Сады при жилой застройке
Городские сады.
Витрувий в своих размышлениях об архитекторах пишет, что "...в прочих городах, где были внимательные архитекторы, при театрах имеются портики и аллеи". Благодаря раскопкам удалось установить, что существовали городские сады, устраиваемые в городах около портиков (крытых галерей), вблизи театров или других общественных зданий. Они служили для прогулок или выполняли роль фойе, места для отдыха во время антрактов или до начала спектакля. То есть формировалось своеобразное открытое пространство.
В центре Рима портик примыкал непосредственно к театру с одной стороны, а с трех других сторон был окружен двойной колоннадой с местами для сидения. Центральная часть внутри колоннады была занята садом, предположительно с рядовыми посадками платана и фонтаном в самом центре. Размеры такого сада примерно 115x75 м. Из литературных источников и текстов известно, что аллея в Риме, ведущая к храму Aфродиты, была обсажена платанами, которые чередовались со стриженым лавром.
Имеются сведения, что во времена императора Августа в результате строительства водопровода и значительных благоустроительных работ в Риме насчитывалось 700 бассейнов, 500 фонтанов и 130 резервуаров. Около роскошного здания терм Агриппы был разбит парк с обширным проточным искусственным озером и каналом. В парке было до 300 мраморных статуй, но, к сожалению, нет сведений о планировке этого парка. И при других термах находились искусственные водные поверхности, окаймленные тенистыми аллеями, которые служили для дозированной ходьбы, что по нашей современной терминологии означает «терренкуры», получившие распространение в современных санаторных парках.
О придворцовых садах в Риме известно, что они были насыщены скульптурами, фонтанами, имели искусственные озера (при дворце Нерона), но данными об их планировке наука не располагает.
Для развлечения горожан на озерах устраивались праздники с целыми флотилиями судов и барок, а иногда и морские сражения. Таким образом, в городе были крупные зелёные массивы, которые по со временной терминологии подходят к «паркам».
Сады при жилой застройке.
В этом отношении интересен город Помпея, расположенный на берегу моря (около современного Неаполя) у подножия Везувия. Город погиб в 79 году н. э. в результате извержения Везувия. Весь город и его население исчезли под потоками горячей лавы. Первое землетрясение в Помпее относится к 5 февраля 63 года н. э. Спустя 17 столетий, в 1748 году начались раскопки Помпеи. Благодаря раскопкам, которые ведутся очень тщательно и еще не закончены, удалось восстановить планировку города во всех деталях и установить наличие садов при жилой застройке.
Жилой дом в Помпее дает много разнообразных сведений по садово-парковому искусству. Он развился на основе плана греческого дома классической эпохи и эпохи эллинизма. Вследствие влияния климатических условий наружные стены почти всегда не имели окон. Внутренние помещения - столовая, гостиная, спальни и другие комнаты - были сгруппированы вокруг открытых двориков. У входа располагался атрий или атриум, своего рода вестибюль с бассейном. Бассейн, под названием имплувиум, наполнялся дождевой водой через отверстие в крыше. Кроме атриума, в доме были дворики, окруженные колоннадами, всегда богато оформленные скульптурой, цветами, бассейнами или фонтанами, представляющие собой сады специального назначения. Дом такого типа получил название атриумо-перистильного дома. Эти данные крайне интересны своей достоверностью, документальностью. Лава, под которой был погребен город, частично сохранила дома и отдельные фрагменты - колонны, скульптуры, фонтаны, портики. Благодаря этому удалось воссоздать внутреннюю планировку дома.
Каждый из домов с садом имеет свой художественный облик. Интересен дом Веттии (фамилия владельца была выгравирована над входом в дом) по своей планировке и оформлению сада. При входе в атриум поражал сильный контраст между светом и тенью: солнечные лучи, проникая через отверстие в крыше (комплувиум), освещали бассейн с фонтаном и статуэтками. Растения вокруг бассейна росли в кадках, стены атриума были украшены живописью с изображением пейзажей и мифологических сюжетов. Атриум был вымощен плитами.
В доме Веттиев сад-перистиль расположен по поперечной оси по отношению ко всему плану. Он представляет собой вытянутый прямоугольник размером 20 на 9 м. Примечательны геометричность планировки, четкость композиции, ясно выраженная продольная ось, подчеркнутая мраморными фонтанчиками и скульптурой. Интересен и фигурный контур полос газона по сторонам главной оси. Контуры газона были восстановлены благодаря обнаруженным слепкам корневой системы. Оформлялись полосы лавром, миртом и самшитом. Белизна мраморных статуй выделялась на фоне листвы растений. 18 мраморных колонн окружали сад с трех сторон. Над их двойным рядом простиралась крыша. Водное оформление миниатюрного участка было замысловато, с разнообразным рисунком водных струй - то вертикальных, то ниспадающих, создававших не только приятное зрелище, но и прохладу, столь необходимую в жарком климате. Предполагают, что здесь росли душистые цветы: фиалки, розы, лилии, нарциссы, гвоздики и другие растения.
Сад-перистиль занимал иногда довольно большую площадь. Характерен дом Фавна (название домов в Помпее часто условное - по наличию скульптуры). Он занимает площадь размером 28 × 22 м. В отличие от дома Веттии, в перистиле размещался квадратный бассейн, глубиной в 1,2 м, с голубой облицовкой и центральной бьющей вверх струей воды.
В некоторых домах сад имел в основном утилитарное значение и предназначался для выращивания овощных культур, но одна часть его отводилась для цветов. Примечательно то, что саду в каждом доме придавался свой облик. Большое значение имела стенная живопись: стены перистиля, окружающие сад, расписывались как садовые пейзажи; благодаря этому создавалось впечатление, что сад больше по размерам, чем на самом деле. Само собой разумеется, что стенная живопись и изображаемые сюжеты являются исключительно ценным материалом для ознакомления с садово-парковым искусством античности.
В этом отношении чрезвычайно характерен план дома Саллюстия в Помпее. Здесь не было перистиля в настоящем смысле этого слова, но все же в глубине дома находился узенький, миниатюрный участок, который был оформлен в виде сада. Места хватало только для цветов, высаживаемых в кадках, а деревья были нарисованы на стене, ограничивающей сад. Любопытно, что сад служил одновременно и летней столовой: круглый мраморный столик располагался в тени беседки, увитой виноградом, а рядом находился фонтанчик с питьевой водой.
Встречались также настенные фонтаны, отделанные мозаикой. Они представляли собой очень интересные сооружения в виде ниш с мозаичным декором и архитектурным обрамлением. Полукруглый бассейн, куда из ниши вытекала вода, оформлялся небольшой скульптурой.
Следует также отметить цветовую гамму в оформлении сада-перистиля, белизну скульптур, разнообразные оттенки растений и красочность колонн. Последние часто были двухцветными, половина из них была покрыта киноварью, а остальная часть сверкала белизной.
В городе Геркулануме, также засыпанном пеплом при извержении Везувия, в результате раскопок найдена вилла Папирусов с большим садом, расположенным не внутри дома, а на смежной территории. Он представляет собой замкнутую композицию, будучи окружен со всех сторон колоннадой. В центре продолговатого участка находился канал значительных размеров - 40 × 103 м.
Сохранившиеся остатки стен, фундаменты колоннад, беседок, павильонов и мощные водопроводные устройства позволяют сделать вывод, что вилла Папирусов была окружена парком.
Сады при виллах. Перечисленные здесь объекты относятся к замкнутым композициям. Однако известно, что на берегу моря виллы строились на террасах. Здание обычно располагалось фасадом к морю, перед виллой устраивался плоский партер с цветочным декором. В саду было много беседок, трельяжей, увитых виноградом. Композиция партера была строго регулярная. Имеются сведения о больших поместьях, расположенных либо на берегу моря, либо в окрестностях Рима. Таковы были виллы Плиния Младшего - Лаврентии на берегу моря и Тускулума на склонах Албанских гор. О планировке садов, окружавших виллы, судить можно лишь по неясным описаниям самого Плиния. Однако они чрезвычайно любопытны и могли бы служить и сейчас руководством по планировке и декору садов и парков. Особенно интересны тексты Плиния, относящиеся к саду-ипподрому. Из текста видно, что участок имел в плане вытянутый прямоугольник (170 × 70) с одним закругленным концом и был окружен стриженым лавром и рядовой посадкой платанов. Низкий стриженый бордюр из самшита ограничивал дорожку. Стволы платана, увитые плющом, образующим гирлянды, перекинуты от одного дерева на другое. С аллеи хорошо просматривается весь сад. В конце сада стена стриженых лавров завершается тесными посадками высоких кипарисов. Здесь был разбит розарий, прекрасно выделяющийся на фоне темных кипарисов. Весь сад был разделен на две части широкой дорожкой, соединяющей вход с участком розария, перед которым возвышается мраморная беседка. Вдоль дорожки расположены полукруглые мраморные скамейки, а колонны беседки увиты вьющимися розами. Дорожка является продольной композиционной осью сада. По сторонам ее находятся полосы газона, где растут отдельные низкорослые деревья. Весной газон превращается в сплошной ковер фиалок. Любопытной деталью плана является замкнутость перспективы: гуляя или отдыхая в саду, посетитель любовался внутренними пейзажами на небольшой территории. Сад был отгорожен от далеких видов - черта, характерная и для садово-паркового искусства Италии эпохи Возрождения.
Описание сада-ипподрома сделано на основании писем Плиния, но следует заметить, что тексты часто сбивчивы, поэтому план не является подлинным документом.
Большой интерес представляют раскопки, проведенные на территории виллы императора Адриана, известной под названием виллы Тибуртина, или Адриана. Материал раскопок и проведенные реставрационные работы на этой территории являются убедительным документальным материалом и позволяют судить о чрезвычайно высокой степени развития садово-паркового искусства в античном Риме.
Территория виллы Тибуртина расположена в 80 км от Рима, у подножия холмов, где находится городок Тиволи. Местность, занимаемая этим императорским поместьем, очень велика и равняется 5 квадратным километрам.
Начало строительства относится к 126 году н. э. После длительных путешествий в Египет, Грецию и другие страны Адриан решил построить в этом поместье дворец и сад, отдельные элементы которого напоминали бы ему виденное во время путешествий.
Наиболее убедительным фрагментом, ныне восстановленным, является так называемый Канопус, планировка и декоративное оформление которого должны были напоминать канал Канопус в дельте Нила. Центром композиции служил длинный канал с закругленным контуром. По краям канала стояли беломраморные кариатиды, расположенные между колоннами некогда существовавшей колоннады, сейчас частично восстановленной. Кариатиды создавали четкий ритм, отражались в зеркале воды и выделялись на фоне зелени парка. Среди скульптур Канопуса были бог войны Марс, раненая амазонка и другие персонажи греческой мифологии.
На территории виллы Тибуртина находились также библиотека, термы и другие сооружения.
На основании вышеизложенного можно заключить, что в античном Риме садово-парковое искусство достигло высокого расцвета.