Герника. 1937 г. Музей королевы Софии Мадрид

Герника. 1937 г. Музей королевы Софии Мадрид - student2.ru

Пабло Пикассо.

В ателье скульптора. Офорт. 1933 г.

незавершенности отдельных деталей картина разрушения выглядит по­трясающе достоверно. Спустя не­сколько лет в Париже во время обы­ска у Пикассо немецкий генерал, указывая на репродукцию «Герники», спросил: «Это вы сделали?». Худож­ник ответил: «Нет, это сделали вы!». Прямой противоположностью «Гернике» но настроению является живописный ансамбль (двадцать семь панно и картин), выполненный в 1946 г. для замка княжеской семьи Гримальди в Антибе — курортном городе на Средиземноморском по­бережье Франции. Название панно в первом зале замка — «Радость бы­тия» — определяет тему всего ан­самбля. Тут фавны, играющие на свирели, многочисленные обнажён­ные женские фигуры, обитатели мо­ря и сказочные существа, живущие в гармонии с природой.

На протяжении всей жизни Пи­кассо с увлечением занимался гра­фикой. «Я не знаю — хороший ли я живописец, но я хороший рисо­вальщик», — утверждал Пикассо.

Изысканная, трепетная контур­ная линия отличает его офорты к произведению древнеримского поэ­та Овидия «Метаморфозы» (1930 г.), В 1933—1934 гг. по заказу Амбруаза Воллара Пикассо создал сто офортов, которые были изданы отдельным альбомом под названием «Сюита Воллара». Мастер использовал разные приёмы: на одном листе рядом с лёгким контурным силуэтом могла появиться фигура, выполненная гус­той тёмной штриховкой.

Дух разрушения, угроза мировой катастрофы, чутко уловленные ху­дожником, вылились в образы фан­тастических агрессивных чудовищ в серии «Мечты и ложь генерала Франко» (1937 г.).

Тема «Художник и его модель», в которой воплотились размышления

Пикассо о тайне жизни и искусства, проходит через всё творчество мас­тера. Ей посвящены офорты из «Сю­иты Воллара» (сорок шесть листов называются «В мастерской скульпто­ра», ещё четыре изображают «Рем­брандта и молодую женщину») и не включённые в неё композиции, созданные тогда же. В цикле «Чело­веческая комедия» (1953—1954 гг.) Пикассо вновь вернулся к этой теме.

Начиная с 1947 г. Пикассо десять лет жил в Валлорисе, городе на юге Франции. Здесь в 1952 г. в старой, уже давно не действующей капелле, он расписал стены крипты — небольшо­го сводчатого коридора под алтарём. В одной композиции представлены персонажи и атрибуты «Войны» — похоронные дроги, силуэты погром­щиков, сама Война с окровавлен­ным ножом и рыцарь Мира, прегра­ждающий ей путь. Другая изображает «Мир» — пляшущих и играющих че­ловечков, крылатую лошадь. На сте­не в конце коридора — солнце с лу­чами-колосьями. Как признался однажды сам художник, он желал, чтобы люди входили в его «Храм ми­ра» со свечами и шаг за шагом высве­чивали из темноты фрагменты рос­писи. В Валлорисе Пикассо увлёкся искусством керамики. На блюдах, вазах и чашах вновь и вновь появля­лись его любимые персонажи — фав­ны и кентавры, тореадоры и фанта­стические женщины, быки и голубки. Керамические мастерские в Валлорисе, сохранив «марку» Пикассо, про­должают тиражировать изделия, при­думанные художником.

Испания и Франция с равным правом называют Пабло Пикассо «своим» мастером. Сам же он стал для современников воплощением понятия «художник XX века».

ФУТУРИЗМ

Новые течения в искусстве нередко заявляют о своём появлении публи­кацией художественных программ и, как правило, всячески ниспровер­гают предшествующие «открытия».

В громкости подобных заявлений представителям футуризма не было равных. Это естественно: само на­звание футуризм (от лат. futurum — «будущее») говорило об их намерении создавать новое искусст­во, искусство будущего, привержен­ности к переменам и о решитель­ном отказе от традиций.

Основатель движения Филиппо Томмазо Маринетти (1876—1944), итальянский поэт, опубликовал пер­вый манифест футуризма на стра­ницах парижского журнала «Фига­ро» в феврале 1909 г. «Главными элементами нашей поэзии будут: храбрость, дерзость и бунт». «Нет шедевров без агрессивности», — провозглашал он. Программ и манифестов у футуристов было очень много — гораздо больше, чем твор­ческих достижений. Например: «Убьём свет луны» (1909 г.) или «Манифест против „Монмартра"» (1913 г.). А кроме того, проходило множество устных выступлений, футуристических вечеров. Громкое

Герника. 1937 г. Музей королевы Софии Мадрид - student2.ru

Наши рекомендации