Бланк для ответов (матрица)
Методика диагностики системы ценностных ориентаций личности
Авторы: Е.Б.Фанталова в модификацииЛ.С. Колмагоровой, Д.В. Каширского
Цель методики — изучение системы ценностных ориентации и внутренних конфликтов личности. В основу методики положена процедура многомерного шкалирования. Точнее, один из его методов — парное сравнение. Испытуемому предъявляется список жизненных сфер, бланк для ответов и предоставляется инструкция.
Инструкция. Вся последующая работа строится в 2 этапа, на каждом из которых необходимо попарно сравнивать между собой те или иные сферы деятельности. На каждом этапе нужно заполнить по одной матрице.
Этап 1
Выполняется парное сравнение жизненных сфер. При этом следует выбрать ту из них, которая для вас более значима, более ценна. Результаты выборов в каждой паре сравнения заносятся в соответствующие поля бланка для ответов (матрицы).
Этап 2
Вновь сопровождается заполнением таблицы. Выполняя парное сравнение, необходимо выбрать ту сферу жизни, которая для вас является более доступной. Свой ответ вновь необходимо занести в матрицу.
Список жизненных сфер для сопоставлений:
1. Здоровье. (Главное — иметь хорошее здоровье и постоянно заботиться о нем).
2. Общение. (Главное — иметь такой круг общения, который удовлетворял бы духовно и эмоционально).
3. Высокий социальный статус, управление людьми. (Главное — завоевать такое общественное положение, которое обеспечит высокий статус и роль в обществе, а также управление людьми.)
4. Создание семьи. (Главное — это создание своей семьи, воспитание детей.)
5. Активность для достижения позитивных изменений в обществе. (Главное — активное отношение к тому, что происходит в общественной жизни.)
6. Познание нового в мире, природе, человеке. (Главное это открытие нового, интересного, стремление к познанию истины в мире, природе, человеке.)
7. Помощь и милосердие. (Главное — помогать другим людям, быть к ним великодушным, заботиться о них, жертвовать собой для других.)
8. Высокое материальное благосостояние. (Главное — иметь в жизни высокий материальный достаток, уметь зарабатывать деньги и тратить их на полезные для себя и близких вещи. Важно быть материально обеспеченным человеком.)
9. Получение хорошего образования. (Главное — получить хорошее образование: в школе, училище, институте и т.д.)
10. Вера в Бога. (Главное — верить в Бога, посещать церковь, заниматься вопросами веры, религии и т.п.)
11. Приятное времяпрепровождение, отдых. (Главное — иметь возможность истратить свое время и средства на удовлетворение насущных желаний, удовольствия и отдыха. Важно жить в свое удовольствие и стремиться к развлечениям).
12. Полная самореализация. (Главное — это полностью реализовать себя в жизни, максимально развить свои способности.)
13. Поиск и наслаждение прекрасным. (Главное — наслаждаться прекрасным и гармоничным; театром, произведениями искусства, красотой природы и человека.)
14. Любовь. (Главное в жизни — любовь: к своим близким, отцу, матери, в дальнейшем к мужу, жене, детям.)
15. Признание, уважение людей и влияние на окружающих. (Главное — завоевать в жизни такое положение, которое обеспечит уважение и признание людей и поможет влиять на окружающих.)
16. Интересная работа. (Главное — иметь в жизни интересную работу, которая полностью удовлетворяла бы эмоционально.)
17. Свобода как независимость в поступках и действиях. (Главное — быть свободным и независимым человеком в своих поступках, действиях и мыслях).
Бланк для ответов (матрица)
Обработка и анализ результатов: в каждой из двух матриц подсчитывается отдельно количество единиц, двоек, троек и т.д. То есть определяется, с какой частотой испытуемый произвел выбор той или иной ценности (определяя ее значимость на первом этапе, а также доступность — на втором этапе диагностики). После того как подсчет «сырых» баллов заканчивается, возможно выполнить построение ценностных иерархий испытуемого (по результатам обработки первой матрицы), а также иерархии жизненных сфер по критерию доступности (на основании обработки результатов второй части тестирования). Результаты построения обеих иерархий могут быть представлены в виде личностных профилей, которые для большей наглядности могут быть изображены в одной декартовой системе координат. Теперь можно решать вопрос о корреляции профилей. То есть диагностировать наличие внутренних конфликтов в системе ценностных ориентации. В качестве меры взаимосвязи нами используется коэффициент ранговой корреляции Спирмена, так как в данном случае измерения производятся с помощью шкал порядка (мы работаем с ранжировками).
Имея размерность пространства п = 17 из статистических таблиц находим критические значения «роу» Спирмена для разных уровней значимости:
где а — объем каждой группы одинаковых рангов в ранговом ряду № 1 (иерархия жизненных сфер по значимости);
b — объем каждой группы одинаковых рангов в ранговом ряду № 2 (иерархия жизненных сфер по доступности). Если одинаковых рангов нет, то соответствующие поправки равны нулю.