Основная тематика и проблематика романов

1. Вопрос о происхождении наций. В «Айвенго» (1820) изображается XII век, еще совсем недавно были англосаксы, завоевания норманнов. В романе показывается, откуда произошли современные англичане. Это англосаксонский коренной строй, переработанный норман­нами во всех отношениях: бытовых, со­циальных, психологических, культурных.

2. Политическая концентрация наций в государство. Лучше всего она трактуется в романе «Квентин Дорвард» (1823). Подчиненная им тема – это борьба народов, которые были обой­дены национальным государством, прежде всего, шотландцев. Англичане создали свое государство, которому они подчинили шотландцев. Последние постоянно волновались, добивались политической самобытности: роман «Легенда о Монтрозе» (1819) – изображение шотландского сепаратизма.

3. Исследование буржуазных революций, которые являются началом современной Европы: роман«Пу­ритане» (1816).

4. Специфический прием ввода исторического лица в текст романа. У Скотта всегда исторические лица даются в окружении лиц вовсе не истори­ческих. Например, в «Айвенго» изображаются исторические герои: король Джон, Иоанн Безземельный, Ричард Львиное Сердце, и в то же время неисторические: Седрик Сакс, Айвенго. Истори­ческие лица тонут в среде неисторических. Для Скотта характерен своеобразный прием ввода исторического лица в поле действия: историческое лицо дается в качестве анонима, т.е. историческое лицо сначала появляется как обыкновенный человек, не имеющий никакого отношения ни к истории, ни к государству, ни к высокой политике.

5. Изображение исторических событий прошедших веков в качестве прологов сегодняшнего дня. В «Айвенго» показано становление норманнского государства в Англии. Еще нет феодализма, но в романе уже появляются: Ричард Львиное Сердце – очень феодальная фигура; еврей Исаак – человек, занимающийся денежными операциями. Подобные герои предсказывают наступление эпохи господства денег. Значит, в романе, где еще и феодализм не наступил, даются легкие предчувствия будущих столетий.

6. Поездка на только что отшумевшее поле битвы при Ватерлоо, появление в Париже, представление русскому царю, посещение принца-регента, знакомство с принцессой Викторией – все эти штрихи к биографии многое объясняют в творчестве Скотта. Например, «Эдинбургская темница» (1818) – первый роман с ярким и динамичным женским персонажем в центре повествования. Не­сколько особняком стоят романы о современной жизни.

7. «Сент-Ронанские воды» (1823) – роман, долженствующий прославить домашний уют и представить доказательство тому, что Скотт – все еще шотландец, но Шотландия, которую он описывает, – новая и приглаженная. Однако больше он не возвращался в своем творчестве к современности, а, напротив, все дальше уходил в глубь веков.

Роман «Роб Рой» (1818) больше похож на готический роман или «ромэнс», чем предыдущие романы Скотта. В «Роб Рое» изображен XVIII век, восстание шотланд­цев. В романе дано контрастное сопоставление деловых англичан – солидных в своем мире высокопоставленных купцов, дельцов, – и шот­ландцев со всей их горной, горской романтикой, во главе с Роб Роем – главой восставших шотландцев.

Действие романа сосредо­точено в замке Осбалдистон-холл. Одно из излюбленных мест героев – готическая библиотека, находящаяся в той части замка, которая, по свидетельству слуг, населена привидениями. Роб Рой – благородный разбойник – появляется во второй половине романа, хотя читатель догадывается о его вмешательстве в дела семьи Осбалдистонов. Poб Рой сравнивается с Робин Гудом, причем сходство подкрепляется несколько преувеличенной романтичностью образа. Он действует под разными именами, и не случайно выбранными, а принадлежащими ему по праву, ибо он принадлежит древнему роду. Сама местность, которая сейчас называется, как и во времена Скотта, «страной Роб Роя», – романтически сказочная историческая местность. С готическим романом роднит «Роб Роя» и фигура Рэшли – отъявленного злодея, злобного и коварного иезуита, который ненавидит все и вся, который даже перед смертью не смягчается. Для усиления драматизма в представлении этого героя Скотт использует шекспировские аллюзии.

В большинстве романов Скотта предисловия играют роль экспозиции, в них рассказывается о политических конфликтах эпохи, главных конфликтующих силах, облике эпохи. Вот почему можно сказать, что роман Скотта опирается и на антикварный роман, и на готический, и на эпистолярный, нравоописательный, но каждый раз все эти компоненты представлены в разной последовательности и с разной степенью убедительности.

Чем дальше отходил Скотт от шотландской темы, тем более он углублялся в историю. В «Айвенго» очень точно описана Англия XII века после завоевания норманнами: ее состояние, настро­ения, которые тогда существовали в английском народе, быт, нравы. Но изображаемая жизнь не замкнута в самой се­бе, всегда есть в романе чуть заметные линии, которые ведут дальше. История Ричарда Львиное Сердце, вернувшегося в Англию из австрийского плена, чтобы вернуть себе королевство, является как бы продолжением его судьбы, обрисованной в «Талисмане» – будущем романе 1825 г. Исторический персонаж представляет собой варианты освещения одного характера в двух интерпретациях: фольклорной («Айвенго») и реальной, исторической («Талисман»), причем именно последняя дает полное и объективное представление о характере Ричарда Львиное Сердце.

Скотт неодно­кратно в своих романах возвращался к одному и тому же историческому лицу, как это случилось с Ричардом, как это случится и с Марией Стюарт в романах «Аббат» (1820) и «Монастырь» (1820). Но в последнем случае Мария Стюарт нарисована как бы в полный рост, даются не только ее личные качества, но и общединастические характеристики Стюартов, объяс­няющие их полную неспособность управлять страной.

В романах далеко не все занято одними историческими со­бытиями. В них входят сгущения, узлы повседневной жизни. Войны, историческая борьба, коллизии – это узлы повседневности. Повседневность сама и дает эти узлы, ко­торые снова готовы распуститься в ней. Это бы­ло великим художественным и историческим открытием Скотта. Он открыл первостепенное зна­чение «производства жизни» в истории народов, первосте­пенное значение простых и скромных вещей.

Секрет успеха исторических романов Скотта в том, что они отвечали на очень насущные вопросы времени. Во всех романах – будь то Англия, или Шотландия, или история Кромвеля, борьбы пуритан, – он старался дать отчет себе и своим современникам, откуда про­изошел сегодняшний день. Его интересовал вопрос о сло­жении современных наций: из каких элементов создались современные нации?

Вопрос 12

Наши рекомендации