Сплетения расстройство затронуло мозг, отсюда крайняя раздражительность
Этого органа. Появилась мономания. У больного навязчивая идея. В его
Представлении шагреневая кожа действительно суживается, хотя, может быть,
Она всегда была такой, как мы ее сейчас видели; но сжимается она или нет,
Эта шагрень для него все равно что муха, которая сидела на носу у некоего
Великого визиря. Поставьте поскорее пиявки на надбрюшие, умерьте
Раздражительность этого органа, в котором заключен весь человек, заставьте
Больного придерживаться режима -- и мономания пройдет. На этом я заканчиваю.
Доктор Бьяншон сам должен установить курс лечения в общем и в частностях.
Возможно, болезнь осложнилась, возможно, дыхательные пути также раздражены,
Но я полагаю, что лечение кишечного тракта гораздо важнее, нужнее,
Неотложнее, чем лечение легких. Упорный труд над отвлеченными материями и
Некоторые бурные страсти произвели сильнейшее расстройство жизненного
Механизма; однако, чтобы исправить пружины, время еще не упущено, особо
Важных повреждений не наблюдается. Итак, вы вполне можете спасти вашего
Друга, -- заключил он, обращаясь к Бьяншону.
-- Наш ученый коллега принимает следствие за причину, -- заговорил
Камеристус. -- Да, изменения, прекрасно им наблюденные, действительно
Существуют у больного, но не от желудка постепенно возникло в организме это
Раздражение, идущее якобы по направлению к мозгу, как от трещины расходятся
По стеклу лучи. Чтобы разбить окно, нужен был удар, а кто же его нанес?
Разве мы это знаем? Разве мы достаточно наблюдали больного? Разве нам
Известны все случаи из его жизни? Господа, у него поражен жизненный нерв --
архея Ван-Гельмонта; жизненная сила повреждена в самой своей основе;
Божественная искра, посредствующий разум, который является как бы
Передаточным механизмом и который порождает волю, эту науку жизни, перестал
Регулировать повседневную работу организма и функции каждого органа в
Отдельности, -- отсюда и все расстройства, справедливо отмеченные моим
Ученым собратом. Движение шло не от надчревной области к мозгу, а от мозга к
Надчревной области. Нет, -- воскликнул он, бия себя в грудь, -- нет, я не
желудок, ставший человеком! Нет, это еще не все. Я не беру на себя смелость
Утверждать, что если у меня исправное надбрюшие, значит все остальное
Несущественно... Мы не можем, -- более мягким тоном продолжал он, --
Объяснять одною и тою же физическою причиною сильные потрясения, в той или
Иной мере затрагивающие различных субъектов, и предписывать им одинаковый
Курс лечения. Люди не похожи друг на друга. У каждого из нас имеются органы,
По-разному возбуждаемые, по-разному питаемые, у которых может быть разное
Назначение и которые по-своему выполняют то, что им задано неведомым нам
Порядком вещей. Часть великого целого, предназначенная высшей волей к тому,
Чтобы производить и поддерживать в нас феномен одушевленности, в каждом
Человеке выражается по-разному и превращает его в существо, по видимости
Конечное, но в какой-то одной точке сосуществующее с причиною бесконечной.
Поэтому мы должны каждого субъекта рассматривать в отдельности, изучить его
Насквозь, знать, как он живет, в чем его сила. Между мягкостью смоченной
Губки и твердостью пемзы существует бесчисленное множество переходов. То же
Относится и к человеку. Не делая разницы между губкообразной организацией
Лимфатиков и металлической крепостью мускулов у иных людей, созданных для
Долгой жизни, каких только ошибок не совершит единая неумолимая система,
Требующая лечить ослаблением, истощением человеческих сил, которые,
по-вашему, всегда находятся в раздраженном состоянии! Итак, в данном случае
Я настаивал бы на лечении исключительно духовной области, на глубоком
изучении внутреннего мира. Будем искать причину болезни в душе, а не в теле!
Врач -- существо вдохновенное, обладающее особым даром, бог наделил его
Способностью проникать в сущность жизненной силы, как пророкам он дал очи,
Чтобы прозревать будущее, поэту -- способность воссоздавать природу,
Музыканту -- располагать звуки гармоническим строем, прообраз которого, быть
может, в мире ином!..
-- Вечно он со своей абсолютистской, монархической, религиозной
медициной! -- пробормотал Бриссе.
-- Господа, -- прервал Могреди, поспешив заглушить восклицание Бриссе,
-- возвратимся к нашему больному...
Итак, вот к каким выводам приходит наука! -- печально подумал Рафаэль.
-- Мое излечение находится где-то между четками и пиявками, между ножом
Дюпюитрена и молитвой князя Гогенлоэ. На грани между фактом и словом,
Материей и духом стоит Могреди со своим сомнением. Человеческие да и нет
Преследуют меня всюду. Вечно -- Каримари-Каримара Рабле. У меня болен дух --
каримари! Болит тело -- каримара! Останусь ли я жив -- это им неизвестно.
Планшет по крайней мере был откровеннее, он просто сказал: "Не знаю".
В это время Валантен услыхал голос доктора Могреди.
-- Больной -- мономан? Хорошо, согласен! -- воскликнул он. -- Но у него
Двести тысяч ливров доходу, такие мономаны встречаются весьма редко, и мы во
Всяком случае должны дать ему совет. А надбрюшие ли подействовало на мозг,