Язык как структура и система
Объект и основные проблемы языкознания.
Объектом изучения языкознания является язык, предметом - структура и функции языка, его общественная природа, методы лингвистических исследований и т.п. Целью языкознания является изучение языка во всём многообразии
I. Проблема установления природы и сущности языка (т.е. является ли язык физическим или психическим, биологическим или социальным явлением), включая вопросы об отношении языка к обществу и мышлению, о функциях языка.
II. Проблема понимания и изучения структуры(կառուցվածք)исистемы(համակարգ)языка. Вопросы, связанные со структурой языка, относятся к изучению строения языка: это и звуковая сторона, т.е. фонетические явления, и лексика, или словарный состав языка, а также вопросы грамматического строя языка – проблема дефиниции (т.е научного определения) частей речи, предложения, членов предложения и др. Вопросы же, связанные с системой языка, направлены на исследование тех разнообразных связей и отношений, которыми объединены в единое целое составные части и элементы языковой структуры. Дело в том, что язык – это не набор разрозненно существующих звуков, слов, предложений и т.п. Язык – это строго организованная система, закономерно согласованное единство сторон, частей и единиц. Эту систему и должна осмыслить лингвистика. Что же касается основных структурных единиц языка, то это: 1) фонема (հնչույթ), 2) морфема (ձևույթ), 3) лексема (բառույթ), 4) синтагма (շարույթ), 5) модель предложения (նախադասության կաղապար).
III. Проблема охватывает вопросы происхождения и развития языка. Как, когда, в каких условиях возникла человеческая речь, началось развитие языков? Как, по каким направлениям и в зависимости от чего изменяется язык? Каковы главные этапы развития языка? Каковы главные причины изменения фонетического, лексического, грамматического уровней языка, а также вопрос о том, что такое т.н. внутренние законы языкового развития и насколько они независимы от внешних влияний на язык? Что собою представляют основные формы существования языка – общенародный разговорный язык, местные говоры (диалекты) и литературный язык?
IV. Возникновение и развитие письма. Разновидности письма. Виды алфавитов. Вопросы графики и орфографии.
V. Проблема классификации(դասակարգում) языков. Типы классификаций.
VI. Проблема методов и методик изучения языков. Языкознание, несомненно, выработало свои исследовательские приемы, свои методы: сравнительно-исторический, описательный, сопоставительный и др. Возникает вопрос понимания сущности каждого метода и определения границ его наиболее разумного применения.
VII. Проблемы прикладной лингвистики – проблемы приложения научных знаний о языке к решению различных практических задач, возникающих в жизни людей.
VIII. Связь лингвистики с другими смежными науками – литературоведением, историей, логикой, психологией, социологией, философией, математикой, культурологией. Изучение условий и влияния их на языкознание.
Язык как структура и система.
Язык имеет двунаправленный характер. Так, с помощью языка мы осмысливаем воспринимаемую действительность. И вместе с тем он направлен на внутренний, духовный мир человека. Следовательно, в языке тесно взаимодействует две сферы: материальнаяи духовная. Язык воссоздает материальный мир в еговторичном - идеальном проявлении.
Одна из основных задач языкознания – выявить закономерности внутреннего устройства языка. Глубокое и последовательное изучение внутренней организации языка началось в 19-м веке и сформировалось как самостоятельная теория к середине 20-го века благодаря утверждению в науке системного подхода.
Системный подход в языкознании получил диаметрально противоположные оценки: полную поддержку и полное отрицание. Первое породило лингвистический структурализм, второе – стремление сторонников так называемого традиционного языкознания отстоять приоритеты исторического метода, который, по их мнению, несовместим с системным. Такая непримиримость проистекает, главным образом, из разного понимания того, что такое «система».
В настоящее время системы классифицируют на: 1) материальные (состоящие из материальных объектов) иидеальные (из понятий, идей, образов); 2) простые (состоящие из однородных элементов) – сложные(объединяющие неоднородные группировки или классы объектов); первичные (состоящие из элементов, значимых для системы в силу своих природных свойств) – вторичные (элементы которых используются специально для передачи информации, в силу этого такие системы называются семиотическими, то есть знаковыми; целостные(в которых связи между элементами прочнее, чем связи элементов со средой) – суммативные (в которых связи между элементами такие же, как и связи элементов со средой); естественные – искусственные; динамические – статические; открытые (то есть взаимодействующие со средой) – закрытые; самоорганизующиеся - неорганизованные; управляемые - неуправляемыеидр.
Структураязыка – это совокупность закономерных связей и отношений между языковыми единицами, зависящих от их природы и определяющих качественное своеобразие языковой системы в целом и характер ее функционирования. Своеобразие языковой структуры определяется характером связей и отношений между языковыми единицами.