К социально-бытовомукрасноречию относят
Автором русскоязычного «Краткого руководства к красноречию» (1748), оказавшего значительное влияние на развития этой науки
вРоссии, был:
2)М.В. Ломоносов;
.Антитеза – это:
3)фигура речи, основанная на противопоставлении.
.Аргумент – это:
1)мысль (положение), с помощью которого обосновывается тезис;
В
.В современной трактовке слова «риторика», «красноречие», «ораторское искусство» являются:
2)синонимами;
.В древнегреческой традиции главным предметом изучения риторики считалось:
1)искусство убеждения;
.В учении об идеальном ораторе Цицерон ставил перед оратором три основные задачи:
1)учить слушателя, доставлять ему удовольствие, производить сильное впечатление;
.В Новое время риторика уделяет особое внимание:
1)красоте речи (тропы и фигуры);
В России первой половины ХIХ века ряд литературных критиков во главе с В.Г. Белинским выступает:
1)с критикой риторики;
.В процессе установления контакта с аудиторией наиболее важную роль играет такой фактор невербального общения, как:
1)зрительный контакт;
.В России научный функциональный стиль начал активно складываться в:
2)ХVIII веке;
.В русском языке существуют слова, которые могут употребляться как синонимы к слову «спор»:
3)дискуссия, диспут, полемика, дебаты, прения.
Вопросы, связанные с выяснением новых знаний относительно явлений, событий, предметов интересующих слушателя, называются:
2)восполняющими;
В учении Аристотеля об основных категориях научной риторики
–этосе, логосе и пафосе, под логосом подразумевается:
3)логика, словесные, языковые средства.
Г
Главным предметом западноевропейской средневековой риторики были:
3)проповедь и богословская полемика.
Гомилетика – это:
1)теория и искусство христианской церковной проповеди;
Грамотное опровержение точки зрения оппонента осуществляется тремя способами:
2)опровержением тезиса, критикой доводов оппонента, показом несостоятельности демонстрации;
Д
.Диспозиция как раздел риторики рассматривает:
1)расположение частей ораторской речи;
Для установления контакта с аудиторией оратору необходимо учитывать однородность аудитории, которая выражается в следующих характеристиках:
2)возраст, пол, национальность, уровень образования, профессиональные интересы и т.д.;
Для установления контакта с аудиторией оратору необходимо учитывать однородность аудитории, которая выражается в следующих характеристиках:
2)возраст, пол, национальность, уровень образования, профессиональные интересы и т.д.;
.Дыхание, обслуживающее речь, называется:
3)фонационное.
.Для усиления звука голоса оратору необходимо использовать естественные резонаторы, функцию которых выполняют:
1)полости над связками (глотка, лицевые пазухи и др.) и под связками (грудная полость);
.Дикция – это:
2)манера и степень отчетливости произношения слов, слогов, звуков;
Демонстрация как часть речевого доказательства подразумевает:
1)логическую связь между аргументом и тезисом;
З
Знаменитое высказывание «Я знаю, что я ничего не знаю» восходит к философии афинского мыслителя:
3)Сократа.
Задачами вступления как композиционной части устного выступления являются:
3)пробуждение интереса к теме, установление контакта, обоснование актуальности темы.
И
Инвенция – один из разделов канонической (традиционной) риторики, подразумевает:
3)подготовку содержания речи, «изобретение» речи.
.Интонация включает в себя акустические компоненты:
2)тон голоса, сила звучания, его длительность и тембр;
Индукция – это:
1)логическое умозаключение от частного к общему;
.Исходное положение, которое не требует доказательства – это:
1)аксиома;
Индуктивный метод преподнесения материала подразумевает:
2)изложение материала от частного к общему;
К
Классификация ораторских речей по общей целевой установке (П. Сопер) выделяет виды речей:
2)развлекательные, информационные, воодушевляющие, убеждающие, призывающие к действию;
К социально-бытовомукрасноречию относят
1)юбилейную речь, застольную речь (тост) и др.;
Классическая структура устного выступления состоит из:
1)трех частей;
К специальным ораторским приемам привлечения внимания аудитории относится вопросно-ответный прием, когда оратор:
1)самостоятельно формулирует вопросы и дает на них ответы;
.К тропам относятся:
2)метонимия, метафора, олицетворение и др.;
К повседневной подготовке оратора относится овладение техникой речи, включающее:
3)фонационное дыхание, голос, дикцию.
Классификация споров по цели выделяет:
1)спор из-за истины, для убеждения кого-либо,для победы, спор ради спора;
Контрадикция – это:
1)противоречие в суждении, противоречивое высказывание, противоречие вообще;
.К логическим ошибкам построения доказательства относятся:
2)подмена тезиса, ложное основание и др.;
Конструктивный диалог основан на ряде психологических принципов:
1)равной безопасности, децентрической направленности, адекватности воспринятого сказанному;
.Композиция ораторской речи – это:
2)построение выступления, соотношение его частей друг к другу и ко всему выступлению;
Л
.Логическое речевое доказательство включает три взаимосвязанных элемента:
3)тезис, аргумент, демонстрация.
.Логический закон тождества гласит, что:
1)всякая правильная мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых доказана;
Н
Нарицательным для обозначения красноречивого оратора стало имя религиозного проповедника Средневековья, епископа Константинополя:
3)Иоанна Златоуста.
Новыми формами деловой риторики являются:
1)беседа, переговоры;
Неориторика, сложившаяся в XX веке и возродившая интерес к риторике, характеризуется:
2)тесным взаимодействием с психолингвистикой, герменевтикой, социолингвистикой и т.д.;
.Непричинение психологического или иного ущерба партнеру в ходе диалога подразумевает психологический принцип:
2)равной безопасности.
О
Обращаясь к законам и правилам рассуждений, доказательств, аргументации, риторика пользуется достижениями:
3)логики.
Основателем риторики как науки считается автор единственной древнегреческой «Риторики», сохранившейся в целостном виде, древнегреческий мыслитель :
2)Аристотель;
Одним из наиболее известных судебных деятелей и ораторов конца ХIХ – начала ХХ вв. в России был:
3)А.Ф. Кони.
Орфоэпические нормы определяют правила:
3)произношения.
Оксюморон (оксиморон) – это:
1)соединение двух антонимов или слов, противоречивых по смыслу;
Оборот речи, состоящий в чрезмерном преувеличении – это:
2)гипербола;
П
Предметом изучения современной риторики являются:
2)различные виды речевой коммуникации (публичная речь, беседы, дискуссии и др.);
Первая дошедшая до нас классификация речей на три ораторских жанра: эпидейктические, совещательные и юридические, принадлежит:
1)Аристотелю;
Политические, митинговые речи наполитико-экономическиетемы относятся к:
3)социально-политическому красноречию.
.Помимо риторики в тривиум, являющийся частью античной системы образования, входили:
1)грамматика и диалектика;
Произнесением политических и судебных речей, трудами «Оратор», «Об ораторе» прославился древнеримский оратор и государственный деятель:
1)Цицерон;
Первой древнеримской государственной риторической школой руководил автор трактата «Образование оратора. Двенадцать книг риторических наставлений»:
2)Квинтилиан;
Проявлением этических правил поведения оратора является:
2)корректность ответов, уважение к оппонентам;
При подготовке к конкретному выступлению оратор должен в первую очередь:
3)определить тему и цель речи.
Публичную речь традиционно начинают:
1)с обращения к слушателям;
Психологический контакт оратора со слушателями заключается в:
3)общности психологического состояния, интеллектуальном и эмоциональном сопереживании.
Паузология – это:
1)наука о паузах;
Под дискуссией в научной литературе подразумевается:
1)публичный спор, целью которого является выяснение и сопоставление точек зрение, нахождение верного решения;
.Положение (мысль), которое нужно обосновать, поддержать или опровергнуть называется:
3)тезисом.
По правилам культуры спора предмет спора должен:
1)быть четко определен и известен полемизирующим сторонам;
.Проявления уважения к своему оппоненту требуют правила:
3)этики и культуры
.Психологический принцип децентрической направленности в ходе конструктивного диалога подразумевает:
2)непричинение ущерба делу, ради которого спорящие вступили в диалог;
Р
.Риторика – это:
1)наука об ораторском искусстве, теория красноречия;
Риторика представляет собой:
3)синтез науки и искусства.
Риторика относится к:
1)филологическим наукам;
Риторика как практическая дисциплина существует:
2)более 2 тысяч лет;
Риторика эпохи Возрождения характеризуется:
2)светскостью, «литературизацией», переходом на национальные языки;
Расцвет русского судебного красноречия пришелся на:
2)вт. половину ХIХ в.;
Расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором, подразумевает:
3)концентрический метод изложения материала.
Риторический вопрос – это:
1)высказывание в форме вопроса, которое не предполагает ответа и содержит скрытое утверждение;
Резкое выступление против кого-либо,оскорбительная речь, называется:
2)инвектива;
С
.Слово латинского происхождения «оратор» в русском языке имеет аналоги:
1)вития, краснослов, красноречивый человек;
.С появлением средневековых университетов в ХI–ХIIвеках зарождается:
1)университетское красноречие;
С принятием на Руси христианства активное развитие получил такой вид ораторского искусства, как:
3)проповедь.
Согласно правилам построения публичной речи, если оратор освещает в своем выступлении более 5-7вопросов, то он:
1)совершает ошибку, утомляя слушателей, лишаясь возможности подробного рассмотрения проблем;
Слова «акциз», «депорт», «дебет» относятся к подгруппе лексики ограниченной сферы употребления:
2)терминам;
Стилистическая фигура – это:
1)необычный по синтаксису оборот речи, применяемый для усиления выразительности речи;
Слова, близкие по звучанию и написанию, но разные по значению называются:
3)паронимами.
Спор – это:
1)процесс обмена мнениями, столкновение мнений, разногласие;
Слово латинского происхождения «диспут» в научной практике раньше употребляли в значении:
1)публичной защиты научного сочинения;
Спор-полилог характеризуется:
2)участием в полемике нескольких человек (более двух);
.Согласно логическому закону противоречия два противоречащих друг другу высказывания об одном предмете:
1)не могут быть одновременно истинными;
Сарказм – это:
3)злая ирония, ядовитая насмешка.
Т
.«Толковый словарь живого Великорусского языка» создал:
2)В.И. Даль;
Тропами называются слова и выражения, употребленные в:
1)переносном значении;
У
Ученик Сократа и учитель Аристотеля, автор философских диалогов, настоящее имя которого Аристокл, известен под прозвищем:
3)Платон.
.Ученые доказали, что лучше всего запоминается информация:
3)помещенная в начале или в конце сообщения.
Ф
Формами реализации диалогического красноречия являются:
1)спор, дискуссия, беседа, интервью и т.д.;
Форма преподнесения материала слушателям существенно влияет на установление контакта с аудиторией, поэтому специалисты рекомендуют ораторам:
1)свободное изложение с опорой на план или конспект;
Ч
Человек, опровергающий тезис, называется:
3)оппонент.
Э
Эрудиция – это:
1)глубокие всесторонние познания;
Экспромт – это:
1)речь, произнесенная без подготовки, создаваемая в момент произнесения;
Я
Яркий образец военного красноречия русских полководцев представлен в произведении древнерусской литературы:
1)«Слове о полку Игореве»;