Тематика и проблематика романов Т. Гарди
В литературе последней трети века наблюдается пестрота. Одновременно развиваются и противоборствуют реализм, неоромантизм, натурализм, литература социалистических идей и литература декаданса.
В 1880-е гг. происходит расслоение романа: старый. (викторианский) и новый, предвосхищающий новую эпоху. Происходит переосмысление проблемы назначения искусства. Объемный роман вытесняется коротким романом (традиция XVIII в,.), для, которого требовались тщательный отбор героев, мастерская интрига. Филдинговская формулировка «комическая эпическая поэма в прозе» заменена определением У.Коллинза — «заставить смеяться, плакать и ждать» (обращенность на изменения в читательской аудитории). Черта переходности — специализация жанров романа (детектив, исторический роман, фантастика и приключения), а также их драматизация — насыщение действием. Дополнительно — уточнение и детализация психологической характеристики героя.
Критический реализм переходной эпохи представлен творчеством Томаса Гарди (1840 - 1928) — писатель-реалист, творил в старой викторианской традиции, но с поправками на современность. «Тэсс из рода дЭрбервиллей» (1891) — трагическая история жизни молодой крестьянки, которую нужда, лицемерие, предрассудки толкают на путь преступления устоев общества. Основные черты:
* «Старомодный» повествовательный стиль; проза, основанная на поэтическом лирическом ритме (мелодика баллады, народной песни).
* Романы «характера и среды», среда = времена года + традиционные ремесла и занятия.
* Традиции В.Скотта: оживил Уэссекс — исторический район Англии. Воссоздание особого исторического мира
* Философский пессимизм (отношение к прогрессу), вытекающий из несовершенства человеческой натуры, все дальше отходящей от природы.
* Герой составляет противоположность современному миру.
* Для него характерен трагизм, отдаленность от почвы непредсказуемость поступков. Мастерство психологического анализа в романе заключается в раскрытии сложности и непредсказуемости человеческой реакции на действительность.
Жизнь Томаса Гарди, интересы его как художника связаны с сельской и провинциальной Англией, с Дорсетширом. Писатель считал, что нравственные основы бытия сохраняются в деревне; отсюда противопоставление сельского уклада развращенной жизни большого города.
Интересы трудового народа для Гарди были основным критерием в оценке социальных процессов, происходящих в Англии во второй половине XIX в. Писатель выступил в защиту сельской Англии, патриархальной старины, основ народной культуры, исчезавших в связи с дальнейшим развитием капитализма. Гарди с неприязнью относился к буржуазному прогрессу и дал резкую, сатирическую критику капитализма. Эта критика сочеталась подчас с пессимистическими и фаталистическими настроениями, которые были вызваны крушением патриархальных иллюзий.
Народность Гарди проявилась в глубоком изображении трагедии народа в период проникновения капиталистических отношений в те сельские районы, в которых еще сохранялась патриархальная народная культура. Народность Гарди - в выражении народных интересов, в великолепном знании народных обычаев, взглядов, в глубоком освоении фольклора.
Томас Гарди резко выступил против тяготения к компромиссу в английской литературе. В его романах 70-90-х годов конфликты достигают трагической остроты и непримиримости. Трагическое у Гарди отличается глубиной социального содержания и большой художественной силой.
Свои мысли о том, каким должен быть современный роман, Гарди изложил в некоторых статьях. Он пишет о том, что роль романа возросла по сравнению с другими литературными жанрами. В современных условиях проблемы, которые раньше разрешались средствами драмы, теперь ставятся в жанре романа. Роман все больше вбирает в себя характерные черты других жанров. Гарди высказывает сомнение в том, что можно быть правдивым, уклоняясь от трагических тем.
Писатель полагал, что трагедия имеет место тогда, когда высшее счастье героя вдруг оборачивается несчастьем. Роман-трагедию характеризует целеустремленное, четкое, законченное построение. Драматизированному эпосу свойственны строгие, резко обозначенные контуры. Гарди писал по поводу своего романа «Джуд Незаметный»: «... Сюжет построен почти геометрически - я не должен говорить "построен", так как в определенный момент характеры сами обусловили такое строение и я просто подчинился этому». «Геометрические линии сюжета не были предумышленны, они возникли сами собой... В работе над "Джудом" моя мысль была сосредоточена на развязке».
Сюжеты лучших романов Гарди строятся как трагическая история жизни главного героя. В романе «Тэсс из рода д'Эрбервилей» Гарди с большим сочувствием изображает народ. Здесь высказана мысль о талантливости людей из народной среды. «Один был Мильтоном, лишенным дара речи, другой - Кромвелем в потенции». Жизнь крестьянства представлена в романе исполненной большого значения. «Чуткий крестьянин живет жизнью более полной, широкой, драматической, чем толстокожий король... Жизнь так же величественна в деревне, как и в любом другом месте».
Основой трагического сюжета в романе «Тэсс из рода д'Эрбервилей» является социальный конфликт между крестьянами, с одной стороны, и буржуазией, либералами и священниками - с другой. Крестьянство в романе представлено семьей мелкого фермера Дарбейфилда, обедневшего потомка древнего аристократического рода д'Эрбервилей. Имя этой семьи присвоили теперь буржуазные дельцы. Дочь Дарбейфилда Тэсс стала жертвой сластолюбивого Алека д'Эрбервиля. Несчастья и беды преследуют Тэсс, умирает ее незаконнорожденный ребенок; сама она ищет работы вдали от родных мест. Казалось, Тэсс была создана для счастья. Она добра и красива. Но ее стремление к счастью наталкивается на жестокие предрассудки и законы общества.
Любовь Тэсс к Энджелу Клэру принесла ей новые беды. Узнав о ее прошлом, Энджел покидает ее, уехав в Бразилию. Этот либерал, заявлявший о своем равнодушии к существующим социальным порядкам и традициям, оказался на самом деле во власти традиционных условностей и предрассудков. Он увидел в Тэсс обманщицу и падшую женщину. Оставленная Энджелом Тэсс снова встретилась с Алеком, ставшим к этому времени методистским проповедником. Потеряв надежду на встречу с Энджелом, Тэсс уступила Алеку. Но когда Энджел вернулся из Бразилии и нашел ее, она решила любой ценой избавиться от ненавистного ей Алека. Протест Тэсс против своего унизительного положения проявился бурно, стихийно и слепо. «Однажды жертва - на всю жизнь жертва! Таков закон!» - говорит она. Но Тэсс не мирится с этим «законом». Она убивает Алека и бежит с Энджелом. «Закон» преследует ее с неумолимостью рока: Тэсс казнят. Но автор показал не вину, а трагедию Тэсс, вызывая сострадание к ней. Подзаголовок романа - «Чистая женщина, правдиво изображенная» - звучал вызовом жестоким законам общества, которое преследовало чистую женщину, довело ее до отчаяния, толкнуло на кровопролитие, а затем приговорило к смерти.
Трагедия Тэсс осмысливается как социальная трагедия, но подчас писатель склонен видеть в ее судьбе какую-то игру роковых сил, возмездие за грехи предков. Обращаясь к фаталистической идее возмездия для объяснения трагического, Гарди в то же время высказывает сомнение в ее абсолютном значении, склоняясь к здравому смыслу простых людей, не согласному с идеей предопределенности страданий и трагических страстей. Случайности и предзнаменования, которых много в романе, говорят не о действии фатальных сил, а передают ощущение неизбежности трагедии в существующих социальных обстоятельствах. Трагической иронией проникнуты последние слова романа: «Правосудие» свершилось, и Глава бессмертных (по Эсхилу) закончил игру свою с Тэсс». Повествуя о трагической истории женщины-батрачки, Гарди обвиняет жестокое и несправедливое буржуазное общество.
Гарди - выдающийся мастер пейзажа. В структуре его романов пейзаж занимает очень важное место. Авторское восхищение красотой и мощью природы способствует раскрытию нравственной силы и духовного богатства народных характеров.
Пейзажные зарисовки в романах Гарди психологизированы, они неотделимы от чувств и переживаний его персонажей. Писатель видит обилие красок и оттенков в природе, улавливает малейшие изменения цвета и звука, передает динамику в жизни природы, помогающую еще ярче подчеркнуть динамику человеческих страстей. Гарди с любовью изображает природу родных мест. В своих пейзажных зарисовках писатель использовал приемы, характерные для живописи. Он опирался на искусство голландских мастеров (в романе «Под деревом зеленым») и в особенности на искусство английского художника Тернера (в романе «Возвращение на родину»)*.