К социально-бытовомукрасноречию относят

Автором русскоязычного «Краткого руководства к красноречию» (1748), оказавшего значительное влияние на развития этой науки

вРоссии, был:

2)М.В. Ломоносов;

.Антитеза – это:

3)фигура речи, основанная на противопоставлении.

.Аргумент – это:

1)мысль (положение), с помощью которого обосновывается тезис;

В

.В современной трактовке слова «риторика», «красноречие», «ораторское искусство» являются:

2)синонимами;

.В древнегреческой традиции главным предметом изучения риторики считалось:

1)искусство убеждения;

.В учении об идеальном ораторе Цицерон ставил перед оратором три основные задачи:

1)учить слушателя, доставлять ему удовольствие, производить сильное впечатление;

.В Новое время риторика уделяет особое внимание:

1)красоте речи (тропы и фигуры);

В России первой половины ХIХ века ряд литературных критиков во главе с В.Г. Белинским выступает:

1)с критикой риторики;

.В процессе установления контакта с аудиторией наиболее важную роль играет такой фактор невербального общения, как:

1)зрительный контакт;

.В России научный функциональный стиль начал активно складываться в:

2)ХVIII веке;

.В русском языке существуют слова, которые могут употребляться как синонимы к слову «спор»:

3)дискуссия, диспут, полемика, дебаты, прения.

Вопросы, связанные с выяснением новых знаний относительно явлений, событий, предметов интересующих слушателя, называются:

2)восполняющими;

В учении Аристотеля об основных категориях научной риторики

–этосе, логосе и пафосе, под логосом подразумевается:

3)логика, словесные, языковые средства.

Г

Главным предметом западноевропейской средневековой риторики были:

3)проповедь и богословская полемика.

Гомилетика – это:

1)теория и искусство христианской церковной проповеди;

Грамотное опровержение точки зрения оппонента осуществляется тремя способами:

2)опровержением тезиса, критикой доводов оппонента, показом несостоятельности демонстрации;

Д

.Диспозиция как раздел риторики рассматривает:

1)расположение частей ораторской речи;

Для установления контакта с аудиторией оратору необходимо учитывать однородность аудитории, которая выражается в следующих характеристиках:

2)возраст, пол, национальность, уровень образования, профессиональные интересы и т.д.;

Для установления контакта с аудиторией оратору необходимо учитывать однородность аудитории, которая выражается в следующих характеристиках:

2)возраст, пол, национальность, уровень образования, профессиональные интересы и т.д.;

.Дыхание, обслуживающее речь, называется:

3)фонационное.

.Для усиления звука голоса оратору необходимо использовать естественные резонаторы, функцию которых выполняют:

1)полости над связками (глотка, лицевые пазухи и др.) и под связками (грудная полость);

.Дикция – это:

2)манера и степень отчетливости произношения слов, слогов, звуков;

Демонстрация как часть речевого доказательства подразумевает:

1)логическую связь между аргументом и тезисом;

З

Знаменитое высказывание «Я знаю, что я ничего не знаю» восходит к философии афинского мыслителя:

3)Сократа.

Задачами вступления как композиционной части устного выступления являются:

3)пробуждение интереса к теме, установление контакта, обоснование актуальности темы.

И

Инвенция – один из разделов канонической (традиционной) риторики, подразумевает:

3)подготовку содержания речи, «изобретение» речи.

.Интонация включает в себя акустические компоненты:

2)тон голоса, сила звучания, его длительность и тембр;

Индукция – это:

1)логическое умозаключение от частного к общему;

.Исходное положение, которое не требует доказательства – это:

1)аксиома;

Индуктивный метод преподнесения материала подразумевает:

2)изложение материала от частного к общему;

К

Классификация ораторских речей по общей целевой установке (П. Сопер) выделяет виды речей:

2)развлекательные, информационные, воодушевляющие, убеждающие, призывающие к действию;

К социально-бытовомукрасноречию относят

1)юбилейную речь, застольную речь (тост) и др.;

Классическая структура устного выступления состоит из:

1)трех частей;

К специальным ораторским приемам привлечения внимания аудитории относится вопросно-ответный прием, когда оратор:

1)самостоятельно формулирует вопросы и дает на них ответы;

.К тропам относятся:

2)метонимия, метафора, олицетворение и др.;

К повседневной подготовке оратора относится овладение техникой речи, включающее:

3)фонационное дыхание, голос, дикцию.

Классификация споров по цели выделяет:

1)спор из-за истины, для убеждения кого-либо,для победы, спор ради спора;

Контрадикция – это:

1)противоречие в суждении, противоречивое высказывание, противоречие вообще;

.К логическим ошибкам построения доказательства относятся:

2)подмена тезиса, ложное основание и др.;

Конструктивный диалог основан на ряде психологических принципов:

1)равной безопасности, децентрической направленности, адекватности воспринятого сказанному;

.Композиция ораторской речи – это:

2)построение выступления, соотношение его частей друг к другу и ко всему выступлению;

Л

.Логическое речевое доказательство включает три взаимосвязанных элемента:

3)тезис, аргумент, демонстрация.

.Логический закон тождества гласит, что:

1)всякая правильная мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых доказана;

Н

Нарицательным для обозначения красноречивого оратора стало имя религиозного проповедника Средневековья, епископа Константинополя:

3)Иоанна Златоуста.

Новыми формами деловой риторики являются:

1)беседа, переговоры;

Неориторика, сложившаяся в XX веке и возродившая интерес к риторике, характеризуется:

2)тесным взаимодействием с психолингвистикой, герменевтикой, социолингвистикой и т.д.;

.Непричинение психологического или иного ущерба партнеру в ходе диалога подразумевает психологический принцип:

2)равной безопасности.

О

Обращаясь к законам и правилам рассуждений, доказательств, аргументации, риторика пользуется достижениями:

3)логики.

Основателем риторики как науки считается автор единственной древнегреческой «Риторики», сохранившейся в целостном виде, древнегреческий мыслитель :

2)Аристотель;

Одним из наиболее известных судебных деятелей и ораторов конца ХIХ – начала ХХ вв. в России был:

3)А.Ф. Кони.

Орфоэпические нормы определяют правила:

3)произношения.

Оксюморон (оксиморон) – это:

1)соединение двух антонимов или слов, противоречивых по смыслу;

Оборот речи, состоящий в чрезмерном преувеличении – это:

2)гипербола;

П

Предметом изучения современной риторики являются:

2)различные виды речевой коммуникации (публичная речь, беседы, дискуссии и др.);

Первая дошедшая до нас классификация речей на три ораторских жанра: эпидейктические, совещательные и юридические, принадлежит:

1)Аристотелю;

Политические, митинговые речи наполитико-экономическиетемы относятся к:

3)социально-политическому красноречию.

.Помимо риторики в тривиум, являющийся частью античной системы образования, входили:

1)грамматика и диалектика;

Произнесением политических и судебных речей, трудами «Оратор», «Об ораторе» прославился древнеримский оратор и государственный деятель:

1)Цицерон;

Первой древнеримской государственной риторической школой руководил автор трактата «Образование оратора. Двенадцать книг риторических наставлений»:

2)Квинтилиан;

Проявлением этических правил поведения оратора является:

2)корректность ответов, уважение к оппонентам;

При подготовке к конкретному выступлению оратор должен в первую очередь:

3)определить тему и цель речи.

Публичную речь традиционно начинают:

1)с обращения к слушателям;

Психологический контакт оратора со слушателями заключается в:

3)общности психологического состояния, интеллектуальном и эмоциональном сопереживании.

Паузология – это:

1)наука о паузах;

Под дискуссией в научной литературе подразумевается:

1)публичный спор, целью которого является выяснение и сопоставление точек зрение, нахождение верного решения;

.Положение (мысль), которое нужно обосновать, поддержать или опровергнуть называется:

3)тезисом.

По правилам культуры спора предмет спора должен:

1)быть четко определен и известен полемизирующим сторонам;

.Проявления уважения к своему оппоненту требуют правила:

3)этики и культуры

.Психологический принцип децентрической направленности в ходе конструктивного диалога подразумевает:

2)непричинение ущерба делу, ради которого спорящие вступили в диалог;

Р

.Риторика – это:

1)наука об ораторском искусстве, теория красноречия;

Риторика представляет собой:

3)синтез науки и искусства.

Риторика относится к:

1)филологическим наукам;

Риторика как практическая дисциплина существует:

2)более 2 тысяч лет;

Риторика эпохи Возрождения характеризуется:

2)светскостью, «литературизацией», переходом на национальные языки;

Расцвет русского судебного красноречия пришелся на:

2)вт. половину ХIХ в.;

Расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором, подразумевает:

3)концентрический метод изложения материала.

Риторический вопрос – это:

1)высказывание в форме вопроса, которое не предполагает ответа и содержит скрытое утверждение;

Резкое выступление против кого-либо,оскорбительная речь, называется:

2)инвектива;

С

.Слово латинского происхождения «оратор» в русском языке имеет аналоги:

1)вития, краснослов, красноречивый человек;

.С появлением средневековых университетов в ХI–ХIIвеках зарождается:

1)университетское красноречие;

С принятием на Руси христианства активное развитие получил такой вид ораторского искусства, как:

3)проповедь.

Согласно правилам построения публичной речи, если оратор освещает в своем выступлении более 5-7вопросов, то он:

1)совершает ошибку, утомляя слушателей, лишаясь возможности подробного рассмотрения проблем;

Слова «акциз», «депорт», «дебет» относятся к подгруппе лексики ограниченной сферы употребления:

2)терминам;

Стилистическая фигура – это:

1)необычный по синтаксису оборот речи, применяемый для усиления выразительности речи;

Слова, близкие по звучанию и написанию, но разные по значению называются:

3)паронимами.

Спор – это:

1)процесс обмена мнениями, столкновение мнений, разногласие;

Слово латинского происхождения «диспут» в научной практике раньше употребляли в значении:

1)публичной защиты научного сочинения;

Спор-полилог характеризуется:

2)участием в полемике нескольких человек (более двух);

.Согласно логическому закону противоречия два противоречащих друг другу высказывания об одном предмете:

1)не могут быть одновременно истинными;

Сарказм – это:

3)злая ирония, ядовитая насмешка.

Т

.«Толковый словарь живого Великорусского языка» создал:

2)В.И. Даль;

Тропами называются слова и выражения, употребленные в:

1)переносном значении;

У

Ученик Сократа и учитель Аристотеля, автор философских диалогов, настоящее имя которого Аристокл, известен под прозвищем:

3)Платон.

.Ученые доказали, что лучше всего запоминается информация:

3)помещенная в начале или в конце сообщения.

Ф

Формами реализации диалогического красноречия являются:

1)спор, дискуссия, беседа, интервью и т.д.;

Форма преподнесения материала слушателям существенно влияет на установление контакта с аудиторией, поэтому специалисты рекомендуют ораторам:

1)свободное изложение с опорой на план или конспект;

Ч

Человек, опровергающий тезис, называется:

3)оппонент.

Э

Эрудиция – это:

1)глубокие всесторонние познания;

Экспромт – это:

1)речь, произнесенная без подготовки, создаваемая в момент произнесения;

Я

Яркий образец военного красноречия русских полководцев представлен в произведении древнерусской литературы:

1)«Слове о полку Игореве»;

Наши рекомендации