Приходить на тренировку неготовым к занятиям
«Каратэ начинается и заканчивается РЭЙ…»
Первая из 20 заповедей Г.Фунакоши
Дополнительно к Додзё Кун, Г. Фунакоси ввел 20 Постулатов Сётокан– «Нидзю Кун», которые
обычно вывешиваются на видном месте в додзё Сётокан и тоже являются обязательными для изучения всеми членами клуба или школы:
1. Сётокан начинается и заканчивается с вежливости
1. Сётокан не совместим с агрессией
1. Сётокан следует по пути справедливости
1. Познай себя, и сможешь познать других
1. Сначало дух, потм техника
1. Разум должен быть свободным
1. Все неприятности происходят от недомыслия
1. Сётокан не заканчивается в додзё
1. Чтобы постигать Сётокан, Вам понадобится вся жизнь
1. Преврати свою жизнь в Сётокан и ты найдешь понимание жизни
1. Сётокан как горячая вода - она остывает если её не подогревать
1. Не считай что ты выиграл, считай что ты не проиграл
1. Всегда становись на место своего противника
1. Результат боя зависит от тактики
1. Руки и ноги - как меч
1. Покинешь дом, опасайся врагов
1. Сначало - классические стойки, затем боевые позиции
1. Совершенствуйся в ката, но помни что реальный бой это совсем другая вещь
1. Всегда контролируй: - мощность, - пластику, - скорость
1. Дорожи своими знаниями
Общеизвестна поговорка:
Каратэ-до начинается с поклона и заканчивается поклоном
Этикет и ритуал занимают в боевых искусствах значимое место, и роль их в качестве средства формирования специфических черт характера доказана временем. Взаимосвязь между такими аспектами воинских искусств, как обретение разрушительной мощи, когда тело превращается со временем в грозное оружие для окружающих, и моралью – очевидна. Определенное, систематическое, воспитание духа воина, его характера призвано уравновесить разрушительные возможности, предоставляемые изучением техники и развитием физических способностей. И важнейшее значение в этом смысле имеют этикет и этика, жёстко регламентирующие правила поведения и общения, как в зале для занятий, так и в повседневной жизни.
Этикет ДОДЗЁ является системой правил внешнего поведения, регулирующих взаимоотношения между учителем и учениками, учеников между собой, между старшими и младшими учениками и т.д., и в своей основе имеет принципы «пяти отношений» конфуцианского канона. В этикет ДОДЗЁ входит и поведение адепта (последователя каратэ-до) во время учебного боя со строгим соблюдением церемониальных поклонов, несмотря на боль, страх перед более сильным партнером или, наоборот, гнев и раздражение.
Умение четко контролировать свои эмоции и тщательно скрывать их от посторонних глаз – великое искусство и путь самодисциплины и самопознания. Единственное, что можно и должно проявлять по отношению к партнеру – это уважение, выражающееся в достойном собственном поведении, в точном соответствии правилам этикета. Поклон залу означает внутреннюю готовность либо вступить в определённый режим работы с полной самоотдачей, либо (при выходе из зала) искренне поблагодарить то место и людей, помогающих продвигаться на пути самопостижения и самосовершенствования. Поклон самому себе в начале и в конце индивидуального упражнения означает вход и выход из состояния предельной сосредоточенности и концентрации волевых усилий, поскольку психика человека не может постоянно функционировать в экстремальном режиме. Но поклон перед началом упражнения означает, что все системы организма приведены в полную готовность, а поклон в конце – что только теперь можно перейти в необходимый режим отдыха. Мастера говорят, что по тому, как выполнен поклон, можно мгновенно «прочитать» своего возможного противника, поскольку поклон и его правильное выполнение – это тоже искусство, требующее длительной отработки, и небрежно или неумело выполненный поклон может многое поведать о недочетах в технике, ибо «каратэ начинается с поклона».
Каратэ-до изучают в Додзё. Это не просто спортивный зал или клуб по интересам. Додзё – это место обучения и братства поклонников каратэ-до. Кроме того, Додзё включает в себя символизм в методологическом, идеологическом и философском аспектах каратэ-до. Жизнь Додзё полностью поглощает ученика, меняет в лучшую сторону его взгляды на жизнь, характер и физическое состояние. Каратэ-до представляет собой коллективную систему обучения боевым действиям, оружием в которой является тело бойца. «Боевое искусство» – термин, поясняющий физическую и психическую систему тренировок ума, воли и тела в соответствии с определенными принципами. Слово «каратэ» переводится как «пустая (невооруженная) рука» и в первую очередь предполагает развитие способностей управлять действиями тела и конечностей под руководством ума, то есть тело становится эффективным безоружным оружием, поскольку моральные требования тренировок каратэ-до более строги, чем физические.
Необходимо обозначить различие между восточными и западными понятиями термина «воинское искусство». Слово «воинский» в западном понимании означает: «иметь отношение к войне», обучение воинскому делу с целью вести боевые действия. Восточное значение слова «воинский» подразумевает приобретение физического здоровья, философских и духовных достижений. Значение личности также различно в концепциях воинского искусства Востока и Запада. В воинской науке Запада все решения принимаются военными начальниками, индивидуальная инициатива не поощряется. В воинских искусствах Востока личность является боевой единицей сама по себе. Решения принимаются на уровне интуиции, что с точки зрения восточной философии считается наиболее верным решением. За действия или их отсутствие не существует ни награды, ни наказания. Инициативу личности определяют уровень мастерства, физическая подготовка и – самый главный компонент – уровень духовного совершенствования.
Дух воинских искусств сегодня – это последний след духа Дзэн древних воинов-самураев. Они были блюстителями и примером морали поведения и кодекса мужества. Вопреки выводам критиков, тренированные убийцы или «пушечное мясо» не есть конечный результат тренировок и воспитания в воинских искусствах Востока. Наоборот, ученики воинских искусств, со временем постигающие восточную философию и мудрость жизни, превращаются в высокодуховных мужей. Одной из главных особенностей самурая было чувство собственного достоинства, основными качествами которого являлись невозмутимость, гордость, уверенность в себе и великодушие, Все традиционные Додзё, в которых обучают воинскому искусству, базируются в своей духовной подготовке на этой идее чувства собственного достоинства. В самом деле, последователи воинских искусств сегодня – это потомки древних самураев. Цель всех мастеров воинских искусств – распространение и воспитание этого духа древних воинов Дзэн. Это постижение образа жизни с чувством собственного достоинства. Каратэ-до может считаться философией, основанной на вере в то, что здравомыслящий ум является результатом воспитания характера. Здоровое тело достигнуто в результате жёстких тренировок. Естественный результат – это их единство. «Кен Дзэн Ити На» – Тело и Дух едины.
Традиционное Додзё представляет собой в каком-то смысле патриархат. Сэнсэй – хозяин Додзё. По-японски слово «Сэнсэй» означает «уважаемый учитель». Сэнсэй считает своих учеников сыновьями и дочерьми, видя их такими, какими они сами себя никогда не увидят. Он оказывает влияние на создание их тел и характеров и считает себя ответственным за результат. Дожа является домом Сэнсэя, и ученики приходят к нему домой обучаться его образу жизни. Этот образ жизни и есть каратэ-до. Сэнсэй – всегда пример высокого достоинства. Его отношения с учениками должны быть объективными, строгими и доброжелательными. Поскольку все тренировки в воинских искусствах прежде всего сориентированы на воспитание духа, уверенности в себе, долг каждого Сэнсэя – быть примером для своих учеников во всем: в мастерстве, дисциплине, умеренности и мудрости. Случается, что в процессе обучения ученик останавливается в своем развитии по причине излишних амбиций, нетерпения, страха неудачи или по другим причинам. В этих случаях Сэнсэй должен стать советчиком и постараться помочь в решении возникшей проблемы.
Перетренированность так же неуместна, как и детренированность. Слишком большие прилагаемые усилия говорят о том, что ученик потерял веру в себя. Недостаточные усилия адекватны прекращению тренировок. Сэнсэй поощряет ученика, когда ученик этого заслуживает, и критикует его, когда это необходимо. Все Сэнсэи требовательны, поэтому в настоящей школе каратэ похвалы редки. Каждый ученик должен считать нормой то, что основным требованием для постоянного совершенствования является работа с максимальной отдачей. Поддержание высоких физических кондиций обязательно для всех учеников так же, как и духовное совершенствование. Ученики проводят вольные бои каждую тренировку, что закаляет их тела и волю. Они обучаются медитации и самовнушению. Они знают, что победители никогда не уходят, а те, кто ушел, никогда не победят. Требования к ученикам возрастают по мере повышения их мастерства. Все традиционные Додзё созданы Сэнсэями и придерживаются стандартов простоты старинных Додзё.
Типичное японское Додзё должно быть безукоризненно чистым и конструктивно целесообразным. На стенах Додзё могут размещаться произведения искусства. Подлинные Додзё всегда имели установленный в самом престижном месте зала алтарь, символизирующий преданность ценностям данной школы каратэ-до. Очень серьезным недостатком в глазах товарищей считается «потерять лицо» по причине отставания в занятиях. Ученики стараются не показывать усталости и боли при травмировании. Во время занятий ученики могут носить на голове повязку-Хачимаки, которая обозначает преданность ученика идеям каратэ-до и целеустремленность в достижении поставленной цели.
Представьте, что вы попали в Додзё первый раз. То, что вы увидите, является типичным. Когда наступает положенное время, старший группы дает команду о построении. Вся группа быстро строится и одну или две шеренги. Ученики стоят в стойке готовности (шизентай). Наступает полная тишина. Сэнсэй занимает свое место перед группой, звучит команда «Отагай ни рей» – поклон друг другу – и вся группа кланяется Сэнсэю, а Сэнсэй кланяется в ответ еще более смиренно. В зависимости от ранга учителя в системе данного вида, его называют «Сэнсэй» (учитель) или «шихан» (профессор). Молодых мастеров уважают, а пожилых почитают. Тренировка продолжается упражнениями разминки и растяжки. Затем следуют упражнения по базовой технике, заключающиеся в исполнении ударов и защит в движении и на месте. Программа обучения и общие команды дают возможность всей группе – опытным профессионалам и новичкам – тренироваться совместно эту часть тренировки. В процессе упражнений голос ведущего легко различим. Он руководит ритмом и скоростью исполнения движений. Громкие и четкие команды способствуют проведению тренировки в течение продолжительного времени. Ведущий может задавать темп упражнений от напряженного с максимальными усилиями до расслабленных движений, дающих возможность отдохнуть, не прерывая работу над техникой.
Тренировочный процесс делится, как правило, на трехмесячные этапы. Каждый этап имеет свою программу, после усвоения которой ученики сдают аттестационные экзамены. Каждый экзамен состоит из трех частей: Кихон (базовая техника), Кумитэ (работа в парах) и ката (воображаемый бой против нескольких противников). После достижения высокого уровня подготовки определяются три типа бойцов. Те, кто предпочитают работать руками; те, кто предпочитают работать ногами, и исполнители ката. Чтобы стать настоящим мастером каратэ-до, необходимо быть искусным во всех трех направлениях. Считается, что настоящий каратэ-ка достигает зенита тренированности, когда он может мягким победить твердое. Эту проблему можно объяснить следующим образом: ничего нет в мире мягче, чем дуновение ветерка или капля воды. Но что может устоять перед ураганом или волной прилива? Каратэ-ка в повседневной жизни обычно находится в расслабленном состоянии морально и физически, но он способен многократно увеличить свою мощь до уровня урагана или волны прилива, если его жизни или жизни его близких угрожает опасность. Все каратэ-ки развивают в себе способность к полному моральному и физическому расслаблению, поскольку они обучаются использовать принципы концентрации – расслабления в любой необходимый момент.
Глубокие изменения происходят с учениками каратэ по мере освоения ими высот боевого искусства. Трусливый обнаруживает, что стал смелым, сверхагрессивный становится спокойным. Уверенность становится неотъемлемым свойством характера ученика каратэ-ка. Они гордятся своими моральными и физическими качествами. Физические упражнения делают их грудь и плечи широкими, и жир превращается в мышцы. Болевой порог снижается, и они спокойно переносят ушибы и травмы. Болезни нервного происхождения отступают навсегда. Выносливость организма растет вместе с повышением нагрузок. Следуя положению «в здоровом теле здоровый дух», каратэ-ки легко и просто переносят тренировочные нагрузки, получая удовлетворение от преодоления себя и своих слабостей. Они знают, что лучший способ стать счастливым – это сделать счастливыми других. Поэтому, возможно, все зрелые каратэ-ки становятся хорошими семьянинами и родителями.
Пройденный курс обучения в традиционном японском Додзё ученик запоминает на всю жизнь. Получение диплома одной из степеней мастерства является наиболее ожидаемым моментом. После аттестационных экзаменов на стене Додзё вывешиваются списки с именами тех, кто получил проходные баллы и заслужил очередную степень мастерства. Официальные церемонии в Додзё – великое и торжественное событие. Поскольку официальная часть длится более сорока минут, ученики приучают себя сидеть в традиционной позе задолго до даты самой церемонии. Изменить позу и сесть в более удобное положение или показать дискомфорт любым способом в течение официальной церемонии является «потерей лица». Спина сидящего должна быть прямой, как шомпол, плечи расправлены, грудь выдвинута вперед, подбородок поднят, глаза постоянно смотрят прямо вперед. Иногда гостем такого события может быть великий патриарх. Как почетный гость, он произносит речь. Как правило, ему около восьмидесяти лет или более, и он пользуется случаем вспомнить несколько историй из своей юности. Это событие производит на слушателей огромное впечатление, так как они знают, что патриарх может сидеть в церемониальной позе без ощущения дискомфорта в течение многих часов, и слушатели надеются, что ударит молния или произойдет землетрясение, что даст им возможность изменить позу до того момента, как циркуляция крови в их ногах прекратится навсегда. После официальной церемонии наступает четырехчасовый перерыв, после чего начинается вечер отдыха прямо в Додзё. Зрителям представляются новые «черные пояса», которые в течение оставшейся ночи проводят вольные бои с другими черным поясами, прибывшими в главное Додзё с ежегодным визитом из других префектур. Мастера и черные пояса более высоких рангов попивают теплое рисовое вино (сакэ) всю ночь, поют и танцуют. По окончании вечера все разъезжаются по домам. Новые черные пояса принимают горячие ванны и спят в течение последующих двух суток. Аналогичные приемы проводятся в японских Додзё каждый Новый год, когда приглашаются каратэ-ки и их семьи. Этот праздник наиболее любим всеми постоянными членами Додзё.
В китайском Кэмпо – предшественнике каратэ-до – стандарты тренировок были настолько высоки и боевая техника настолько совершенна, что приходилось вводить секретность тренировок из-за большого наплыва желающих заниматься. Требования к учениками~ были исключительно высокими. Человек, называющий себя «постоянным учеником», должен был иметь от 20 до 40 лет боевого стажа. На праздниках воинских искусств встречались чемпионы различных общин и направлений, Бои часто заканчивались смертным исходом одного или обоих участников, так как спортивного каратэ-до в сегоднявшем виде в те времена не существовало. Ученики, которые не выкладывались на тренировках и не пытались достичь максимума своих возможностей, изгонялись из группы на срок не менее двух лет. Если ученик показывал неуважение к учителю или ученику более высокого ранга, то черные пояса насильно брили ему голову и сбривали брови, затем выбрасывали его голым на улицу, где все ученики этого Додзё забрасывали его камнями. Если после двух лет отлучения этот ученик менял свое отношение к правилам группы и просился обратно, для него имелась возможность повторного принятия в члены коллектива. В старые времена в Китае и Японии некоторые патриархи время от времени появлялись в городах во время спортивных праздников. Редко какое представление было таким захватывающим, как это. Патриархи срывали кору с деревьев голыми руками. Проводили жестокие бои на шестах длиной около трех метров. Другие сражались одновременно против нескольких противников. Некоторые голыми кулаками крошили камни. Иногда мелких животных убивали криком, который был достаточно силен, чтобы повергнуть в шок или умертвить. Ката тех времен обладали странной притягательной красотой. Группы людей, числом до пятидесяти человек, одетые в боевые наряды, в масках, вооруженные традиционным оружием, показывали свое искусство под сложные гипнотические ритмы двадцати или более больших барабанов, гонгов и цимбал совместно с таинственными звуками китайских духовых инструментов.
В Японии в старые времена тренировки были намного суровее, чем сейчас, Методы тренировок того времени закладывали солидный фундамент физической подготовки и дисциплины. Бамбуковый шест, например, применялся при обучении ударам ногами. Его клали на плечи каждого ученика как коромысло. С каждого края шеста на веревках свисали ведра, наполненные водой. Общий вес устройства составлял около четырнадцати килограммов. Средний вес одного ученика равнялся примерно пятидесяти пяти килограммам. С этим грузом на плечах ученики наносили удары ногами. Ученик, расплескавший воду из-за плохого равновесия, на первый раз вежливо предупреждался, а на следующий – наказывался бамбуковой палкой по спине. Такая суровая дисциплина приносила отличные результаты в виде чувства равновесия и умения наносить удары ногами. Иногда ученики, не имеющие достаточной физической подготовки, теряли во время тренировки сознание. Фактически, некоторые учителя, сторонники жестких методов тренировки, считали потерю сознания ученика критерием для определения уровня нагрузки. Тренировки в летнее время были невыносимы, поскольку температура воздуха часто превышала 38 градусов Цельсия, а отдых не предусматривался. Но обстановка летом считалась комфортной по сравнению с зимними тренировками. Морозная погода и никакого отопления были стандартом бытия. Ученики тренировались на открытом воздухе в снегопад, дождь и грязь, без обуви и в тонком кимоно. Этот аспект тренировки был известен под названием «создание внутренней крепости». Старшие ученики, создавшие такую внутреннюю крепость, казалось, не чувствовали никакого дискомфорта. А жаловаться на зимнюю стужу или летнюю жару считалось невежливым и недостойным делом.
Быть учителем каратэ-до в те времена означало уметь правильно соединять кости, вправлять суставы при вывихах, останавливать кровотечение и справляться со многими видами физических и эмоциональных травм. Тренировки были настолько изнурительными, что ученики не планировали какое-либо времяпровождение после них. Масутатсу Ояма говорил:
Чтобы тренироваться самоотверженно часами каждый день, человеку необходимо забросить обычные удовольствия и отдых. У него должно быть сильное чувство самоотречения, осознание цели, которое поможет ему в преодолении соблазнов. Человек, чей разум горит желанием научиться всему в выбранном Пути, будет посвящать любую возможную минуту тренировке.
...Самоудовлетворённость, даже при значительном успехе, указывает на низкие цели. Хорошие результаты – только миг. После каждого триумфа нужно завоевывать новые вершины. Слава и победы над сильным противником являются только вехами в пути.
Другой великий мастер каратэ, Масатоси Накаяма, выразился так:
Участие в соревнованиях не является единственной целью каратэ-до. Физические тренировки и самозащита также не являются исключительной целью каратэ-до. Все это – составные части каратэ-до. Все это важно для достижения конечной цели каратэ, которая заключается не в победе над другими, а в победе над собой. Пока не преодолеем себя, как можем мы надеяться преодолеть других?
* * *
Выполнение Кихон, Ката и практика Кумитэ являются основными формами тренировки, которые так же регламентированы и потому требуют соблюдения определенных правил.
В различных направлениях Каратэ эти правила имеют свои стилевые особенности, но, тем не менее, они во многом схожи. Далее приводятся правила при выполнении Ката и при практике Кумитэ, которые приняты в WSKF:
Порядок выполнения Kата:
- Выполняющий Ката выходит на середину татами и принимает положение Мусуби-дачи.
- Инструктор подает команду Рэй! - Выполняющий Ката произносит «Осс!» и выполняет Рэйги (поклон).
- После небольшой паузы выполняющий Ката громко и четко произносится название Ката, например "Канку Дай !!!" и принимает положение Йой (приготовиться), как правило в стойке Хачиджи-дачи.
- Инструктор подает команду Хаджимэ! (Начинать!)
- После этого начинается выполнение Ката.
- Помните, что в каждом Ката есть технические элементы, которые выполняются с Кимэ, т.е с выкриком (Кенсэй), который демонстрирует Вашу концентрацию и искренность. Отсутствие Кенсэй или выполнение его тихим, неуверенным голосом свидетельствует о Вашей неподготовленности и неискренности, что в свою очередь является основанием для дисквалификации.
- После выполнения последнего действия Ката инструктор подает команду Ямэ! (Остановиться!)
- Выполняющий Ката стоит в стойке, как правило - в Хачджи-дачи, сохраняя Дзаншин (состояник готовности).
- После этого инструктор подает команду Ясумэ!(Расслабиться!)
- Выполняющий Ката делает Рэйги (поклон), и может расслабиться. Перед поклоном произностися «Осс!»
Кумитэ.Общие правила поведения.
Kumite (спарринг) является формой тренировки с партнером или партнерами по практической отработке техники и боевых навыков или демонстрации уровня подготовки.
- После того, как Вас объявили по имени или указали на Вас, Вы должны, ответив громким "Осс!", бегом занять положение на указанном Вам краю татами.
- После команды инструктора (на тренировке) или судьи (на соревнованиях, аттестации) выполните поклон - Рэйги в сторону противника и с достоинством пройдите к обозначенному для Вас месту.
- После команды "Хаджимэ", принимая положение боевой готовности (Камаэ), выдвигайтесь навстречу противнику.
- Никогда не кланяйтесь после команды "Хаджимэ"!
- По команде "Ямэ" Вы должны немедленно прекратить все действия, вернуться на свое место, указанное в начале поединка.
- Чтобы не происходило на татами, никогда не поворачивайтесь спиной к противнику!!!
- Никогда не отступайте за пределы татами с целью избежать контакта с противником (если это не является тактическим действием). Заступ за пределы татами более трех раз по правилам WSKF приводит к дисквалификации. - В случае получения Вами травмы старайтесь не демонстрировать свой дискомфорт. Если травмирован Ваш противник, сохраняя положение готовности (Yoi), оставайтесь стоять перед своим противником. Никогда не становитесь на колени и никогда не поворачивайтесь спиной к Вашему противнику!
- По правилам WSKF поединок не прерывается до команды "Ямэ".
- Получение оценок за техническое действие не является основанием для остановки поединка!
- Выражать свои эмоции каким-либо образом до команды "Ямэ" считается недопустимым, т.к. этим Вы проявляете свое неуважение к противнику и к судье.
- Никогда не подвергайте сомнению решение судьи - все вопросы должен решать Ваш представитель.
- Разговаривать со своим противником во время Кумитэ (поединка) запрещено!
- Закончив поединок, Вы должны сделать поклон противнику (Рэйги), рукопожатие не является частью Этикета Каратэ.