Худ время НЕ РАВНО времени реальному

Не успеет художник описать каждое действие реальности на бумаге. (Мы не знаем как Печорин чистит зубы. ходит в туалет и т.д., а между человек совершает эти действия ежедневно, но описывать это 1-ое скучно для читателя, 2-ое - некрасиво, 3-ье не хватит бумаги, 4-ое художник скончается, пока будет описывать каждое движение героя даже за неделю). В литре В менее подробно. Мельчайшие единицы В-и воспроизведению не поддаются, мы им не придаем значения, но они есть. Зато в лит-ре можно воспроизвести жизнь в общем ее представлении. Угнаться за протяжением жизни нельзя, это незыблемый закон.

У разных литературоведов в основном исследуется реальное время, а не П. (Бахтин, например)

Лотман «Пространство в прозе Гоголя».

Время и пространство неразделимы.

Хронотоп - время, пространство

На почве теории относительности возникла эта почти метафора, отражающая неразрывность времени и пространства, которую включает реальность литературы.

В зависимости от задач и видения автора он делает объектом внимания то В, то П. Он делает ощутимым то, что относится то к одному, то к другому, но это 2 стороны единого процесса.

Галич 1962г. «Облака».

Булгаков «Мастер и Маргарита»

Лекция № 10

Автор – Повествователь - Персонаж

В произведении

Персонаж.

Герой произведения - положительная коннотация. Персонаж может быть очень плохим человеком. В драме персонаж = действующее лицо.

Сложность заключается в том, чтобы определить, как относиться к тому, что провозглашают отдельные персонажи. Ошибкой является приписывание слов персонажа автору. (Не Пушкин, а Гринев пишет о русском бунте, бессмысленном и беспощадном). Насколько сам автор согласен со своим героем? Для ответа нужно сопоставить с высказываниями автора в письмах, дневниках.

Бывают герои, которые могут быть = авторам. Герой-резонер - выразитель мыслей и идей автора. (Сатин в драме «На дне» Горького)

То, что автор может не быть равен персонажу, имеет право отдельного существования - открытие 19 века. У персонажа есть логика собственного действия. Пушкин писал: «Что сотворила моя Татьяна?! Вышла замуж за генерала!» Автор отстраняется от причастности к судьбе своего персонажа.

Рассказчик

Его присутствие в произведении необязательно. Определенный человек, ведущий повествование.

Иногда определение рассказчика не входит в задачу автора. В рассказе «Легкое дыхание» определить рассказчика нельзя - кажется, что повествование ведет какой-то голос сверху. В «Войне и мире» та же ситуация.

Иногда в произведении несколько человек ведут повествование. Кто-то, например, рассказывает только ему известные эпизоды. Иногда персонажи рассказывают друг о друге - тогда истории усложняется.

Рассказчик - преломляющий инструмент, кривое зеркало, линза. Безличное повествование - ощущение объективности, но все равно создается художественный мир, отличающийся от мира реального.

Какие могут быть рассказчики

1)Безличный рассказчик - не проявлен в произведении. Заметен тем, что по языку отличается от автора, но формально не выражен - нет биографии, можно только догадываться о его кругозоре, о том, почему автору понадобилось перевоплотиться в него. Пример - «Шинель»

Эйхенбаум «Как сделана «Шинель» Гоголя. «Заигрывающее» повествование в «Шинели» - стилизация под болтовню, игра в абсурд, каламбуры. От этого переход к сентиментальному, возвышенному повествованию. Сам Гоголь скрывается за этими фигурами рассказчика (Заигрывающая и возвышенная фигуры).

2) Наделенный определенными чертами хар-ра рассказчик. Определенный тип мышления, социального происхождения, культуры.

М. Зощенко. Если анализировать каждый его рассказ отдельно, то комический эффект в рассказе достигается за счет фигуры рассказчика. Но если посмотреть на рассказы в совокупности, то складывается картина «видимого миру смеха сквозь невидимые миру слезы. Рассказчики разные, но они похожи. Пролетариат приходит на смену другому классу. Из мира смешного рассказа на нас смотрит страна ужаса и абсурда. Учет рассказчиков - непременная черта анализа произведения. Нужно уметь переводить художественный язык в язык рационального мышления.

Автор

Непременно выражается в произведении.

2 природы авторов в худ. произведениях

1). Человек, присутствующий в произведении. (Лирические отступления в «Мертвых душах»

2) Безличная форма («Легкое дыхание»)

Автор как творец, создатель жизни. Как Бог создал мир, так автор создает художественный мир своими словами. В том числе автор порождает и образ автора в своем произведении.

Ерофеев «Москва-Петушки». Центральный персонаж, тезка автора, - Венечка Ерофеев. Мы, неразумные студенты, можем предположить, что это автор. Но это образ автора, впитавший черты автора. У Венечки своя логика поведения, в конце произведения он умирает, а реальный Ерофеев живет и творит.

Если логика поведения персонажа нарушается, произведение становится искусственным. Вмешательство автора переламывает естественную логику. (Конец «Войны и мира»).

Связь художественного и нехудожественного.

В «Левше» критики того времени увидели не более чем стенографическую запись рассказа оружейника, между тем, как это оригинальное, сочиненное Лесковым произведение.

Лекция № 11

Предметный мир произведе­ния.

Д. Самойлов «Кабинет поэта»

Собирательный образ классического поэта 19-ого века. Поэт состоит из предметов, которые его окружают.

И в произведении, и в реальности человек окружен предметами. По предметам можно понять, что за персонаж, образ перед нами. Предметы важны и в поэзии (хотя в лирике они чаще на 2-ом плане, уступая место чувствам), и особенно в прозе, где описывается не безвоздушное, а полное предметов пространство. В книгах есть одушевленные предметы, говорят «животный мир произведения». Пейзаж - одно из проявлений. Пр.М. должен сочетаться с действительностью.

Невозможно описать все предметы, только то, что особенно выделяется, важно для понимания образа.

Предметы в художественном произведении нематериальны. О стол, как о единицу художественного мира, ушибиться нельзя.

А.П. Чудаков - проповедник художественного мира как главного начала в литературе.

Художественные предметы - мыслимые реалии, из которых состоит художественный мир, существующие в художественном пространстве в художественное время.

В деревне на севере для жительниц прялка - функциональный предмет, выполняющий функцию оборудования. Для приезжего та же прялка - культурное явление, которое привлекает его своей росписью, резьбой. Если такой приезжий увезет с собой прялку, прялка потеряет своеобразие, станет экспонатом музея, поменяет свое существование. Так же меняет свое существование предмет при переходе из реального мира в мир художественный. Искусство - преодоление пропасти между реальностью и вымыслом. Попадая в искусство вещь теряет свою реальную функцию.

Век

Ломоносов, Сумароков:

вещь не во всей полноте бытия, без самостоятельного значения. Она лишь напоминание, аккомпанемент к переживаниям описанного человека, помогает представить главного героя.

Державин:

переворот. Вещь во всем своем многообразии, богатстве. Но сохранялось и то, что было у Ломоносова. Вещь не сама по себе, а в подчинении общему божественному замыслу. «Послание в имение Званское» - описывается «багряна ветчина», сыр белый, щука желтая прекрасная». Наглядность цветовой гаммы. Присутствие Бога в порождении всех предметов с выразительностью, ощутимостью описывается в стихе.

Новое явление:

соединять разноприродные явления. Пушкин о Батюшкове «лары и пенаты с балалайкой» - неоправданное смешение, сочетание предметов. Не сочетались предметы обстановки с описываемым человеком. Писатели старались создать настроение, не обращая внимания на детали.

Для Пушкина предмет историзирован. Пушкин точен в своем поиске деталей эпохи. Протеизм - способность к перевоплощению, переносу в другую эпоху не только действия, но и видения действительности, описание обстановки, предметов, присущих эпохе.

Гоголь:

начинает великую прозу. Продолжение до Лескова. Проза не только выражала тонкое описание психологии, жизни России того времени, духовных проблем общества, но и обладала выразительностью. Часть этой выразительности - изображение предметов так, будто они увидены впервые. (См. превращение материала в форму и закон остранения Шкловского)

2-ая половина 19 века - начинается автоматизация предметов в произведении, иное отношение к предмету.

Чудаков цитирует писателей того периода:

«Утро. Трактир с обычной обстановкой».

«Лавка с ее всем знакомой обстановкой».

+ заключается в том, что писатель не тратит время на фиксацию места, а минус в том, что спустя сто лет мы не знаем какова была обычная обстановка трактира или лавки того времени, и вынуждены узнавать это по другим источникам, или домысливать, но в нашем воображении может возникнуть неточный образ.

Детализированный вид действительности был начат поэтами-символистами в 90-ые годы 19-ого века. Предмет был понят как символ того, что окружает людей в действительности. Брюсов, Мандельштам.

Необычные ассоциации, «оживление» предмета неожиданными образами очень важно для лит-ры 19в. Особенно существенно в прозе.

Конец лекции посвящен подробному разбору рассказа Кузьмина «Несчастная». 20в. Из пошлого анекдота - серьезное произведение, если рассматривать его с точки зрения предметного мира.

Лекция № 12

Роды и жанры литературы. Поня­тие «память жанра».

Классический вопрос про роды, необходимый для рассмотрения литературы, существует с конца 18-нач. 19 вв. со времен Гегеля.

Классификация лит-ры на 3 группы

ЭПОС

ЛИРИКА

ДРАМА

У каждой из них особый способ отношения и видения действительности.

Наши рекомендации