Словарь основных терминов

Задание 1.

Срок исполнения: 27.02.2012 г.

На основе сетки 8 х 8,создать композиции на различные цветовые гармонии:

- однотоновая гармонию,

- гармония родственных цветов,

- гармония родственно-контрастных цветов: по «хорде»,по «треугольнику»,по «четырёхугольнику».

Литература

Основная литература:

1. Иттен, И. Искусство цвета / Иттен Иоханнес. — М. : Д. Аронов, 2001. – 96 с. — С. 72-75.

Дополнительная литература:

1. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм. — М.: Архитектура-С, 1974. – 396 с.

2. Козлов, В.И. Основы художественного оформления текстильных изделий./ В.И. Козлов. — М.: Лёгкая и пищевая промышленность, 1981. – 264 с.

3. Стармер, А. Цвет. Энциклопедия. / Анна Стармер. — М. : АРТ-Родник, 2007. —256 с.

4. Шашков, Ю.П. Живопись и ее среда./ Ю.П. Шашков. – М: Академический Проект: Трикста, 2006. - 128 с.

5. Шорохов Е.В. Основы композиции./ Е.В. Шорохов — М. : Просвещение, 1979. – 303 с.

Задание 2.

Срок исполнения: 12.03.2012 г.

Цель: создание авторского натюрморта на тему «Город»

Задача: создать абстрактный натюрморт, ассоциативно передающий образ городской среды.

Рисунок выполняется в растровой графике на предварительно подготовленном ручным способом и переведённом в цифровое изображение посредством сканирования фоне. Фон – это случайное разбрызгивание и размазывание акварельных пятен. Объединив случайные пятновые мотивы средствами Fotoshop, сформировать очертания предметов, которые бы имели двойственное звучание: представили бы натюрморт и создавали городскую среду. Представить 3-4 варианта в разной цветовой гамме, передав определённое настроение. Придумать название, например: «Мелодия дождя», «Апрельское небо», «Утренний асфальт», «Огни большого города», «Симфония города», «Размышление», «Старые башни», «Архитектоника», «Осенние сумерки» и т.д.

Литература

Основная литература:

1. Иттен, И. Искусство цвета / Иттен Иоханнес. — М. : Д. Аронов, 2001. – 96 с. — С. 46-50 с.

2. Паранюшкин, Р. В. Цветоведение для начинающих художников: колористика / Р. В. Паранюшкин, Г. Р. Хандова. – Ростов н/Д : Феникс, 2007. – 96 с. — С. 22-45.

Дополнительная литература:

1. Беда, Г.В. Живопись и ее изобразительные средства / Г.В. БедаМ., «Просвещение», 1977. — 188 с.

2. Зайцев, А.С. Наука о цвете и живопись./ А.С. Зайцев – М. : Искусство, 1986. – 158 с.

3. Козлов, В.И. Основы художественного оформления текстильных изделий./ В.И. Козлов. — М.: Лёгкая и пищевая промышленность, 1981. – 264 с.

Задание 3.

Срок исполнения: 09.04.2012.

Авторская презентация в анимационном проявлении

На тему «Натюрморт»

Цельюявляется творческое использование цвета и тона для передачи разных эмоциональных впечатлений, выделения композиционного центра, нахождения гармоничных сочетаний цветов.

Задача: создать средствами графических редакторов Сorel Draw авторский единый композиционный ансамбль на тему «Натюрморт», составленный из предметов, связанных по смыслу («Атрибуты искусства», «Предметы быта», «Осенний натюрморт», «Завтрак студента» и т.п.) или по стилевому единству.

На основе трансформации одного натюрморта разработать серию композиций, где в зависимости от поставленных задач, менять композиционные, тоновые и цветовые взаимосвязи между элементами этого натюрморта.

Все упражнения представить в виде презентации в формате программы Power Point.

Последовательность слайдов и применение к ним анимации будет зависеть от задуманного автором сценария и общего замысла.

В презентацию должны войти следующие упражнения

1. Придумать правильно поставленный натюрморт, состоящий из большого количества предметов (5-10), драпировок, фруктов, а так же могут быть использованы: зеркало, часть окна или стула, рамы и др.

2. Изменить композиционные взаимосвязи между элементами, входящими в натюрморт путем:

a. Изменения пространственных отношений:

· Представить натюрморт в глубине пространства (например, комнаты).

· Представить натюрморт с ярко выраженным передним планом.

b. Внесения в натюрморт новых элементов или наоборот.

c. Перераспределения элементов (например: сгущение на одних участках и разреженность на других).

d. Перераспределения тона и цвета:

· Представить натюрморт с выделенным композиционным центром в виде цветового акцента.

· Изменить цветовые отношения в композиции средствами цветовой доминанты и диктатуры цвета.

3. Для усиления образной составляющей представить натюрморт:

a. В различных ситуациях по отношению к источнику света (с рассеянным светом, боковым, контражуром).

b. С разным колористическим решением. В каждый последующий вариант композиции цвет входит постепенно по схеме:

· однотоновая гармонию,

· гармония родственных цветов,

· гармония родственно-контрастных цветов:

по «хорде»,

по «треугольнику»,

по «четырёхугольнику»

· гармония взаимодополнительных цветов.

4. Представить композиции в «высоком» и «низком ключе».

Задания могут объединяться между собой или повторяться в зависимости от общего замысла автора.

В итоге должна получиться презентация не менее 12 слайдов, где все слайды гармонично взаимодействуют между собой.

Для усиления художественного образа установить музыкальное сопровождение.

Рекомендации

При выполнении задания используйте принцип перераспределения тональных и цветовых площадей в зависимости от композиционной и эмоционально-образной идеи автора, а так же применяйте знания, полученные на курсе «Композиция-пропедевтика», это – ритм, контраст, нюанс, симметрия, равновесие, связность, соподчинённость, эстетическая целостность.

Задумывая сценарий презентации, обратите внимание на разнообразные «мелочи», это позволит выделить тот фрагмент, который создаст особое настроение или подчеркнет основной смысл вашей работы.

Ключевыми слайдами могут быть те, в которых меняются композиционные взаимосвязи, цветовая гамма, общая тональность или эмоциональная (психологическая) установка.

Словарь основных терминов

Акце́нт — в изобразительном искусстве - прием подчеркивания цветом, светом, линией или расположением в пространстве той детали, на которую нужно обратить внимание зрителя.

Дейтеранопы не чувствительны к зелёным тонам, характерных для средневолнового света.

Домина́нта (от лат. dominans «господствующий») в изобразительном искусстве - господствующее цветовое пятно или значимый элемент в композиции.

Диктату́ра цвета(лат. dictatura) — цветовое решение, при котором вся полнота колористического строя картины принадлежит только одному цвету.

Дополнительными являются пары цветов, расположенные на противоположных сторонах цветового круга.

Жи́вопись — вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую основу, а также созданием изображения с помощью цифровых технологий.

Импрессионизм (фр. impressionnisme, от impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Обычно под термином «импрессионизм» подразумевается направление в живописи, хотя его идеи также нашли своё воплощение в литературе и музыке.

Константность цвета – это видимая неизменность цвета предмета, несмотря на изменение освещенности.

Светлота – характеристика цветов, определяющая близость хроматических и ахроматических цветов к белому.

Колорит– особенность цветового и тонального строя произведения. Под колоритом понимают гармонию и красоту цветовых сочетаний, а также богатство цветовых оттенков. В колорите находят отражение цветовые свойства реального мира, но при этом отбираются только те из них, которые отвечают определённому художественному образу.

Контраст – распространённый художественный приём, представляющий собой сопоставление каких-либо противоположных качеств, способствующих их усилению.

Локальный цвет – 1) цвет, характерный для окраски данного предмета; 2) в живописи – цвет, взятый в основных больших отношениях к соседним цветам, без детального выявления цветовых оттенков.

Мазок – след кисти с краской.

Насыщенность -понимается величина, обратно пропорциональная количеству белой краски, добавленной к чистому цветовому тону.

- В. Оствальд рассматривал насыщенность, как активность цветового компонента в красочном пятне или процент серого и белого в нем.

- Г. Гельмгольц рассматривал насыщенность как интенсивность цветового впечатления, подходя к понятию чисто психологически.

- С. Краков определяет насыщенность как “степень отличия данного хроматического цвета от одинакового с ним по светлоте серого цвета… видимая степень заметности цветового тона в данном хроматическом цвете.”

- По определению Р. Ивенса “насыщенность” – это процентное содержание цветового тона в цвете.

- Под яркостью понимается величина, обратно пропорциональная количеству чёрной краски, добавленной к цветовому тону.

Натюрмо́рт (фр. nature morte — «мёртвая природа») — изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве, в отличие от портретной, жанровой, исторической и пейзажной тематики.

Неоимпрессионизм — течение в живописи, возникшее во Франции около 1885 г. Его основными представителями были Ж. Сёра и П. Синьяк. Термин ввёл критик Феликс Фенеон (фр. Félix Fénéon) в статье для бельгийской газеты «L’art Moderne» («Современное искусство»), чтобы отличать творчество Сёра от импрессионистов. Впоследствии стиль Сёра также получил название «пуантилизм».

Нюанс – очень тонкий оттенок или очень лёгкий переход от света к тени и т.п.

Оттенок– 1) цветовой тон; 2) разновидность какого-либо цвета.

Пуантилизм (фр. Pointillisme, буквально «точечность», фр. point — точка), или дивизионизм — направление в живописи неоимпрессионизма, возникшее во Франции около 1885 года, в основе которого лежит манера письма раздельными мазками правильной, точечной или прямоугольной формы. Характеризуется отказом от физического смешения красок ради оптического эффекта.

Протонопынедостаточно чувствительны к красным тонам, свойственных длинноволновому свету.

Физическая интенсивность света - понимают количество энергии содержащейся в источнике света. Субъективный или психологический эффект, оказываемый интенсивностью на наблюдателя, называется яркостью

Цветовой круг – 1)визуальныйцв. круг,определяет порядок смешения цветов - красок (наряду с черной и белой для контроля яркости и насыщенности); 2) компьютерный цв. круг,показывает распределение цветов путем смешения основных аддитивных цв., применяемых для вывода на экран и субтрактивных основных цветов используемых для печати на цветных принтерах.

Цветовой тон (оттенок) – 1) это свойство цвета, определяющее местоположение в видимой части спектра; 2) качество цвета, благодаря которому данный цвет отличается от других цветов (например, красный от синего).

Яркость - понимается величина, обратно пропорциональная количеству чёрной краски, добавленной к цветовому тону.

Наши рекомендации