Интеллектуальный роман в немецкой литературе
Термин предложен в 1924 Т Манном «Интеллектуальный роман» стал реалистическим жанром, воплотившем одну из особенностей реализма 20 в. - обостренную потребность в интерпретации жизни, ее осмыслении и истолковании .превышающую потребность в «рассказывании»-. В мировой литературе в жанре интеллектуального романа работали; ЕЛ Булгаков (Россия), К.Чапек (Чехия), У.Фолкнер и Т.Вулф (Америка),но у истоков стоял Т.Манн.
Характерным явлением временем стала модификация исторического романа: прошлое становится плацдармом для прояснения социальных и политических механизмов современности.
Распространенный принцип построения - многослойность, присутствие в едиком художественном целом далеко отстоящих друг от прута пластов действительности
В I пол.20в выдвинулось новое понимание мифа. Он обрел исторические черты, т.е. воспринимался как порождение далекой давности, освещающей повторяющиеся закономерности в жизни человечества. Обращение к мифу раздвигало временные границы произведения. Кроме того, давало возможность для художественной игры, бесчисленных аналогии и параллелей, неожиданных соответствии, объясняющих современность.
Немецкий «интеллектуальный роман» был философским, во-первых, потому что существовала традиция философствования в художественном творчестве, во-вторых, потому что стремился к системности. Космические концепции немецких романистов не претендовали на научную интерпретацию мироустройства. Согласно желаниям его создателей, «интеллектуальный романа- должен был восприниматься не как философия, а как искусство.
Законы построения « Интеллектуального романа».
* Присутствие нескольких несливающихся слоев действительности(нем И.Р) философичен построением – обязательное наличие разных этажей бытия, соотносимых друг с другом, друг другом оцениваемых и измеряемых. Художественное напряжение - в сопряжении этих с слоев в единое целое.
* Особая трактовка времени в 20в. (вольные разрывы действия, перемещения в прошлое и будущее, произвольное ускорение и замедление времени) повлияла и на интеллектуальный роман. Здесь время не только дискретно, но еще разорвано на качественно разные куски. Только в немецкой литературе наблюдается такие напряженные отношения между временем истории и временем личности. Разные ипостаси времени часто разнесены по разным пространствам. Внутренне напряжение в немецком философском романе рождается во многом тем усилием, которое нужно, чтобы держать в цельности, сопрягать реально распавшееся время.
* Особый психологизм: «интеллектуальному роману» свойственно укрупненное изображение человека. Интерес автора сосредоточен не на прояснении скрытой внутренней жизни героя (вслед за Л.Н Толстым и Ф.М Достоевским), а на показе его как представителя рода человеческого. Образ становится менее разработанным психологически, но более объемным. Душевная жизнь персонажей получила могучий внешний регулятор, это не столько среда, сколько события мировой истории, общее состояние мира (Т Манн («Доктор Фаустус»): «...не характер, но мир»).
Немецкий «интеллектуальный роман» продолжает традиции воспитательного романа 18в., только воспитание понимается уже не только как нравственное совершенствование, поскольку характер героев стабилен, облик существенно не меняется. Воспитание - в освобождении от случайного и лишнего, поэтому главным становится не внутренний конфликт (примирения стремлений самосовершенствования и личного благополучия), а конфликт познания законов мироздания, с которыми можно находиться в гармонии или в противостоянии. Без этих законов теряется ориентир, поэтому основной задачей жанра становится не познание законов мироздания, но их преодоление. Слепое следование законам начинает осознаваться как удобство и как предательство по отношению к духу и к человеку.
Томас Манн (1873 -1955) Братья Манны родились Е семье состоятельного зерноторговца, Даже после смерти отца семья была достаточно обеспечена. Поэтому превращение из бюргера в буржуа происходило на глазах писателя.
Вильгельм II твердил о великих переменах, к которым он вел Германию, Т. Манн же видел ее упадок.
Упадок одной семьи – подзаголовок первого романа «Буденнброки» (1901). Особенность жанра - семейная хроника (традиции романа-реки!) с элементами эпопеи (историко-аналитический подход). Роман вобрал в себя опыт реализма 19в. и отчасти технику импрессионистического письма. Сам Т.Манн считал себя продолжателем натуралистического направления. В центре романа - судьба трех поколении Будденброков,. Старше поколение еще в согласии с собой и внешним миром. Наследованные моральные и коммерческие принципы приводят второе поколение к конфликту с жизнью. Тони Будденброк не выходит за Мортена по соображениям коммерческим но остается несчастной, ее брат Кристиан предпочитает независимость, превращается в декадента. Томас энергично сохраняет видимость буржуазного благополучия, но терпит крах, поскольку внешняя форма, о которой заботите ,уже не соответствует ни состоянии, ни содержанию.
Т.Манн уже здесь открывает новые возможности прозы, интеллектуализируя ее. Появляется социальная типизация (деталь приобретает символическое значение, их разнообразие открывает возможность широких обобщении), черты воспитательного «интеллектуального романа» (герои почти не меняются), но еще есть внутренний конфликт примирения и время не дискретно.
Писатель остро ощущал проблематичность своего места в обществе как художника, отсюда одна из главных тем творчества: положение художника в буржуазном обществе, его отчужденность от «нормальной» (как все) общественной жизни. («Тонио Крегер», «Смерть в Венеции»).
После, Первой мировой воины Т.Манн некоторое время занимает позицию стороннего наблюдателя. В 1918 (год революции!) сочиняет идиллии в прозе и в стихах. Но, переосмыслив историческое значение революции, заканчивает в 1924 г. воспитательный роман «Волшебная гора» (4 книги). В 1920-х гг. Т. Манн становится одним из тех писателей, которые под влиянием пережитой войны, послевоенных пет, под влиянием складывающегося немецкого фашизма почувствовали своим долгом «не прятать голову в песок перед лицом реальности, а сражаться на стороне тех, кто хочет придать земле человеческий смысл». В 1939.в. - Нобелевская премия, 1936..в. - эмиграция в Швейцарию, затем в США, где активно занимается антифашистской пропагандой. Период отмечен работой над тетралогией «Иосиф и его братья» (1933-1942) - роман-миф, где герой занят сознательной государственной деятельностью.
Интеллектуальный роман «Доктор Фаустус» (1947) - вершина жанра интеллектуального романа. Сам автор говорил об этой книге следующее: «Втайне я относился к Фаустусу, как к своему духовному завещанию, опубликование которого уже не играет роли и с которым издатель и душеприказчик могут обойтись как им заблагорассудится».
«Доктор Фаустус» - роман о трагической судьбе композитора согласившегося на сговор с чертом не ради познания, а ради неограниченных возможностей в музыкальном творчестве. Расплата – гибель и невозможность любить (влияние фрейдизма!).. Для облегчения понимания романа Т.Манн Е 19.49Т. создает «Историю Доктора Фаустуса» выдержки из которой возможно помогут лучше понять замысел романа.
«Если прежние мои работы и приобретали монументальный характер, то получалось это сверх ожидания, без намерения»
«Моя книга является в общем-то книгой о немецкой душе».
«Главный выигрыш - при введении фигуры рассказчика возможность выдержать повествование в двойном временном плане, полифонически вплетая события, которые потрясают пишущего в самый момент работы, в те события, о которых он пишет.
Здесь трудно различить переход осязаемо-реального в иллюзорную перспективу рисунка. Такая техника монтажа входит в самый замысел книги».
«Если пишешь роман о художнике, нет более пошлого, чем только восхвалять искусство, гений, произведение. Здесь нужна была реальность, конкретность. Мне пришлось изучать музыку».
«Самая трудная из задач -убедительно-достоверное, иллюзорно-реалистическое описание сатанински-религиозное, демонически-благочестивое, но в то же время нечто очень строгое и прямо таки преступное глумление над искусством: отказ от тактов, даже от организованной последовательности звуков...»
«Я возил с собой томик шванков 16 века - ведь повесть моя одним беком всегда уходила в эту эпоху, так что в иных местах требовался соответствующий колорит в языке».
«Главный мотив моего романа - близость бесплодия, органическая, предрасполагающая к сделке с дьяволом обреченность эпохи».
«Я был околдован идеей произведения, которое, будучи от начала и до конца исповедь» и самопожертвованием, не знает пощады к жалости и, притворившись искусством, одновременно выходит за рамки искусства и является подлинной действительностью».
«Был ли прототип Адриана? В том и была трудность, выдумать фигуру музыканта, способную занять правдоподобное место среди реальных деятелей. Он. - собирательный образ .человек, несущий в себе всю боль эпохи.
Я был покорен его холодом, далекостью от жизни, отсутствием у него души.. Любопытно, что при этом он почти лишен у меня здешнего вида, зримости, телесности.. Тут надлежало соблюдать величайшую сдержанность во здешней конкретизации, которая грозила сразу же принизить и опошлить духовный план с его символичностью и многозначностью».
«На эпилог потребовалось 8 дней. Последние строки Доктора проникновенная молитва Цейтблома . за друга и Отечество, которая уже давно мне слышалась. Мысленно перенесся через 3 года 8 месяцев, прожитых мною под напряжением згой книги. В то майское утро, когда в самом разгаре воины взялся я за перо».
Если предыдущие романы были воспитательными, то в «Докторе Фаустусе» воспитают некого. Это действительно роман конца, в котором различные темы доведены до предела: гибнет герой, гибнет Германия. Показан опасный предел, к которому пришло искусство, и последняя черта, к которой подошло человечество.
Тема 4. Английская литература рубежа веков и I половины 20 века.
1. Общественная ситуация и Философские основы литературы рубежа веков. Общественная ситуация периода - под влиянием кризиса викторианства (время правления королевы Викторин 1837-1901) его критикуют как систему духовных и эстетических ценностей. Великий компромисс между аристократией и буржуазией не принес гармонии. В период 1870-1890 Великобритания вступает в стада» империализма, что ведет К обострению политической, социальной активности, а также поляризации социальных сил, подъему рабочего движения. Активизация реформистских: идей привело к появлению социалистического настроя (фабианское общество). Англия участвует в колониальных войнах, явившихся следствием потери мирового престижа.
Участие в Первой мировой войне. 1916 - восстание в Ирландии, перешедшее в гражданскую войну. Как следствие событии • появление литературы «потерянного поколения» .Олдинггок «Смерть героя» и модернистской литературы, приоритетное направление которой – эксперимент с формой.
Литературы в эпоху рубежа веков были следующими:
Популярность идей Г.Спенсера (социальный дарвинизм), отличающихся от викторианских норм и обеспечивавших человеку с обществом, (Биологическое понимание общественных законов, натуралистическая источника искусства - в потребностях психики, понимание искусства как части игры, которая ставит человека в один ряд с животным).
* Теория Д. Фрейзера (зав кафедрой социальной антропологии). В его работе «Золотая ветвь»- обоснована эволюция человеческого сознания от трагического к религиозному и научному. Теория уделяла внимание особенностям примитивного сознания. Имела большее влияние на развитие модернистской литературы.
* Концепция искусства и красоты Джона Раскина, послужившая основой эстетизма. В работе «Лекции об искусстве» (1870) говорил о том, что прекрасное - объективное свойство
* Учение З.Фрейда и других философов нового времени
Литература рубежа веков.
В литературе последней трети века наблюдается пестрота. Одновременно развиваются и противоборствуют реализм, неоромантизм, натурализм, литература социалистических идей и литература декаданса.
В 1880-е гг. происходит расслоение романа: старый. (викторианский) и новый, предвосхищающий новую эпоху. Происходит переосмысление проблемы назначения искусства. Объемный роман вытесняется коротким романом (традиция XVIII в,.), для, которого требовались тщательный отбор героев, мастерская интрига. Филдинговская формулировка «комическая эпическая поэма в прозе» заменена определением У.Коллинза — «заставить смеяться, плакать и ждать» (обращенность на изменения в читательской аудитории). Черта переходности — специализация жанров романа (детектив, исторический роман, фантастика и приключения), а также их драматизация — насыщение действием. Дополнительно — уточнение и детализация психологической характеристики героя.
Критический реализм переходной эпохи представлен творчеством Томаса Гарди (1840 - 1928) — писатель-реалист, творил в старой викторианской традиции, но с поправками на современность. «Тэсс из рода дЭрбервиллей» (1891) — трагическая история жизни молодой крестьянки, которую нужда, лицемерие, предрассудки толкают на путь преступления. Основные черты:
* «Старомодный» повествовательный стиль; проза, основанная на поэтическом лирическом ритме (мелодика баллады, народной песни).
* Романы «характера и среды», среда = времена года + традиционные ремесла и занятия.
* Традиции В.Скотта: оживил Уэссекс — исторический район Англии. Воссоздание особого исторического мира
* Философский пессимизм (отношение к прогрессу), вытекающий из несовершенства человеческой натуры, все дальше отходящей от природы.
* Герой составляет противоположность современному миру.
* Для него характерен трагизм, отдаленность от почвы непредсказуемость поступков. Мастерство психологического анализа в романе заключается в раскрытии сложности и непредсказуемости человеческой реакции на действительность.
Роберт Льюис Стивенсон (1850 - 1894), Артур Конан. Дойл (1859 - 1930), Редьярд. Киплинг (1865 - 1936) — представители неоромантизма, который сложился в последней четверти XIX в.. Основоположник и теоретик направления -Р.Стивенсон («Замечания о реализме»). Не разделяли пристрастия натуралистов к бытовой сфере, к приземленным героям, обновили викторианский роман. Неоромантизм имел дело с личность», находящейся в экстремальной ситуации, на пороге морального кризиса, серьезного выбора, но всегда при множественности и относительности моральных критериев. Неоромантики искали красочных героев, необычной, бурной обстановки.
Эстетизм в английской литературе наиболее ярко проявился в творчестве Оскара Уайльда (1854 -1900).
Уильям Батлер Йейтс (1865 - 1939) - представитель символизма в английской литературе, поэт и драматург, лауреат Нобелевской премии. Обобщил объединение эстетизма, теорию и практику романтизма и французский символизм. Делил символы на интеллектуальные и эмоциональные. Для раннего творчества характерен колорит «кельтских сумерек». Традиционные для символистов образы Йейтс ассоциировал с персонажами национальной ирландской мифологии. 6 позднем творчестве отказывается от у словно орнаментального стиля. В 20 в. переключается на драму для «театра масок». Стремление к синтезу, объединению разных приемов отличало переходный период в стране компромиссов и здравого смысла.
Натурализм в Англии сложился в 1800-х г., эмпирически соответствовал научности и позитивизму не был подкреплен теорией (как во Франции). Не возникло литературной школы. Произведения З.Золя были переведены в 1883..т. Издатель был привлечен к ответственности за печать непристойных книг. Английские натуралисты ставили себе в заслугу нарушение правил буржуазной добропорядочности в литературе (что было обусловлено общественной ситуацией - влиянием викторианской морали). Основные представители -. Джордж Мур, Джордж Гиссинг.
3. Литература 1 пол. 20 в.В литературе продолжается критика викторианского наследства в различных видах сатирического обличения. Можно добавить еще интерес к политике и соц. вопросам.
Критический реализм представлен творчеством Джона Голсуорси (1S6' • 1У"Х -J,:' знаменитым романом «Сага о Форсайтах» (1906-1921) - анализ «форсайтизма» как болезни нации (чрезмерно разовое чувство собственности, которое определяет жизнь, а также характеризует последствия эгоизма). В семье Форсайтов - все общество с его погоней за преуспеванием. Собственнический инстинкт постепенно распространяется на человека, на его духовный мир. Это многоаспектный показ последствий собственнически идеологии.
Эпический роман приспосабливался ко времени перемен и в романе Голсуорси появляется несобственно прямая речь (тон размышления автора).
Другой вид сатиры - в творчестве Герберта Джорджа Уэллса (1866-1946), обратившегося к научной фантастике, чтоб предупредить о новых угрозах. Одна из них - власть науки. в своих романах-предупреждениях (1895-1905) показал проблемы технического прогресса, обезличивание индивида. Вместе с тем верил в возможности человека. Работал в жанре «романа идей», сочетавшего критику собственнических инстинктов, приоритет нравственно-этического начала и традиции воспитательного романа Просвещения.
В начале века была подготовлена почва для развития модернизма. После войны появились произведения, объясняющие новую эпоху и нового человека 20в: Т Эллиот;«Бесплодная земля»(1922),«Улисс» Д Джойс,«Мисс Дэллоуэй» В Вулф (1925).
На ранних стадиях английский модернизм был связан с экспериментаторством, наиболее характерные чет/ты которого воплотились в романе Джеймса Джонса (1882 - 1941) «Улисс» (был запрещен к публикации в Англии и в США).
• Модернисты отвергали традиционные типы повествования. Признавали технику потока сознания как единственно верный способ познания: романе берутся 2 состояния, при котором проговорится ПС: блуждание по городу (столкновение с реальность») и состояние покоя в состоянии дремоты - нет соприкосновения с действительностью. Голос автора отсутствует (поскольку подсознание не нуждается в руководителе). Поток сознания • это внутренний монолог, доведенный до абсурда, попытка сфотографировать весь кажущийся хаос человеческого мышления.
• Потоки сознания максимально индивидуализированы (обусловлены уровнем сознания). Парадокс –стремясь максимально достовернее передаче, писатели разрушают реализм изображения
• Жанр - лирический роман: «Поэтическое сознание собирает разрозненный опыт: сознание обыкновенного чековой хаотично, неправильно, фрагментарно. В сознании поэта все ВИДЫ опыта образуют новые целостности» (Г.Элиот) Действительность -это сопряжение нескольких пластов (быт, политика, культура, труд),
• Нет сюжета. Есть то, что в представлении Пруста составляет человеческое существование (работа упоминается вскользь) Одним из структурообразующих элементов становится Миф; Странствия Улисса -много лет, Блума.- 1день. Замысел романа-2 слоя повествования. Блум - Одиссей путешествует по Дублину в поисках утраченного Сына. Стивен – Телемак грустящий о духовном отце и желающий обрести отца духовного. И Мэрион - Пенелопа, ожидающая мужа дота. Замысел не ограничивается сходством. Мир – Дублин, Блум – человек вообще, Мэрион – вечная мать природа.
Вымысел здесь - способ использования мифа для восстановления реальности. Эпизод «Пещера Эола» • редакция газеты • соответствует 10 песне Одиссеи на острове бога ветров Эола. Лексика эпизода связана с ветром, сквозняком. Текст без авторского вмешательства воссоздает и обстановку и газетную риторику, а также тематику ирландской прессы 16 нюня 1904.
• Композиция отражает путь дегуманизации, блуждания человека в хаосе жизни. Три части, каждая из эпизодов 3, 12, 3). Первые эпизоды - связаны с фигурой Стивена. Затем тема Стивена растворяется в потоке мыслей Блум. Завершается роман монологом Мэрион (узкий жизненный опыт женщины, сосредоточенной на себе).
• Нет преемственности культурно-исторической. История человечества - поток подсознательной жизни: Я За один день узнаем о героях больше, чем обо всех героях классической литературы. Здесь налицо отказ от однолинейной зависимости причины и следствия. Культ относительности и дезинтеграции.
• Творческий процесс провозглашает отход от подражания. Автор сосредоточен на самом процессе воссоздания реальности.
• Человек - на уровне грязного и низкого животного (используются натуралистические описания нечистоплотности, физиологических процессов). В центре - Обыватель (всякий и каждый). Его жена - воплощение пошлости и низменных сексуальных влечении, Стивен Дедалус - интеллектуал -пессимист, мятущийся философ.
• Мир внешний создается через огромный, разорванный, интровертный мир индивида Реальность возникает из глубин подсознания, она фиксируется под влиянием внешних раздражителей эпическое создается лирическим, материя – духом).
• Техника внутреннего монолога составляется из нескольких приемов:
1) Тактичное присутствие автора, который управляет переключением мыслей («Он шел на юг вдоль Уэстланд-роуд. Но квитанция в других брюках. Я забыл тот ключ. Ох уж эти похоронные дела. Бедняга. Это не его вина»).
2) Параллельное развертывание 2х рядов мыслей (проходя мимо витрины магазина тканей, Блум вспоминает, что поплин был завезен в Англию гугенотами. И во внутреннем монологе разворачиваются 2 темы: размышления о качестве ткани и мелодия из оперы «Гугеноты»).
3) Перебой мысли – в развитие одной мысли вклинивается другая («Пен, а дальше как? Пенденнис?»). Только в конце эпизода прерывает речь восклицанием: «Пенроз! Вот как его звали!»).
4) Обрыв фразы и слов, предоставляя читателю закончить мысль (передается отрывочность мыслей).
5) Литературные аллюзии, ассоциации, аналогии и пародии (особенно стиль иных времен).
6) Передача мысли без знаков препинания.
В самом противопоставлении странствии Блума и Одиссея - символический смысл. Объединяются эпизоды в одной модернистской темой регресса человеческой цивилизации темой убывания души.
Тема 5. Литература. США I половины 20в.