Приложение к вопросу 6

***

««Чайка» обозначила важный рубеж в истории русского и мирового театра: произошло открытие чеховской драматургии и современной театральной системы. Системы, которая ориентирована не на героя-протагониста, а на «группу лиц», объединенных общей судьбой и настроением (речь идеи о судьбах русской интеллигенции). Для каждого актера важен этот поворот к внутреннему реализму, к тончайшим проявлениям, «жизни человеческого духа». Театр не организует внешние события, а тщательно выстраивает внутреннее действие, подтексты, оттенки, нюансы общение. Театр прекрасно передает музыкальность, поэтичность чеховского стиля, символистские, импрессионистические настроения.

Самым главным была правдивая, нервная игра молодой интеллигентной труппы. Большой успех выпал на долю Книппер и Лилиной (Аркадина и Маша). А.П. Чехов выделял особо Мейерхольда - Треплева. Сам К.С. Станиславский не нашел верный тон в роли Тригорина, но в последствии он станет замечательным исполнителем Астрова, Вершинина, Гаева, Шабельского в чеховском театре. Художественники угадали чеховские ритмы, тоску по лучшей жизни его героев, драматизм судьбы российского интеллигента, затерянного в бескрайних пространствах России, «угадали чеховский скрытый юмор» и сочувственную лирику.

Мотив тоски и счастья, мотив исходного одиночества человека и желания что-то сделать для других – все это связывалось «с высшим чувством правды и справедливости, с устремлением нашего разума в тайны бытия» (К.С.), все слагалось в музыку спектакля, которая завершалась словами «Если бы знать…». Изумительно играла Лилина свою Наташу в «Трех сестрах». Хорош был Лужский в роли Андрея Прозорова. Дуэт Станиславского - Книппер (Вершинин – Маша) вошел в сокровищницу сценической лирики. Мейерхольда в роли Тузенбаха впоследствии сменил Качалов.

МХТ поставит «Иванова», поставит и «Вишневый сад». Постановщики к тому времени уже умели воссоздавать чеховские «настроения» в отдельных сценах и актах в спектакле в целом. Ольга Книппер была замечательной Раневской, Станиславский играл Гаев, Леонидов Лопахина, Лилина сначала Аню, потом Варю. «Чеховское» прочно вошло

в состав Художественного театра. Станиславский в своей книге «Моя жизнь в искусстве» разметил чеховские спектакли на линии «интуиции и чувства».

Лендова В.Н. Лекции по истории русского театра (Пять великих режиссеров российского театра). Новосибирск. 2009. С. 4-5.

Немирович-Данченко, завершая режиссерскую работу над пьесой «Три сестры», писал Чехову: «Сначала пьеса казалась мне … загроможденной излишними подробностями. Мне казалось почти невозможным привести в стройное, гармоническое целое все те клочья отдельных эпизодов, мыслей, настроений, характеристик и проявлений каждой личности без ущерба для сценичности пьесы. Но мало-помалу общее целое начало выясняться, и стало ясно, к чему и где надо стремиться. Фабула развертывается как в эпическом произведении, без тех толчков, какими должны были пользоваться драматурги старого фасона, среди простого, верно схваченного течения жизни. Разница между сценой и жизнью только в миросозерцании автора, вся эта жизнь, жизнь, показанная в спектакле, прошла через миросозерцание, чувствование, темперамент автора. Она получила особую окраску, которая называется поэзией»

(Немирович-Данченко В.И. Избранные письма // Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. М., Наука, 1978. Т. 13. С. 447).

Вопрос 8

М.А. Булгаков на сцене МХТ: сценическая история спектаклей «Дни Турбиных» (1926), «Мертвые души» (инсценировка романа Н.В. Гоголя, 1932), «Мольер» («Кабала святош», 1936), «Последние дни» (1943).

М.А. Булгаков (1891-1940) и МХАТ: портрет художника под прессом идеологии.

Чеховский канон «Дней Турбинных». Художественный руководитель К.С. Станиславский, режиссер И.Я. Судаков, художник Н.П. Ульянов. Обновление традиции психологического реализма. Алексей Турбин – Н.П. Хмелев, Елена – В.С. Соколова, Мышлаевский – Б.Г. Добронравов, Лариосик – М.М. Яншин, Шервинский – М.И. Прудкин.

«Мертвые души» Н.В. Гоголя (1932, инсценировка М.А. Булгакова, режиссеры В.Г. Сахновский и Е.С. Телешева, М.А. Булгаков. Художник В.А. Симов). Роль К.С. Станиславского в пересмотре жанровых параметров инсценировки и режиссерской концепции. Чичиков – В.О. Топорков, Ноздрев – И.М. Москвин, Собакевич М.М. Тарханов, Плюшкин – Л.М. Леонидов, Манилов – М.Н. Кедров, Коробочка – А.П. Зуева.

«Мольер» Булгакова: судьба художника в тоталитарном обществе. История создания постановки. Запрет спектакля. Мольер – В.Я. Станицын, Людовик ХIY – М.П. Болдуман.

«Последние дни» (1943). Роль художника П. Вильямса в сценическом воплощении пьесы.

Литература:

Смелянский А.М. «Михаил Булгаков в Художественном театре». М., 1989. С. 130-135.

Смелянский А.М. «Дни Турбиных» // Московский Художественный театр. Сто лет. Том первый. М.: Изд-во «Московский Художественный театр. 1998. С. 110-113.

Смелянский А.М. «Последние дни» // Московский Художественный театр. Сто лет. Том первый. М.: Изд-во «Московский Художественный театр. 1998. С. 164-166.

Строева М.Н. Режиссерские искания Станиславского. 1917-1938. М.: Наука, 1977. С. 296- 317.

***

Наши рекомендации