Кто такой Дед Мороз и есть ли у него внучка, Снегурочка?
ИСТОРИЯ НОВОГО ГОДА. ТОЛКОВАНИЕ СИМВОЛОВ.
Если вы считаете себя христианами, исследуйте историю, значение и символику обрядов, традиций и праздников, даже если они вам привычны с детства. А самое главное, исследуйте Священное Писание, оно является мерилом нашей веры. Ответы на многие вопросы вы сможете найти в Библии, которая откроет вам истину.
Как и большинство праздников, встреча Нового года – ритуал, имеющий древнее происхождение. Сегодня, сравнивая дошедшие до нас традиции с некоторыми обрядами древних, поражаешься неожиданным параллелям и понимаешь скрытые смыслы новогодних обычаев.
Почему Новый год 1 января?
Когда Гай Юлий Цезарь ввёл названный впоследствии его именем – юлианский календарь, первым днём наступающего нового года стал считаться – первый день января. В этот день римляне приносили различные жертвы и дары одному из своих богов – Янусу. Янус - языческое божество, и название всего месяца происходит от его имени. У этого идола было два лица — спереди и сзади. То есть он смотрел и в прошлое, и в будущее (Википедия).
До наступления Нового Года одно лицо Януса выглядит радостным и счастливым, каким и полагается ему быть в предвкушении праздника. Подготовка к празднику очень часто радостнее самого праздника. После же Нового Года второе лицо Януса выглядит не так ободрительно: красные глаза, помятое лицо и синяк под глазом. Он с унынием смотрит на гору немытой посуды, перемешанной с объедками, на ещё спящих, не протрезвевших друзей. Янус судорожно пытается вспомнить о том, что же было накануне. Нет, это не зарисовка современного Нового Года, а реставрация событий тысячелетней давности. Пьянка, обжорство, оргии, драки и идолопоклонство - так "весело" праздновали наши предки этот праздник праздников. Если мы вспомним самих себя в те дни, когда встречали Новый год, то должны признаться, что мы все принимали участие в этом языческом празднике.
Ещё в 4 веке Иоанн Златоуст подробно осветил эту тему в своей речи в Антиохии, как раз 1 января 387 г. по р.х. В частности он написал: «…Происходящие сегодня дьявольские всенощные гулянья, шутки, бранные крики, ночные пляски и смешные забавы хуже всякого неприятеля пленили наш город; и тогда, как должно было бы сокрушаться, плакать, стыдиться, как согрешившим, так и несогрешившим, одним смотря на свои грехи, а другим смотря на бесчиние братий, наш город веселится, красуется и увенчивается… Такие нечестия заслуживают порицания, потому что занимающиеся ими замечают дни, гадают и думают, что если первый день этого месяца (января) они проведут в удовольствии и веселии, то и во весь год будет то же; а распутства потому, что на самом рассвете и женщины и мужчины, наполнив стаканы и чаши вином, напиваются с великою неумеренностью. Это несообразно с нашим любомудрием.....»
Разве что-то поменялось с тех времён? Разве это суеверие о том, что как встретишь, так и проведёшь новый год, не продолжает жить в наш компьютерный век? Но кто-то несомненно возразит: - Да, я праздную Новый Год, но я не напиваюсь, веду себя прилично - это просто семейный праздник, что в нём плохого? Интересно, что в 4 веке некоторые христиане размышляли именно так. Что им ответил на это Иоанн Злотауст: «…Неужели ты не слыхал слов Павла: «Тщательно соблюдаете дни, месяцы, времена и годы. Боюсь, как бы не вышло, что я напрасно трудился ради вас» (Галатам 4:10,11). Счастлив для тебя будет год во всем не тогда, как ты будешь пьянствовать в первый день, но если и в первый и в каждый день будешь делать угодное Богу. Христианину свойственно праздновать не в известные месяцы, не в первый день месяца, но всю жизнь провождать в приличном ему праздновании. Какое же прилично ему празднование? Об этом послушаем Павла, который говорит: «А потому будем праздновать не со старой закваской и не с закваской зла и нечестия, но с пресными лепёшками искренности и истины» (1-е Коринфянам 5:8). Итак, если у тебя чиста совесть, то ты имеешь постоянный праздник, питаясь добрыми надеждами и утешаясь упованием будущих благ. Если же ты не спокоен в душе и виновен во многих грехах, то и при тысячах праздников и торжеств ты будешь чувствовать себя не лучше плачущих. Какая мне польза от светлаго дня, когда душа моя помрачена укоризнами совести?»
Кто такой Дед Мороз и есть ли у него внучка, Снегурочка?
Дед Мороз (Морозко) — русский языческий бог, персонаж русских легенд, в славянских сказаниях — олицетворение русских зимних морозов, кузнец, сковывающий льдом воду (Славянская мифология). Этот образ также имеет древнее и неожиданное происхождение. В старину зима ассоциировалась со знаком планеты Сатурн. Сатурн представлялся в виде старца с длинной бородой и косой в руках. В отдельных случаях коса меняется на большой посох или жезл власти, которым Сатурн управляет Смертью. Так что в период зимнего солнцестояния этого персонажа также было необходимо задобрить. В мистериях друидов присутствовал жрец, одевавшийся в Сатурна. В жертву божеству приносилась девственница, привязывавшаяся в мороз к дереву, где и замерзала, что свидетельствовало о том, что жертва принята. (Кендрик Т.Д. «Друиды») Так появилась знакомая нам… Снегурочка, в сопровождении которой приходит на праздник наш Дед Мороз. О кровожадных и жестоких человеческих жертвах друидов писали многие историки, ученые и писатели (Гай Юлий Цезарь, Цицерон, Страбон, Светоний и многие другие)
Вспомним фрагмент из сказки «Морозко»: «…Девушка сидит под елью, дрожит, озноб её пробирает. Вдруг слышит — невдалеке Морозко по елкам потрескивает, с елки на елку поскакивает, пощелкивает. Очутился на той ели, под которой девица сидит, и сверху её спрашивает: - Тепло ли тебе, девица? - Тепло, Морозушко, тепло, батюшка… - Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, лапушка? Девица окостеневать стала, чуть-чуть языком шевелит: - Ой, тепло, голубчик Морозушко!..» А вот как описывал Деда Мороза в поэме «Мороз Красный Нос» Некрасов: «Люблю я в глубоких могилах покойников в иней рядить, и кровь вымораживать в жилах, и мозг в голове леденить… «Тепло ли тебе, молодица?» – с высокой сосны ей кричит. «Тепло!» – отвечает вдовица, сама холодеет, дрожит… Тепло – а сама коченеет. Морозко коснулся ее: в лицо ей дыханием веет и иглы колючие сеет с седой бороды на нее».
Так что Дед Мороз изначально не был положительным, добрым персонажем. Интересно, что у индейцев навахо сохранились легенды о Великом Старце Севера, а это – одно из имён… дьявола.
Появление Деда Мороза с мешком подарков также истолковано не совсем верно. Да, это мешок. Но не с подарками, а с жертвоприношениями, которые Великий Старец Севера, символ Смерти, не дарит, а собирает с людей. Поэтому появление в вашем доме дедушки с бородой говорит о том, что в течение года вы что-то ему недоплатили. Радоваться тут особо нечему.
И вот она нарядная на праздник к нам пришла…
Например, новогодняя ёлка, которую (живую или искусственную) практически каждая семья устанавливает у себя дома. Ель у многих народов почиталась за дерево, наделённое магическим смыслом. Она вечнозелёное дерево, а значит, не поддающееся никаким разрушительным силам. Поэтому ель считалась обиталищем лесного божества, дружба с которым для зависящих от «благосклонности» леса людей была чрезвычайно важна. Дух жил, разумеется, не в каждой ёлке, а в самой старой и могучей. Вот перед ней-то и собирались в период зимнего солнцестояния подобострастные древние, дабы задобрить духа, получить у него «благословение» на следующий год. Задабривать в старину умели только одним способом – принесением жертв. Когда-то это были человеческие жертвоприношения, а потом стали «отделываться» животными. Внутренности убитых жертв развешивались на ветвях ели, а сама она обмазывалась кровью. Это и были первые прообразы нынешних… ёлочных игрушек. Впоследствии магические ритуалы претерпели изменения. Убийства ушли в прошлое, а священное растение украшалось дарами – яблоками, кусочками хлеба, колосьями и т.д. Украшение дерева приобретало и другое значение. Божество не просто задабривали, но и «намекали» ему на те блага, которые празднующие хотели бы получить в следующем году, когда природа оживёт после зимнего безвременья. На ветвях ели появились определённые символы. Верхушка дерева была «отдана» богам, заведующим судьбой человека, и украшалась изображением солнца, сделанным из колосьев пшеницы, изображениями звёзд, птиц. Ближе к земле располагались более утилитарные символы: фигурки людей, которые хотели избавиться от болезней или улучшить свою жизнь, плоды, которые намекали на хороший урожай, изображения домов, которые хотели построить себе в следующем году празднующие, и т.д. «Магические» свойства ели или сосны подтверждает даже такой дошедший до наших времён обычай, как украшение ветвями этих растений гробов с умершими. Это увязывает ель со смертью (вспомним о трансформации любимого детьми Деда Мороза).
Также, по поверьям древних народов, такие вечнозеленые растения, как омела и остролист, имеют магические силы. Они украшали ими свои дома, чтобы отвращать злых духов и ведьм. Этот обычай превратился в новогодние и рождественские украшения. (Кендрик Т.Д. «Друиды»)