Музей Максима Богдановича в Гродно
С 1986 года открыт музей в Гродно в доме, в котором, по некоторым данным, с 1892 по 1896 год жила семья Богдановичей. Мемориальная вывеска на доме (ул. 1 Мая, 10) была установлена ещё в 1965 году. Но по другим сведениям Богдановичи жили в одном из соседних домов.
С 1 января 1995 года музей работает как самостоятельное учреждение культуры. Литературный отдел был расположен в 4-х комнатах дома (площадь экспозиции 56 м²).
Дата строительства дома: около 1883 г. Деревянный прямоугольный в плане дом, завершает 2-скатная крыша. Центральный вход решён верандой, плоское покрытие которой является террасой перед мезонином, накрытым 2-скатной крышей. Снаружи стены горизонтально обшиты досками, углы обработаны Филёнковыми лопатками. В 1965 г на доме была установлена мемориальная доска на которой следующая надпись «У гэтым доме з 1892 па 1896 г. Жыу Максiм Багдановiч».
К созданию музейных коллекции в Гродно приложили руку известная белорусская поэтесса Лариса Гениюш. Были переданы даже её вышивки, на которых васильки — цветы, что так нравились Максиму. Но раритетный сборник стихов Богдановича «Венок» 1913 года издания Лариса решила оставить в наследство своему сыну Юрку, что жил за границей. После смерти поэтессы её сын собирался перевезти «Венок» в Польшу, но под угрозой конфискации сборника на польской границе, решил оставить в наследство музея и его.
Для посетителей дом открыт в 1986 году. Экспозиция расположена в 4 комнатах дома (56 м²). Она знакомит нас с обликом Гродно. На стенах фотографии и открытки 19 — начало 20 веков, воссоздается духовный мир в котором рос и взрослел Максим. Так же экспонируется номер газеты « Гродненские губернские ведомости» от 29,12,1893 с рассказом матери поэта « Накануне Рождества», фотокопии ранних стихотворений, написанные в Нижнем Новгороде, а так же личные вещи семьи и Максима. Залы экспозиции: портретная галерея знаменитых людей; литературно-общественное движение конца XIX — начала ХХ веков; гродненский период жизни семьи Богдановичей. Есть четыре мемориальные комнаты: кабинет отца, комната матери, детская, гостевая, а также отдел «Гродненская литературная: прошлое и настоящее».
Ярославль
В 2008 году после ремонта в Ярославле открылась вторая экспозиция в мемориальном Доме-музее Максима Богдановича (Музей М. Богдановича в городе Ярославле был открыт в декабре 1992 г.).
Мемориальный музей расположен в небольшом деревянном доме по улице Чайковского, 21, в котором с 1912 по 1914 год жила семья Богдановичей. С 1995 года на базе музея работает Центр белорусской культуры. Там можно услышать белорусские песни, почитать книги белорусских авторов, ознакомиться с изданиями белорусской прессы. В Центре проводятся Дни национальной белорусской кухни, музыкальные и поэтические вечера, праздники, посвящённые знаменательным датам в истории Белоруссии.
Юрий Алексеевич Гагарин — советский лётчик-космонавт, первый человек в мире, совершивший полёт в космическое пространство 12 апреля 1961 года.
Первый космонавт планеты родился 9 марта 1934 года в городе Гжатск (ныне Гагарин) Гжатского (ныне Гагаринского) района Смоленской области в семье колхозника. "Семья, в которой я родился, - писал позднее Юрий Алексеевич, - самая обыкновенная; она ничем не отличается от миллионов трудовых семей нашей Родины".
Первые годы своей жизни Юрий провел в деревне Клушино, где жили его родители: отец - Алексей Иванович, и мать Анна Тимофеевна. В младые годы был самым обыкновенным ребенком, ничем не отличавшимся от своих сверстников: по мере своих сил помогал родителям, был непременным участником всех детских деревенских забав, иногда шалил.
Безоблачное детство будущего покорителя космических просторов было прервано начавшейся Великой Отечественной войной. 1 сентября маленький Юрий пошел в первый класс Клушинской неполной средней школой, а уже 12 октября занятия были прерваны - гитлеровские войска оккупировали село.
Долгих два года пробыли немецко-фашистские войска в Клушино и два года маленький Юрий видел все ужасы, присущие войне.
9 апреля 1943 года советские войска освободили село, и занятия в школе возобновились. Трудно сказать, мечтал ли в те годы Юрий Алексеевич о небе. В своих воспоминаниях он не акцентирует внимание на этом вопросе. Но вот то, что в его мыслях не было и намека на возможность полета в космос - это наверняка.
24 мая 1945 года семья Гагариных переехала из Клушино в город Гжатск (ныне Гагарин), где Юрий продолжил свое обучение.
В мае 1949 года окончил шестой класс Гжатской неполной средней школы, а 30 сентября того же года поступил в Люберецкое ремесленное училище № 10. В декабре 1949 года Ухтомский городской комитет комсомола принял Юрия Гагарина в члены ВЛКСМ.
Одновременно с учебой в училище, поступил в Люберецкую вечернюю школу рабочей молодежи, седьмой класс которой окончил в мае 1951 года. А спустя месяц с отличием окончил ремесленное училище по специальности формовщик-литейщик. Своей рабочей профессией Юрий Алексеевич гордился всю жизнь.
Окончив училище и получив специальность, Гагарин решает продолжить учебу и уже в августе 1951 года становится студентом Саратовского индустриального техникума.
Годы учебы летели незаметно и были до предела спрессованы разнообразными занятиями. Кроме учебы и производственной практики, много времени отнимала комсомольская работа, спорт. Именно в те годы Гагарин увлекся авиацией и 25 октября 1954 года впервые пришел в Саратовский аэроклуб.
Наступивший 1955 год стал годом первых значительных успехов Юрия Алексеевича. В июне он с отличием окончил Саратовский индустриальный техникум, в июле - совершил первый самостоятельный полет на самолете Як-18, 10 октября - окончил Саратовский аэроклуб.
А 3 августа 1955 года саратовская областная газета "Заря молодежи" опубликовала репортаж "День на аэродроме", в котором упоминалось имя Гагарина. "Первая похвала в печати многое значит в жизни человека", - писал позднее Юрий Алексеевич.
27 октября 1955 года Октябрьским райвоенкоматом города Саратова Юрий Алексеевич был призван в ряды Советской Армии и направлен в город Оренбург на учебу в 1-е Чкаловское военно-авиационное училище летчиков имени К.Е.Ворошилова. Едва надев военную форму, Гагарин понял, что с небом будет связана вся его жизнь. Это оказалось той стезей, к которой стремилась его душа.
Незаметно пролетели два года в стенах училища, заполненные полетами, боевой подготовкой и краткими часами отдыха. И вот 25 октября 1957 года училище закончено.
Спустя два дня в жизни Гагарина произошло еще одно знаменательное событие - он вступил в брак с Валентиной Ивановной Горячевой.
В конце 1957 года Гагарин прибыл к месту своего назначения - истребительный авиационный полк Северного флота. Потекли армейские будни: полеты в условиях полярного дня и полярной ночи, боевая и политическая подготовка. Летать Гагарин любил, летал с удовольствием и, вероятно, так бы и продолжалось еще много лет, если бы не начавшийся среди молодых летчиков-истребителей набор для переучивания на новую технику. Тогда еще никто открыто не говорил о полетах в космос, поэтому космические корабли именовали "новой техникой".
9 декабря 1959 года Гагарин написал заявление с просьбой зачислить его в группу кандидатов в космонавты. Уже через неделю его вызвали в Москву для прохождения всестороннего медицинского обследования в Центральном научно-исследовательском авиационном госпитале. В начале следующего года последовала еще одна специальная медкомиссия, которая признала старшего лейтенанта Гагарина годным для космических полетов. 3 марта 1960 года приказом Главнокомандующего ВВС К.А.Вершинина зачислен в группу кандидатов в космонавты, а с 11 марта приступил к тренировкам.
Их было 20 молодых летчиков, которым предстояло готовиться к первому полету в космос. Гагарин был одним из них. Когда началась подготовка, никто не мог даже предположить, кому из них предстоит открыть дорогу к звездам. Это потом, когда полет стал реальностью, когда более или менее стали ясны сроки этого полета, выделилась группа из шести человек, которых стали готовить по иной, чем остальных, программе.
А за четыре месяца до полета практически всем стало ясно, что полетит именно Гагарин. Никто из руководителей советской космической программы никогда не говорил, что Юрий Алексеевич был подготовлен лучше, чем другие. Выбор первого определялся многими факторами, причем физиологические показатели и знание техники не были доминирующими. И Сергей Павлович Королев, который внимательно следил за подготовкой, и руководители Оборонного отдела ЦК КПСС, курировавшие космические разработки, и руководители Министерства общего машиностроения и Министерства обороны прекрасно понимали, что первый космонавт должен стать лицом нашего государства, достойно представляющим Родину на международной арене. Наверное, именно эти причины и заставили сделать выбор в пользу Гагарина, доброе лицо и открытая душа которого покоряли всех, с кем ему приходилось общаться. А последнее слово оказалось за Никитой Сергеевичем Хрущевым, бывшим в ту пору Первым секретарем ЦК КПСС. Когда ему принесли фотографии первых космонавтов, он без колебаний выбрал Гагарина.
Но чтобы это произошло, Гагарину и его товарищам пришлось пройти путь длинною в год, наполненный нескончаемыми тренировками в сурдо- и барокамерах, на центрифугах, на других тренажерах. Эксперимент шел за экспериментом, парашютные прыжки сменялись полетами на истребителях, на учебно-тренировочных самолетах, на летающей лаборатории, в которую был переоборудован Ту-104.
Но вот все это позади и наступил день 12 апреля 1961 года. Лишь посвященные знали, что должно было произойти в этот обычный весенний день. Еще меньше людей знали, кому суждено перевернуть всю историю человечества и стремительно ворваться в чаяния и помыслы человечества, навсегда оставшись в памяти как первый человек, преодолевший земное притяжение.
12 апреля 1961 года в 9 часов 7 минут по московскому времени с космодрома Байконур стартовал космический корабль "Восток" с пилотом-космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту. Спустя всего 108 минут космонавт приземлился неподалеку от деревни Смеловки в Саратовской области. Всего 108 минут продолжался первый полет (сравните с длительностью современных полетов, продолжающихся месяцами), но этим минутам суждено было стать звездными в биографии Гагарина.
За свой полет Юрий Алексеевич Гагарин был удостоен званий Герой Советского Союза и "Летчик-космонавт СССР", награжден орденом Ленина.
Спустя два дня Москва приветствовала героя космоса. На Красной площади прошел многолюдный митинг, посвященный осуществлению первого в мире космического полета. Тысячи людей хотели своими глазами увидеть Гагарина.
Уже в конце апреля Юрий Гагарин отправился в свою первую зарубежную поездку. "Миссия мира", как иногда называют поездку первого космонавта по странам и континентам, продолжалась два года. Гагарин посетил десятки стран, встретился с тысячами людьми. Встретиться с ним считали за честь короли и президенты, политические деятели и ученые, артисты и музыканты.
Впечатляет коллекция наград, которые получил во время этих поездок Юрий Алексеевич Гагарин. Вот далеко не полный их перечень:
Герой Социалистического Труда Чехословацкой Социалистической Республики (Указ Президента ЧССР от 28 апреля 1961 года).
Герой Социалистического Труда Народной Республики Болгария (Постановление Совета Министров НРБ от 23 мая 1961 года).
Герой Труда Демократической Республики Вьетнам.
Орден Георгия Димитрова (Постановление Совета Министров НРБ от 23 мая 1961 года).
Орден "Грюнвальдский крест I степени" (Постановление Государственного Совета ПНР от 20 июля 1961 года).
Орден "Плайя-Хирон" (Постановление Совета Министров Республики Куба от 24 июля 1961 года).
Орден Знамя Венгерской Народной Республики I степени с алмазами (Постановление Президиума ВНР от 21 августа 1961 года).
Орден "Ожерелье Нила" (Указ Президента Объединенной Арабской Республики от 31 января 1962 года).
Большая лента Африканской звезды (Указ президента Либерии от 6 февраля 1962 года).
Орден Карла Маркса (ГДР).
Звезда II степени (Индонезия).
Золотой значок Центрального комитета Коммунистической партии Финляндии (решение ЦК партии от 30 июня 1961 года).
Золотая медаль Британского общества межпланетных сообщений (решение Совета общества от 11 июня 1961 года).
Медаль "За заслуги в области воздухоплавания" Военно-воздушных сил Бразилии (приказ Главнокомандующего ВВС Бразилии от 29 июля 1961 года).
Памятная золотая медаль правительства Автрии (решение Федерального правительства Австрии от 10 мая 1962 года).
Золотая медаль имени К.Э.Циолковского АН СССР.
Медаль де Лаво Международной федерации авиации.
Золотая медаль и почетный диплом Международной ассоциации "Человек в космосе".
Золотая медаль и почетный диплом Итальянской ассоциации космонавтики.
Золотая медаль "За выдающееся отличие" и почетный диплом Королевского аэроклуба Швеции.
Большая золотая медаль и диплом Международной федерации авиации.
Золотая медаль города Сен-Дени (Франция).
Медаль Колумба (Италия).
Кроме того, Юрий Алексеевич Гагарин был удостоен премии Галабера по астронавтике, избран почетным гражданином российских городов Калуга (решение Калужского горисполкома от 13 июня 1961 года), Новочеркасск, Смоленск, Саратов, украинских городов Винница, Севастополь, азербайджанского города Сумгаит, болгарских городов София, Перник, Пловдив (решение Пловдинского городского совета от 27 мая 1961 года), греческого города Афины (решение Афинского муниципалитета от 12 февраля 1962 года), кипрских городов Фамагуста, Лимасол, французского города Сен-Дени, чешского города Тренчаске-Теплице, французского города Сен-Дени.
Почетный член Международной академии астронавтики (с 1966 г.). Пожизненный член Клуба исследователей космоса факультета физики университета в городе Лакнау, Индия (решение Совета клуба от 30 ноября 1961 года). Почетный вождь либерийского племени Кпелле (решение совета старейшин племени от 6 февраля 1962 года). На вечное хранение ему были вручены золотые ключи от ворот египетских городов Каир и Александрия.
К счастью для нас Юрий Алексеевич довольно быстро переболел звездной болезнью, и все больше времени стал уделять работе в Центре подготовки космонавтов. С 23 мая 1961 года Гагарин командир отряда космонавтов. А уже осенью 1961 года он поступил в Военно-воздушную инженерную академию имени Н.Е.Жуковского, чтобы получить высшее образование.
Последующие годы были очень напряженными в жизни Гагарина. Много времени и сил отнимала работа по подготовке новых полетов в космос и учеба в Академии. А были (просто не могли не быть!) многочисленные встречи с советскими людьми, поездки за рубеж, встречи с журналистами. Их число не уменьшалось даже несмотря на то, что количество космонавтов увеличивалось.
20 декабря 1963 года Гагарин был назначен заместителем начальника Центра подготовки космонавтов.
Но больше всего ему хотелось летать. К летной подготовке он вернулся в 1963 году, а к новому космическому полету стал готовиться летом 1966 года. В те годы в Советском Союзе началась реализация "лунной программы". Одним из тех, кто стал готовиться к полету на Луну, стал и Гагарин. Нетрудно догадаться, как ему хотелось первым отправиться к нашей вечной спутнице. Но до этого было еще далеко. Пока было необходимо научить летать корабль "Союз". Первый испытательный полет в пилотируемом варианте был намечен на апрель 1967 года. К нему готовились Владимир Михайлович Комаров и Юрий Алексеевич Гагарин.
То, что основным пилотом корабля стал Комаров, совсем не означает, что он был лучше подготовлен. Когда решался этот вопрос, Гагарина решили "поберечь" и не рисковать его жизнью.
Всем известно, чем закончился полет корабля "Союз-1". Выступая на траурном митинге, посвященном памяти Владимира Комарова, его дублер Юрий Гагарин пообещал, что космонавты научат летать "Союзы". В конце концов, так и произошло - "Союзы" летают до сих пор. Но сделано это было уже без Юрия Гагарина.
1968 год стал последним в жизни Гагарина. 17 февраля он защитил диплом в Академии имени Н.Е.Жуковского. Продолжал готовиться к новым полетам в космос.
С большим трудом добился разрешения самостоятельно пилотировать самолет. 27 марта 1968 года был первый такой полет. И последний… Самолет разбился вблизи деревни Новоселово Киржачского района Владимирской области.
Обстоятельства той катастрофы так до конца и не выяснены. Есть много версий, начиная от ошибки пилотирования и кончая вмешательством инопланетян. Но чтобы не произошло в тот день, ясно только одно - погиб первый космонавт планеты Земля Юрий Алексеевич Гагарин.
Спустя три дня мир простился со своим героем. Выступая на траурном митинге на Красной площади, президент Академии наук СССР М.В.Келдыш сказал:
"Подвиг Гагарина явился громадным вкладом в науку, он открыл новую эпоху в истории человечества - начало полетов человека в космос, дорогу к межпланетным сообщениям. Весь мир оценил этот исторический подвиг как новый грандиозный вклад советского народа в дело мира и прогресса".
Именем Гагарина назван кратер на Луне и малая планета.
Всего 108 минут продолжался полет Гагарина, но не количество минут определяет вклад в историю освоения космоса. Он был первым и останется им навсегда.
Галина Аржанова
Расположена в северной части города. Застройка улицы началась с 1960-го. Названа в 1972 г. в честь Г.А. Аржановой. Протяжённость более 300 м - от ул. Шоссейной до пер. Аржановой.
Галина Александровна АРЖАНОВА родилась 5 апреля 1922 г. в селе Ивановское Волоколамского района Московской области. В 1940-м окончила Московскую фармацевтическую школу, работала в Бресте в аптеке № 4. После оккупации города включилась в борьбу против немецко-фашистских захватчиков. К осени 1941-го подпольщики установили связь со Старосельским партизанским отрядом, созданным из групп военнослужащих 84-го и 125-го стрелковых полков и пограничников, оказавшихся в окружении, а также жителей деревень Старосельского сельсовета. Подпольщики собрали в фонд обороны страны более 300 тысяч рублей, вывели из строя 6 паровозов на ст. Брест - Центральный, сорвали пуск литейного цеха, в последний день 1942 г. взорвали офицерскую столовую в здании по ул. Пушкинской.
По заданию командования Аржанова вернулась на работу в аптеку. Она руководила подпольной комсомольской группой, одновременно с мая 1942 года была членом бюро подпольной городской комсомольской организации. Доставала бланки паспортов, бинокли, фотоаппараты, обеспечивала партизан медикаментами и медицинскими инструментами, участвовала в организации побегов военнопленных из лагерей, переправляла их к партизанам, устраивала конспиративные встречи партизанских связных с подпольщиками города. В октябре 1943-го по доносу провокатора ее схватили фашисты. Она стойко перенесла допросы и жестокие пытки. Гитлеровцы повесили ее во дворе Брестской тюрьмы в конце 1943 года. Аржанова награждена орденом Отечественной войны I степени (посмертно).
В Бресте на доме N 18 по ул. Пушкинской, в котором когда-то находилась аптека № 4, в 1964 году установлена мемориальная доска:
«Здесь в годы Великой Отечественной войны по заданию партийного подполья работала в аптеке Галина Александровна Аржанова - секретарь подпольной комсомольской организации, связная партизанских отрядов. В декабре 1943 года после зверских пыток гитлеровцы повесили отважную патриотку». Барельеф Аржановой - среди портретов героев на Аллее «Их именами названы улицы Бреста».
Сейчас на первом этаже дома N 18 находится продовольственный магазин ОАО «Продтовары», куда брестчане часто приходят за хлебом и молоком, ветчиной и рыбой, минеральной водой и печеньем, другими продуктами. Они и не догадываются о той роли, которую сыграл дом в истории городского подполья. Не знает нынешнее поколение и о том, что именно в этот дом из Высоко-Литовска переехал бывший начальник отделения связи Виктор Евсеевич Шерстюк. Как рядовой 338-й инженерно-саперной бригады 61-й армии он участвовал в операции «Багратион» на территории Белоруссии, сражался на реке Горынь под Столином, в Кобрине разминировал дом-усадьбу, где в 1797 и 1800 годах жил великий русский полководец Александр Суворов. Сегодня здесь расположен открытый в 1946 году Кобринский военно-исторический музей им. А.В. Суворова. При освобождении г. Бреста сапер немало мин обезвредил в руинах на Пушкинской, 18 (назвать домом эти развалины нельзя было - остатки печей, разрушены стены, пустые глазницы окон). Здесь через много лет после Победы Виктору Евсеевичу и дали квартиру с высокими потолками...
Сергей Иванович Грицевец — майор РККА, знаменитый советский лётчик-истребитель 1930-х годов, участник боёв на Халхин-Голе, первый дважды Герой Советского Союза.
Сергей Грицевец прожил короткую, но необычайно яркую жизнь и оставил в истории российской авиации заметный след. Сын бедного белорусского крестьянина, он родился 19 июля 1909 года в деревне Боровцы, ныне Барановичского района Брестской области. Окончил 7 классов в 1927 году. Работал чернорабочим в службе пути на железной дороге, в "Льноторге", учеником слесаря в эфесном цехе механического завода в Златоусте. Окончил ФЗУ, учился на вечернем отделении металлургического техникума. С 1931 года в рядах Красной Армии.
В июне 1931 года по комсомольской путёвке прибыл в 3-ю Оренбургскую военную школу пилотов, где считался одним из самых инициативных и способных курсантов. Боевые листки тех лет призывали равняться в учёбе на Сергея. После окончания в сентябре 1932 году авиашколы, Грицевец стал лётчиком - истребителем. Сначала служил в Киевской авиабригаде, а с декабря 1933 года в 1-й Краснознамённой ИАЭ в Гатчине. В составе этой эскадрильи служил затем на Дальнем Востоке, стал начальником воздушно - стрелковой службы эскадрильи, потом был назначен командиром звена. С 1 августа 1936 года учился в Одесской школе воздушного боя и высшего пилотажа, затем был в ней лётчиком - инструктором.
К концу июля 1936 года в Одесскую школу воздушного боя съехалось большинство лётчиков - истребителей первого набора...
Затем случил в авиационных частях. В звании старшего лейтенанта был ВРИО командира звена 8-й Одесской школы пилотов Киевского военного округа.
В июне 1938 года, в составе группы из 34 лётчиков, прибыл в Испанию для оказания помощи республиканским ВВС. Имел псевдонимы "Сергио" и "Командор Серж".
В боях с вражеской авиацией в неравных условиях, когда зачастую соотношение между республиканскими и франкистскими самолётами было 1 : 5 он пришёл к убеждению, что единственно правильной тактикой борьбы в таких условиях может быть только групповой "соколиный удар" - внезапная атака врага всей эскадрильей сверху, сзади.
14 августа 1938 года группа самолётов, которой он командовал, впервые в воздушном бою применила этот новый тактический приём. Удар был настолько неожиданным и ошеломляющим для врага, что неприятельская группа потеряла управление. На землю упало несколько вражеских машин, объятых пламенем. Группа Грицевца в полном составе возвратилась на аэродром.
Всего в небе Испании Сергей Грицевец совершил 88 боевых вылетов с общим налётом 115 часов, в 42 ( по другим данным в 24 ) воздушных боях сбил 30 самолётов противника ( 6 лично и 24 в составе группы ). Лётчики группы под его руководством сбили 85 самолётов. Весть об одном из его боевых вылетов облетела весь мир...
Воздушный бой с немецкими He-51 и итальянскими Cr-32 завязался близ реки Эбро над позициями корпуса Листера, на НП которого в тот день были приглашены испанские и иностранные журналисты. Старший лейтенант Грицевец дрался в небе с превосходящими силами противника. Да как ! На "ишачке" - так прозвали маневренный И-16 - дерзко атаковал Сергей группы вражеских самолётов. Об этой неравной схватке центральная газета испанских коммунистов "Мундо Обреро" сообщала: "Сергио, храбрый пилот Республики, верный воинскому долгу, героически сражаясь, за один боевой вылет сбил 7 ( семь ! ) фашистских самолётов ( из них 5 Фиатов CR-32 ), но и его машина была серьёзно повреждена".
Об этом подвиге писали и многие иностранные газеты. Среди прочих - английская "Дейли ньюс", корреспондент которой наблюдал воздушный бой и даже сумел узнать подлинное имя камарадо Сергио. Газета вышла с броским заголовком: "Русский лётчик Сергей Грицевец - человек изумительной храбрости". [ Согласно данным С. В. Абросова, в реальности Сергею во время одного из вылетов на сопровождение СБ пришлось в одиночку отбиваться от 7 "Фиатов", однако побед в этом бою он, согласно официальным документам, не заявлял. Скорее всего, это лишь красивая легенда.
Особенно отличился Сергей Грицевец в заключительных и самых тяжёлых боях за Эбро, где немцы использовали опытные "Мессера" вооружённые пушками и значительно превосходящие И-16 в скорости. Только за 20 дней августа 1938 года советскими и испанскими лётчиками было сбито 72 вражеских самолёта.
В одном из боёв 13 августа 1938 года, в паре с испанским лётчиком сержантом Луисом Маргалефом подбил и заставил приземлиться на республиканской территории немецкий бомбардировщик Не-111, чей экипаж был взят в плен.
18 августа 1938 года - в день Авиации, Грицевец сбил 2 итальянских "Фиата". Со своими лётчиками Грицевец порой забирался без кислородных приборов на высоту до 7 км, чтобы оттуда обрушить удар на противника.
Последний раз пилоты группы Сергея Грицевца участвовали в бою 15 октября 1938 года, когда было поднято в воздух сразу около 100 республиканских самолётов в составе 7 эскадрилий. Тогда над рекой Эбро в напряжённой воздушной схватке, совместными усилиями советских и испанских лётчиков, было сбито 3 "Мессера" и 5 "Фиатов". Наши потери составили 3 самолёта ( все лётчики спаслись на парашютах ).
Однако, ко времени окончания 113-дневной битвы за Эбро, из 34 лётчиков, прибывших вместе с Грицевцом в июне 1938 года, осталось в строю лишь 7.
22 февраля 1939 года Президиум Верховного Совета СССР принял Указ, в котором говорилось о том, что за образцовое выполнение специальных заданий правительства по укреплению оборонной мощи Советского Союза и проявленные при этом личное мужество и отвагу, старшему лейтенанту С. И. Грицевцу присваивается звание Героя Советского Союза. Сам Михаил Иванович Калинин вручил Грицевцу грамоту о присвоении этого высокого звания. Следует отметить и тот факт, что звания капитан Сергей Грицевец никогда не имел: из старшего лейтенанта он стал сразу майором ( 31 декабря 1938 года ).
В полную силу сильные стороны характера и лётного мастерства Сергея Грицевца проявился и в небе Халхин - Гола летом 1939 года: молниеносная находчивость, острая наблюдательность, чувство товарищеской выручки, виртуозное владение техникой пилотирования. В воздушных боях лично и в составе группы сбил 12 японских самолётов.
Вначале Грицевец летал на И-16, а когда в конце июня были получены новые И-153 ( "Чайки" ), его назначили командиром эскадрильи этих машин. В большинстве боевых вылетов "Чаек", эскадрилью которых всегда лидировал Грицевец, заканчивались победой советских лётчиков. Так было и в памятном воздушном бою 25 августа, когда наземные войска доколачивали окруженные части 6-й японской армии. В этот день над Халхин - Голом произошло 7 воздушных боёв. В одном из них участвовало более 200 советских и японских самолётов.
Бой развертывался на высотах до 6000 метров. Над долиной реки ревели моторы, трещали пулемётные очереди, падали вниз самолёты, оставляя за собой шлейфы чёрного дыма. И в этой круговерти выделялась "Чайка" командира эскадрильи.
В разгар бой Грицевец заметил, как к хвосту машины Леонида Орлова пристроился японский истребитель. Увлечённый атакой, Орлов не заметил этого, и тогда Сергей Грицевец пошёл в лоб на японца. Враг не выдержал встречной атаки и свечой взмыл вверх. Грицевец дал короткую прицельную очередь по японскому лётчику. Тот бросил свою машину в крутое пике, притворился, что подбит и падает. Но подобная уловка противника была хорошо знакома Грицевцу ещё по боям в Испании. Он тут же нырнул вниз за самураем, догнал его и с близкого расстояния расстрелял. Японский истребитель, не выходя из пике, врезался в песчаный бархан.
26 июня 1939 года в районе озера Буир - Нур завязался воздушный бой с японцами, продолжавшийся около двух часов и закончившийся полной победой советских лётчиков. Враг потерял 15 самолётов. В этот день Сергей Грицевец совершил подвиг, ставший известным на всю страну.
В бою был сбит самолёт командира 70-го истребительного авиаполка майора В. М. Забалуева и он опустился на парашюте на территории занятой противником. Всё это видел Сергей Грицевец. Недолго думая, он посадил свою машину неподалеку от приземлившегося товарища, помог ему забраться в кабину и взлетел под огнём японской пехоты. Это был первый подобный случай в советской авиации. [ Уже буквально на следующий день, 27 июня, японский лётчик - истребитель старший сержант Бундзи Йосияма повторил подвиг русского лётчика, подобрав таким же образом своего сбитого напарника старшего сержанта Эйсаку Судзуки. ]
В небе Халхин - Гола С. И. Грицевец совершил 138 боевых вылетов. В воздушных боях сбил 12 самолётов противника ( по одни источникам - 10 лично и 2 в группе, по другим - все 12 лично ).
29 августа 1939 года за победы в воздушных боях и спасение командира, Сергей Грицевец был награждён второй медалью "Золотая Звезда" Героя Советского Союза. Награждён также орденом Красного Знамени ( 1939 ) и монгольским орденом Боевого Красного Знамени 1-й степени ( 18.08.1939 ).
Он был не только прекрасным воздушным бойцом, но и замечательным наставником. Десятки молодых лётчиков учились у Грицевца искусству воздушного боя. Он проводил с ними разборы полётов, занятия по тактике, учил сочетать маневр и огонь: "Только секунда отводится лётчику на прицельную очередь, - говорил он, - Только одна секунда !"
Он и в самом деле умел первым дать очередь, на какую то долю секунды опережая врага. Атаковал всегда неожиданно, никогда не допуская шаблона в тактике. К началу Великой Отечественной войны именно Грицевец был самым результативным советским лётчиком - истребителем имея 42 воздушные победы !
В начале сентября 1939 года майор С. И. Грицевец вместе с группой лётчиков, возглавляемой комкором Я. В. Смушкевичем, выехал в Москву. Он был назначен советником одной из авиабригад Белорусского военного округа. Предстоял поход войск Красной Армии в Западную Украину и Западную Белоруссию.
16 сентября Грицевец с группой лётчиков присутствовал на заседании Военного совета округа в Минске. Возвращались на свой аэродром под Оршей в сумерках. Грицевец приземлился первым. Шедший на посадку вторым майор П. И. Хара, не разглядев выложенную букву "Т", стал садиться с противоположной стороны аэродрома и на большой скорости врезался в стоявшую машину Грицевца. В результате столкновения, оба самолёта были разбиты, Хара получил серьёзные травмы, а Грицевцу ударом винта отрубило голову. Так, нелепая случайность послужила причиной гибели выдающегося советского лётчика.
Мазурук Илья Павлович – полярный лётчик, командир авиационного отряда Полярной авиации.
Биография
Илья Мазурук родился 7 июля 1906 года в городе Брест-Литовск в простой рабочей белорусской семье.
Работал сварщиком. После окончания семилетней школы работал в Орловском горкоме партии. В 1920-е годы жил в Липецке, работал помощником машиниста Липецкой электростанции, был секретарем комсомольской организации, заведующим агитпропом Липецкого, а затем Елецкого уездных комитетов комсомола. По комсомольской путевке был направлен в военную авиацию. В 1925 году вступил в ВКП(б)/КПСС.
В 1928 году И. Мазурук окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, а в 1930 году — Борисоглебскую школу летчиков, затем служил в строевых частях ВВС. Участвовал в военных операциях советской власти против местных моджахедов в Средней Азии, за что получил от ОГПУ пистолет с дарственной надписью.
В 1930—1938 годах он был командиром отряда Гражданского воздушного флота, одним из первых освоил дальневосточные воздушные трассы, в том числе на Сахалин и Камчатку, с 1936 года работал в полярной авиации.
В 1937 году в качестве командира самолёта ТБ-3 И. П. Мазурук участвовал в высадке первой дрейфующей научной станции «Северный полюс-1». За мужество и героизм, проявленные при выполнении этого задания, ему 27 июня 1937 года было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.
В 1938—1947 годах И. П. Мазурук занимал пост начальника управления полярной авиации Главсевморпути. В 1939 году он окончил курсы усовершенствования командного состава при Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского.
Во время Советско-финляндской войны 1939—1940 годов И. П. Мазурук в должности командира бомбардировщика ТБ-3 выполнил несколько боевых вылетов. Он принял участие в Великой Отечественной войне:
С июля 1941 года — командир авиационной группы ВВС Северного флота;
С 1942 года — начальник Красноярской воздушной трассы;
С 1943 года — командир 1-й перегоночной авиационной дивизии, руководил перегоночной трассой Алсиб, проходящей из Аляски в СССР (Красноярск), для поставок по ленд-лизу американских самолётов.
В 1947—1953 годах И. П. Мазурук работал заместителем начальника Научно-испытательного института ГВФ, затем трудился в Главсевморпути, совершил 254 полёта на дрейфующие станции. В 1950 году был участником воздушной высокоширотной экспедиции «Север-5». В 1955—1956 годах он возглавлял лётный отряд первой советской морской экспедиции в Антарктиду. В январе 1956 года 1953 года И. П. Мазурук первым осуществил посадку самолёта Ан-2 на вершину айсберга в Антарктиде.
И. П. Мазурук жил в Москве, умер 2 января 1989 года и похоронен на Троекуровском кладбище Москвы.
Семья
Жена — Виктория Юрьевна Мазурук (впоследствии стала женой писателя Вадима Кожевникова).
Дочь — Ирина Мазурук (1936—1985), сценарист, киноактриса, жена Виля Липатова, гражданская жена Олега Ефремова).
Жена (вторая) — Тамара Августовна (1914—1999), похоронена вместе с мужем.
Награды
Генерал-майор авиации (1946 года).
Награждён:
2 орденами Ленина;
3 орденами Красного Знамени;
3 орденами Отечественной войны 1-й степени;
2 орденами Трудового Красного Знамени;
3 орденами Красной Звезды;
советскими медалями;
иностранными наградами.
Память
В Липецке есть улица Мазурука.
В пгт Сеймчан Среднеканского района Магаданской области (часть Алсиб с 1943 года) есть улица Мазурука.
В 2006 году был выпущен почтовый конверт Белоруссии, посвященный И.П. Мазуруку.
В Бресте есть улица Мазурука.
Модест Петрович Мусоргский — русский композитор, член «Могучей кучки».
Родился Модест Мусоргский 21 марта 1839 года в селе Карево Торопецкого уезда, в имении своего отца, небогатого помещика Петра Алексеевича. Детство он провел на Псковщине, в глуши, среди лесов и озер. Он был самым младшим, четвертым сыном в семье. Двое старших умерли один за другим в младенческом возрасте. Вся нежность матери, Юлии Ивановны, женщины доброй и мягкой, была отдана двум оставшимся, а особенно ему, любимцу, меньшому, Модиньке. Это она первая стала учить его играть на старом пианино, стоявшем в зале их деревянного барского дома. Но будущее Мусоргского было предрешено. В десятилетнем возрасте он вместе со старшим братом приехал в Петербург: здесь ему надлежало поступить в привилегированное военное училище — Школу гвардейских подпрапорщиков.