Доверия к своему государству, гордость за свою страну, желания жить и трудиться во имя её процветания
Уроки изобразительного искусства способствуют, при продуманной их организации, формированию у учащихся таких идеологических ценностей, как осознание идеалов государства, программ, лозунгов, (формы и способы их достижения и т.д.), государственных символов.
Следует сказать, в педагогическом процессе элементы духовной культуры, о которых говорилось выше, не формируются каждый в отдельности. Они тесно взаимосвязаны между собой. Невозможно говорить об экологии, отношении человека к окружающей среде, не упоминая о красоте живого и неживого мира, о чести и долге человека перед природой, перед людьми. Опыт показывает, с раннего возраста необходимо учить ребенка жить на Земле, не мешая другимеё обитателям, не калечить, не разрушать и не уничтожать сотворённое природой, трудом человека, разумно хозяйничать, гармонично дополнять и облагораживать реальную действительность своими творениями. В этой связи, согласно нашей позиции, педагогический процесс воспитания духовной культуры учащихся представляет собой развитие способности строить отношения в реальной действительности, руководствуясь законами Истины, Добра и Красоты. Духовная культура учащихся, в пределах учебного предмета “Изобразительное искусство,” понимается нами как качество личности, сформированнное ценностыми знаниями и эмоционально-чувственными переживаниями эстетического многообразия реальной действительности, в том числе и природы, выражающее её способность различать эстетические, художественные, нравственные, этнические, экологические, патриотические и идеологические ценности, принятие их в качестве ориентиров личностного поведения, общения и деятельности.В следствие чего, сущность формирования компетентности педагогов-художников в области воспитания духовной культуры учщихся определяется наличием у них духовных ценностей, обеспечивающих возможность приобщать к ним подрастающие поколения.
Структуру духовной культуры составляют следующие компоненты: 1) мотивационно-познавательный (развитие мышления, памяти, речи и т. д., накопление ценностных знаний); 2) эмоционально-чувственный (развитие эмоций и чувств); 3) оценочный (умение оценить ситуацию, руковдствуясь субъективным опытом и духовными ценностями общества); 4) волевой (развитие способности преодолевать свои эгоистические интересы;5) поведенчески (умение строить взаимоотношения в природе, обществе руководствоясь законами истины, добра и красоты); 6) рефлексионный (умение критически анализировать своё поведение и поступки в природе, в общении, в повседневной деятельности).
Таким образом, анализ философской, психолого-педагогической литературы способствовал рассмотрению понятия «духовная культура» как системы духовных ценностей; способ хранения и передачи из поколения в поколение выработанных человечеством в ходе исторического развития духовных ценностей и прогрессивных достижений. Показано, духовная культура, формируясь в течение тысячелетий, ориентировалась на выполнение, прежде всего таких социальных функций, как выявление объективных законов бытия и сохранение целостности социума.
Однако упомянутые исследования не связаны с художественно-педагогическим образованием. До сих пор отсутствует чётко разработанная система и модель формирования компетентности педагогов-художников в области воспитания духовной культуры учащихся.
Восприятие искусства.Осознание учащимися искусства как способа приобщения к опыту, накопленному человечеством; умение воспринимать художественный образ с целью приобщения к красоте природы Беларуси, героическим событиям прошлого, трудовым свершениям народа. Основные темы на уроках восприятия искусства - тема труда; тема материнства; историческая тема; героико-патриотическая тема; истоорическая тема, тема красоты природы.
Восприятие искусства – активная деятельность, которой надо учить. Развитие художественного восприятия осуществляется с помощью основных учебных задач: 1) развитие отзывчивости; 2) развитие способности выразить своё отношение к произведению; 3) расширение объёма знаний и представлений об искусстве[Семенова М.Н. Развитие художественного восприятия у младших школьников // Вопросы художественного развития школьников на занятиях изобразительным искусством: Сб. науч. Тр. Под ред. Б.П. Юсова. – М.: изд. АПН СССР, 1981. – С. 29-48.
].
Процесс развития умений учащихся выразить своё отношение к произведению искусства включает:
1) умение рассказать о произведении, отзываясь на его выразительные средства (цвет - в живописи; линия, штрих, пятно, точка – в графике; силуэт, объём, движение – в скульптуре; узор, орнамент, цвет, ритм – в декоративно-прикладном искусстве);
2) умение общаться по поводу искусства, используя его термины: виды искусства (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство); жанры искусства (пейзаж, портрет, натюрморт, бытовой, исторический, религиозно-мифологический, батальный жанр и т.д.); композиция, композиционный центр картины, контраст, нюанс, форма, пропорции, конструкция, объём, пространство, насыщенность цвета, тёпло-холодность и т. п.
Подготовка студентов к решению задачи расширения знаний и представлений школьников об искусстве происходит на материале произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. В процессе восприятия данного материала ставится задача не только накопления школьниками представлений об отечественном и зарубежном искусстве. Важно, чтобы школьники, воспринимая художественный образ, знакомились с историей страны, её выдающимися людьми, героическим прошлым, культурой народа, его традициями, обычаями, приобщались к духовным ценностям этноса. Доступность художественных произведений определяется уровнем художественной подготовки школьников, уровнем знаний, полученных не только на уроках изобразительного искусства, но и других школьных предметах. В тоже время уроки изобразительного искусства должны быть самостоятельными и в определённой мере являться связующим звеном в обучении, развитии и воспитании школьников.
Руководство восприятием школьниками произведений искусства требует от учителя знания методов работы и знания средств активизации восприятия.В младших классах (особенно в первом и втором классах) наиболее эффективными методами восприятия произведений искусства являются рассказ и беседа. Это связано, в первую очередь, с отсутствием у них опыта общения с искусством. По мере накопления подобного опыта, эффективным методом, активизирующим внимание и мыслительную деятельность обучаемых, является постановка учителем школьникам вопросов. Следует заметить, постановку вопросов надо так осуществлять, чтобы конечная цель восприятия произведения, его результат казался достигнутым учащимися самостоятельно.
Следует заметить, логика применения заранее подготовленных учителем вопросы для восприятия произведения не всегда приводит к реализации поставленных целей. Здесь важно учитывать два условия: 1) готовность учащихся воспринимать произведение; 2) реакция школьников на произведение, отражающаяся в их глазах и эмоциях. Только в таком случае можно формировать у них чувства сопереживания, сострадания в связи с увиденным в картине. Развивать стремление высказаться по поводу сюжета, композиции, цветового построения произведения.
Более сложным в процессе восприятия представляется метод анализа произведений, включающий и рассказ, и беседу, и постановку вопросов. В ходе анализа произведения активизируется зрительное внимание, ассоциации школьников, сознательное отношение к произведению как источнику новых знаний в области изобразительной грамоты (например, изменение цвета в пространстве и т. п.), так и в области истории страны, героического прошлого народа, его быта и т. п.
Эффективным в процессе восприятия произведений искусства является метод сравнения, в процессе которого у школьников вырабатывается понимание разнообразия творческих подходов художников при изображении одного и того же явления.Эффективным для развития художественного восприятия школьников является анализ произведений искусства с помощью художественных средств. Подобный метод имеет целью перевести учащихся, особенно младших классов, в ситуацию более свойственную их возрасту: от словесных ответов к практической деятельности, к рисованию. Рисование произведений по памяти не должно преследовать копировальные цели. Подобная работа является импровизацией школьников на тему картины и направлена на развитие у учащихся умений высказывать своё эмоциональное отношение к изображаемому явлению живописными, графическими или пластическими средствами.
Активизация художественного восприятия. Практика показывает, эмоциональное восприятие произведений искусства повышается, если оно сопровождается соответствующей, умело подобранной музыкой, чтением стихов, рассказов и т. п. Важно, чтобы школьники видели взаимосвязь выразительных средств изображения и способов художественно образного отражения действительности. Объём литературного и музыкального материала зависит от уровня готовности учащихся воспринять его содержания.