником. «Избавитель становится извергом», полная утрата совести — это и будет главным событием.
«Совесть — весть от Бога» (Н. Рерих). Существование вне духовных заповедей — бездуховность. Уничтожение связи с Создателем. «Самоуничтожение» — кульминация.
Этот рассказ — совершенно очевидный пример высокой гражданской сознательности автора, продиктованной его мировоззрением.
Идея произведения определяется простой формулой: «Во имя чего?» Сказать точнее: «О чем автор не может молчать?» Потому создание произведения — это потребность души, болезненная необходимость. Идею нельзя придумать искусственно. Идею надо выносить, как вынашивают ребенка, и тогда родится произведение, достойное своего времени.
О ЖАНРЕ
На сегодня самой неразработанной областью, «белым пятном» в нашей методологии, является жанровое решение спектакля, до конца проведенное через живого человека — через актера...
...наша беда состоит в том, что способ игры актеров во всех спектаклях, во всех жанрах остается одним и тем же... Поверхностное знание учения Станиславского породило известную путаницу в умах части режиссеров. Понятие «правда жизни» спутано с понятием «правда театра». Жизненная и художественная правда не одно и то же...
Г. Товстоногов
Что же такое жанр, о котором мы так часто и много говорим, что, кажется, мы не знаем сущности предмета?
В подзаголовках театральных афиш обычно значится: драма, комедия, трагедия, водевиль — будто и не существует других определений. Ах, нет! Вот уже появились: «элегическая комедия» и «флорентийская мистерия», «история российского поместья» и «провинциальные анекдоты» и т. д.
Но классическое определение жанра непоколебимо указывает нам все на те же трагедию и комедию. Много позднее появляется и вполне закономерно встает с ними в один ряд драма.
Так ли это все просто, однозначно и незыблемо? Я намеренно не касаюсь пока театра музыкального, детского, хореографического и пр. Это только усложнит условия разговора и затруднит ясность формулировок.
Давно уже в театральной среде бытует такое определение, как решение. И воспринимается оно нами как способ выражения замысла автора, как декларация идеи произведения. Другими словами, мы воспринимаем решение как образ спектакля. И припоминая при этом, что образ несет в себе пренепременно: а) правду; б) вымысел; в) идею, приходим к выводу, что одним этим определением понятие «решение» не исчерпывается. Ведь главным в решении был, есть и будет способ актерского существования, который изменяется всякий раз в зависимости от правил игры, принадлежащей к области интуиции, того внутреннего камертона, того особенного, всякий раз нового, неожиданного и одновременно точно найденного чувства жизненной правды, неистребимо прелестной способности к импровизации, обусловленной интеллектом, которую мы именуем природой чувств.
Как же она рождается — эта природа чувств? Достаточно просто. Ведь способ отражения автором пьесы описываемых им событий уже сам по себе есть способ отбора предлагаемых обстоятельств.
И потрудиться понять авторскую природу чувств — значит обнаружить и сам этот способ отбора. И именно он, этот способ отбора, рождает природу чувств.