Длина для дорожно – климатического графика
Исходные данные
Вариант № 3
Данные для автомобильной дороги:
1. Область прохождения автомобильной дороги - Петропавлск
2. Направление дороги СЗ 279°30
3. Длина дороги – 35 км
4. Категория дороги – III
Длина для розы ветров и расчета снегопереноса | Январь | Июль | ||||||||||||||
С | СВ | В | ЮВ | Ю | ЮЗ | З | СЗ | С | СВ | В | ЮВ | Ю | ЮЗ | З | СЗ | |
Повторяемость направлений ветра (%) | ||||||||||||||||
Скорость ветра по румбам , м/с | 4,2 | 4,6 | 6,5 | 5,8 | 5,6 | 6,9 | 5,0 | 4,6 | 4,5 | 4,5 | 4,4 | 3,7 | 3,6 | 4,5 | 4,7 | 4,8 |
Длина для дорожно – климатического графика
Месяц | I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | XI | XII | год |
Среднемесячная и годовая температура воздуха 0С | -18,7 | -17,3 | -11,3 | 1,5 | 11,4 | 16,8 | 18,8 | 16,6 | 10,6 | 1,8 | 8,1 | 15,9 | 0,5 |
Среднемесячное количество осадков за месяц мм | |||||||||||||
Среднемесячная и годовая скорость ветра, м/сек | 6,1 | 6,3 | 6,6 | 5,8 | 5,8 | 4,9 | 4,4 | 4,1 | 4,7 | 5,7 | 6,0 | 6,0 | 5,5 |
Высота снежного покрова на последний день декады, см
XI | XII | I | Наибольшая за зиму | |||||||||
5% | Ср | Мах | Мин | |||||||||
II | III | IV | 43% | |||||||||
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Казахская автомобильно - дорожная академия им. Л.Б.Гончарова
Кафедра ТС и ПСМ
Практическая работа 3
На тему: «Виды снежно-ледяных образований»
По дисциплине: эксплуатация автомобильных дорог
Выполнил: Альясов К.Т.
Группа: ТС-12
Проверил: ст. преп. Джуманова К.С.
Алматы 2015
3. Виды снежно-ледяных образований
В зимний период года ухудшается движение автомобилей из-за низких температур, образования на проезжей части отложения снега и гололеда. Технико-экономические показатели снижаются в результате уменьшения скорости движения и падения коэффициента сцепления с дорожным покрытием. Отложение снега на проезжей части формируется в результате снегопада, снегопереноса ветра, а в горной местности в следствий лавин. Снегоперенос вызывает наиболее интенсивные и опасные формирования снегоотложений на проезжей части, в следствий действий снежных метелей. Различают следующие виды метелей:
1. Общая метель – это перенос ветром ранее выпавшего снега;
2. Верховая метель – перенос выподаемого снега слабым ветром;
3. Низовая метель – это перенос ветром ранее выпавшего снега с поднятием над землей в слое от 0,5 до 4 м.
4. Бураны (пурга) – это перенос снега сильным ветром при скорости более 20 м/с.
Существуют следующие основные типы снежных и ледяных образований на автомобильных дорогах, аэродромах, городских улиц:
1. Изморозь;
2. Гололед;
3. Снежный покров;
4. Снежный накат;
5. Снежно-ледяной накат;
6. Снежно-ледяная каша;
7. Наледи.
Таблица 2.1 Типы снежно-ледяных образовании и их классификация
Типы | Условия формирования | Причины формирования |
Изморозь. | Осаждение капель воды без их растекания (туман). | При морозах и заморозках. |
Гололед. | Выпадение жидких атмосферных осадков понижение температуры воздуха после дождей и туманов. | При оттепелях. |
Снежный покров. | Естественное осаждение атмосферных осадков. | Во время снегопада при ветровом переносе и метелях. |
Снежный накат. | Уплотнение снежного покрова | Уплотнение колесным трактором, гусеничными колесами, санями, пешеходом. |
Снежно-ледяной накат. | Естественное таяние снежного наката. | В результате трения и искусственного выделения тепла. |
Снежно-ледяная каша. | Механическое перемешивание после снежно-ледяного наката. | В результате введения солей. |
Наледи. | В условиях резкого повышения и понижения температуры. | В результате излияния воды на покрытие автомобильной дороги. |
Изморозь – это рыхлое отложения снега, осаждающиеся на поверхности покрытия из переохлажденной влаги и мелких капель воды. Изморозь образуется при температуре от +7 0С до 40 0С,и относительной влажности до 100%.
Гололед – это ледяная корка образуется в зимний период при температуре от 4 0С до 20 0С, и при относительной влажности воздуха от 70% до 100%.
Снежный покров – это, на полотне автомобильной дороги образуются во время спокойных снегопадов, при ветровом переносе снега и в результате обрушения снежных лавин. Снежный покров уплотняется под действием проходящих транспортных средств и образуется снежный накат.
Проникновение талой воды в снежный накат приводит к тому, что снег становится менее прочным и образуется снежно-ледяная каша. Так же снежно-ледяная каша образуется от осыпания солей.
Наледи – это слоистый ледяной накат образуется поздней осенью и зимой при промерзании грунтовых вод. По происхождению наледи делятся на:
Природные (возникающие в естественных природных условиях);
Техногенные (возникают от нарушения водно-теплового режима при дорожном строительстве).
По месту отложения наледи классифицируются:
- Русловые;
- Логовые;
- Косо-горные;
- Откосные;
- Равнинные;
-Предгорные.
Таблица 2.2 Физико-механические свойства снежно-ледяных отложении, плотность и твердость
Категория снега и льда | Плотность кг/м3 | Твердость кг/см2 |
Изморозь Гололед Снежный покров Снежный накат Снежно-ледяной накат Снежно-ледяная каша Наледи | 500 – 700 700 – 900 Во время снегопада 10 – 40 Ветровой перенос 200 – 450 Обрушение лавин 600 – 700 Уплотнение колесным трактором 400 – 600 Уплотнение пешеходом 200 – 400 500 – 900 400 – 1000 700 – 900 | 40 – 90 90 – 200 0,5 – 1 2 – 10 50 – 90 10 – 50 2 – 5 50 – 180 10 – 500 90 – 300 |
Снежно-ледяные отложения образующиеся на автомобильной дороге по физическому состоянию подразделяются на следующие виды:
- Рыхлый снег;
- Уплотненный;
- Стекловидный лед.
Отложение рыхлого снега образуется при снегопадах, безветренную погоду. Плотность снега составляет 0,06 ÷ 0,2 м3. Накат представляет собой спрессованный снег различной толщины, его плотность 0,3 ÷ 0,6 г/см3.
Стекловидный лед представляет собой гладкую стекловидную пленку толщиной 13 мм.
Коэффициент сцепления 0,08 – 0,15 образуется при температуре 3 0С ÷ 6 0С.
Таблица 2.3Плотность и твердость снега
Виды снежного покрова | Плотность | Твердость |
Рыхлый свежевыпавший снег | 0,01 – 0,2 | 0,02 |
Рыхлый слабо уплотненный снег | 0,22 – 0,3 | 0,02 – 0,1 |
Уплотненный снег | 0,3 – 0,4 | 0,2 – 0,4 |
Старый, слежавшейся снег | 0,48 – 0,52 | 0,4 – 0,5 |
Уплотненный накат | 0,55 – 0,7 | 0,5 – 0,7 |
Стекловидный лед | 0,7 – 0,95 | Более 0,7 |
Таблица 2.4 Значение коэффициента сцепления в зимний период
Вид снежного покрова | Коэффициент сцепления |
Снежный покров мокрый снег сухой снег | 0,1 – 0,2 0,2 – 0,25 |
Снежный накат мокрый снег сухой снег | 0,1 – 0,2 0,15 – 0,25 |
Снежноледяная каша | 0,2 – 0,3 |
Гололед | 0,03 – 0,15 |
Изморозь | 0,1 – 0,25 |
Наледи | 0,02 – 0,15 |
На автомобильных дорогах борьба с зимней скользкостью ведется в основном химическим и фрикционным способами. В первом случае распределяют химические противогололедные вещества, которые вызывают полное таяние снежно-ледяных отложений либо нарушают их прочность, после чего отложения разрушаются колесами автомобилей и легко удаляются снегоуборочными машинами. Во втором случае используют уменьшающие скользкость материалы, которые закрепляются на поверхности снежно-ледяных отложений, временно повышая коэффициент сцепления с ними колес автомобилей.
Для борьбы с зимней скользкостью можно использовать кристаллические и жидкие химические вещества:
хлористый натрий (NaCl) кристаллический в виде технической поваренной соли, представляющей собой часть продукции, не используемую для пищевых целей. При борьбе с зимней скользкостью применяют молотую соль крупностью от 1,2 до 4,5 мм; хлористый кальций (CaCl) кристаллический чешуированный с содержанием 67% хлористого кальция и фосфатированный (изготовляют введением в чешуированный хлористый кальций ингибирующей добавки – суперфосфата 5 – 7% по массе), а также жидкий с концентрацией от 32 до 37%; смесь кристаллического хлористого натрия и хлористого кальция в пропорции 88:12. Эта смесь обладает эффективным противогололедным действием и не слеживается при хранении; соль сильвинитовых отвалов – кристаллический продукт, являющийся отходом при переработке минерала сильвинита на калийные удобрения. Этот продукт, накопленный в огромных количествах в отвалах калийных комбинатов, по химическому составу представляет в основном хлористый натрий (от 90 до 95%), содержит также 2 – 3% хлористого калия, 0,5 – 2% сернокислого кальция, 0,5 – 1% хлористого магния и 5 – 10% минеральных примесей. Частицы соли сильвинитовых отвалов имеют крупность до 4 мм при наличии отдельных включений до 10 мм; концентрированные рассолы естественные или искусственные (отходы химических заводов). Химический состав рассолов разнообразен. В зависимости от преобладающих солей они относятся чаще всего к хлоридно-натриевому, хлоридно-кальциевому или хлоридно-магниевому типу. Содержание солей в рассолах от 150 до 300 г/л.
Ввиду того что химические вещества, применяемые для борьбы с зимней скользкостью, вызывают коррозию металлических деталей автомобилей, к ним добавляют ингибиторы, предотвращающие или резко ослабляющие коррозию. В качестве ингибиторов можно применять: одна замещенный фосфат натрия NaH2PO4*2H2O; двузамещенный фосфат натрия NaHPO4*12H2O; простой суперфосфат Ca(H2PO4)2; двойной суперфосфат Ca(H2PO4)2+P2O5; гексаметафосфат натрия (NaPO3)6.
Эффективность действия рассолов можно повысить их обогащением, добавляя кристаллический хлористый кальций в количестве 10 – 12% к объему рассола. Для обогащения можно использовать порошкообразный и чешуированный хлористый кальций, а также реагент ХКФ (хлористый кальций фосфатированный).
Для борьбы с зимней скользкостью можно применять также природные материалы – бишофит, сильвинит, карналит, каинит, а также твердые или жидкие продукты, являющиеся отходами промышленности и содержащие хлориды натрия, кальция и магния в количестве не менее 25%. К ним предъявляют обязательное требование, чтобы вещества были безвредны для людей и животных и не обладали красящими свойствами. Для применения новых местных материалов нужно получить разрешение санитарно-эпидемиологической станции.
В УССР для борьбы с зимней скользкостью применяли зубер (породу, сопутствующую залеганию калийных солей). Минералогический состав зубера, %: галит – 58,5; каинит – 1,49; карналит – 0,09; кизерит – 1,18; сильвинит – 0,28; ангидрит – 0,68; гипс – 1,72; нерастворимый остаток – 34,89. При гололедице зубер распределяют в следующем количестве: 40 – 60 г/м3 при температуре от – 4…60С и 90 – 100 г/м2 при 7…+120С.
При борьбе с зимней скользкостью используют следующие фрикционные материалы, повышающие коэффициент сцепления шин с покрытием: песок, мелкий гравий, дробленный каменный материал, топливный шлак. Непригодны материалы, загрязняющие дорогу или легко крошащиеся. Крупность частиц не должна превышать 5 мм, так как более крупные частицы могут повредить проезжающие автомобили, нанести травмы людям, вывести из строя механизмы распределительных машин. Песок следует применять прогрохоченный крупно и среднезернистый с содержанием не более 2 – 3% глинистых частиц. Шлак не должен включать обломков металла. Чтобы предохранить фрикционные материалы от смерзания в период хранения, а также для лучшего закрепления на поверхности снежно-ледяных отложений к фрикционным материалам добавляют твердые кристаллические химические вещества в количестве: 40 кг/м3 в районах со средним минимумом температуры зимой выше – 12 0С; 60 кг/м3 – ниже – 12 0С.
Если возникает необходимость хранения противогололедных фрикционных материалов без добавки соли, их предохраняют от смерзания, укрывая сначала водонепроницаемым материалом (например, полиэтиленовой пленкой), а затем – утеплителем (шлаком, опилками и т.п.), штабеля располагают так, чтобы они не подтоплялись стекающей водой.
Назначая норму россыпи на тех или иных участках дороги, нужно учитывать условия движения, трассу в плане и продольном профиле, вид зимней скользкости. На прямых участках с продольным уклоном менее 20 при гололедице фрикционные материалы следует рассыпать в количестве 0,10 – 0,20 м3 на 1000 м2 (большая норма россыпи при интенсивном движении), а в период снегопада (для предотвращения снежного наката) – 0,07 – 0,14 м3 на 1000 м2. На кривых, на участках с продольным уклоном больше 20‰, на подходах к пересечениям дорог и в других местах, где по условиям движения может возникать необходимость экстренного торможения, нормы россыпи на 1000 м2: при гололеде 0,30 – 0,40 м3, при снегопаде 0,21 – 0,28 м3.
Таблица 2.5 Физико-механические свойства фрикционных материалов.
Металл | Влажность, % | Плотность, т/м3 | Коэффициент пригодности |
Песок а) крупный б) мелкий | 13,9 15,6 | 1,78 1,6 | Кпр=0,6 – 0,65 Кпр=0,75 – 0,85 |
Кирпичная крошка | ___ | 1,8 | Кпр=0,5 – 0,65 во влажном сост. не пригоден |
Мраморная крошка | ___ | 2,7 – 2,8 | Кпр=0,75 – 0,85 |
Песок кварцевый | 10,0 | 1,8 | Кпр=0,65 – 0,80 |
Топливный шлак | 0,7 | 0,6 – 0,8 | Кпр=0,4 – 0,5 во влажном сост. не пригоден |
Гравий | 1,84 | Кпр=0,65 – 0,75 | |
Отсев каменных материалов | ___ | 1,85 2,2 | Кпр=0,8 – 0,85 |