Сады при жилой застройке

Городские сады.

Витрувий в своих размышлениях об архитекторах пишет, что "...в прочих городах, где были внимательные архитекторы, при театрах имеются портики и аллеи". Благодаря раскопкам удалось устано­вить, что существовали городские сады, устраиваемые в городах около портиков (крытых галерей), вблизи театров или других общественных зда­ний. Они служили для прогулок или выполняли роль фойе, места для от­дыха во время антрактов или до начала спектакля. То есть формировалось своеобразное открытое пространство.

В центре Рима портик примыкал непосредственно к театру с одной стороны, а с трех других сторон был окружен двойной колоннадой с мес­тами для сидения. Центральная часть внутри колоннады была занята са­дом, предположительно с рядовыми посадками платана и фонтаном в са­мом центре. Размеры такого сада примерно 115x75 м. Из литера­турных источников и текстов известно, что аллея в Риме, ведущая к храму Aфродиты, была обсажена платанами, которые чередовались со стриже­ным лавром.

Имеются сведения, что во вре­мена императора Августа в результате строительства водопровода и значи­тельных благоустроительных работ в Риме насчитывалось 700 бассейнов, 500 фонтанов и 130 резервуаров. Около роскошного здания терм Агриппы был разбит парк с обширным проточным искусственным озером и кана­лом. В парке было до 300 мраморных статуй, но, к сожалению, нет сведе­ний о планировке этого парка. И при других термах находились искусст­венные водные поверхности, окаймленные тенистыми аллеями, которые служили для дозированной ходьбы, что по нашей современной терминоло­гии означает «терренкуры», получившие распространение в современных санаторных парках.

О придворцовых садах в Риме известно, что они были насыщены скульптурами, фонтанами, имели искусственные озера (при дворце Неро­на), но данными об их планировке наука не располагает.

Для развлечения горожан на озерах устраивались праздники с целы­ми флотилиями судов и барок, а иногда и морские сражения. Таким образом, в городе были крупные зелёные массивы, которые по со временной терминологии подходят к «паркам».

Сады при жилой застройке.

В этом отношении интересен город Помпея, расположенный на берегу моря (около современного Неаполя) у подножия Везувия. Город погиб в 79 году н. э. в результате извержения Везувия. Весь город и его население исчезли под потоками горячей лавы. Первое землетрясение в Помпее относится к 5 февраля 63 года н. э. Спустя 17 столетий, в 1748 году начались раскопки Помпеи. Благодаря раскопкам, которые ведутся очень тщательно и еще не закончены, удалось восстано­вить планировку города во всех деталях и установить наличие садов при жилой застройке.

Жилой дом в Помпее дает много разнообразных сведений по садово-парковому искусству. Он развился на основе плана греческого дома клас­сической эпохи и эпохи эллинизма. Вследствие влияния климатических условий наружные стены почти всегда не имели окон. Внутренние помещения - столовая, гостиная, спальни и другие комнаты - были сгруппиро­ваны вокруг открытых двориков. У входа располагался атрий или атриум, своего рода вестибюль с бассейном. Бассейн, под названием имплувиум, наполнялся дождевой водой через отверстие в крыше. Кроме атриума, в доме были дворики, окруженные колоннадами, всегда богато оформлен­ные скульптурой, цветами, бассейнами или фонтанами, представляющие собой сады специального назначения. Дом такого типа получил название атриумо-перистильного дома. Эти данные крайне интересны своей досто­верностью, документальностью. Лава, под которой был погребен город, частично сохранила дома и отдельные фрагменты - колонны, скульптуры, фонтаны, портики. Благодаря этому удалось воссоздать внутреннюю пла­нировку дома.

Каждый из домов с садом имеет свой художественный облик. Инте­ресен дом Веттии (фамилия владельца была выгравирована над входом в дом) по своей планировке и оформлению сада. При входе в атри­ум поражал сильный контраст между светом и тенью: солнечные лучи, проникая через отверстие в крыше (комплувиум), освещали бассейн с фон­таном и статуэтками. Растения вокруг бассейна росли в кадках, стены ат­риума были украшены живописью с изображением пейзажей и мифоло­гических сюжетов. Атриум был вымощен плитами.

В доме Веттиев сад-перистиль расположен по поперечной оси по от­ношению ко всему плану. Он представляет собой вытянутый прямоуголь­ник размером 20 на 9 м. Примечательны геометричность планировки, чет­кость композиции, ясно выраженная продольная ось, подчеркнутая мра­морными фонтанчиками и скульптурой. Интересен и фигурный контур по­лос газона по сторонам главной оси. Контуры газона были восстановлены благодаря обнаруженным слепкам корневой системы. Оформлялись поло­сы лавром, миртом и самшитом. Белизна мраморных статуй выделялась на фоне листвы растений. 18 мраморных колонн окружали сад с трех сто­рон. Над их двойным рядом простиралась крыша. Водное оформление ми­ниатюрного участка было замысловато, с разнообразным рисунком водных струй - то вертикальных, то ниспадающих, создававших не только прият­ное зрелище, но и прохладу, столь необходимую в жарком климате. Пред­полагают, что здесь росли душистые цветы: фиалки, розы, лилии, нарцис­сы, гвоздики и другие растения.

Сад-перистиль занимал иногда довольно большую площадь. Харак­терен дом Фавна (название домов в Помпее часто условное - по наличию скульптуры). Он занимает площадь размером 28 × 22 м. В отличие от дома Веттии, в перистиле размещался квадратный бассейн, глубиной в 1,2 м, с голубой облицовкой и центральной бьющей вверх струей воды.

В некоторых домах сад имел в основном утилитарное значение и предназначался для выращивания овощных культур, но одна часть его от­водилась для цветов. Примечательно то, что саду в каждом доме придавал­ся свой облик. Большое значение имела стенная живопись: стены перисти­ля, окружающие сад, расписывались как садовые пейзажи; благодаря это­му создавалось впечатление, что сад больше по размерам, чем на самом деле. Само собой разумеется, что стенная живопись и изображаемые сю­жеты являются исключительно ценным материалом для ознакомления с садово-парковым искусством античности.

В этом отношении чрезвычайно характерен план дома Саллюстия в Помпее. Здесь не было перистиля в настоящем смысле этого слова, но все же в глубине дома находился узенький, миниатюрный участок, который был оформлен в виде сада. Места хватало только для цветов, высаживае­мых в кадках, а деревья были нарисованы на стене, ограничивающей сад. Любопытно, что сад служил одновременно и летней столовой: круглый мраморный столик располагался в тени беседки, увитой виноградом, а ря­дом находился фонтанчик с питьевой водой.

Встречались также настенные фонтаны, отделанные мозаикой. Они представляли собой очень интересные сооружения в виде ниш с мозаич­ным декором и архитектурным обрамлением. Полукруглый бассейн, куда из ниши вытекала вода, оформлялся небольшой скульптурой.

Следует также отметить цветовую гамму в оформлении сада-перистиля, белизну скульптур, разнообразные оттенки растений и красоч­ность колонн. Последние часто были двухцветными, половина из них была покрыта киноварью, а остальная часть сверкала белизной.

В городе Геркулануме, также засыпанном пеплом при извержении Везувия, в результате раскопок найдена вилла Папирусов с большим са­дом, расположенным не внутри дома, а на смежной территории. Он пред­ставляет собой замкнутую композицию, будучи окружен со всех сторон колоннадой. В центре продолговатого участка находился канал значитель­ных размеров - 40 × 103 м.

Сохранившиеся остатки стен, фундаменты колоннад, беседок, па­вильонов и мощные водопроводные устройства позволяют сделать вывод, что вилла Папирусов была окружена парком.

Сады при виллах. Перечисленные здесь объекты относятся к замк­нутым композициям. Однако известно, что на берегу моря виллы строи­лись на террасах. Здание обычно располагалось фасадом к морю, перед виллой устраивался плоский партер с цветочным декором. В саду было много беседок, трельяжей, увитых виноградом. Композиция партера была строго регулярная. Имеются сведения о больших поместьях, расположен­ных либо на берегу моря, либо в окрестностях Рима. Таковы были виллы Плиния Младшего - Лаврентии на берегу моря и Тускулума на склонах Албанских гор. О планировке садов, окружавших виллы, судить можно лишь по неясным описаниям самого Плиния. Однако они чрезвычайно лю­бопытны и могли бы служить и сейчас руководством по планировке и де­кору садов и парков. Особенно интересны тексты Плиния, относящиеся к саду-ипподрому. Из текста видно, что участок имел в плане вытянутый прямоугольник (170 × 70) с одним закругленным концом и был окружен стриженым лавром и рядовой посадкой платанов. Низкий стриженый бор­дюр из самшита ограничивал дорожку. Стволы платана, увитые плющом, образующим гирлянды, перекинуты от одного дерева на другое. С аллеи хорошо просматривается весь сад. В конце сада стена стриженых лавров завершается тесными посадками высоких кипарисов. Здесь был разбит ро­зарий, прекрасно выделяющийся на фоне темных кипарисов. Весь сад был разделен на две части широкой дорожкой, соединяющей вход с участком розария, перед которым возвышается мраморная беседка. Вдоль дорожки расположены полукруглые мраморные скамейки, а колонны беседки увиты вьющимися розами. Дорожка является продольной композиционной осью сада. По сторонам ее находятся полосы газона, где растут отдельные низ­корослые деревья. Весной газон превращается в сплошной ковер фиалок. Любопытной деталью плана является замкнутость перспективы: гуляя или отдыхая в саду, посетитель любовался внутренними пейзажами на не­большой территории. Сад был отгорожен от далеких видов - черта, харак­терная и для садово-паркового искусства Италии эпохи Возрождения.

Описание сада-ипподрома сделано на основании писем Плиния, но следует заметить, что тексты часто сбивчивы, поэтому план не является подлинным документом.

Большой интерес представляют раскопки, проведенные на террито­рии виллы императора Адриана, известной под названием виллы Тибуртина, или Адриана. Материал раскопок и проведенные реставрационные ра­боты на этой территории являются убедительным документальным мате­риалом и позволяют судить о чрезвычайно высокой степени развития са­дово-паркового искусства в античном Риме.

Территория виллы Тибуртина расположена в 80 км от Рима, у под­ножия холмов, где находится городок Тиволи. Местность, занимаемая этим императорским поместьем, очень велика и равняется 5 квадратным километрам.

Начало строительства относится к 126 году н. э. После длительных путешествий в Египет, Грецию и другие страны Адриан решил построить в этом поместье дворец и сад, отдельные элементы которого напоминали бы ему виденное во время путешествий.

Наиболее убедительным фрагментом, ныне восстановленным, явля­ется так называемый Канопус, планировка и декоративное оформление которого должны были напоминать канал Канопус в дельте Нила. Центром композиции служил длинный канал с закругленным контуром. По краям канала стояли беломраморные кариатиды, расположенные между колон­нами некогда существовавшей колоннады, сейчас частично восстановлен­ной. Кариатиды создавали четкий ритм, отражались в зеркале воды и вы­делялись на фоне зелени парка. Среди скульптур Канопуса были бог войны Марс, раненая амазонка и другие персонажи греческой мифологии.

На территории виллы Тибуртина находились также библиотека, тер­мы и другие сооружения.

На основании вышеизложенного можно заключить, что в античном Риме садово-парковое искусство достигло высокого расцвета.

Наши рекомендации