Глава III Итальянские сады
Эпохи Возрождения
Период от XVI -XVIII века можно считать переходным от феодально-крепостной эпохи к современной капиталистической, начало которой относится к XIX веку. Это был период постепенного отмирания феодализма под влиянием роста торговых отношений государств и усиления в них центральной власти. Открытие Северной Америки и последовавшие за этим интенсивное накопление богатств оказали большое влияние на развитие и рост городов. В Италии такие города как Флоренция, Неаполь, Рим и др. начали быстро разрастаться под влиянием раннего развития капиталистических отношений в этой стране. Изобретение книгопечатания способствовало возрождению наук и искусства и ускорило появление Ренессанса. Раскопки римских древностей повлияли на развитие новых архитектурных вкусов. Здесь сказалась близость Италии к античной культуре, наличие живых примеров высокого римского искусства.
Все указанные обстоятельства были причиной того, что именно в Италии в XV в. начинается пышный расцвет всех наук и искусств, бурная вспышка в развитии эпохи Ренессанса. В садовом искусстве этот расцвет начинается с XV века. Пытаясь подражать римскому искусству, итальянские мастера в садовом искусстве, прежде всего, обратились к композиции Римской виллы. Но в своих исканиях они дошли до таких образцов совершенства, о которых римляне не могли и мечтать. Итальянское садовое искусство дает нам примеры изумительного единства композиции, увязки с рельефом и использования его для достижения максимального эффекта. Лестницы, которые ни в Греции, ни в Риме не имели в композиции решающего значения, были превращены мастерами итальянского Ренессанса в богатейший декоративный элемент, занимавший одно из главных мест в композиции всего ансамбля. Такие мастера как Микель-Анджело, Виньола, Бернини и др. умели создавать удивительные ансамбли. Сложность плановых решений не смущала зодчих. Витые лестницы эпохи барокко, подходящие к нескольким этажам, спуски, связывающие террасы, кажутся органически сросшимися со всем ансамблем. Только в эти времена величайшего архитектурного мастерства возможно было создание таких сложных сооружений, как итальянские виллы.
Для итальянских вилл, прежде всего, характерна связь всех элементов композиции с окружающим пейзажем. Природа, трактованная в едином ансамбле с архитектурой, мыслилась в итальянских садах на близком расстоянии. Это значило, что растительность, заканчивающая садовую перспективу, располагалась всегда близко. Каждый мог к ней подойти, рассмотреть все детали этих прекрасных деревьев, которые составили славу итальянских садов. Таковы прекрасные линии виллы МЕДИЧИ, знаменитые кипарисы виллы д'Эсте и другие. Они не были подстрижены, а оставлены в своем естественном виде, во всей красоте своих характерных крон. Эти деревья, свободно размещенные несколькими группами, завершали обычно основные перспективы садов, они становились неотъемлемой их частью, к их характерной кроне привыкали, их индивидуальная красота составляла лучшее убранство сада. Деревья здесь сохраняли свою индивидуальность и значение их в композиции сада очень велико.
В итальянских садах мы видим удивительное умение использовать рельеф, и все его декоративные свойства. Планировка сада всегда приспособлялась к рельефу, поэтому итальянские сады были всегда разнообразны. Невыгодность рельефа, которая часто в современных условиях кажется только лишней трудностью, для мастеров Итальянского Ренессанса являлась точкой опоры для избежания банальности и шаблона в композиции. Они умели соединить строгость линий классического плана с живописностью, приносимой случайностями рельефа. Для итальянского сада характерен крутой рельеф. Так вилла д'Эсте расположена на 8-ми уровнях, вилла Альдобрандини на 7-ми уровнях и т.д. Понятно, что в Италии, где местность очень изрезана, где горы крутыми склонами спускаются в долины, появились такие сады. Их композиция настолько увязана с рельефом, что кажется, будто они не созданы руками человека, а составляют неотделимую часть природы.
Для итальянских садов характерно прекрасно обводнение. Среди крутых склонов гор в долинах, источники сами собой собираются в ручьи, выискивая подходящее русло, превращаясь часто в каскады, оглушающие окрестности рокотом своих струй. Итальянские сады используют эти природные источники, поэтому мы в садах Италии видим постоянно действующие водяные устройства, вода приносит этим садам удивительное оживление, рокот каскадов, игру света и тени на поверхности воды, шелест фонтанов. Но все эти водяные эффекты совершенно естественны, сама природа диктует их характер. Это просто архитектурная обработка естественных горных источников на их пути по склону холма. Излюбленная форма обводнения - это каскад, который мы встречаем почти во всех виллах.
Несмотря на то, что итальянский пейзаж чрезвычайно живописен, что перед виллами обычно расстилаются далекие перспективы окружающих гор и долин, итальянские сады не используют этих богатых возможностей создания далеких перспектив. Мы всегда поражаемся той скромности, с которой итальянские мастера направляют главные перспективы садов на мало значительные с видовой точки зрения направления. Так в вилле д'Эсте главная перспектива простирается более чем на 1000 м, а в сторону лучшей перспективы на Римскую Капанью ориентирована незначительная терраса. Тоже мы видим и в вилле Медичи и др. Это доказывает, что интерес итальянского сада заключался в его внутреннем содержании, а роль внешнего пейзажа и открытых перспектив в этих садах была ничтожна.
Характерными чертами итальянского сада являются следующие:
1. Симметричная композиция сада в основном, с отступлениями от симметрии в отдельных частях, если это диктуется особенностями рельефа.
2. Основной композицией является система террас, обработанных подпорными стенками и декоративными лестницами при большом количестве скульптуры и балюстрад, обрамляющих террасы.
Доминирующее значение этих элементов делает итальянских сад типичным архитектурным садом.
3. Сад составляет одно целое с постройками виллы, единый ансамбль, в котором архитектурные детали и растительность рассматриваются как детали одного общего замысла.
4. Центральная часть сада решается как партер, разбитый прямолинейными дорожками на систему квадратов. В центре партера фонтан в форме широкой чаши со скульптурой.
5. Завершение главной оси часто решается в форме полукруглой подпорной стенки, решенной как грот с водяными устройствами и называемой театром.
6. Обводнение сада решается системой водяных устройств, происходящих по центральной оси композиции преимущественно в форме каскадов.
7. Скульптура применяется в большом количестве чаще всего в соединении с архитектурой.
8. Озеленение решается преимущественно в виде свободно растущих деревьев, играющих роль в композиции благодаря декоративным свойствам и своеобразии кроны. Стрижка растительности применяется менее часто.
9. Размер садов невелик (несколько гектаров) и соответственно этому дорожки сада очень узки.