Курсовая работа студента I курса М. Новакова
Работа студентки II курса Е. Борисовой
И. С. Тургенев
НИЩИЙ
(стихи в прозе)
Я проходил по улице... меня остановил нищий, дряхлый старик.
Воспаленные, слезливые глаза, посинелые губы, шершавые лохмотья, нечистые раны...
О, как безобразно обглодала бедность это нечистое существо!
Он протягивал мне красную, опухшую грязную руку... Ни кошелька, ни часов, ни даже платка...
Я ничего не взял с собою.
А нищий ждал... и протянутая его рука слабо колыхалась и вздрагивала.
Потерянный, смущенный, я крепко пожал эту грязную, трепетную руку... «Не взыщи, брат, нет у меня ничего, брат».
Нищий уставил на меня свои воспаленные глаза; его синие губы усмехнулись — и он в свою очередь стиснул мои похолодевшие пальцы.
— Что ж, брат, — прошамкал он, — и на том спасибо. — Это тоже подаяние, брат.
Я понял, что и я получил подаяние от моего брата.
Событийный анализ рассказа
Если брать данный рассказ как законченное драматическое произведение, то его конфликтом является духовная пропасть, порожденная социальной средой.
Пришли в этот мир люди, плотью и кровью равные перед жизнью. И должны были быть братьями, живущими единой родной семьей. Но разорвала социальная среда, разбросала на разные полосы и обесчеловечила. Один обесчеловечен пресыщенностью, другой — нищетой.
«Обесчеловеченность» — исходное событие.
Сталкиваются они на жизненном пути, и один из них доведен до крайности — он с протянутой рукой.
«Рука молящего» — предшествующее событие.
И останавливается богатый, и хотел бы он откупиться от нищего. Ведь подаяние нищему есть искупление грехов, но нечем ему их выкупить.
«Несостоявшийся ритуал, или Греховный отказ» — начальное событие.
И попросил богатый нищего считать подаянием протянутую по-братски руку.
«Покаяние» — главное событие.
И понял нищий, что протянутая ему рука — тоже рука молящего, и принял ее как подаяние, и отпустил грехи.
«Отпущение грехов» — кульминационное событие.
Работа студента II курса Ю. Лахина
Ф. Абрамов
КОМУ-ТО И РОБИТЬ НАДО
Запоздалая весна, запоздалый сев. С радостью, с крестьянским волнением вглядываюсь в свежевспаханное, лоснящееся от влаги поле, в березовый перелесок, в который скрывается пашня.
Вдруг оттуда, со стороны перелеска, доносится тонюсенький, веселый голосок, который так не вяжется с содержанием песни:
Сижу на карточке гадаю,
Сама себя я веселю.
Но я довольно понимаю,
Что разлюбил меня милой,
Что разлюбил меня неверный,
Навек оставил сиротой...
Проходит каких-то две-три минуты и из низины, из-за гребня поднимается рыжая лошадка с бороной, а на лошадке — белобры-сенькая девчушка. Босиком с березовой вицей в руке.
— Здравствуй! — машу ей рукой.
— Здравствуй.
— Кто же тебя научил петь такие песни?
— Никто. Сама научилась. Мама говорит: пой, Анка, веселее будет.
— А ты учишься?
— Отучилась. Восемь классов выходила.
— И больше не будешь?
— Не, все братья ученые, мама говорит: кому-то и робить надо. И тут девчушка огрела лошадку вицей и поехала дальше, затянув какую-то новую, незнакомую мне песню.
Событийный анализ рассказа
Тип конфликта межличностный.
Что-то случилось с деревней. Умирать она стала. Скучной и тяжелой показалась жизнь деревенским. И потянулся вереницей крестьянский люд в город на легкое тамошнее жилье.
«Бегство из деревни» — исходное событие.
В числе первых уехал и наш герой. И лишь через много лет вернулся он в родной дом. Но вернулся сюда как гость, лишь погостить.
«Гость в родном доме» — предшествующее событие.
И радуется крестьянская душа героя. И березовому перелеску, и свежевспаханному полю. Ходит он, смотрит и узнает места, где родился и вырос. Жива его деревенька. Умиротворение, радость и гармония у него в душе.
Но вдруг в эту гармонию врезается детский веселый голосок, который не вяжется с содержанием песни. И уж совсем разрушается гармония, когда видит он на лошадке, запряженной в борону, белобрысенькую девчонку.
«Девчушка-подросток за мужицкой работой» — начальноесобытие.
Досадным показалось гостю это зрелище, и решил он пожурить,поучить девчонку уму-разуму. «Урок» — главное событие.
Но несостоятельным оказался его урок, весело отмахнулась Анка от советов гостя: она уже выбрала себе путь в жизни. Именно тот трудный путь, от которого когда-то отказался нашгерой.
«Ответный урок: кому-то и робить надо» — кульминационное событие.
Главный конфликт: человек и его долг перед родной землей.
Курсовая работа студента I курса М. Новакова
ДУЭТ*
На трубе сидел кот. Трудно было определить, какого он цвета. Частьего туловища была совсем лысой, только кое-где торчали клочки опаленной шерсти. Бельма его зрачков застыли в немом ожидании. И когда снизу хрипло доносилось: «Топни громче, мой милой, да топни другой...», кот чутко поводил усами и радостно подхватывал — о-о-о-ой. А снизу со стоном вырывалось: «Выйди, милка, выйди в круг...» Кот начинал яростно барабанить лапой по трубе, подвывая — у-у-у-уг!.. Внизу слышался скрежет открываемой фляги и булькающие, жадные глотки. И вновь воздух пронзал ухарский, залихватский голос: «...Эх, раздайся, народ, моя милка в пляс идет!..»
Кот из своего прошлого сытого далека помнил этот голос, только голос был чище, светлее, задорнее. И рядом с этим голосом возникал еще один, совсем тоненький, ласковый, баюкающий... Загремела и покатилась по кирпичам пустая фляга. Загрубевшая рука сняла кота с трубы и засунула в мешок. Кот не сопротивлялся, ему было спокойно и уютно в мешке, к тому же он снова услышал знакомый голос: «...Топни громче, мой милой, да притопни другой...», и в такт песне чавкали по пепелищу скрипучие костыли.
* Здесь и далее приведены рассказы студентов — авторов курсовых работ.
Событийный анализ рассказа
Рассмотрим рассказ как законченное драматическое произведение (имея в виду только условие задачи!).
Все было... Был дом, семья, уют... Было село, деревня... Наверное, были тысячи людей, сотни котов... Была жизнь! Но накатила, налетела, обрушилась железом и огнем... ВОЙНА — исходное событие.
Пришел солдат с фронта, вернулся в родную деревню... родной дом... А вместо дома — пепел и зола...
«Возвращение на пепелище» — предшествующее событие.
Тихо вокруг. И жутко от этой тишины... Не кладбище, не погребение — крематорий!.. Невольно тянется рука к солдатской фляге.
И вдруг... «Последняя родная душа — кот на трубе» — начальное событие.
«...И пил солдат из медной кружки вино с печалью пополам...». «Реквием погорельцам» — главное событие.
Но живому — жить! И надо все начинать сначала. «Переселенцы» — кульминационное событие.