Шри как один из аспектов Бхагавана
(По материалам лекции Гуру Свами Вишнудеванады Гири)
Качества Бхагавана есть и у человека, но как семена, как его божественный потенциал. Первое качество, это айшварья, божественность, божественное всемогущество. Это качество присуще Даттатрее как Бхагавану. То есть Даттатрея может все. Мы не можем всего. Каждое существо ограничено в своем могуществе. Например, мышь могущественнее насекомого, кошка могущественнее мыши, собака могущественнее кошки, человек могущественнее собаки, но перед Индрой бессилен. А Вишну могущественнее Индры. У Абсолюта есть различные деваты и каждый обладает собственным могуществом, также как и каждое существо. Но полным могуществом обладает Парабрахман. Даттатрея как Бхагаван и Брахман обладает таким всемогуществом, айшварьей.
Другое качество – вирья или бала, это сила. Это способность творить, поддерживать, разрушать, благословлять. И в этом аспекте Даттатрея обладает панча крийя, пятью качествами, то есть пятью силами. Сришти, стхити, самхара, тироднаха, Ануграха. Он обладает в полноте всеми этими силами как Бхагаван. Мы обладаем этими силами в небольшом количестве. Они нам присущи, но совсем мало.
Следующее качество Бхагавана это яшас, слава или кирти. Считается что слава это вибхути Ишвары его эманация, нисхождение. Это не просто мирская слава. Мирская слава это просто отблеск божественного качества, это качество Бхагавана, это расширенная аура. Частица Ишвары присутствует у того, через кого проявляется слава. Если мы рассмотрим людей, которые обладают славой, какой-то известностью, они широкие натуры, широкое сознание, о них знают многие или они совершают многое далеко выходящее за пределы их тела. Это потому что через них проявляется одно из качеств Бхагавана, вибхути Ишвары. Причина этой славы, у кого-либо мудрость, искусность в чем-либо, знание, иногда даже политическая хитрость, у каждого своя, причина это кирти, яшас, слава – это аспект Бхагавана. Частица Ишвары как расширенная аура.
Следующее качество Бхагавана это Шри, процветание, благополучие, богатство. Оно включает в себя различные качества присущие Лакшми, такие как успех, здоровье, слава, материальное процветание, свободное время, какие-либо искусные умения, навыки, храбрость, здоровье, деньги, а для мирян также брак, дом, дети – все что представляет аспект цветения шакти. Для монахов успех в духовной практике, их знания, различные монашеские достоинства, качества, атрибуты, способности к этике, учению, служению и прочему. Некоторые обладают этим аспектом в большей степени, другие в меньшей степени. Это следствие карма пхала, кармических результатов.
Каждый получает результат в соответствии со своим прошлым образом мышления. У кого хорошие воспоминания получает много Шри. У кого скверные воспоминания получает мало Шри. Все что заставляет нас чувствовать себя удобно, счастливо, является благополучием, это все Шри, успех это тоже Шри. Изначально Даттатрея обладает абсолютной полнотой всего благополучия. А люди обладают какой-то его частичкой.
Боги, живущие в высших измерениях, такие как Вайю, Индра, Сома, Чандра, Сурья, обладают более высоким уровнем Шри по сравнению с людьми. Например, они бессмертны или в любой точке пространства они могут сотворить дворец, целую локу. Они независимы в жизнеобеспечении, и могут создать себе локу даже в открытом космосе, под водой или в аду. Если человек попадет в космос, на Марс или на Венеру, где другое атмосферное давление, температура, там не выжить, то же самое, если он попадет под воду без скафандра. Но сила Шри каждого божества такова, что ему достаточно силы намерения, ему не нужен дом, не нужна одежда, канализация, кухня, тарелки, средства безопасности и прочее. Силой своей воли божество создает вокруг себя процветающую локу, в которой ему всегда удобно и комфортно. Допустим, нам надо строить дома, крыши, отопление, еще и платить за это. Но сила Шри божеств присуща им по определению. Все это аспект Шри.
Другой аспект Бхагавана, это джняна, знание, мудрость. Это знание проистекает из их полноты (пурны). То есть это знание своей природы, к которому нечего добавить. Когда Бхагаван знает сам себя, Даттатрея знает сам себя, он обладает всей полнотой знания. Поскольку мы полнотой знания не обладаем. У нас нет пурна знания, мы нуждаемся в частных знаниях, изучении мирских наук, текстов, языков и прочего. Это потому что у нас отсутствует пурна, полное знание. Полное знание включает ответ на любой вопрос, знание любых принципов, устройства, строения чего-либо, любой проблемы, любого языка, структуры чего-либо, просто в силу внутреннего знания. Даттатрее этот аспект полностью присущ. Но мы, имея ограничения этого качества, вынуждены добывать знания, учиться, потому что изнутри нам не удается это черпать.
Следующее качество Даттатреи как Бхагавана – это вайрагья, отреченность, отрешение и свобода от желаний. Это отношение к объектам, которое никак не привязывает, когда никаких проблем нет с объектами. Всегда поддерживается самйога и объекты предстают как мать, сестра ли дути. Полное тождество, единство с объектами без разделения, без двойственности. Пурна вайрагья проистекает из недвойственного сознания, присущего Даттатрее.
Тот, кто обладает этими шестью качествами в полной мере – это Бхагаван. Авадхута Даттатрея – это Бхагаван, потому что эти качества ему присущи. Тот, кому эти качества не присущи, тоже является Бхагаваном, но в потенциале. Согласно учению Адвайты, каждый – Бхагаван, но есть Бхагаван полностью реализованный, и Бхагаван в потенциале. Бхагаван плода – это Даттатрея. А мы – это Бхагаваны пути, скромные Бхагаваны, у которых эти качества только в зародыше. Чтобы эти качества реализовать, мы должны пройти путь и обрести плод. Изначальный же Бхагаван, Бхагаван основы, – это Парабрахман. Даттатрея является пурна Бхагаваном, Бхагаваном плода, который обладает всеми этими шестью качествами.
Как Ишвара Даттатрея также является владыкой трех главных вселенских сил (шакти). Это Махасарасвати, Махалакшми и Махакали, которые являются формами проявления джняна-шакти, иччха-шакти и крийя-шакти, то есть сил знания, воли и действия.
Вернуться к содержанию книги