Курсовая работа студента I курса М. Новакова

Работа студентки II курса Е. Борисовой

И. С. Тургенев

НИЩИЙ

(стихи в прозе)

Я проходил по улице... меня остановил нищий, дряхлый старик.

Воспаленные, слезливые глаза, посинелые губы, шершавые лох­мотья, нечистые раны...

О, как безобразно обглодала бедность это нечистое существо!

Он протягивал мне красную, опухшую грязную руку... Ни ко­шелька, ни часов, ни даже платка...

Я ничего не взял с собою.

А нищий ждал... и протянутая его рука слабо колыхалась и вздрагивала.

Потерянный, смущенный, я крепко пожал эту грязную, трепет­ную руку... «Не взыщи, брат, нет у меня ничего, брат».

Нищий уставил на меня свои воспаленные глаза; его синие губы усмехнулись — и он в свою очередь стиснул мои похолодевшие паль­цы.

— Что ж, брат, — прошамкал он, — и на том спасибо. — Это тоже подаяние, брат.

Я понял, что и я получил подаяние от моего брата.

Событийный анализ рассказа

Если брать данный рассказ как законченное драматичес­кое произведение, то его конфликтом является духовная про­пасть, порожденная социальной средой.

Пришли в этот мир люди, плотью и кровью равные перед жизнью. И должны были быть братьями, живущими единой родной семьей. Но разорвала социальная среда, разбросала на разные полосы и обесчеловечила. Один обесчеловечен пресы­щенностью, другой — нищетой.

«Обесчеловеченность» — исходное событие.

Сталкиваются они на жизненном пути, и один из них до­веден до крайности — он с протянутой рукой.

«Рука молящего» — предшествующее событие.

И останавливается богатый, и хотел бы он откупиться от нищего. Ведь подаяние нищему есть искупление грехов, но нечем ему их выкупить.

«Несостоявшийся ритуал, или Греховный отказ» — на­чальное событие.

И попросил богатый нищего считать подаянием протяну­тую по-братски руку.

«Покаяние» — главное событие.

И понял нищий, что протянутая ему рука — тоже рука молящего, и принял ее как подаяние, и отпустил грехи.

«Отпущение грехов» — кульминационное собы­тие.

Работа студента II курса Ю. Лахина

Ф. Абрамов

КОМУ-ТО И РОБИТЬ НАДО

Запоздалая весна, запоздалый сев. С радостью, с крестьянским волнением вглядываюсь в свежевспаханное, лоснящееся от влаги поле, в березовый перелесок, в который скрывается пашня.

Вдруг оттуда, со стороны перелеска, доносится тонюсенький, веселый голосок, который так не вяжется с содержанием песни:

Сижу на карточке гадаю,

Сама себя я веселю.

Но я довольно понимаю,

Что разлюбил меня милой,

Что разлюбил меня неверный,

Навек оставил сиротой...

Проходит каких-то две-три минуты и из низины, из-за гребня поднимается рыжая лошадка с бороной, а на лошадке — белобры-сенькая девчушка. Босиком с березовой вицей в руке.

— Здравствуй! — машу ей рукой.

— Здравствуй.

— Кто же тебя научил петь такие песни?

— Никто. Сама научилась. Мама говорит: пой, Анка, веселее будет.

— А ты учишься?

— Отучилась. Восемь классов выходила.

— И больше не будешь?

— Не, все братья ученые, мама говорит: кому-то и робить надо. И тут девчушка огрела лошадку вицей и поехала дальше, затя­нув какую-то новую, незнакомую мне песню.

Событийный анализ рассказа

Тип конфликта межличностный.

Что-то случилось с деревней. Умирать она стала. Скучной и тяжелой показалась жизнь деревенским. И потянулся вере­ницей крестьянский люд в город на легкое тамошнее жилье.

«Бегство из деревни» — исходное событие.

В числе первых уехал и наш герой. И лишь через много лет вернулся он в родной дом. Но вернулся сюда как гость, лишь погостить.

«Гость в родном доме» — предшествующее собы­тие.

И радуется крестьянская душа героя. И березовому пере­леску, и свежевспаханному полю. Ходит он, смотрит и узнает места, где родился и вырос. Жива его деревенька. Умиротво­рение, радость и гармония у него в душе.

Но вдруг в эту гармонию врезается детский веселый голо­сок, который не вяжется с содержанием песни. И уж совсем разрушается гармония, когда видит он на лошадке, запряжен­ной в борону, белобрысенькую девчонку.

«Девчушка-подросток за мужицкой работой» — начальноесобытие.

Досадным показалось гостю это зрелище, и решил он по­журить,поучить девчонку уму-разуму. «Урок» — главное событие.

Но несостоятельным оказался его урок, весело отмахнулась Анка от советов гостя: она уже выбрала себе путь в жиз­ни. Именно тот трудный путь, от которого когда-то отказался нашгерой.

«Ответный урок: кому-то и робить надо» — кульмина­ционное событие.

Главный конфликт: человек и его долг перед родной землей.

Курсовая работа студента I курса М. Новакова

ДУЭТ*

На трубе сидел кот. Трудно было определить, какого он цвета. Частьего туловища была совсем лысой, только кое-где торчали клочки опаленной шерсти. Бельма его зрачков застыли в немом ожидании. И когда снизу хрипло доносилось: «Топни громче, мой милой, да топни другой...», кот чутко поводил усами и радостно подхватывал — о-о-о-ой. А снизу со стоном вырывалось: «Выйди, милка, выйди в круг...» Кот начинал яростно барабанить лапой по трубе, подвывая — у-у-у-уг!.. Внизу слышался скрежет открываемой фляги и булькающие, жадные глотки. И вновь воздух пронзал ухарский, залихватский голос: «...Эх, раздайся, народ, моя милка в пляс идет!..»

Кот из своего прошлого сытого далека помнил этот голос, только голос был чище, светлее, задорнее. И рядом с этим голосом возникал еще один, совсем тоненький, ласковый, баюкающий... Загремела и покатилась по кирпичам пустая фляга. Загрубевшая рука сняла кота с трубы и засунула в мешок. Кот не сопротив­лялся, ему было спокойно и уютно в мешке, к тому же он снова услышал знакомый голос: «...Топни громче, мой милой, да притоп­ни другой...», и в такт песне чавкали по пепелищу скрипучие кос­тыли.

* Здесь и далее приведены рассказы студентов — авторов курсовых работ.

Событийный анализ рассказа

Рассмотрим рассказ как законченное драматическое про­изведение (имея в виду только условие задачи!).

Все было... Был дом, семья, уют... Было село, деревня... На­верное, были тысячи людей, сотни котов... Была жизнь! Но накатила, налетела, обрушилась железом и огнем... ВОЙНА — исходное событие.

Пришел солдат с фронта, вернулся в родную деревню... родной дом... А вместо дома — пепел и зола...

«Возвращение на пепелище» — предшествующее со­бытие.

Тихо вокруг. И жутко от этой тишины... Не кладбище, не погребение — крематорий!.. Невольно тянется рука к солдат­ской фляге.

И вдруг... «Последняя родная душа — кот на трубе» — начальное событие.

«...И пил солдат из медной кружки вино с печалью попо­лам...». «Реквием погорельцам» — главное событие.

Но живому — жить! И надо все начинать сначала. «Пере­селенцы» — кульминационное событие.

Наши рекомендации