Готический роман. Жанровые характеристики, место в литературе, перспективы дальнейшего развития жанра.

Готический роман. Во второй половине XVIII века появилась новая разновидность романа, которая, правда, не дала таких великих художественных плодов, как просветительский реалистический роман, но тем не менее имела некоторое значение, подготовив почву для последующей литературы. Эта новая разновидность получила название «готического романа» или «романа ужасов и тайн». Появление подобных романов связано с возрождением интереса к средневековью. Отсюда и происходит название жанра, ибо в XVIII веке слово «готический» было синонимом сред­невековья.

Возникновение готического романа было одним из проявлений начавшейся реакции против просветительского реализма и рациона­лизма. Романисты нового направления отказываются от изображения повседневного современного быта. Их привлекают необычные происшествия, окружённые ореолом таинственности.

Если реалисты-просветители в своих произведениях давали кри­стально ясную картину жизни, то в готическом романе жизнь оказывается полной загадок и тайн, причины которых выходят за пределы разума и здравого смысла и имеют по преимуществу сверхъ­естественное происхождение.

Готический роман был отражением предромантизма в прозаиче­ской литературе.

Уолпол. Создателем жанра готического романа был Горейс Уолпол (1717—1797), прославившийся романом «Замок Отранто» (1765), который поразил воображе­ние современников нагромождением всякого рода ужасов и тайн. Действие романа происходит на рубеже XII—XIII веков. Владелец замка Отранто, жестокий феодал Манфред, является внуком злодея, который отравил своего соперника Альфонсо для того, чтобы завла­деть его достоянием и властью. Над родом Манфреда тяготеет проро­чество, что члены семьи будут владеть замком до тех пор, пока его законный владелец не вырастет настолько, что перестанет вмещаться в здание. Согласно этому же предсказанию замок останется в руках наследников Манфреда лишь по мужской линии. Манфред соби­рается женить сына на прекрасной Изабелле, но накануне свадьбы жених оказывается убитым при таинственных обстоятельствах. Тогда Манфред решает развестись с женой и вступить в брак с Изабеллой, чтобы обеспечить себе наследника. Но девушка бежит от него при по­мощи крестьянина Теодоро, который удивительно похож на портрет законного владельца замка Альфонсо. Теодоро подозревают в убий­стве сына Манфреда и заточают в темницу, но дочь Манфреда, Ма­тильда, устраивает ему побег. Узнав о том, что Теодоро должен встре­титься у могилы Альфонсо с какой-то женщиной и подозревая, что это будет Изабелла, Манфред приходит на место встречи и убивает ночью таинственную незнакомку, которая оказывается его же до­черью Матильдой. Сбывается предсказание: привидение убитого Альфонсо, обитавшее в замке, вырастает до такой высоты, что обру­шивает своды здания. Манфред признаётся в преступлении своего предка и в собственных грехах. Замок переходит к Теодоро, который, как выясняется, и есть законный наследник.

Сюжет романа усложнён всякого рода таинственными и ужасаю­щими происшествиями: портрет деда Манфреда выходит из рамы, кровь капает из мраморной статуи Альфонсо и т. п. События раз­виваются на фоне мрачного старинного замка, действие происходит по ночам, то при бледном свете луны, то в кромешной тьме. Злая воля проявляется в каждом поступке Манфреда, одержимого маниа­кальной страстью сохранить обладание замком.

Произведение Уолпола породило множество подражаний, и жанр готического романа стал одним из самых распространённых в литературе конца XVIII и начала XIX века.

Редклиф. В числе наиболее талантливых продолжателей Уолпола была писательница Энн Редклиф (1764—1823), написавшая много романов ужасов и тайн, из которых наибольшую известность приобрёл роман «Удольфские тайны» (1794). События, описанные в нём, отнесены к XVI веку. Девушка из французской дворянской семьи, Эмилия Сент-Обер, оставшись сиротой, попадает под опеку своей тётки, своевольной госпожи Шерон, которая увозит её в Италию, в замок Удольфо, принадлежащий её мужу Монтони. Делается это для того, чтобы вос­препятствовать браку Эмилии с молодым человеком из обедневшей дворянской семьи Воланкуром. В замке Удольфо, находящемся где-то в горах Апеннин, Эмилия сталкивается со всякого рода ужа­сами, подстроенными Монтони, чтобы запугать её. Как выясняется впоследствии, Монтони оказывается авантюристом и разбойником, преследовавшим корыстные цели. После всяких злоключений Эми­лии удаётся покинуть замок и соединиться со своим возлюбленным.

В «Удольфских тайнах» романтические аксессуары средневеко­вого быта соседствуют с житейской прозой. Основной конфликт про­изведения состоит в столкновении чистых и "естественных чувств героини с эгоизмом и своекорыстием её преследователей. В конечном счёте за всеми таинственными элементами романа просвечивают, черты реальных жизненных конфликтов. Это характерно для значи­тельной части готических романов; все тайны в них обычно связаны с борьбой за имущественные интересы. Злодеи, фигурирующие в ро­манах, как правило, являются хищниками, стремящимися овладеть богатством или сохранить преступно нажитые блага.

Мэтюрин. Философскую проблематику обрёл готический роман в творчестве одного из наиболее поздних представителей этого жан­ра, жившего уже в эпоху романтизма,— Чарльза Роберта Мэтюрина (1782—1824). Герой романа «Мельмот-скиталец» (1820) продаёт душу дьяволу и полу­чает взамен бессмертие. Он имеет право отказаться от него, если найдёт другого человека, который согласился бы принять от него дар вечной жизни. Это произошло с Мельмотом ещё в XVII веке. Он про­жил дольше обыкновенного человеческого срока, пережив несколько поколений, и начинает тяготиться своим бессмертием. Герой устал от жизни, его удручают её бедствия, и он жаждет смерти. Мельмот ищет человека, который захотел бы продать душу дьяволу за бессмертие. Роман распадается на цепь эпизодов. Мельмот встречает­ся с разными людьми, обречёнными на тяжёлые мучения. Но никто не соглашается поменяться с ним судьбой — ни Стентон, заточённый сумасшедший дом, ни испанец Монсада, попавший в темницы инквизиции, ни немец Вальберг, страдающий оттого, что его дети умирают у него на глазах от голода, ни другие люди, которым он пред­лагает дар, полученный от дьявола.

Тема «Мельмота-скитальца» полемически перекликается с «Фа­устом» Гёте и со всей оптимистической просветительской концеп­цией прогресса. Мэтюрин утверждает своим романом, что жизнь не может дать людям счастье, что вера в прогресс является иллюзией. Роман Мэтюрина был выражением полного отрицания всего ком­плекса просветительских идеалов. Он содержит вместе с тем несом­ненные социально-критические мотивы, свидетельствующие об от­рицательном отношении писателя к буржуазному обществу.

Значение готического романа. Значение готического романа за­ключалось прежде всего в том, что он, правда в иррациональной и фантастической форме, пытался отразить сложную и запутанную действительность нарождающегося буржуазного общества. Именно с этим связано его влияние на последующую литературу. Тайны, фантастика, роковые страсти — эти и подобные им черты получили развитие в творчестве романтиков, которые продолжили и углу­били социально-критические элементы, содержавшиеся в «романах ужасов и тайн». Они воспользовались также приёмом философского осмысления элементов фантастики.

Но готический роман, и в особенности творчество Мэтюрина, имели значение и для развития последующей реалистической лите­ратуры. Крупнейшие реалисты использовали элементы этого жанра, когда хотели найти художественную форму, способную адекватно выразить подмеченные ими противоречия буржуазного строя, зако­номерности которых оставались для них неясными. Показательна в этом отношении философская повесть Бальзака «Прощёный Мельмот», развивающая мотивы романа Мэтюрина.

Наши рекомендации