Эволюция античной культуры

ТЕМА № 4

АНТИЧНОСТЬ КАК ТИП КУЛЬТУРЫ

ПЛАН:

1. Понятие «античность» в науке (15 мин)

2. Ценности античного человека: единство, свобода, гармония (60 мин)

3. Эволюция античной культуры (15 мин)

Литература:

1.Культурология: Учеб. пособие для вузов ; под ред. А.Н. Марковой. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

2.Силичев, Д.А. Культурология : Учеб. пособие для вузов. – М. : «ПРИОР», 20012.

3.Культурология/под ред. Ю.Н.Солонина, М.Г.Кагана. – М.: Издательство Юрайт, 2010. – 566с.

4.Кравченко, А.И. Культурология учебник / А.И. Кравченко. – М. : Проспект, ТК Велби. 2007.

5.Культурология: История мировой культуры / под ред. Т.Ф. Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 608 с.

Вводная часть

В истории мировой культуры античность занимает особое место. Для культуры европейских народов она была духовной опорой, источником, гарантирующим развитие и успех. Лосев А.Ф. видел основную причину притягательной силы античности в том, что «человеку при всех успехах цивилизации очень трудно забыть, что у него есть родители и дети».

1. Понятие «античность» в науке

Историческое определение: Античность – история Древней Греции (Эллады) и Древнего Рима длившаяся с 9 века до н.э. по 4-5 в. н.э.

Историческая периодизация (деление на эпохи):

ü 12-10 в. до н.э. – темные века

ü 9-7 в. до н.э. – архаика (гомеровский период)

ü 6-5 в. до н.э. – классика (золотой век, эпоха Перикла, век Афин)

ü 4 в. до н.э.-1 в. н.э. – эпоха эллинизма

ü 1-4 в. н.э. – эпоха Древнего Рима.

Культурологическое определение – тип культуры, основанный на мифологическом сознании человека, полностью отделившегося от природы и переосмыслившего ее по человеческому образцу (данное духовное содержание культуры ярко проявилось в эпоху архаики и классики).

Ценности античного человека: единство, свобода, гармония

Составными детского мироощущение (сознания) человека античной эпохи являются: единство, свобода, гармония. Проанализировать данные ценности можно, опираясь на следующие памятники античное культуры: единство выражено в мифе, свобода в полисе, гармония в скульптуре:

а) Миф – это воспоминания древних греков о своем героическом прошлом, о подвигах героев и о богах Знаковым памятником древнегреческой культуры является древнегреческий миф. Мифологическое сознание лежит в основе античного типа культуры. Мифологическое сознание – это сознание человека, отделившегося от природы и переосмыслившего ее по человеческому образцу. В качестве подтверждения данной мысли можно привести слова А.Ф.Лосева, определившего сущность античного мировоззрения как (цитата) «перенос вполне земных и родственных отношений на всю природу». Следовательно, главная ценность мифологического сознания (мифов) – становится семейная связь человека и природы. То есть с точки зрения мифологического сознания мир становится космосом (с древнегреческого украшать) или украшенной приведенной в порядок природой по семейному образцу. В качестве иллюстрации ценности единство в мифе возьмем древнегреческий пантеон. На примере пантеона мы можем наблюдать как хаос постепенно превращается в порядок, также наблюдать наличие родственных связей (пантеон – это совокупность всех богов того или иного культа).

Хаос - Тартар

1 уровень – поколение первостихий

Гея (земля) Уран (небо) Тартар (подземный мир)

2 уровень – поколение титанов (12 титанов и тинаид)

Кронос (Бог времени) Рея (Богиня тьмы)

3 уровень – поколение олимпийских богов (триумвират – Аид, Посейдон, Зевс). Грекам нравилось придумывать все новых богов. В Афинах даже поставили алтарь с посвящением: «неизвестному Богу».

4 уровень Героический уровень (потомки богов): Геракл, Гектор, Ахилл, Одиссей (герои за свои подвиги могли быть приобщены к миру богов)

Можно обозначить следующие особенности древнегреческого пантеона:

· антропоморфизм, который свидетельствует о росте самосознания человека.

· человек в пантеоне становится героем (кровный потомок богов) и занимает равное положение с другими Богами (Софокл по этому поводу заметил: «В мире много сил великих. Но сильнее человека нет в природе ничего» Еще более многозначительно звучат слова Архимеда: «Дайте мне точку опоры – и я переверну весь мир».

Таким образом, мир античного человека – космоцентрический (где прстраноство замкнутое, семейноорганизованное, а время – прошлое, настоящее (обратимо)).

Б) Древнегреческий полис – древнегреческий город-государство, малочисленный, с республиканской формой правления. Полис – культурный знак античности, сформировавший полисные ценности, среди них главная свобода.

Раскроем смысл древнегреческой свободы:

1) Свобода – это зависимость от полиса как от собственной семьи («быть свободным значит быть гражданином полиса, кровно связанным с полисом», полис является гарантом твоего благополучия).

2) Свобода – это чувство гордости личности, неприкосновенности внутреннего достоинства, самодостаточности древнего грека (быть свободным – это быть значительной частью полиса, значит быть достойным). Свобода грека обнаруживает себя в свободе выбора и несения ответственности за сделанный выбор. Литературным образцом свободного человека служил образ «Прометея» Эсхила в «Прометее прикованном». Прометей не хотел быть на положении раба даже у самого Зевса, главного божества Эллинов, и за свою свободу заплатил мученической смертью. В реальной исторической жизни свободным человеком был Сократ.

3) У каждого своя мера свободы, поэтому свобода – достойная оценка своих реальных возможностей и способностей (быть свободным – это значит познать себя).

В данном случае мерой свободы человека служил агон. Агон – это способ проверки возможности человека или соревнования, которые пронизывают все сферы жизни греческого полиса. Например: спорт (776 г. до н.э. - олимпийский игры, каждые четыре года в г. Олимпии и продолжались пять дней, в течение которых соблюдался «священный мир», прекращавший всякие военные действия), искусство (дионисийские праздники), война. Игровое начало помогало грекам уходить от прозы жизни и грубого прагматизма. Игра приводила к тому, что от всякого дела они получали удовольствие и наслаждение.

Таким образом, главное действующее лицо древнегреческой культуры – гражданин полиса, смысл жизни которого – достижение славы, служение полису, предметное воплощение славы возможно в слове (литература) или в скульптуре.

Б) Древнегреческая скульптура - вид изобразительного искусства, возникший в VII веке до н.э. (куросы – обнаженная мужская статуя, юноша-атлет и коры задрапированная женская). Скульптура – это культурные знак, памятник, раскрывающий представление древних греков о красоте как гармонии, которая понимается как соразмерность, пропорциональность, предельная простота. В качестве примера можно привести слова Перикла: «Мы любим красоту без прихотливости, мудрость без изнеженности», а также афоризм афинского реформатора Соломона: «Ничего лишнего». Пример скульптур: Фидий «Порфенон», «Зевс Олимпийский», Полеклет «Дорифор» (копьеносец) (победитель олимпийских игр), «Копьеносец», Мирон «Дискобол».

Формула успеха греческой культуры – единство + свобода = гармония (секретом успеха является «золотая середина» – равновесие между противоположными ценностями, которое длилось 2 века). Суть греческого чуда состоит, прежде всего в том, что только греческому народу почти одновременно и практически во всех областях культуры удалось достичь невиданных высот.

Эволюция античной культуры

С 4 века до н.э. (т.е. в эпоху эллинизма) начинается кризис.

Причины кризиса следующие:

- социально-экономические – разрушение полиса и возникновение империи (Александр Македонский);

- мировоззренческие (кризис детского сознания и основных его ценностей).

Можно обозначить новые ценности, ставшие основой поздней Античности: власть (оды Горация, триумвират, форумы, храм Аполлона в Дельфах), иерархия (подчинение высшему звену), грандиозность (храм Артемиды в Эфесе, Александрийский маяк) полезность (Колизей), чувственность.

Выводы:

Античность – самостоятельный тип культуры, заложивший основы европейской, явившийся классическим образцом для последующей истории европейской цивилизации

Наши рекомендации