При компоновке встречается множество понятий, развивающих представления о покое в композиции
Агрессивная форма
"Агрессивная " форма имеет заострённые, выступающие, разнонаправленные части. Чем больше подобных частей имеет форма, тем более она агрессивна.
Самое агрессивное сочетание цветов: лимонно-жёлтый и чёрный. Это единственное сочетание. "Спокойные" сочетания имеют горазда больший диапазон.
Самая "агрессивная" компоновка та, в которой нельзя провести ни одной оси симметрии, а изображение касается края картинной плоскости или частично выходит за неё.
Пример агрессивной формы и цвета и уменьшения агрессивности при изменении цвета и формы.
Пример из современной практики на композицию с применением элементов агрессии.
Неагрессивная форма
Самая "спокойная" форма- круг. Любая форма со скруглёнными углами стремится к покою.
Самый "спокойный" цвет - серый. Любые цвета успокаивают, если стремящиеся к серой тёплой гамме.
Самая "спокойная" компоновка - круг. Круг имеет бесконечное число симметрий. Чем больше осей симметрии, тем более уравновешенная, спокойная компоновка.
Пример из современной практики на композицию в круге
При компоновке встречается множество понятий, развивающих представления о покое в композиции.
А. Отрицательное (негативное) пространство.Пространство между или вокруг объекта / объектов или изображения/изображениях. Такое пространство часто обыгрывается.
Отрицаетльное пространство важно для восприятия произведения на эмоциональном уровне и часто обыгрывается
(Отрицательное пространство в виде клешней краба)
что нарушает покой и уравновешенность всей композиции
Б. Метр. Вспомним, что ритм подразделяется на собственно ритм и метр. Ритм - это изменяющееся повторение (По массе: большая масса, средняя масса, маленькая масса; По текстуре: крупный рисунок, мелкий рисунок, ровно окрашенная плоскость; По объёму: открытый объём, полузакрытый объём, закрытый объём и т.д.) Метр- это неизменяющееся или слабо изменяющееся (нюансное) повторение. (Исторически метр - это доска с частью узора, которую обмакивали в краску и с помощью которой разрисовывали ткань).
В. Рапорт -метрически повторяющее изображение (само изображение при этом часто является собственно ритмом).
Г. Тождество - аналогия элементов. Выделяют: 1. абсолютное тождество
2. частичное тождество
1. Абсолютное тождество: сходство элементов между собой по всем признакам. Раппорт
(периодически повторяющееся изображение), активно участвует отрицательное пространство, развитие метра происходит в одном, нескольких или во всех направлениях.
2. частичное тождество сходство по одному или более признакам и расхождение по другим.
Д. Нюанс - оттенок. В отличие от частичного тождества - слабое различие элементов, установление целостности всего произведения (оттенки зелёного - единство тона, например и т.д.)
Нюанс - обычно завершающая часть отделки произведения. ("Искусство начинается там, где начинается Чуть-чуть" К. Брюллов).
Различают: 1 сближенный нюанс
2 отдалённый нюанс
1. Сближенный нюанс - присутствует обратное изменение свойств. Увеличивается размер, уменьшается толщина; возрастает насыщенность, уменьшаются габариты и т.д. Результат восприятия: успокаивающий
2. Отдалённый нюанс - присутствует прямое изменение свойств. Увеличивается размер, увеличивается толщина; возрастает насыщенность, увеличиваются габариты и т.д. Результат восприятия: возбуждающий.
Метр (разновидность ритма) может воздействовать на зрителя различно:
А. Успокаивающее воздействие может перейти в гипнотическое. Сравнимо с металлическим маятником, который показывают перед глазами пациента и с помощью которого вводят в гипноз. Метр принято ограничивать в направлениях. Всё зависит от того, на какой стадии своего воздействия метр будет ограничен.
Б. Успокаивающее воздействие может перейти в свою противоположность - в агрессию. Метр и рапорт неограниченные в направлениях и размерах могут вызвать агрессивность, как это бывает при госпитальной болезни в её агрессивной стадии.
В. Логика единства стиля (архитектура, делающая упор на метр, а не ритм, Переполненная метрическим ( а не ритмическим) строем музыка, подталкивают дизайнера чаще использовать метр (как более понятный и привычный для потребителя), что делает метр развивающимся не только в направлениях, но и в разных видах и жанрах искусства, что неизбежно ведёт к агрессии. Действительно, городские жители отличаются раздражительностью и жестокостью (подробно проанализировано у философа Э.Фромма)