Искусство первой четверти xviii века
Отражение в искусстве становления абсолютистского государства. Сочетание отрицания и приятия. Новые черты в архитектуре (ордер, регулярность, симметрия, анфилада). Выполнение задач Ренессанса средствами эпохи Просвещения. Проблема многостилья: одновременное проявление на русской почве барокко, рококо, классицизма при преимущественном развитии барокко. "Нарышкинское барокко" и зодчество Нового времени. Древнерусская традиция и роль увража как источника для архитектуры этого периода.
Приемы мазанкового строения. Характерные черты и атрибуционные признаки архитектуры петровского времени ("пилястровый стиль", характер ордера, формы наличников и т.д.). Законы и компоненты регулярного сада (боскеты, перголы, партеры, типы фонтанов).
Петровский дворец (1697-1699, Д.В.Аксамитов). Регулярность и симметрия. Трехчастная композиция и традиции клетского зодчества. Эволюция ордера в обстоятельствах переходного периода. Компромиссный характер трехсветного интерьера и новое размещение религиозного полотна.
Летний дворец. архитектор Д. Трезини, прямоугольное в плане двухэтажное каменное здание, перекрытое высокой четырехскатной кровлей. Фасады его украшены узким орнаментальным фризом, углы обработаны рустами. Терракотовые барельефы-аллегории, помещенные между окнами верхнего и нижнего этажей, прославляют победу России над Швецией. Главный вход во дворец, со стороны сада, отмечен превосходной скульптурной композицией, центр которой занимает изображение Минервы в обрамлении победных знамен и военных трофеев. Внешний облик дворца за минувшие почти три века мало изменился. Внутренние помещения дворца имеют анфиладное расположение (по семь комнат на каждом этаже). Больших залов здесь нет.
Зимний дворец Петра I. Его возвели в глубине участка, простиравшегося от берега Невы до нынешней Миллионной улицы. Позже рядом прорыли канал к Мойке (Зимнюю канавку). Двухэтажное здание «на голландский манер», перекрытое высокой кровлей, украшали небольшой нарядный портал с арматурой над ним и узкие пилястры. Вскоре дворец оказался тесен. Поэтому построили второй Зимний дворец. В облике прямоугольного в плане здания отчетливо сказывалось влияние композиционных приемов североевропейской архитектуры. Его фасад, обращенный к Неве, зодчий украсил пилястрами, оживил барельефами. Позже дворец значительно расширил архитектор Д. Трезини. Он прибавил к зданию два крыла и подчеркнул его центр четырьмя колоннами и пышно декорированным аттиком. После смерти Екатерины I работы по отделке здания прекратились.
Дворцовая усадьба А. Д. Меншикова, Главный, трехэтажный корпус дворца выглядел довольно внушительно благодаря крыльцу с колоннами и аттику со скульптурой на фоне высокой кровли. Это впечатление усиливали боковые ризалиты, завершавшиеся изогнутыми фронтонами, увенчанными княжескими коронами. Планировка здания, имевшего анфиладное расположение комнат, отличалась простотой. От дворца на север, к Малой Неве, простирался огромный сад, имевший регулярную планировку. После ареста и ссылки Меншикова дворец поступил в казну. В 1732 году в здании разместился Сухопутный шля-хетный (с 1800 года — Первый кадетский) корпус. В 1967 году оно было передано Государственному Эрмитажу. После многолетних реставрационных работ удалось частично воссоздать первоначальный облик дворца. Летний и Меншиковский дворцы принадлежат к числу первых каменных жилых строений Петербурга. Сравнительно хорошо сохранившиеся до наших дней, оба здания являются ценнейшими памятниками архитектуры петровского барокко.
Стрельнинский дворец, итальянского архитектора Н. Микетти. Предполагалось, что возводившийся дворец «будет едва ли не великолепнее Версальского во Франции». К работам были привлечены сотни каменщиков и штукатуров, снятых с других царских строек. Однако уже вскоре Петр I, занятый государственными делами, перестал интересоваться ходом строительства, вследствие чего возведение здания замедлилось. 1726 году. Через десять лет он сильно пострадал от пожара.
Величественный, несколько вытянутый корпус дворца поднялся на краю естественной береговой гряды. В средней части он прорезан тройной сквозной аркадой, соединяющей Два крыла здания. Эта торжественная аркада, фигурный рронтон в центре, группы парных колонн, высокая крыша и, наконец, сами размеры дворца выделяют его среди аналогичных построек первой трети XVIII века. Своим парадным обликом здание немного напоминает венецианские палаццо эпохи Ренессанса.
Дворцы были своеобразными символами самоутверждения страны, вступившей в новую пору исторического развития. В объеме дворцового строительства отразился широкий Размах петровских преобразований.
ИСКУССТВО 1730-Х ГГ.
Продолжение основных тенденций в развитии архитектуры. Преимущественные успехи в области архитектуры и подчинении ей других видов искусства. Подготовка зрелого этапа барокко. Особая роль архитектурного процесса в Петербурге по возвращении двора в северную столицу. Градостроительная и дворцовая ветви зодчества, их взаимоотношение. Состав мастеров, организация строительного дела.
Работы И.К. Коробова - Адмиралтейство (1732-1738), значение для реконструкции петербургской архитектуры этого времени (застройка Невского проспекта, Большой Миллионной улицы).
Москва 1730- х гг. Градостроительная и реставрационная деятельность Ивана Федоровича Мичурина (1700-1763). Генеральный план Москвы (1734-1739). Школа Мичурина. Зимний и Летний Анненгоф (первая половина 1730-х гг.).
ИСКУССТВО 174О-1750 - "ЕЛИЗАВЕТИНСКОЕ БАРОККО"
Национальный подъем и расцвет русской культуры. Эстетика отечественного варианта барокко и его национальная специфика. Государственный характер этого стиля в России. Проблема grand art'а и соответствия общеевропейскому эталону. Конец 1750 -х гг. - короткая полоса стиля рококо. Его сфера. Основные черты формообразования и колористические предпочтения рококо. Склонность к экзотическим мотивам ("китайщина", "японщина", "туретчина"). Основная тенденция зодчества - расцвет дворцового и культового строительства. Загородные ансамбли.
Франческо Бартоломео Растрелли (1700-1771) - ведущий архитектор этого времени. Дворцы Бирона в Митаве и Руентале. Зимний дворец (1754-1762) и тема "блока-карэ". Большой дворец в Петергофе (1745-1755), Большой (Екатерининский) дворец в Царском Селе (1752-1757) Роль анфилады в структуре интерьера и проблема пространственного иллюзионизма. Ф.-Б. Растрелли в Москве. Принципы расширения дворцово-паркового комплекса в Москве. Коронация императрицы Елизаветы Петровны и новый этап в строительстве дворцов в Лефортове (1740-1750-е гг.). Проекты дворцов в Покровском и Перове. Специфические приемы ярусных композиций в Москве и их отличие от петербургских.