Петр I и его преобразования в первой четверти XVIII века.

Петр I вступил на престол в 1682 г., начал править самостоятельно с 1694 г. Историки, споря о значении совершенного Петром, едины во мнении, что его правление было эпохой в русской истории. Его деятельность нельзя объяснить лишь увлечением европейскими порядками и неприязнью к старорусскому образу жизни. Конечно, личные качества царя отразились в преобразованиях начала XVIII в.: импульсивность, жестокость, твердость, целеустремленность, энергичность, открытость, свойственные его натуре, характерны и для его деятельности. Но реформы имели свои объективные предпосылки, которые к концу XVII в. определились со всей очевидностью. Возможными реформы делали процессы, набравшие силу в правление отца Петра I Алексея Михайловича. В социально-экономической сфере: начало формирования единого российского рынка, успехи внешней торговли, появление первых мануфактур, элементы протекционизма (защиты отечественного производства от иностранной конкуренции). В сфере государственного устройства: торжество абсолютистских тенденций, прекращение деятельности Земских соборов, усовершенствование системы центральных органов власти и управления. В военной сфере: полки «нового строя», попытки изменить систему комплектования армии. В сфере внешней политики: военная и дипломатическая активность в черноморском и прибалтийском направлениях. В духовной сфере: обмирщение культуры, усиление европейских влияний, в том числе в результате церковных реформ Никона. Отмеченные изменения, значительные сами по себе, тем не менее не устраняли главного — отставание России от западноевропейских держав не сокращалось. Нетерпимость положения начинала осознаваться, понимание необходимости реформ становилось все более широким. «Собирались в дорогу, но ждали кого-то, ждали вождя, вождь явился» (С. М. Соловьев). Преобразованиями были охвачены все области общественной жизни — экономика, социальные отношения, система власти и управления, военная сфера, церковь, культура и быт. До середины 1710-х гг. они проводились без ясного плана, под давлением обстоятельств, главным образом военных. Затем реформы приобрели более целостный характер. Радикальные изменения произошли в промышленности. Государство всячески способствовало росту мануфактур в металлургии, кораблестроении, в текстильном, кожевенном, канатном, стекольном производстве. Центрами металлургической промышленности стали Урал, Липецк, Карелия, кораблестроения — Петербург и Воронеж, текстильного производства — Москва. Впервые в истории страны государство взяло на себя роль активного и деятельного участника экономических процессов. На средства казны основывались и содержались крупные мануфактурные предприятия. Многие из них на льготных условиях передавались в руки частных владельцев. Проблему обеспечения предприятий рабочей силой, крайне острую в условиях господства крепостного права и отсутствия рынка вольнонаемного труда, петровское государство решило, применив традиционный для крепостной экономики рецепт. Оно приписывало к мануфактурам и закрепляло за ними крестьян или каторжников, бродяг, нищих. Причудливое сочетание нового (мануфактурное производство) со старым (крепостной труд) — характерная особенность петровских реформ в целом. Другим инструментом влияния государства на экономическое развитие были мероприятия, соответствующие принципам меркантилизма (учения, по которому денег, ввозимых в страну, должно быть больше денег, из нее вывозимых): установление высоких таможенных пошлин на товары, производившиеся в России, поощрение экспорта, предоставление льгот владельцам мануфактур. Петр I полностью изменил систему государственного управления. Место Боярской думы, не игравшей существенной роли уже с 1700 г., в 1711 г. занял Правительствующий Сенат, обладавший законодательной, административной и судебной властью. Первоначально в Сенат входили девять человек, позже была учреждена должность генерал-прокурора. В 1717—1718 гг. были ликвидированы приказы и созданы коллегии (сначала 10, затем их число увеличилось) — Иностранных дел, Адмиралтейская, Военная, Камер-коллегия, Юстиц-коллегия, Мануфактур-коллегия и др. Их деятельность определял Генеральный регламент (1720). В отличие от приказов коллегии строились на принципах коллегиальности, разграничения полномочий, жесткой регламентации деятельности. В систему государственного управления внедрялись бюрократические механизмы (иерархия, строгое соподчинение, следование инструкции, низведение личности управленца до уровня исполняемой им функции), бравшие верх над старинными началами местничества и родовитости. С принятием Табели о рангах (1722), разделившей всех государственных служащих — военных, штатских и придворных — на 14 классов и открывшей перед выходцами из социальных низов блестящие перспективы продвижения к дворянству (потомственным дворянином становился чиновник, получивший VIII класс по штатской службе), бюрократическая машина сложилась окончательно. Приобщению дворян к государственной службе должен был способствовать «Указ о единонаследии» (1714), по которому все земли передавались по наследству лишь одному из сыновей. Реформы центральной власти сочетались с внедрением нового территориального деления страны на восемь губерний во главе с губернаторами, подчиненными монарху и обладавшими всей полнотой полномочий в отношении вверенного им населения. Позднее губернское деление было дополнено делением на 50 провинций во главе с воеводами. Духу и логике преобразований соответствовало превращение церкви в элемент государственного аппарата. В 1721 г. Петр для управления церковными делами создал Святейший Синод во главе со светским обер-прокурором. Важнейшим элементом преобразований было введение рекрутской системы комплектования армии. Рекрут направлялся на пожизненную военную службу от определенного числа крестьян и других податных сословий. В 1699—1725 гг. были проведены 53 рекрутских набора в армию и на военный флот, который был создан Петром, — всего более 200 тыс. человек. Регулярная армия подчинялась единым военным уставам и наставлениям. Содержание армии, строительство мануфактур, активная внешняя политика требовали огромных денег. До 1724 г. вводились все новые налоги: на бороду, дым, баню, мед, гербовую бумагу и др. В 1724 г. после переписи населения мужское население податных сословий было обложено душевой податью. Ее размеры определялись просто: сумма расходов на содержание армии и флота делилась на количество взрослых мужчин и выводилась искомая цифра. Сказанным преобразования не исчерпываются (о культуре и быте см. билет № 10, о внешней политике — билет № 11). Их основные цели понятны: Петр стремился европеизировать Россию, преодолеть отставание, создать регулярное, эффективное государство, сделать страну великой державой. Эти цели в значительной степени были достигнуты. Символом успехов можно считать провозглашение России империей (1721). Но за блестящим имперским фасадом скрывались серьезные противоречия: реформы проводились насильственно, с опорой на карательную мощь государственного аппарата, за счет жесточайшей эксплуатации населения. Утвердился абсолютизм, и его главной опорой стал разросшийся бюрократический аппарат. Несвобода всех сословий усилилась — дворянства, подчиненного жесткой опеке государства, в том числе. Стал реальностью культурный раскол русского общества на европеизированную элиту и массу населения, чуждого новым ценностям. Насилие было признано главным мотором исторического развития страны. Противоречивость преобразований породила споры о Петре I, значении его деятельности. Знаменитая дискуссия западников и славянофилов середины XIX в. создала устойчивые стереотипы. Царь-преобразователь, гигант, двинувший Россию на европейский путь, — и жестокий тиран, столкнувший ее с традиционной траектории развития, насадивший продажную бюрократию и укрепившей подлое крепостничество. Истина, наверное, посредине, но в чем она состоит, историки определяют по-разному.

20 вопрос (История)

Внешняя политика Петра I. Азовские походы. «Великое посольство». Северная война.

Азовские походы 0695,1696)

1. В 1694 г. Австрия и Польша — союзники России по антитурецкой коалиции — потребовали от Петра начать активные действия против Турции. Решено было, в отличие от предшествующих крымских походов князя Голицына, нанести удар не по вассалам Османской империи — крымским татарам, а непосредственно по самим туркам, по их крепости Азов. Избран был и другой путь следования: не через пустынные степи, а по обжитым районам Волги и Дона, по которым можно было доставлять войско и припасы.

2. Весной 1695 г. армия тремя группами под командованием Головина, Гордона и Лефорта двинулась на юг. Петр во время похода совмещал обязанности первого бомбардира и фактического руководителя всей кампании. В конце июня войска достигли Азова и приступили к осадным работам. Азов был мощной, хорошо укрепленной крепостью, его осада длилась 3 месяца. Русские войска понесли тяжелые потери, и в октябре 1695 г. осада Азова была снята, Петр отдал приказ об отступлении.

3. Петр понимал, что главными причинами поражения являются плохая обученность войск, слабая инженерная подготовка и отсутствие флота, который бы мог изолировать Азов

с моря и препятствовать доставке осажденным подкрепления и продовольствия. В январе 1696 г. на верфях Воронежа развернулось строительство кораблей. Сюда было согнано

20 ООО плотников из ближайшей округи, которые к началу навигации должны были соорудить 1300 стругов. В Преображенском строились 23 галеры, которые в разобранном виде должны были доставляться в Воронеж. Сам царь с топором в руке работал на сооружении стругов. Одновременно шло формирование сухопутной армии. Был издан высочайший указ, по которому холопы, вступавшие в войско, получали свободу. В Воронеж стекались полки, отправлявшиеся в поход. Их численность достигала 46 ООО человек, к ним должны были присоединиться украинские и донские казаки, кал­мыцкая конница. Таким образом, намечалось собрать под Азовом около 70 ООО человек.

4. В мае 1696 г. начался второй Азовский поход. Сухопутными войсками командовал А. С. Шеин, морскими — Ф. Лефорт. 28 мая началась вторая осада Азова. Русская флотилия вошла

в Азовское море и отрезала его от связи с внешним миром. Город был окружен со всех сторон — и с суши, и с моря. 19 июля после двухмесячной осады Азов был взят, здесь был оставлен русский гарнизон. Началось сооружение крепости и гавани для будущего морского флота. Для этого был выбран Таганрог. Россия закрепилась на азовских берегах.

5. После Азовских походов Петра не покидает мысль о том, чтобы превратить Россию в морскую державу. Для того чтобы осуществить это, требовались военно-морской флот и специалисты, которые могли строить корабли и управлять ими в сражениях. Реализация этого плана вылилась в отправку мо­лодых людей за границу для обучения морскому делу и кораблестроению и организацию «великого посольства».

«Великое посольство» (1697—1698)

1. Для поисков союзников в войне против Турции, которая мешала выходу России к Черному морю, было организовано «великое посольство» из 250 человек во главе с Лефортом, главой

Посольского приказа Головиным и думным дьяком Прокофием Возницыным. Под именем «урядника» Преображенского полка Петра Михайлова ехал и сам царь. В посольство были

включены 61 стольник, которым предстояло учиться за границей; 23 из них носили княжеские титулы. Помимо дипломатических, перед посольством стояли практические задачи: наем на русскую службу матросов, капитанов кораблей, кораблестроителей, покупка оружия, инструментов. Посольству предстояло посетить Голландию, Англию, Австрию, Саксонию, Венецию. В марте 1697 г. посольство тронулось в путь.

2. Царь и посольство побывали во всех намеченных странах (кроме Венеции), знакомились с европейской промышленностью, кораблестроением, фортификацией и литейным делом,

музеями, театрами, обсерваториями, монетными дворами. В Голландии Петр и волонтеры трудились над сооружением фрегата, за что по окончании работы получили свидетельства об овладении мастерством. Царь посетил заседание английского парламента, был удивлен тем, что члены парламента свободно высказывают свое мнение в присутствии короля. Позднее в Сенате Петр пытался ввести подобные демократические порядки, требовал, чтобы члены Сената открыто обсуждали все вопросы. Но все это было далеко от подлинной демократии.

3. Петру не удалось найти союзников в войне с Турцией. В этом ему под разными предлогами отказала Голландия; в Вене царь убедился, что Австрия и Венеция, союзники России по антитурецкой коалиции, не намерены оказывать России помощь в войне с Турцией, и ведут тайные переговоры с султаном о заключении

Наши рекомендации