Методические рекомендации к пьесе «Игрушечные часы с боем»

Главные задачи в работе над произведением

В пьесе «Игрушечные часы с боем», используется два приёма игры: арпеджиато и аккордовое гитарное пиццикато. Если приём игры арпеджиато у учащегося трудностей не представляет, то на гитарный приём следует обратить особое внимание.

Используемое в этой пьесе аккордовое гитарное пиццикато исполняется большим пальцем вниз по III, II и I струнам указательным и средним пальцем вверх по I и II струнам одновременно. Учащемуся необходимо добиться этим приёмом чёткой ритмической пульсации восьмыми длительностями (механический ход часов) Уметь выделять главный голос, играя вверх указательным и средним пальцем (первое предложение), играя вниз большим пальцем (первая фраза второго предложения) и изображая бой курантов (вторая фраза второго предложения). Необходимо добиться выразительной фразировки этим приёмом, помня, что динамическая шкала у него не велика.

В штриховом варианте пьеса мало вариантна. Если в партии фортепиано предлагается штрих staccato, то для партии балалайки больше подошла игра штрихом legato.Для того, чтобы пьеса звучала, как «музыкальная шкатулка», необходимо выдерживать везде длительность каждой ноты и хорошо соединять звуки пальцами левой руки.

Аппликатуру, предложенную автором можно принять за основу. Однако педагогу необходимо контролировать напряжение мышц учащегося в левой руке, так как постоянная игра аккордами. А также большая растяжка пальцев (последняя фраза второго предложения) могут привести к перенапряжению мышц кисти левой руки.

Для удобства исполнения последней фразы второго предложения, предлагается другая аппликатура:

Вариант автора

Вариант предлагаемый

Ноту до на второй струне играть третьим пальцем.

Методы работы

Сюита А.Шалова «Алёнкины игрушки», а так же её отдельные части, по степени сложности могут быть включены в репертуар старших классов. Несмотря на простоту формы, небольшую продолжительность частей сюиты, они требуют от учащихся хорошей технической подготовки и развитости музыкально – слуховых представлений. Учащийся должен владеть большинством приёмов игры на балалайке, хотя некоторые из них могут осваиваться на пьесах из сюиты.

Работа по воплощению художественного содержания произведения является главной проблемой любого исполнителя. Однако чтобы сюита или части из неё были убедительно сыграны учащимся, необходимо всю работу над ней разбить на несколько основных этапов, грани между которыми достаточно условны.

Первый этап – знакомство с произведением и период диагностики, то есть определение основных исполнительских задач.

Второй этап – стадия разучивания и выигрывания. На этом этапе идёт работа над овладением музыкальным материалом в целом и в деталях, что касается как технической, так и художественной стороны исполнения.

Третий этап – шлифовка и подготовка к концертному исполнению.

Знакомство ученика с произведением в ДМШ происходит чаще всего с иллюстрации её педагогом. Преподаватель, предлагая ученику новое произведение, должен чётко представлять её методическую направленность, для чего оно берётся в репертуар и с какой целью.

Иллюстрация – исполнение преподавателем пьесы по возможности должна быть эталонной, именно игровое исполнение способно увлечь учащегося, пробудить в нём желание овладеть произведением, определить для ученика слуховые ориентиры.

На первом этапе происходит освоение текста, работа над определением формы, фразировки, расстановка аппликатуры, определение основных технических препятствий. На этом этапе преподаватель готовит вспомогательный материал, способный помочь в решении технических проблем.

Так для овладения основных приёмов игры, аккордовое гитарное пиццикато, в пьесе «Игрушечные часы с боем» педагог может предложить учащемуся упражнение на аккордах в первой позиции ( ля-мажор, ре-мажор, ля-мажор), с теми пальцевыми комбинациями, которые используются в пьесе.

Экскурс в область жанра программных произведений, а также информация о композиторе и стиле на доступном уровне, способны стать базой для дальнейшей работы с учениками над раскрытием содержания пьесы. Название «Игрушечные часы с боем» точно отображает музыкальный характер произведения и воссоздаёт ход и бой курантов игрушечных часов.

Выясняя у ученика характер пьесы « Игрушечные часы с боем», педагог может указать, что ей присуща «метрическая» точность часового механизма, но «утепленная» сердцем исполнителя. Когда определена цель, образы и характер пьесы, начинается работа по их воплощению. Для этого необходимо точное представление учащегося о форме пьесы.

Используя свойства мышления, анализ и синтез преподаватель должен выяснить из каких разделов состоит произведение, и применить частично поисковый метод работы ученика, определить наилучший вариант фразировки. Для этого проигрывается несколько вариантов произнесения фразы и предлагается ученику выбрать наилучший. Преподаватель обязательно должен объяснить предпочтительность того или иного варианта, взаимосвязь музыкального смысла и средств его выражения. Связь кульминаций во фразах и более крупных построениях со звуко - высотностью, гармонией, фактурой, метро – ритмом, темпом, динамикой

На втором этапе преподаватель определяет методику разучивания пьесы, чередуя работу над сложными эпизодами с объединением их в более крупные законченные музыкальные построения. Работа в классе должна проводится по схеме, которую учащийся применит в домашних занятиях.

Работа над характером произведения на основном этапе разучивания пьесы должна сводиться к точному выполнению установленной фразировки, качественному выполнению намеченных штрихов, соблюдение динамической шкалы в крупных частях, выразительному интонированию музыкального материала.

Третий этап – завершающий, он готовит учащегося к концертному выступлению. Основная задача этого периода – добавить в исполнительский процесс новый элемент, связанный с концертным самочувствием учащегося. Все слухо – двигательные связи, наработанные учеником в процессе разучивания произведения, должны быть оправданы в условиях сценического волнения. Преподаватель, учитывая индивидуальные особенности характера ученика, его психологическую устойчивость, или подверженность излишнему сценическому волнению, должен построить работу на завершающем этапе таким образом, чтобы свести к минимуму возможные потери во время концертного выступления. Твердость знаний текста, посильные технические задачи (темп), осмысленная выразительная игра произведения в классе – вот условия, на фоне которых возможно контрольное проигрывание учеником пьесы в классе в присутствии приглашенных слушателей, в том числе учащихся и педагогов. Это поэтапное расширение слушательской аудитории равномерно подведёт учащегося к главному выступлению. Необходимо заметить, что постоянная направленность учащегося на решение выразительных задач в период работы над пьесой в классе и возникающий при этом эмоциональный подъём, порой в состоянии вообще исключить подавляющее сценическое волнение из процесса концертного выступления. Во всяком случае, преподаватель в своей работе с учащимся в классе, должен максимально увлекать его самим процессом исполнения, созданием настроения, раскрытием характера произведения.

Заключение

Включая в программу старших классов ДМШ произведения крупной формы, в частности сюиту А. Шалова «Алёнкины игрушки» или её части, педагогу необходимо помнить, что учащийся должен иметь соответствующую техническую и музыкальную подготовку, для того, что бы раскрыть художественный образ осваемоего произведения.

Разнообразие музыкальных образов, объём музыкального материала, разнообразие выразительных средств, использование различных приёмов игры на балалайке, будут способствовать дальнейшему развитию музыкальных способностей, слуховых представлений, музыкального мышления и совершенствований игры на инструменте у учащегося.

Конечная цель работы над произведением, заключается в том, чтобы довести его до такого уровня, когда можно вынести его на публичное выступление (экзамен, концерт), и дать возможность учащемуся подняться ещё на одну ступеньку исполнительского мастерства.

Наши рекомендации