Творческие задания для самостоятельной подготовки. Распределяются предварительно. Выполняются с использованием компьютерных технологий и интернет-источников
Вопросы билетов для экзамена. Деятельностно-компетентностный формат.
К. ДО 2 сем.
Вопросы для ответа по билетам непосредственно на экзамене. Случайный выбор.
Определите общие тенденции развития русской литературы в 20-е годы. Какие из созданных в это время произведений целесообразно текстуально изучать в средней школе? Какие аспекты их содержательного наполнения следует актуализировать на уроке? Как, по-вашему, можно достигнуть образовательного и воспитательного эффекта, изучая литературу этого периода?
Дайте общую характеристику развитию литературы первой волны русского зарубежья. Определите и проанализируйте характерные черты книги А. Аверченко «Записки Простодушного». Можно ли назвать его сатирико-юмористический стиль еще и «лирическим»? Обоснуйте свою позицию.
Какие человеческие типы разрабатываются И. Бабелем в рассказах из книги «Конармия»? Сгруппируйте персонажей по принципам их отношения к жестокости и крови, мужеству и самоотверженности, гуманности и состраданию. Как связаны позиция повествователя и писательская точка зрения?
«Всесокрушающая сила большевизма» или «апология белогвардейщины»: концепция революции в романе М. Булгакова «Белая гвардия» в авторской трактовке и восприятии с разных политических позиций. Какие особенности системы персонажей, характеристики действующих лиц позволяли воспринимать произведение столь неоднозначно?
При помощи каких средств М. Булгаков создает подтекст? Проанализируйте художественные функции условности, фантастики, гротеска в сатирических повестях М. Булгакова. С усвоением каких традиций русской и мировой классики связано их использование?
Вспомните значение терминов реминисценция, ассоциация и приведите примеры использования этих средств в повести М. Булгакова «Собачье сердце». Как соотносятся аллегории Булгакова с образной системой поэмы А. Блока “Двенадцать”, других литературных произведений о революции?
Охарактеризуйте важнейший сюжетно-композиционные принципы, использованные Г. Газдановым в романе «Вечер у Клэр». В чем состоит роль авторского начала в художественном мире романа? Покажите принципы трансформации автобиографического в произведении с целью типизации и создания обобщенной картины времени, портрета поколения.
Какое место в литературе 20-х годов на тему социалистического строительства можно отвести роману Ф. Гладкова «Цемент»? Покажите, как характерные явления времени отразились в личных отношениях центральных героев. Согласны ли вы с мнением современного исследователя, что сейчас «Цемент» «прочитывается как глубоко трагедийное произведение» (Н.А. Грознова)?
М. Горький в очерках «Несвоевременные мысли», работе «О русском крестьянстве», рассказах 20-х годов искал ответы на вопросы о сути русского характера, особенностях национального исторического выбора. Можно ли говорить об эволюции его точки зрения. Как его публицистические работы соотносятся с художественным творчеством послереволюционного периода, где также важны указанные проблемы?
Охарактеризуйте представителей различных поколений семьи Артамоновых в романе М. Горького «Дело Артамоновых» через их проявления в острых жизненных ситуациях, в любовных коллизиях, по отношению к смерти. Какую тенденцию, по вашему мнению, художественно выражает писатель?
С какой целью, на ваш взгляд, А. Грин уходит от конкретизации времени и места действия своих произведений? В феерии «Алые паруса» найдите приметы «символического» произведения и проявления «парения духа», что автор считал отличительными особенностями своего творчества. Как эти качества проявились в характерах, коллизиях повести, позиции повествователя?
Какими были общие тенденции развития сатирических жанров в послереволюционные годы? На примере анализа «Рассказов Назара Ильича господина Синебрюхова» и других произведений укажите особенности творческой манеры М. Зощенко-сатирика. Ощущается ли в художественном мире Зощенко присутствие идеала, с позиций которого воспринимаются объекты сатирического изображения.
Какими были общие тенденции развития сатирических жанров в послереволюционные годы? Покажите на примерах, как в романе И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» сочетаются сатира, юмор и жизнеутверждающие настроения. Какие персонажи или составляющие художественной картины выражают эти настроения?
Противоречив или однозначен герой романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев»? Укажите социальные типы и явления, которые становятся объектами сатиры писателей. Можно ли связать пафос их сатирического творчества с жизнеутверждающими настроениями? Продемонстрируйте, какими средствами достигается подобный эффект?
На примере творческих поисков И. Ильфа и Е. Петрова, М. Зощенко, М. Булгакова-сатирика, В. Маяковского и др. писателей 20-х годов определите основные тенденции развития сатирических жанров в эти годы. В чем своеобразие выбора объектов сатирического изображения и проявления авторского отношения к описываемым типам и явлениям?
Как сочетаются в романе С. Клычкова «Чертухинский балакирь
» фантастика, мистика, мифологическое и реалистическое начала? Охарактеризуйте место этого произведения в контексте развития «новокрестьянской» литературы ХХ века.Какие характерные черты послереволюционной эпохи изображает Л. Леонов в романе «Вор»? Укажите особенности сюжетно-композиционной организации произведения и роль героя-рассказчика в нем. Совпадают ли авторские оценки героев и объективное содержание образов?
На примере стихотворений «Разговор с товарищем Лениным», «Товарищу Нетте…», «Стихи о советском паспорте» и др. укажите приметы становление нового сознания в лирике Маяковского 20-х гг. Как задача изображения этого явления повлияла на формы лирического творчества поэта?
Поэма В. Маяковского «Хорошо»: укажите примеры сочетания в произведении эпического и лирического начал. Какие характерные черты своеобразных тропики, образности, рифмы Маяковского можно обнаружить в этом произведении?
Дайте анализ системы коллизий и конфликтов романа Ю. Олеши «Зависть». Предложите вариант группировки героев по принципам их социально-философской ориентации. Можно ли говорить о художественно-философском осмыслении писателем описываемой эпохи?
Охарактеризуйте роман А. Фадеева «Разгром» в контексте жанрово-стилевых исканий прозы 20-х годов о революции и гражданской войне. Какие приметы романа связаны с усвоением традиций русской классики, в чем оригинальность писателя при создании характеров и воплощении художественных идей?
Охарактеризуйте роман К. Федина «Города и годы» в контексте жанрово-стилевых тенденций прозы 20-х годов о революции и гражданской войне. В чем состоят композиционные особенности произведения? Какие жизненные принципы отстаивают персонажи романа?
«…Борьба белых с красными»: в чем, на ваш взгляд, состоят принципы изображения белого и красного движений в «Донских рассказах» М. Шолохова? Укажите способы выражения авторской точки зрения в произведениях цикла.
Творческие задания для самостоятельной подготовки. Распределяются предварительно. Выполняются с использованием компьютерных технологий и интернет-источников.
В опоре на примерную схему анализа лирического стихотворения предложите вариант восприятия стихотворения Э. Багрицкого «Контрабандисты».
Оцените стихотворение Э. Багрицкого «ТВС» с точки зрения характерной для эпохи идейно-смысловой тональности и оригинальной авторской образности.
Сопоставьте образы профессоров Персикова и Преображенского из повестей М. Булгакова. Укажите направление и формы эволюции этого типа героя в творчестве писателя.
Проанализируйте систему образов и мотивов повести М. Булгакова «Роковые яйца». Какие из персонажей ведут себя соответствуя фразе О. фон Бисмарка «Революцию подготавливают гении, осуществляют фанатики, а плодами ее пользуются проходимцы».
Сравните «Белую гвардию» и «Дни Турбиных»: в чем состоят потери и находки в пьесе в сравнении с романом. Как родовая природа влияет на идейно-художественные особенности произведений.
Проанализируйте символико-философский смысл образов и картин романа "Белая гвардия", функции библейско-религиозных ассоциаций, смысл финала.
Охарактеризуйте сатирические пьесы В. Маяковский с точки зрения актуальной проблематики и оригинальности образного строя.
В опоре на примерную схему анализа лирического стихотворения предложите вариант восприятия стихотворения В. Маяковского «Стихи о советском паспорте».
В опоре на примерную схему анализа лирического стихотворения предложите вариант анализа и оценки стихотворения В. Маяковского «Письмо Татьяне Яковлевой».
В опоре на примерную схему анализа лирического стихотворения предложите вариант анализа и оценки стихотворения В. Маяковского «Юбилейное».
На примере анализа 1 – 2 стихотворений ОБЭРИУтов продемонстрируйте характерные черты этой литературной группы.
ОБЭРИУты: анализ стихотворений 2 – 3 поэтов.
Оцените «Повесть непогашенной луны» Б. Пильняка с точки зрения сочетания документально-исторического и обобщающе-художественного начал.
В опоре на примерную схему анализа эпического произведения малого жанра дайте вариант оценки рассказа М. Шолохова «Чужая кровь».
В опоре на примерную схему анализа эпического произведения малого жанра дайте вариант оценки рассказа М. Шолохова «Родинка».
«Любовь» и «Смерть» в «Донских рассказах» М. Шолохова: сюжетная деталь, конфликтный центр, мифологема? Обоснуйте свое понимание на примере рассказов «Шибалково семя», «Жеребенок» и др.