Архитектура и изо Др. Ег

Архитектуру Др. Ег. можно разделить на три основных периода.

1 Архитектура Др. царства

2 Архитектура Среднего царства

3 Архитектура Нового царства

Приблизительно в XXX веке до н. э. фараоном I династии Нармером, или Менесом, б.и объединены в единое государство Северный и Южный Ег. со столицей в Мемфисе.

Создание мощного централизованного государства продиктовало и основной тип архитектурного сооружения — гробницу, внешними средствами передающую идею его божественности. Первоначально захоронения производились в гробницах, состоящих из подземной части, где стоял саркофаг с мумией, и массивной надземной постройки — мастаба — в виде дома, стены которого б.и наклонены внутрь, а сверху завершались плоской крышей. С восточной стороны находилась ложная дверь, в нише которой приносились жертвы. В мастаба оставляли изделия бытового и культового назначения, сосуды с зерном, изделия из золота, серебра, драгоценных камней, слоновой кости, черного эбенового дерева, фигурки ушебти.

В погребении, в специальном помещении — сердабе, которое соединялось с гробницей только окошечком, обязательно помещали статуарные изображения умершего на случай, если что-то случится с мумией. Непременным условием б.о изображение фигуры целиком.

Одной из основных задач при постройке гробниц фараонов являлась задача произвести впечатление подавляющей мощи. Но увеличение надземной части мастаба не давало нужного эффекта. Этот эффект б. получен, когда смогли увеличить надземную часть здания в высоту по диагонали. Так возникли знаменитые Ег.ские пирамиды. Первой б. Ступенчатая пирамида Джосера в Саккаре, фараона III династии. Она состояла из шести ступеней, каждая последующая из которых б. меньше предыдущей. Вход в пирамиду располагался с северной стороны. Под основанием в скалистом грунте б.и высечены подземные кулуары и шахта, на дне которой помещалась погребальная камера с мумией фараона.

Ег.ские некрополи всегда располагались на западном берегу Нила, на границе орошаемых земель и мертвой Ливийской пустыни. Фараоны IV династии избрали для своих погребений место недалеко от Саккары в современной Гизе. Там б.и возведены три великие классические пирамиды фараонов Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Микерина (Менкаура), сложенные из гигантских блоков известняка, средним весом 2,5 тонны и держащиеся силой собственной тяжести.

Каждая пирамида является частью архитектурного ансамбля, включающего маленькие пирамидки цариц и заупокойный храм, примыкавший к пирамиде с восточной стороны. Заупокойный храм соединялся крытым каменным проходом с нижним заупокойным храмом в долине, строившимся там, куда доходили воды нильских разливов. Являясь входом ко всему комплексу, храм б. богато декорирован изнутри четырёхгранными гранитными колоннами по центру и многочисленными статуями фараона вдоль стен.

Нередко рядом с нижним заупокойным храмом помещали сфинкса, воплощавшего в себе сверхчеловеческую сущность фараона. Исключительное значение имел большой сфинкс, помещённый у нижнего заупокойного храма Хефрена, считающегося портретным изображением этого фараона.

Так же, близ верхних заупокойных храмов оставляли солнечную лодку, чтобы воскресший фараон смог поплыть по небу в его восточную часть к богу Ра.

К концу периода Др. царства появляется новый тип здания — солнечный храм. Его строили на возвышении и обносили стеной. В центре просторного двора с молельнями ставили колоссальный каменный обелиск с вызолоченной медной верхушкой и огромным жертвенником у подножья. Обелиск символизировал священный камень Бен-Бен, на который по преданию взошло солнце, родившееся из бездны. Как и пирамиды, солнечный храм соединялся крытыми переходами с воротами в долине.

Архитектура Среднего царства

В 2050 году до н. э. Ментухотеп I вновь объединил Ег. и восстановил единую власть фараонов под эгидой Фив. Столетия, отделяющие эпоху Среднего царства от времени заката Др. царства, много значили в духовной жизни египтян. Распад страны, войны, упадок центра и божественной власти фараона — всё это создало почву для развития индивидуализма.

Индивидуализм египтян проявился прежде всего в том, что каждый стал заботиться о собственном бессмертии. Теперь уже не только фараон и вельможная знать, но и простые смертные стали претендовать на привилегии в потустороннем мире. Так возникла идея равенства после смерти, что сразу же отразилось на технической стороне культа умерших. Он очень упростился. Стали излишней роскошью гробницы типа мастаба. Для обеспечения вечной жизни б.о уже достаточно одной стелы — каменной плиты, на которой б.и написаны магические тексты и все, что требовалось умершему в загробном мире.

Однако фараоны продолжали строить гробницы в виде пирамид, желая подчеркнуть законность обладания престолом. Правда это б.и уже не те пирамиды, что возводились в эпоху Др. царства: размеры их значительно уменьшились, материалом для строительства служили не двухтонные блоки, а кирпич-сырец, изменился и способ кладки. Основу составляли восемь капитальных каменных стен, расходившихся радиусами от центра пирамиды к ее углам и середине каждой из сторон. От этих стен под углом в 45 градусов отходили другие восемь стен, а промежутки между ними заполнялись обломками камня, песком, кирпичом. Сверху пирамиды облицовывались известняковыми плитами, соединявшимися друг с другом деревянными креплениями. Так же, как и в Древнем царстве, к восточной стороне пирамиды примыкал верхний заупокойный храм, от которого шёл крытый переход к храму в долине. В настоящее время эти пирамиды представляют собой груды развалин.

Наряду с пирамидами, которые по сути копировали пирамиды Др. царства, появился новый тип погребальных сооружений, сочетавший в себе традиционную форму пирамиды и скальную гробницу. Наиболее значительным из подобных памятников б. усыпальница царя Ментухотепа II в Дейр-эль-Бахри. К ней из долины вела ограждённая каменными стенами дорога в 1200 метров длиной и 32 метра шириной. Главную часть усыпальницы составлял заупокойный храм, оформленный портиком; по центру пандус вел на вторую террасу, где второй портик окружал с трех сторон колонный зал, в центре которого возвышалась сложенная из каменных глыб пирамида. Её основанием служила естественная скала. С западной стороны находился открытый двор, оформленный портиками, с выходами в колонный зал и святилище, вырубленное в скале. Гробница фараона размещалась под колонным залом.

Значительным сооружением эпохи Среднего царства является и заупокойный комплекс фараона Аменемхета III в Хавара. Пирамида сложена из кирпича и облицована известняком, погребальная камера высечена из цельной глыбы отполированного жёлтого кварцита. Особую известность получил заупокойный храм при пирамиде. Этот храм вошел в историю культуры под названием лабиринта. Храм занимал площадь в 72000 квадратных метра и делился двумя рядами колонн на три нефа, из которых центральный б. выше боковых и освещался через оконные проёмы в верхней части стен.

Лабиринт считается самым выдающимся из множества многоколонных храмов, построенных в период Среднего царства. Колонны его б.и стилизованы под растительные формы, что соответствовало символике храма как дома божества — солнца, которое, по одной из Ег.ских легенд, родилось из цветка лотоса. Чаще всего колонны имитировали связку стеблей папируса, б.и также колонны с растительной капителью, изображающие цветок папируса или лотоса. Все колонны богато украшали цветным орнаментом и позолотой. Между капителью и тяжёлым перекрытием египтяне помещали значительно меньшую по размерам плиту абак, незаметную снизу, в результате чего, казалось, что потолок, расписанный под звездное небо с золотыми звёздами, парит в воздухе.

Наряду с традиционными для Ег.ского зодчества колоннами, появилась новая форма колонны с каннелированным стволом и трапециевидной капителью. Некоторые исследователи считают их прообразом дорического ордера, но эти довольно неопределённые совпадения могут оказаться случайными.

Архитектура Нового царства

Ведущую роль в архитектуре и искусстве Нового царства начинают играть Фивы. За короткий срок в них строятся пышные дворцы и дома, великолепные храмы, которые преобразили вид Фив, слава его сохранилась в течение многих веков.

Строительство храмов велось в трех основных направлениях: возводились наземные, скальные и полускальные храмовые комплексы.

Наземные храмы представляли собой втянутый в плане прямоугольник, окружённый высокой массивной стеной, к воротам которой вела от Нила широкая дорога, украшенная по обеим сторонам статуями сфинксов. Вход в храм оформляли в виде пилон а, с внутренней стороны которого две лестницы вели на верхнюю платформу. К наружной стороне пилона прикрепляли высокие деревянные мачты с флагами, а перед ними воздвигали гигантские статуи фараона и позолочённые обелиски. Вход вёл в открытый, обнесенный колоннадой двор, заканчивающийся портиком, построенным немного выше уровня двора. В центре двора находился жертвенный камень. За портиком располагался гипостиль, а за ним, в глубине храма — молельня, состоящая из нескольких помещений: в центральном на жертвенном камне находилась священная ладья со статуей главного бога, в остальных двух — статуи богини-жены и статуи бога-сына. Вокруг молельни по периметру тянулся обходной коридор, из которого дверные проемы вели в дополнительные залы, храмовую библиотеку, хранилища для статуй, комнаты для специальных ритуалов.

К подобному типу храмов относятся оба храма Амона в Фивах — Карнакский и Луксорский.

Скальные храмовые комплексы представляют собой перевёрнутую букву «Т». Фасад храма вырубали в наружной части скалы, все остальные помещения шли вглубь. Примером храма такого типа, может служить храм Рамзеса II в Абу-Симбеле. Ансамбль состоит из двух сооружений: Большого храма и Малого. Большой б. посвящён фараону и трём богам: Амону, Ра, и Птаху. Малый воздвигли в честь богини Хатор, образ которой совпадал в с образом жены Рамзеса II Нефертари.

Существенным нововведением Архитектуры нового царства явилось отделение гробницы от заупокойного храма. Первым фараоном, нарушившим традицию, стал Туймос I, решивший захоронить свое тело не в пышной гробнице заупокойного храма, а в высеченной, в отдаленном ущелье гробницы, в так называемой «Долине Царей».

Примером полускального заупокойного храма может служить храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. Она построила свой храм рядом с храмом фараона Ментухотепа II. Ее храм превосходил храм Ментухотепа и размером, и богатством декора. Он представлял собой сочетание трех поставленных друг на друга кубов. Оформление фасадов строилось на чередовании горизонталей террас с вертикалями колоннад. В нижнем ярусе помещался портик, занимающий всю длину восточной стены и разделенный посередине пандусом. На вторую террасу вела лестница, визуально являющаяся продолжением пандуса.

После прихода к власти в Эхнатона ведется строительство храмов посвящённых Атону. Храмы, как и раньше, б.и ориентированы с запада на восток, а их территория обнесена стенами. Вход оформляли в виде невысокого пилона с мачтами. Однако, поскольку новый культ совершался под открытым небом, храмы Атона не имели характерных колонных залов. Пилоны чередовались с огромными открытыми дворами, заполненными бесчисленными жертвенниками. Построены они б.и из кирпича, поэтому, до наших дней не сохранились.

Имхоте́п («Пришедший в мире»; в греческой форме Имутес) — выдающийся древнеЕг.ский зодчий, визирь и верховный сановник второго фараона III династии Др. царства Джосера (2630—2611 до н.э.) и верховный жрец Ра в Гелиополе, позже обожествлённый и почитавшийся в качестве бога врачевания. Имхотеп является первым архитектором и учёным, известным в мировой истории.

Имхотеп спроектировал первую ступенчатую пирамиду в Саккаре близ Мемфиса (см. пирамида Джосера), а также комплекс архитектурных сооружений, окружающих пирамиду. Имхотеп считается изобретателем пирамидальной архитектурной формы: он предложил надстроить над каменной мастабой (прямоугольной усыпальницей) фараона ещё 3 мастабы размером поменьше, превратив мастабу в четырёхступенчатую пирамиду (в дальнейшем количество ступеней пирамиды б.о увеличено до 6, и она достигла 61 м в высоту). Таким образом, Имхотеп выступает в качестве основоположника архитектурной традиции всего Др. царства, строившейся на использовании пирамидальной формы в проектировании царских захоронений. Кроме того, есть основания считать Имхотепа также изобретателем колонны в зодчестве. Обычно его также считают творцом храма в Эдфу.

Имхотепу приписывается также основание Ег.ской медицины. В частности, он считался автором «папируса Эдвина Смита» — фундаментального медицинского исследования, которое, хоть и относится к 1700—1550 до н. э., но основано на материалах, известных с Др. или даже Раннего царства. В этом папирусе впервые определяются реальные причины многих болезней. Известный канадский практикующий медик XIX века Уильям Ослер назвал Имхотепа отцом медицины и «первым медиком, чья личность выступает из тумана древности».

Имхотеп является автором первого литературного поучения, известного как «Поучения Имхотепа». Поскольку это произведение не сохранилось до нашего времени, первым известным нам образцом подобной литературы считается «Поучение Птаххотепа», написанное от имени визиря фараона Джедкара Исеси.

Авторитет Имхотепа в последующие периоды Ег.ской истории б. столь велик, что он считался величайшим мудрецом всех времён, обладавшим волшебной силой. Первые признаки почитания Имхотепа как полубога встречаются уже через столетие после его смерти. В эпоху Нового царства оформилось обожествление Имхотепа в качестве бога врачевания и покровителя целителей. Культ Имхотепа достиг своего апогея в греко-римский период, когда его храмы в Мемфисе и Филэ на Ниле б.и заполнены толпами немощных и больных, стремившихся добиться исцеления, оставаясь на ночь в святилище.

В Ег.ской мифологии Имхотеп считался сыном мемфисского бога-творца Птаха (и чаще всего, богини-львицы Сехмет). Он изображался в виде юноши, сидящего с развернутым папирусом. Иногда он также выступал в роли бога воздуха Шу, отделяющего небо (богиня Нут) от земли (бог Геб), и в таком качестве предотвращал наступление хаоса. Будучи также покровителем искусств, он б. связан с Хатхор, Маат и другим визирём и архитектором, позже обожествлённым, — Аменхотепом, сыном Хапу, жившим во времена фараона XVIII династии Нового царства Аменхотепа III. Позднейшая греческая традиция (начиная с V века до н. э.) отождествляла бога Имхотепа с Асклепием.

Гробница Имхотепа не б. обнаружена, однако считается, что она должна находиться неподалеку от пирамиды Джосера, в Саккаре. Некоторые исследователи полагают, что мастаба из Саккары №3518 вполне может принадлежать Имхотепу. Однако, прямых фактов подтвержающих это нет, так как на стенах этой гробницы нет ни одной надписи.

Хемиун — древнеЕг.ский зодчий периода Четвёртой династии Др. царства. Хемиун является предполагаемым зодчим Великой пирамиды фараона Хуфу (Хеопса) в Гизе.

Сын Нефермаата, родственника Хуфу. Имел титулы «Мастера работ» и визиря фараона. Умер от болезни незадолго до окончания строительства Великой пирамиды, похоронен в сохранившейся мастабе неподалёку.

Инени — древнеЕг.ский архитектор и государственный деятель периода Восемнадцатой династии. Под руководством Инени велось сооружение целого ряда строительных проектов в правление фараонов Аменхотепа I, Тутмоса I, Тутмоса II, Хатшепсут и Тутмоса III.

Инени происходил из аристократической семьи и начинал свой путь архитектора ещё при Аменхотепе I, поручившем зодчему расширить храмовый комплекс в Карнаке. Инени активно поддерживал восхождение на престол царицы Хатшепсут, покровительствовавшей искусствам. Вероятно, он сыграл важную роль в её коронации в 1489 до н. э.

Сенмут (Сененмут, Сенемут) — выдающийся древнеЕг.ский архитектор и государственный деятель периода Восемнадцатой династии Нового царства. Некоторые факты указывают на то, что он мог быть фаворитом и возлюбленным женщины-фараона Хатшепсут.

Сенмут родился в незнатной и небогатой семье провинциального писца-чиновника Рамоса и его жены Хатнофер (Хатнефрет) в Гермонтисе. О Сенмуте известно намного больше, чем о каком-либо другом древнем египтянине, не принадлежавшем к царской семье, во многом благодаря его разрушенной гробнице и совместному месту погребения родителей Сенмута, постройкой которого Сенмут руководил лично.

Сенмут впервые фигурирует в официальных документах в качестве «Слуги Супруги Бога» (Хатшепсут) и «Слуги царской дочери» (Нефрура). Некоторые исследователи относят восхождение Сенмута, считавшегося выходцем из низших слоёв населения, на ключевые позиции в государственном аппарате ко времени правления Тутмоса I, но вероятнее, что возвышение Сенмута произошло при муже Хатшепсут Тутмосе II (1494—1490 до н. э.). После утверждения Хатшепсут в качестве регента при малолетнем Тутмосе III в 1490 до н. э. положение Сенмута только возрастало, и вскоре он б. награждён многочисленными титулами. После коронации Хатшепсут фараоном Ег. Сенмут б. назначен чати (эквивалент средневекового визиря) Верхнего Ег..

Джесер джесеру — погребальный храм Хатшепсут в Дер-эль-Бахри, построенный Сенмутом.

Сенмут является архитектором наиболее выдающихся сооружений периода Хатшепсут. Его известнейшим творением б. погребальный храм в Дейр-эль-Бахри (Дер эль-Бахри) на запад от Фив, носивший в древности название Джесер джесеру — «Священнейший из священных» и строившийся на протяжении 9 лет — с 7-го (предположительно, 1482 до н. э.) по 16-й (1473 до н. э.) год правления царицы. Его архитектором б. Сенмут, и, хотя храм во многом повторял находящийся рядом храм фараона Среднего царства Ментухотепа II, но его величественные колонны поражают воображение и в наши дни. В свое время, этот храм б. во многом уникален, демонстрируя безупречную гармонию архитектурного комплекса за тысячу лет до возведения Парфенона в Афинах.

Джесер джесеру состоял из трёх крупных террас, украшенных портиками с белоснежными известняковыми протодорическими колоннами. В центре террасы б.и разделены массивными пандусами, ведущими наверх, к святилищу храма. Террасы храма б.и украшены многочисленными ярко расписанными осирическими пилястрами царицы, ее коленопреклонёнными колоссальными статуями и сфинксами, многие из которых хранятся в собраниях Ег.ского музея в Каире и музея Метрополитен в Нью-Йорке. К первой из террас вела длинная аллея полихромных песчаниковых сфинксов царицы, обсаженная завезёнными из Пунта мирровыми деревьями. Сфинксы находились с двух сторон дороги шириной приблизительно в 40 метров, ведущей от нижней террасы храма к границе пустыни и орошаемых полей долины Нила, где б. воздвигнут гигантский пилон. Помимо самой царицы, комплекс в Дейр-эль-Бахри б. посвящен Амону-Ра, обожествлённому отцу Хатшепсут Тутмосу I, проводнику в загробный мир Анубису и Хатхор Иментет — повелительнице некрополей Западных Фив и великой защитнице умерших. Перед самим храмом б. разбит сад из экзотических деревьев и кустарников, вырыты Т-образные бассейны.

Многие египтологи считают, что Сенмут б. возлюбленным царицы Хатшепсут, и приводят в качестве доказательства изображения фаворита рядом с самой царицей рядом с входом в храм в Дейр-эль-Бахри, подобие гробницы Сенмута гробнице Хатшепсут и граффити, нацарапанное на стенах незавершённой гробницы, использовавшейся рабочими, занятыми строительством Джесер джесеру.

Сенмут умер ещё до смерти Хатшепсут. Он выстроил себе две гробницы. Одна из них, TT71, находится рядом с гробницами остальных вельмож Нового царства, а другая — у самого храма Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. Оба захоронения б.и вскоре подвергнуты разорению. Считается, что следы повреждений этих гробниц относятся ко времени правления Тутмоса III, стремившегося уничтожить все сведения о правлении мачехи. Однако отдельные исследователи выдвигают и доказательства в пользу того, что Сенмут мог впасть в немилость ещё при жизни царицы.

Архитектура Др. Ег.

ок. 10000 - 5000 лет до н.э. Первые деревни на берегах Нила; обр-е 2 - х царств - Верхнего и Нижнего Ег.

ок. 2630 до н.э. Построена 1 - я ступенчатая пирамида

ок. 2575 до н.э. В эпоху Др. царства бронза вытесняет медь; строятся пирамиды в Гизе; начинается мумификация умерших

ок. 2134 до н.э. Междуусобицы губят Древнее царство

ок. 2040 до н.э. Начало Среднего царства; знать Фив объединяет страну; завоевание Нубии

ок. 1700 до н.э. Конец Среднего царства

1550 до н.э. Начало Нового царства; постоянная армия

1400 до н.э. Ег. достигает вершины могущества

1070 до н.э. Начало упадка

332 до н.э. Завоевание Ег. Александром Македонским

51 до н.э. Начало правления Клеопатры

30 до н.э. Ег. становится римской провинцией

Хозяйство и культура Др. Ег. возникли на узкой полосе (15 - 20 км) плодородной долины Нила, сжатой Ливийской и Аравийской пустынями. Наиболее древние памятники Ег.ской архитектуры сосредоточены в дельте реки.

Во главе рабовладельческого государства, объединившего владения Среднего и Нижнего Нила и концу IV тыс. до н. э., стоял царь (впоследствии получивший титул фараона), считавшийся сыном бога Солнца и наследником бога подземного мира Озириса.

Историческая характеристика

Египтяне верили, что душа человека после его смерти продолжает существовать и время от времени посещает тело. Поэтому египтяне так старательно сохраняли тела умерших; их бальзамировали и хранили в надёжных погребальных сооружениях. Чтобы усопший мог и в загробной жизни наслаждаться всеми благами, ему давали с собой всевозможные богато украшенные предметы обихода и роскоши, а также статуэтки слуг. На случай, если тело умершего по какой - либо причине подвергнется разрушению, создавалось ещё портретное изваяние, замещавшее для вернувшейся с того света души её земную оболочку. Более всего заботились о том, чтобы обеспечить вечную жизнь властителю страны - фараону. Уже при его жизни, на протяжении десятилетий, тысячи его подданных вырубали из скал, перетаскивали и водружали на место огромные каменные блоки для царской гробницы. Если вспомнить, как низок б. уровень техники в те времена, нетрудно представить, каких затрат труда и скольких человеческих жизней стоило это строительство. Затем появились большие т.н. ступенчатые пирамиды; старейшая из них находится в Саккара и б. сооружена четыре с половиной тысячелетия назад. Шедеврами древнеЕг.ского строительного искусства б.и пирамиды. Они потрясают воображение своими размерами, геометрической точностью, а также количеством труда, затраченного на их возведение. Особенно сильное впечатление они должны б.и производить сразу после завершения, когда их тщательно отшлифованные поверхности ослепительно сверкали в лучах южного солнца.

Строительные особенности

Религиозные воззрения древних египтян, в которых смешались почитание местных божеств, культ Озириса и Исиды, а также бога Солнца Амона, заслуживают особого внимания - они определяли общественную и государственную жизнь страны: подавляющее большинство архитектурных памятников Др. Ег. сооружения культового назначения: храмы и погребальные комплексы.

Величайшее и самое поразительное сооружение этого рода входит в знаменитый ансамбль пирамид в Гизе. Это пирамида фараона Хеопса. Её высота 146 метров и в ней может свободно уместиться, например, Исаакиевский собор. На самом деле пирамида состоит сплошь из камня, внутри неё находится лишь небольшая погребальная камера и ведущие к ней коридоры, которые после погребения царя б.и замурованы. Впрочем, это не помешало грабителям найти дорогу к укрытым в пирамиде сокровищам; не случайно, позднее от строительства пирамид пришлось отказаться. Теперь гробницы стали вырубать в скалах, а входы в них искусно маскировали. Благодаря невероятному стечению обстоятельств б. открыта в 1922 г. одна такая гробница, где захоронен умерший молодым фараон Тутанхамон.

Из пирамид и масштаба крупных вельмож на берегах Нила складывались целые "города мёртвых". Неподалёку, обычно на другом берегу Нила, возвышались храмы в честь богов. В их колонные дворы и залы вели огромные ворота, образованные двумя массивными, сужающимися кверху каменными блоками, т.н. пилонами. К воротам вели дороги, обрамлённые рядами сфинксов - статуй с телом льва и человеческой или бараньей головой. Колонны повторяли формы распространённых тогда в Ег. растений - папируса, лотоса, пальмы. Как густой лес стоят они в огромных храмах Луксора и Карнака, которые б.и основаны примерно в 16 - 14 веках до нашей эры. В наше время стал особенно знаменит высеченный в скале храм в Абу-Симбеле. Строительство Ассусианской плотины грозило ему затоплением. Для спасения храма б. проделана гигантская работа: скалу, в которой высечен храм, распилили на куски и снова собрали в безопасном месте на высоком берегу Нила.

Ег.ские мастера создали множество прекрасных, простых и величественных скульптур, ничего подобного не знала ни одна из позднейших эпох. Изваяния из окрашенного дерева или шлифованного камня отличает особое достоинство. Фараонов изображали обычно в одной и той же позе, чаще всего стоя, с руками, вытянутыми вдоль тела, и с выставленной вперёд левой ногой. Несмотря на идеализацию, портреты верно передавали неповторимые черты человека. В изображениях простых людей б.о больше жизни и движения, нежели в торжественных статуях властителей.

Стены и колонны Ег.ских зданий украшали рельефы и росписи, которые легко узнать по своеобразным приёмам изображения человека. Каждая часть фигуры б. представлена в своём повороте так, чтобы её б.о видно как можно полнее: ступни ног и голова в виде сбоку, а глаза и плечи - спереди. Дело тут б.о не в неумении, а в строгом соблюдении определённых правил. Длинными полосами следовали друг за другом серии изображений, очерченных врезанными контурными линиями и окрашенных в красиво подобранные тона; им сопутствовали иероглифы - знаки - картинки письма древних египтян. По большей части здесь показаны события из жизни фараонов и вельмож, встречаются также и сцены труда. Полагают, что изображены не столько действительные, сколько желаемые события, поскольку египтяне верили, что изображённое непременно должно исполниться.

Древние египтяне не знали перспективы, дальние предметы они изображали просто над ближними. Несмотря на некоторую наивность, их рельефы и росписи подкупают тонкостью и изяществом. Особенно пленительны стройные женщины в лёгких льняных одеяниях, украшенные многочисленными драгоценностями.

Особый расцвет Ег.ского искусства наступил в эпоху правления фараона Эхнатона в 14 веке до нашей эры. В то время в искусстве получали отзвук и реальные события. Среди других произведений тогда б.и созданы замечательные изображения дочерей царя и его жены, красавицы Нефертити, которая повлияла на идеал красоты даже наших дней.

Благодаря верованиям и строгим правилам древнее Ег.ское искусство просуществовало почти без изменений около двух с половиной тысячелетий. В поздний период оно подверглось воздействию искусства других народов, особенно греков, а в начале нашей эры окончательно угасло.

Развитие земледелия, основанного на цикличности летне-осеннего разлива Нила и последующего засушливого сезона, сформировало представления о расцвете и умИр.ии природы, заложило основы религиозного мифа о жизни, смерти и возрождении бога Озириса.

По цикличности жизни природы моделировалась и человеческая жизнь. Считалось, что после смерти человек продолжает жить, но только в подземном мире, и для того, чтобы он возродился в будущем, необходимо сохранить его тело. В связи с этим в Древнем Ег. получает распространение искусство мумификации и строительства погребальных сооружений. Самая прочная и величественная гробница строилась для фараона. Он приступал н ее возведению, как только занимал престол. Жизнь фараона и царского двора также регламентировалась в соответствии с божественными мифами. Для проведения сложных дворцовых церемоний, а также для управления хозяйством, учета богатств существовал аппарат жрецов. Они постепенно создали особую касту храмовых служителей, приобрели большое влияние, соперничая с фараоном властью и экономическим могуществом. Типы сооружений

В стране с хозяйством, основанном на земледелии, фазы которого определялись временами года и периодическими разливами Нила, естественным б.о развитие астрономии, геометрии, геодезии. В Древнем Ег. наука измерения стояла на высоком уровне и позволяла решать опытным путем достаточно сложные математические задачи, связанные с прокладной каналов, определением объема водохранилищ, разбивкой и нивелированием планов гигантских храмовых сооружений.

Народная архитектура Ег. основана на формах, ведущих свое происхождение от глинобитных конструкций. Египтяне издавна строили также хижины из тростника и прибрежной лозы.

Изредка применялся камень, добытый в верховьях и на правобережье Нила.

Дерево даже в богатых постройках использовалось лишь для самых ответственных элементов здания: опор и балок перекрытия. Ценность дерева вызывала повышенный интерес к растительным мотивам в архитектурном декоре.

Главным обстоятельством, влияющим на пространственное решение жилища в Ег., б. необходимость укрытия от палящего солнца. Поселения группировались кварталами, образующими тенистые узкие улицы с глухими глиняными фасадами домов, вся жизнь в которых сосредоточивалась на небольшом дворике. Комнаты имели лишь небольшие вентиляционные отверстия. Спальни устраивались под навесами на крышах. От жары спасали также водоемы и зелень.

Комнаты, разделенные толстыми стенами, перекрывались сплошным настилом из пальмовых стволов, на него укладывали циновки, а затем толстый слой глины.

Отсутствие дерева для промежуточных опор не позволяло, как и в Двуречье, расширять пролеты помещений. Хозяйственные и складские отсеки иногда перекрывались сводами из сырца.

Виллы крупных государственных чиновников и жрецов занимали большую территорию, хорошо озелененную, с прудами и проточной водой. Жилые помещения, как правило, ориентировали на север; хозяйственные службы изолировались на заднем дворе. Многочисленные кладовые и амбары окаймляли парадную часть, свидетельствуя о богатстве и знатности хозяина.

Идея загробной жизни получает максимальное развитие в Ег.ской архитектуре. Мумия умершего помещалась в погребальном сооружении - мастаба. Внешне мастаба представляет глухой трапециевидный объем с ложным входом и культовым помещением. Под ним глубоко в земле располагались одна или несколько погребальных камер, где устанавливались саркофаги с мумиями. Камеры соединялись с наземной частью погребения открытой вертикальной шахтой, позволявшей, в соответствии с требованиями культа мертвых, «душе» покойного свободно перемещаться в пространстве. Целые кварталы таких погребений - «город мертвых» - занимали специально отведенные территории.

Дворцы и усыпальницы фараонов и важных сановников вначале тоже строились из кирпича, а затем начинают возводиться из камня - вечного материала, или размещаться в скальных массивах.

Художественное осмысление конструкций из сырцового кирпича, освоение техники обработки камня стали той основой, на которой формировалась монументальная образность архитектуры рабовладельческого Ег..

Этапы истории архитектуры Др. Ег. следуют периодам его социально - хозяйственного развития, известным по письменным источникам:

Древнее Царство - III - IV династии (3000 - 2400 гг. до н. э.)

Среднее - Царство - XI - XIII династии (2100 - 1700 гг. до н. э.)

Новое Царство - XVIII - XX династии (1584 - 1071 гг. до н. э.)

Поздний Ег. (1071 - 332 гг. до н. э.)

Эллинистический Ег. (332 - 30 гг. до н. э.)

В 30 г. до н. э. Ег. становится провинцией римской державы и постепенно утрачивает культурную самостоятельность. Новый расцвет наступает в VIII в., уже в эпоху ислама.

Перемещение экономических центров в северное Средиземноморье, появление новых государств с более прогрессивными формами социально - экономической организации подрывают консервативные устои жизни рабовладельческого Ег..

Архитектура Др. Ег. наиболее полно отразила свое время и породивший ее общественный строй, но ее достижения, монументальность и подавляющее величие произведений не получили непосредственного продолжения в архитектуре других народов.

Тем не менее различные типы архитектурных сооружений (базиликальные залы, перистили), мастерство композиции сложных храмовых комплексов, умение гармоничного включения архитектуры в природное окружение, опыт стилизации растительного и животного мира в богатых настенных рельефах и живописи, а также в разнообразных типах колонн предвосхитили многие явления мировой архитектуры, хотя и в других формах и соотношениях.

Архитектура явилась той организующей средой, где б.и решены проблемы синтеза строительной техники, мастерства пространственной композиции, живописи и скульптуры.

Подражания исключительному по самобытности и яркости искусству Др. Ег., его отточенной символике не раз прокатывались волной по истории человеческой культуры.

Архитектура Др. Ег. теснейшим образом связано с заупокойным культом.

Классическим образцом архитектурных сооружений являются пирамиды фараонов 4 - й династии (27 в. до н.э.) Хеопса, Хефрена и Микерина (греч. вариант их имен). Их отточенная форма, основанная на пропорциях “золотого сечения”, б. предельно лаконична и бесконечно выразительна. Два элемента определяли закономерности формы: основание, квадратное в плане, и схождение сторон в одной точке, подобно тому, как вся Ег.ская жизнь сходилась, сфокусировалась в обожествленном фараоне. Гениальная в своей простоте пирамидальная конструкция несла художественное обобщение самой сути Ег.ского общества, подчиненного безграничной власти фараона.

Характерной ос-стью пирамид как архитектурных соображений б.о отношение массы и пространства: погребальная камера, где стоял саркофаг с мумией, очень небольшая, а подводили к ней длинные и узкие коридоры. Пространственный элемент б. сведен к минимуму.

Безраздельно господствовала масса всей пирамиды, в то время как сама пирамида б. завершающей частью огромного пространственного ансамбля: на берегу Нила стоял небольшой нижний заупокойный храмик, от которого шел длинный крытый коридор. Поднимаясь по склону Ливийского плоскогорья, он подводил к верхнему заупокойному храму, расположенному у подножия пирамиды. Ансамбль фараона Хефрена имел гигантского сфинкса, которого египтяне называли “отцом страха”. Считается, что это б.о изображение Хефрена в львином образе (голова человека и тело льва).

В эпоху среднего царства (21-18 вв. до н.э.) появляется новый тип заупокойного храма. Первое, бросающееся в глаза новшество, изменение местности: не в пустыне, а у скал Ливийского нагорья. Второе - усложнение композиции заупокойного храма, состоящего из двух террас, расположенных одна над другой и завершаемых небольшой пирамидой. Горизонтальная распластанность террас, подчеркнутая пологим пандусом, как бы притормаживается вертикальными портиками, идущими по фасаду и по бокам храма. За основным ядром комплекса шел небольшой открытый двор, окруженный колоннадой. Он вел во второй гипостильный зал (первый - нижняя терраса) и помещения, вырубленные в скале.

К этому добавлялся нижний храм и дорога, огражденная с двух сторон стенами и соединяющая храм с главным заупокойным ансамблем.

Дополнительными элементами этого архитектурного комплекса б.и каменные раскрашенные статуи царя, стоявшие на дороге, и сад с двумя бассейнами.

Наши рекомендации