Влияние на христианство

Влияние на христианство - student2.ru

Боттичелли. «Св. Августин»

Влияние Августина на судьбы и догматическую сторону христианского учения почти беспримерно. Он на несколько столетий вперёд определил дух и направление не только африканской, но и всей западной церкви. Его полемика против ариан, присциллиан и, в особенности, против донатистов и других течений, наглядно доказывают степень его значения. Проницательность и глубина его ума, неукротимая сила веры и пылкость фантазии лучше всего отражаются в его многочисленных сочинениях, которые имели неимоверное влияние и определили антропологическую сторону учения в протестантизме (Лютер и Кальвин). Ещё важнее, чем разработка учения о св. Троице, его исследования об отношении человека к божественной благодати. Сущностью христианского учения он считает, именно, способность человека к восприятию Божьей благодати, и это основное положение отражается также и на понимании им других догматов веры. Его заботы об устройстве монашества выразились в основании им многих монастырей, впрочем, скоро разрушенных вандалами.

№22

Форма христианской философии и теологии, разработанная средневековыми учеными, которых называют схоластами (слово происходит от греч. scholе — «школа», поскольку схоластическая теология развивалась гл.обр. в университетах и монастырских училищах). Расцвет схоластики пришелся на ХIII—XIV вв. Схоластика прежде всего стремилась к ясному и точному определению бытия. Схоласты пытались сочетать идеи римских и греческих философов со Св.Писанием, отцами Церкви и другими христианскими авторами. В своих построениях они опирались на философскую систему Аристотеля и отчасти Платона.

Долгое время схоластику считали скучной и сухой системой взглядов, которую нужно зазубривать. Однако во многих отношениях это весьма динамичная философская система, которая пыталась решать вопросы, имевшие непосредственное отношение к реальности. Quastiones disputatae Фомы Аквинского в большей мере, чем его «суммы», говорят о жизненности этой системы. Философские аспекты схоластики продиктованы не столько теологическими догматами, сколько верой и разумом; схоласты прежде всего стремились постичь реальность с точки зрения человеческого существования.

С помощью схоластического метода средневековые ученые стремились постичь основные моменты теологии, философии и права. Они предлагали противоречивые идеи, желая показать, как можно синтезировать эти сферы человеческого знания посредством разумной интерпретации. Сначала проблему «излагали», затем ее «оспаривали», чтобы разум человека, стремившегося что-то понять и узнать, пришел к «открытию». Каждый текст снабжали комментарием. Учитель помогал ученику прочесть текст так, чтобы действительно понять, о чем он. Этот метод выходил за рамки простого запоминания. Разбирая тексты, ученик должен был соглашаться или не соглашаться, а не просто заучивать. Абеляр обстоятельно разработал метод sic et non («да и нет»). Один вариант диспута назывался quaestio disputata, т.е. «обсуждаемый вопрос». В нем могли принимать участие схоласты, недавно ступившие на стезю теологии. Другой вариант диспута был значительно тоньше и назывался quodlibet; в нем могли участвовать лишь выдающиеся ученые.

Ансельма Кентерберийского часто называют отцом схоластики. Он предложил онтологическое доказательство бытия Божьего и защищал т.н. реализм. В трактате «Монологион» он предложил знаменитое определение: «вера, ищущая разумения».

Абеляр принял участие в спорах о том, как «универсалии» (общие понятия) соотносятся с единичными вещами. Он занял промежуточную позицию, рассматривая «универсалии» как умственные концепции: они не существуют отдельно от вещей, но это и не произвольные имена.

Известный французский схоласт, представитель реализма и оппонент Абеляра, Жильбер Порретанский, продолжал разрабатывать схоластический метод. Гуго Сен-Викторский хотел придать схоластике мистический оттенок и подвергся критике за бездоказательность своих построений. Он многим обязан Августину. Бернар Клервоский развивал психологический метод, который в сочетании с мистическими устремлениями оказался более убедительным, чем чистая мистика.

Петр Ломбардский составил компендиум (собрание) «сентенций». Их преподавали семинаристам, которые готовились к рукоположению. Сентенции были просты и предназначались для заучивания, что в глазах многих дискредитировало всю схоластику в целом.

Альберт Великий продвинулся не многим дальше Петра Ломбардского, но сильно повлиял на Фому Аквинского, достигшего высот схоластической мысли. Фома Аквинский прежде всего стремился соединить нехристианскую (античную) философию с христианской философией и теологией, утверждая, что Св.Писание можно сочетать с идеями, которые открываются разуму без помощи благодати. Принял он не только Аристотеля, но и Платона, и, разрабатывая свою теологию, пытался опереться на идеи Аверроэса. Некоторые современники сочли его взгляды еретическими. Кардинал Тампье осудил его учение о воскресении плоти, изложенное в Quastiones disputatae.

Другой великий схоласт — Бонавентура; однако в сравнении с Фомой Аквинским его стиль кажется многословным и бледным, а концепции — необоснованными из-за резкой полемики с аристотелевской философией. Жиль Римский, хотя и не был последовательным томистом, оставил яркий след в схоластике XIV в. Крупнейший схоласт XIV в. — Иоанн Дунс Скот. Его идеи о словоупотреблении отличались исключительной тонкостью. Дунса Скота больше всего интересовали проблемы эпистемологии. Созданная им школа мысли — скотизм — повлияла на многих философов будущего, включая М. Хайдеггера и Л. Витгенштейна. Уильям Оккам завершает блистательную эпоху схоластики. Его называли номиналистом, поскольку он задавался вопросом о том, обозначают ли слова внешнюю реальность. Для Оккама оставалось неясным, способен ли человеческий разум действительно познать внешнюю реальность.

Схоластика пришла в упадок в XV в. и ненадолго возродилась в XVI в. Попытки вернуть томизму былой авторитет были в XX в. Неотомизм сложился в рамках католицизма и имел некоторый успех.

Наши рекомендации