Настройка 3: Повторение с Преданностью
Настройки Джапа Медитация
(сборник вдохновляющих настроек)
Я помню, как Шрила Прабхупада приехал в наш скромный маленький храм в Бостоне. Мы оповестили об этом весь город, покрасили и вычистили здание и сделали ещё много разных приготовлений к приезду чистого преданного Кришны. Мы работали, работали и работали, и в процессе этого наши сердца очищались. И когда Прабхупада наконец приехал, он воздал славу святому имени как воплощению Кришны в этот пагубный век. Чистый преданный Кришны говорил нам: - Что, если бы должен был прийти сам Кришна, - а Кришна может пройти через эту дверь так же, как и мы, - как бы вы Его приняли? Итак, что бы вы сделали, услышав это? Что бы вы могли сделать? Вы не знали бы, как приготовиться. Конечно, вы бы попытались устроить самый пышный приём, с величайшим гостеприимством, - ведь входит Сама Верховная Личность Бога. Нет предела тому, на что вы готовы были пойти, чтобы оказать чудесный приём Кришне. Но дело в том, что Кришна приходит в форме Своего святого имени, и так как Он очень милостив, Он даже не требует для себя приема. Вы можете только повторять: Харе Кришна. В этот век Кришна захотел облегчить нашу задачу, - нет строгих правил для воспевания святого имени. Шрутадева был очень беден, но он сделал всё, что мог, чтобы принять Господа. Мы бедны сердцем, из-за своей лени и зависти мы даже не приглашаем Верховную Личность Господа, однако он всё равно приходит. Его чистый преданный несёт святое имя: " Пожалуйста, вы страдаете от материальной болезни, и это лучшее лекарство. Кто ещё может быть вашим другом в этом материальном мире, кроме того кто приносит это лекарство? Пожалуйста, примите лекарство - хари нама маха мантру - и будьте счастливы". Он подходит к вашей двери. Вы даже не хотите принять Свято имя, но Он заставляет принять Его. "Я настолько несчастлив, что даже не чувствую привязанности к Святому имени". Я считаюсь преданным, но слыша, что идет Верховная Личность Господа, я все равно остаюсь мошенником номер один. Из-за моей невнимательности приём испорчен. Кришна приходит, но вы оставляете это без внимания - поэтому это носит название нама-апарадха. Что вы делаете, если вы нанесли оскорбление при приготовлении пищи или поклонения у алтаря? Вы повторяете Харе Кришна. Но если вы оскорбляете Святое Имя, что вам тогда остается? Ничего! Нет другого пути, нет другого пути, нет другого пути! Это последняя милость, и если вы не примите её, нет другой милости. Ваишнавский поэт говорит: - Какая тогда польза от моей жизни? Лучше бы я умер! Мы научимся сделать наши сердца чистыми и избегать оскорблений при воспевании Святого Имени, и тогда Кришна сможет войти в наш дом. Принимая руководство духовного учителя, вручающего нам это Святое Имя и представляющего Господа Чайтанью, мы можем повторять Харе Кришна и вернуться обратно к Богу (источник: «Реформа Джапы» Сатсврупа Даса Госвами).
Настройка 2 : Молитва Мантра Харе Кришна.
Шрила Прабхупада пишет: «Нам нельзя забывать повторять мантру ни при каких обстоятельствах», и поэтому мы хотим молиться Господу Кришне, произнося Его святые имена
Харер нама харер нама
Харер намаива кевалам
Калау настий эав настий эва
Настий эва гатир анйатхах
«Повторяйте святое имя, повторяйте святое имя, повторяйте святое имя Господа, ибо в этот век Кали нет иного пути для достижения духовного прогресса, нет иного пути, нет иного пути» («Брихан-нарадия пурана», цитируется по Ч.-ч., Ади, 7 76).
Упанишады, Пураны и Сам Господь Чайтания провозглашают, что повторение Святого Имени – единственный способ пересечь океан неведения в Кали-югу. Поэтому молитвенная жизнь не может быть успешной без этой главной молитвы. В своих благодарственных молитвах мы должны постоянно выражать признательность Господу и предыдущим ачарьям за то, что благодаря повторению святых имен, они сделали наше единение с Богом таким достижимым.
Нет необходимости изобретать новые методы или применять те, что были пригодными в прошлые тысячелетия, как, например, дхьяна-йога. Мы не можем достичь Трансцедента с помощью восходящего метода, т.е. с помощью своих усилий или умственных настроений, даже если будем пытаться делать это в течение многих жизней. Верховная Личность Бога желает открыть Себя нам и делает это, являясь в форме Своих святых имен. Мантра Харе Кришна – это Верховная Личность Бога в виде трансцендентной вибрации. Шрила Прабхупада пишет «В этом веке повторение мантры Харе Кришна – это единственный процесс полностью трансцендентный и находящийся выше материальной скверны. Поскольку святое имя может освободить обусловленную душу, здесь говорится о том, что маха – мантра – это сарва-мантра-сара, сущность всех ведических гимнов» (Ч –ч., Ади, 7.74, комм.). А в «Шримад-Бхагаватам» Шрила Нарада говорит Вьясадеве «Таким образом, воистину видит тот, кто поклоняется трансцендентному звуковому образу Верховного Господа Вишну, не имеющего материальной формы» (1.5.38) (источник: Ванданам, Сатсварупа Даса Госвами).
Настройка: Преданные, давайте постараемся повторить Святые имена с чувством благодарности к духовным учителям, которые открыли нам легкий путь единения с Богом, по средством повторения маха мантры, ведь махамантра, есть сама Верховная Личность Бога.
Настройка 3: Повторение с Преданностью.
Но вся важность повторения Святых Имен не исключает необходимости повторять их молитвенно, со вниманием. Кришна не явится, если мы будем произносить имена без понимания или ощущения, к кому обращаемся, или если будем совершать оскорбления святых имен. Бхактивинода Тхакур утверждает: намакара баху хайа, нама нахи хайа – если человек просто воспроизводит внешнее звучание святого имени, это не значит, что он действительно повторяет святое имя.
Поэтому так же, как и в практике повторения ведических стотр или в личной молитве, при обращение к святому имени очень важным является качество произношения. Нельзя говорить: «Я не нуждаюсь в молитве, я просто повторяю Харе Кришна», - если (тогда) ваше повторение – всего лишь бездумное бормотание, ритуал. Повторение святого имени – лучшая форма молитвы, и поэтому ему нужно уделять исключительное внимание.
В лекции, прочитанной в 1973 году, Шрила Прабхупада подчеркивал, что повторение должно осуществляться прити-пурвакам, с любовью. Прабхупада сымитировал смазанные, скомканные звуки повторения мантры Харе Кришна и сказал: «Не так, а сприти, с любовью. Повторяйте каждое имя: Харе Кришна – и слушайте. Вот Кришна.Вот Радхарани.» Господь Кришна утверждает в «Бхагават Гите», что его можно удовлетворить, просто предложив Ему воды, лист или плод, если это предложено с бхакти, с любовью. (источник: Ванданам, Сатсварупа Даса Госвами).
Это касается предложение святых имен. Прабхупада говорит: «Это настоящая мантра. Не из того множества подделок». Кришна не говорит: «Тот, кто обращается ко Мне с ведическими мантрами». Он никогда не говорит так. Кришна говорит: предлагайте с бхакти, с любовью.
Настройка: Преданные давайте попробуем, повторить махамантру с искренним чувством внимания к Святым Именам. Пусть в наших сердцах пока не присутствует бхакти, но мы можем быть внимательными при повторении махамантры. Ведь внимание, это составляющая часть любви. Когда мы любим мы становимся внимательными к объекту нашей любви. И пусть внимательно произносить святые имена бывает порой нелегко, я искренне надеюсь, что настанет такой момент, когда это чувство будет у нас спонтанным.
Настройка 4: Шрила Прабхупада призывает нас повторять мантру Харе Кришна с любовью, а Бхактивинода Тхакур советует отбросить прамаду, невнимательность, в противном случае, мы не сможем повторять настоящие имена. Но как мы можем в действительности, пробиться сквозь гору безразличия и апатии достичь чистой обители святого имени? Ответ таков, что нам следует трудиться ради этого и вымаливать милость святого имени (Бхактивинода Тхакур в «Шарангати» заявляет: «Я буду вымаливать, брать в долг или воровать расы имени Хари»). Получив хороший совет, мы должны обернуться лицом к своему «я», к мантре Харе Кришна, - и повторять и слушать. Это тяжелая работа, тапасья. Конечно же очень сложно контролировать ум. Целые системы йоги и медитации, с их сложными и суровыми ступенями прогресса, нацелены на то, чтобы утихомирить изменчивый ум с его богоподобной силой. И всё же нам сказано: «Повторяйте, слушайте, и вы проконтролируйте ум именем Кришны». Иногда это звучит слишком просто. Мы пытаемся и обнаруживаем, что ум по прежнему гуляет по вселенной. Тем не менее мы не должны сомневаться или оставлять усилия, нужно продолжать с решимостью. Господь Кришна говорит в «Бхагават Гите» (6.26). «Куда бы не убегал ум, изменчивый и неустойчивый по природе, нужно неизменно возвращать его назад, под контроль своего «я»».
Настройка: Преданные, давайте покажем Кришне, что на самом деле мы хотим нектара служения Святому Имени и готовы заплатить хорошую цену за это, в виде нашей решимости качественно повторять Святые Имена.
Настройка 5: Молитвы из шастр и личные молитвы могут помочь нам повторять мантру. Есть много ведических текстов, прославляющих святые имена, и когда мы проникаемся их духом, они вдохновляют нас совершать эту священную ягью. Некоторые тексты напоминают об авторитетной природе святых имен, например харинама-стих в «Брихан-нарадия-пуране». Другие стихи приглашают нас войти в океан блаженства:
«Когда святое имя произнесено правильно, кажется, что оно танцует во рту. Тогда мы желаем иметь много, много ртов. Когда такое имя входит в отверстия ушей, мы хотим иметь много ушей»
(Рупа Госвами, «Видагдха-мадхава», 1.15).
В некоторых стихах говорится о том, что повторение нейтрализует наши грехи и что очень важно повторять имена перед смертью, как сделал удачливый Аджамила. И ещё стихи из шастр наставляют в том, как повторять: «Следует повторять святое имя в смиренном состоянии ума, считая себя ниже соломы валяющейся на дороге». Песни ачарий вдохновляют нас особенным образом, поскольку ачарьи говорят в них как огбусловленные души и сокрушаются о том, что не могут вкусить нектара имен Бога из-за оскорбительного повторения.
Очевидный эффект таких высказываний в том, что мы чувствуем, что великие святые понимают нас, и, так или иначе, обретаем надежду на улучшение собственного повторения. Когда мы скорбим и надеемся, мы очищаемся.
«О, Господь ты принес в этот мир бесчисленные святые имена и научил падших живых существ повторять их, ради их освобождения. Ты вкладываешь все Свои энергии в Свое святое имя, невзирая на место и время. Твое святое имя подобно философскому камню, неотличному от Тебя. Такова Твоя Великая милость, о Господь, но я настолько неудачлив! Во мне так и не проявилась любовь к святому имени! Поэтому сердце Бхактивиноды переполняется печалью» (Из «Гитавали»). Личностные наставления и поддержка уму на протяжении всего дня тоже помогают нам внимательно повторять святые имена. Они могут не быть заранее продуманными, а просто возникнуть из наших реальных разочарований и стремления совершить духовное продвижение. Можно взывать так: «Мой дорогой Господь Кришна, я не хочу продолжать повторять оскорбительно, но не могу перестать делать это сам», «Мой Дорогой Господь, пожалуйста, помоги мне повторять маха-мантру внимательно». Личная молитва может быть короче, например: «Спасибо Тебе!» или «Будь милостив!» или подбадривающее, обращенное к самому себе: «Повторяй! Повторяй!» Всё, что угодно, лишь бы помогало.
Настройка: Дорогие Преданные, у каждого из нас есть своя внутренняя личная молитва, с которой он обращается к Господу. Это могут быть слова благодарности, просьбы о прощении, восхваления Верховной Личности Бога или молитвы просьбы. Давайте попробуем мысленно включить нашу молитву в махамантру. Для того чтобы она стала более личностной. Харе Кришна!
Настройка 6:Когда чистый преданный произносит подлинное Святое Имя, его переполняют противоречивые чувства. Эти чувства уносят его, подобно океанским волнам. Когда Господь Чайтанья говорит о Святом Имени, кажется, что Он находится в эпицентре сражения, Его словно разрывает на части. Когда Кришна оставил гопи в лесу одних, они повторяли Его Имена и плакали. Они были более чем «полностью заняты».Какое-то время мы можем убеждать себя в необходимости довольствоваться однообразной природой Святого Имени, однако не забывайте о том, что Святое Имя динамично. Оно включает в себя все уровни понимания - интеллектуальный, эмоциональный и чисто духовный. Таким образом, повторяя джапу, мы просим: «Кришна, пожалуйста, раскрой нам смысл и природу Твоего Имени-формы».
Итак, чтобы не стать жертвой слишком упрощенных представлений о Святом Имени, нам нужно также читать соответствующие места из шастр и обсуждать с другими преданными природу Святого Имени. Нужно быть внимательными к деятельности ума, ибо далеко не каждое желание ума нацелено на достижение чего-то возвышенного. Часто ум просто беспокоится. Ничто из того, что происходит в уме, не превосходит повторение Святого Имени. Отстранившись на время от трескотни ума, мы не станем анти-интеллектуалами, мы лишь станем слугами чистой истины харинамы. Мы не пытаемся остановить свое интеллектуальное развитие или уподобиться камню. Напротив, повторение Харе Кришна пробудит наши высшие возможности. Именно этой возможности мы так долго ждали, и именно поэтому мы изо всех сил стремимся войти в сферу чистого повторения (Источник: Беседы о Джапе Сатсварупа Даса Госвами). Настройка: Преданные, давайте попытаемся остановить монолог ума и постараемся просто погрузиться в воспевание Святого имени.
Настройка 7: В «Бхагавад-гите» объясняется, что сутью служения является преданность. Кришна говорит: «Поднеси Мне листок, плод, цветок», однако Прабхупада объясняет, что сутью такого подношения является бхакти. Кришна не нуждается ни в чем из того, что мы можем предложить Ему. Он не испытывает обычного голода, Он испытывает голод по бхакти. Он хочет, чтобы мы были счастливы, и знает, что мы сможем обрести счастье только в служении Ему. Кришна хочет, чтобы мы добились успеха в повторении мантры.
Секрет заключается в том, чтобы наполнить нашу деятельность преданностью. Внешняя деятельность - телефонные звонки, ремонт машин и далее дебаты с непреданными – все это тоже может пребывать в сфере духовной энергии, но при условии, что мы делаем все это с преданностью.
Другой способ выразить эту идею связан со словом «дхарма». Паро-дхарма указывает на чистую религию, в которой отсутствуют какие-либо посторонние мотивы или перерывы. Такая религия принесет нам полное удовлетворение в сознании Кришны и приведет нас к сокровенному служению Радхе и Кришне.
Как же нам выразить эту преданность в своем повторении? Если нам по-прежнему с трудом дается внимательное повторение, то нашим подношением должны быть усилия по подчинению ума контролю высшего «я». Наше повторение джапы должно быть зовом к Кришне, «в точности подобным плачу ребенка по матери». Мать Хара услышит наш плач, и Господь откроет Себя искреннему преданному. Прабхупада говорит: «Никакой другой метод познания Бога не является столь же эффективным в эту эпоху, как повторение Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе».
Настройка : Преданные, давайте попытаемся воспеть с таким умонастроением: О Господь, О энергия Господа, пожалуйста, одарите меня преданностью, чтобы я смог по-настоящему заниматься служением повторения Ваших Святых Имен, делая это чисто, а не механически. Пожалуйста, даруйте мне хотя бы капельку преданности. Харе Кришна!
Настройка 8: Невозможно переоценить роль шастр в постижении нектарной природы Святого Имени и погружении в этот нектар. Сегодня утром я читал вторую главу Шестой песни, которая называется «Вишнудуты спасают Аджамилу». Если мы читаем с верой, шастра. дает нам силу. Наша собственная слабость - не такая уж большая проблема, ибо могущество Святого Имени воистину велико и способно победить наше несовершенство.
«... Аджамила сам не замечал, как в его сердце накапливаются плоды бхакти. По сути дела, чтобы полностью очиститься от греха, ему достаточно было произнести Святое Имя всего лишь раз... Как утверждают шастры, достаточно однажды произнести Святое Имя, чтобы избежать расплаты за прошлые, настоящие и будущие грехи... Если преданный всего лишь раз произнесет Святое Имя без оскорблений, то навечно останется под Его защитой. И когда придет время, он вкусит зрелые плоды повторения Святого Имени» (Бхаг., 6.2.49, комм.).
«В момент смерти, когда нарушается деятельность всех органов тела, человек естественно приходит в смятение. И может случиться так, что даже тот, кто всю жизнь повторял Имя Господа, перед смертью будет неспособен внятно произнести мантру Харе Кришна. Тем не менее, такой человек получит все блага от повторения Святого Имени. Так давайте же громко и внятно повторять Святое Имя Господа, пока у нас есть здоровье и силы. Тогда на смертном одре мы наверняка сможем произнести Святое Имя с любовью и верой. В заключение добавлю, что каждый, кто регулярно повторяет Святое Имя, без сомнения, вернется домой, к Богу». Сатсварупа Даса Госвами «Беседы о Джапе».
Настройка 9:Нет ничего плохого в том, чтобы действовать с энтузиазмом, и очевидно, что в процентном отношении мы будет посвящать больше времени тому, что нам нравится, что является нашим призванием. Однако джапа является фундаментом преданного служения, и мы должны это знать. Нужно с осторожностью относиться ко всякого рода «марафонам», когда мы полностью посвящаем себя определенной деятельности, к которой испытываем склонность, сознательно пренебрегая повторением. Повторение Святого Имени - самый непосредственный путь служения Кришне, обретения сознания Бога. Это спасет нас в момент смерти. Даже сейчас, хотя мы, возможно, и не осознаем этого, именно благодаря повторению у нас есть вкус к другим видам служения. Поскольку иногда мы молимся: «О Господь, о энергия Господа, пожалуйста, займите меня служением Вам», - Кришна дает нам возможность делать то, что нам нравится.
В любом случае, нам должно нравиться повторение Святого Имени. Давайте не будем делать из джапы бесхозного ребенка. Для меня нет ничего более приятного и духовного, чем прогуляться перед восходом солнца, повторяя Святые Имена. Может быть, мне не удастся реализовать весь потенциал такого свидания со Святым Именем, но я не могу не оценить милость Святого Имени. Только по той причине, что у меня много работы на сегодня, я не забуду почитать джапу перед алтарем и - если мне повезет оказаться в нужно время в нужном месте - совершить утреннюю джапа-прогулку. Может быть, таким работоголикам, как мы, которые в основном общаются с такими же поглощенными своим призванием людьми, стоит поискать общения с теми, кто сделал повторение целью своей жизни? Прогуляйтесь с одним из таких преданных или посидите рядом с ним в храме, повторяя вместе джапу. Не пренебрегайте такой возможностью. Таков мой смиренный совет этим дождливым утром, совет, который я даю и себе, и другим. Сатсварупа Даса Госвами «Беседы о Джапе». Настройка: Преданные давайте постараемся осознать что махамантра, это тот фундамент, который держит нас в Сознании Кришны, и если мы уделяем качественному вниманию Воспевания махаманры, тогда мы уделяем качественное внимаение самому Кришне, ведь Кришна и махамантра не отличны друг о друга. Харе Кришна!
Настройка 10: В главе «Ямараджа поучает своих слуг» содержится множество удивительных утверждений, касающихся могущества Святого Имени. Праб-хупада пишет: «Чтобы убедиться в том, сколь благотворно повторение мантры Харе Кришна, не надо проводить специальных исследований. История Аджамилы является достаточным доказательством».
Также нет необходимости применять какие-либо другие методы - повторения Святых Имен вполне достаточно. «Отсюда можно заключить, что каждый должен дать обет регулярно повторять Святое Имя Господа - Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе, /Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе - и неукоснительно выполнять этот обет. Тогда Кришна по Своей милости непременно освободит нас из пут майи...»
«Нас не должно останавливать то, что мы повторяем мантру Харе Кришна с оскорблениями, потому что, если мы будем просто продолжать повторять эту мантру, со временем мы начнем повторять ее без оскорблений. Тогда начнет расти наша любовь к Кришне. Любовь и привязанность к Верховной Личности Бога, по словам Шри Чайтаньи Махапрабху, должны стать нашей главной целью: према пум-артхо махан» (Бхаг., 6.3.24, комм.).
Дальше Прабхупада пишет: «Даже если в начале человек повторяет мантру Харе Кришна с оскорблениями, он может избавиться от них, повторяя мантру постоянно. Если последовать призыву Господа Чайтаньи Махапрабху и повторять мантру день и ночь, она постепенно избавит нас от всех грехов: папа-кшайаш ча бхавати смаратам там ахар-нишам» (Бхаг., 6.3.24, комм.). Сатсварупа Даса Госвами (Беседы о Джапе)
Настройка 11: «Как развить привязанность к повторению?»
Привязанность порождается практикой. Поскольку любовь к Богу дремлет в нас, то если мы практикуем, со временем появится подлинная привязанность, асакти - страстное желание постоянно общаться со Святым Именем.
Еще один вопрос :«Вообще, в наших ли силах искоренить оскорбления?»
Несомненно. В противном случае, зачем мы каждый день перечисляем десять оскорблений и стараемся избегать их? Прабхупада говорит, что повторять Харе Кришна легко, но при этом нужно помнить, что он сравнивает повторение с более трудными методами. Это не та легкость, когда вы нажимаете несколько кнопок на телефоне и узнаете точное время или погоду. В наше время невозможно достичь совершенства в практике других методов, таких как йога или гъяна. Повторение Харе Кришна считается легким, потому что мы способны практиковать его. Прабхупада говорит, что нет нужды искать доказательств - доказательством является Ад-жамила. Еще одним доказательством являются Джагай и Мадхай. Тому, кто с решимостью идет по этому пути, успех гарантирован.
Настройка 12: когда мама Яшода попыталась связать Кришну веревкой. Сколько бы веревок она ни связывала вместе, все равно они были на два пальца короче. Она не могла связать маленького Кришну. Тогда Кришна сказал ей: «Дорогая мама, хотя Я играю роль твоего сына, это происходит лишь с Моего согласия. Если Я не соглашусь, ты не сможешь связать Меня, сколько бы веревок ты ни взяла».
В этой лиле Кришна не подчинился власти Своей мамы, продемонстрировав Свою верховную независимость. Однако увидев, что Яшода вспотела от напряжения, цветы выпали из ее волос и она впала в отчаяние, Кришна уступил ее желанию и позволил связать Себя, Верховного Господа, к которому неспособны даже приблизиться великие йоги и мистики. Если чистый преданный хочет поймать Кришну в сети своей любви или стремится повторять Харе Кришна в настроении спонтанной преданности, необходимы оба элемента: нам нужно прилагать усилия, и плюс к этому Кришна, не зависящий от наших усилий, должен Сам пожелать танцевать на нашем языке в форме шуддха-намы.
Настройка 13:
Я думаю, что не следует даже стремиться к немедленному улучшению, вместо этого нужно стремиться прилагать как можно больше усилий и вкладывать в повторение Святого Имени больше преданности (в соответствии с нашим пониманием того, что такое преданность). Преданность может выражаться в том, что мы жертвуем деньги, время или энергию, а также жертвуем личными интересами ради общего дела. Что касается джапы, мы можем отдавать повторению Святого Имени больше времени и сил. Такая жертва с нашей стороны свидетельствует о том, что мы становимся серьезнее. Однако не следует ожидать немедленных результатов. Просто сам факт, что мы жертвуем своим временем и энергией говорит о том, что повторение действует.
У нас должна быть вера в то, что Кришна отнесется к нашим наивным, но искренним усилиям как к чему-то хорошему. В конце концов, что является хорошим с точки зрения Кришны? Кришна живет в невероятной роскоши, мы не способны даже представить Его великолепия. Самые выдающиеся достижения этого мира -ничто для Него. Однако если мы сможем плакать по Нему и молиться Святому Имени, с точки зрения Кришны это будет замечательно. Таково мнение ачарьев. Как прекрасно, что Кришна настолько невзыскателен и настолько добр, что видит хорошее даже в искорке нашей искренности, которую нам посчастливилось получить от Шрилы Прабхупады. Прабхупада говорил, что до приезда в Америку он жил в «комфортных условиях» в храме Радхи-Дамодары во Вриндаване, но ради того, чтобы принести нам сознание Кришны, он пошел на риск. Именно Прабхупада наделил нас способностью искренне повторять Святые Имена. Давайте же делать то, о чем он просил нас: повторять Харе Кришна и «просто слушать». Кришна примет это подношение.
Настройка 14: Я помню, как несколько лет назад читал книгу православного монаха о повторении иисусовой молитвы. Он писал: «Когда вы повторяете и просто боретесь с собой, превозмогая сухость, не думайте, что это пустая трата времени. Может оказаться, что такое повторение даже важнее, чем повторение, во время которого вы испытываете подъем, потому что подъем - это удовлетворение чувств, по крайней мере, на начальном этапе». Иными словами, если мы рассчитываем на «подъем», значит, мы повторяем только ради того, чтобы наслаждаться нектаром. Но если наш повторение - это волевой акт подношения Богу без ожидания награды, то, по мнению этого монаха, такое повторение намного лучше.
Это странная ситуация. Непонятно, что Кришне нравится больше: когда мы страдаем от сухого повторения или когда мы счастливы, испытывая духовный вкус? Кришна хочет от нас искреннего чувства. Возможно, что мы не испытываем в данный момент блаженства из-за своих оскорблений, однако когда Кришна увидит, что, несмотря ни на что мы настойчиво продолжаем прилагать усилия, Он останется доволен нами. В данный момент мы лишены наслаждения повторением Святого Имени, поэтому нам необходимо следовать принципу шреяса. Нектар придет, однако вначале мы должны понять, что в действительности является нектаром.
Настройка 15: Повторение Святого Имени устраняет пыль с зеркала ума. Оно разрывает круговорот рождения и смерти и гасит пожар материальных желаний, и потому является главным благословением, величайшим благословением нынешней эпохи. Оно повсюду распространяет лучи благословения Кришны - в наших сердцах и по всему миру. Харинама обладает реальной силой.
Святое Имя является жизнью трансцендентного знания. Гъяна (способность отличать дух от материи и любые другие формы ведического и материального знания) достигает своей кульминации в бхакти. Повторение Святого Имени ведет прямо к бхакти, ибо такова его цель; это исполненный преданности зов, обращенный к Кришне: «О Кришна! О Радха!» Святое Имя помогает нам приблизиться к высшей энергии.
Настройка 16: Обычно полчаса я иду в одном направлении, а потом разворачиваюсь и иду назад. В это время к миру опять возвращается его многоцветность. Наперстянка - фиолетового цвета, кусты клевера и малины - белого, травы - зеленого. Уже достаточно светло, чтобы читать.