Раздел i факторы формирования культуры
Вся «Человеческая Комедия» определяется определенной системой координат, векторами которой выступают факторы культурного процесса. Фактором культурного процесса называется то или иное условие, постоянно влияющее на культуру, и придающее направление культурному процессу. Факторы – это вектора, которые задают конфигурацию традиций культурного ландшафта и являются координатами её хронтопии. Факторов культурного процесса множество, опыт философских, социологических и культурологических исследований выявил наиболее существенные факторы. Это внешние факторы: фактор окружающей среды, биологический фактор, энергетический фактор. Это внутренние факторы: ментальный фактор, социальный фактор, хозяйственный фактор. Есть еще и третья группа факторов – социально-психологические факторы, заданные «героями», типами характеров и психологией толп. Во всех культурологических исследованиях эти факторы в разных формах выражения неизменно присутствовали, что и свидетельствует об их фундаментальном характере. Многообразие факторов задает п-мерное пространство культуры.Мы живем в п-мерном пространстве космического ландшафта, культурный ландшафт не исключение. Более того, культурный ландшафт обладает большей степенью многомерности.
Известна критика Г. Плехановым теории факторов, эта критика была направлена, прежде всего, против народнической культурологии и социальной философии Н.И. Кареева. К слову сказать, в этой критике теории факторов Г. Плеханов имеет много союзников в современной общественной мысли. Г. Плеханов утверждал, что фактор – это умозрительная «абстракция», которая не имеет места в реальности. С этим нельзя согласиться полностью, ибо факторы – это реальные силовые вектора, которые хотя и не действуют независимо друг от друга, но именно благодаря совместному действию совокупности тех или иных факторов та или иная традиция культуры получает свою специфическую конфигурацию, приобретает устойчивость и должную динамику инноваций. Несоответствие этим факторам того или иного образа мысли и поведения не позволяет этом образу мысли и поведения сформироваться в традицию..
Традиция – это система адаптации культуры. Потому всякая традиция, чтобы быть устойчивой и способной к трансляции, должна базироваться на устойчивых факторах культурного процесса. Если перефразировать Ф. Ницше – этого неистощимого источника философский метафор, то традиции – это канаты натянутые между животным и сверхчеловеком, именно традиции-канаты образуют сеть натянутые на пропастью бытия, а мы, люди - «канатные плясуны».
Всякое культурное образование должно иметь ценность, чтобы существовать и транслироваться в истории. Ценность является основной причиной устойчивости традиции. Только та традиция, которая имеет ценность, способна быть устойчивой. Ценностью же обладают те явления в культуре, которые соответствуют базовым факторам, соответствуют базовым идеалам, целям и задачам культурной общности.
Люди в сфере ментальности формируют свои взгляды на природу и культуру, используя регулятивные идеалы истины, красоты и блага; в сфере социальной жизни интересы людей вращаются регулятивных идеалов равенства, справедливости и пользы; в сфере хозяйственной – вокруг капитала, труда и стоимости (цены, т.е. ценности). В качестве идеала, как правило совершенно недостижимого, что всякое явление культуры должно отвечать принципам Разума (Истины); вызывать удовольствие и наслаждение, т.е. соответствовать базовым инстинктам человека, оно должно отвечать ценностям общественной солидарности, и стимулировать хозяйственную деятельность. Оно должно быть привлекательным и необходимым. Как пишет один из отечественных исследователей моды А.Б. Гофман: «Культурные образцы, или социальные правила поведения, имеют две стороны. Первая состоит, в том, что им надо следовать, вторая в том, что им хотят следовать. В первом случае эти правила, или образцы, выступают как социальные нормы, во втором – как социальные ценности» (Гофман А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. М.,Наука, 1994.С.12). Т.е. всякое явление, которое может стать традицией в культуре должно соответствовать базовым универсалиям культуры.
Это понятие, использует В.С. Степин, он называет их «мировоззренческими универсалиями культуры». Эти универсалии задают своеобразие той или иной культурной общности, задают ритм самовоспроизводства культуры, и формы ее ретрансляции. В определенные периоды истории происходит изменение универсалий, начинается поиск новых форм устойчивого бытия культуры на базе новых универсалий, или новой интерпретации их. В этом процессе выработки Степин опять-таки отводит большую роль философии, которая и выступает как генератор новых идей и новых типов «универсалий». Классифицирует «универсалии культуры» В. Степин крайне расплывчато. В. Степин подчеркивает, что универсалии «не локализованы в какой-то одной области культуры, а пронизывают все ее сферы. Поэтому преобразование категориальных смыслов, начавшееся под влиянием новых социальных потребностей в одной или нескольких областях культурного творчества, рано или поздно с неизбежностью отрезонирует в других» (Степин В.С. Теоретическое знание. «Прогресс- Традиция». М.: 2000. С.275)
Иногда они выступают просто красивой оберткой для осуществления прямо противоположных этим идеалам вещей. В этом отношении интересна социальная стратификация П.Л. Лаврова. Он разделял людей на «критически мыслящих личностей», «дикарей высшей культуры» и «пасынков цивилизации». «Критически мыслящие личности» – это «культурные герои» цивилизации, которые создают новые артефакты культуры, изобретают новые социальные формы и техники производства. Т.е. это те люди, которые и создают культуру, придают ей динамику движения вперед. «Критически мыслящие личности» – это люди, для которых мысль и разум являются основными и определяющими их образ жизни. «Дикари высшей культуры» – это те, которые в меру своих талантов и испорченности перенимают их достижения, применяя их либо в качестве занятных «вещиц», либо для своих достаточно мерзких целей: для показа своего превосходства (путем демонстрации своей «интеллигентности», «культурности» и «благородства»), в качестве орудия насилия, для реализации своих «склочных» интересов или в качестве средства наживы. Эти дикари высшей культуры составляют элиту общества. Таким только способом – через элиту - идеи «критических личностей» проникают в общество, становятся ценностями. «Пасынки цивилизации» – это основная масса людей, которые через подражание ценностям элиты постепенно приобщаются к разуму «критических личностей», но относятся к принятым через ценности достижениям мысли «критически мыслящих личностей» как муравьи или бобры, т.е. следуя им почти инстинктивно.
Сейчас в общественную мысль все более и более входит расширительное понятие «капитала». Это понятие рассматривается как «культурный капитал», как «социальный капитал», как «естественный капитал». Это все верно. Не имеет смысла ограничивать это понятие только хозяйственной сферой жизни.