Субъективный идеализм: философское представление, отрицающее наличие реального мира вне сознания субъекта
Философия эпохи Просвещения.
Просвещение - интеллектуальное и духовное движение конца 17 – начала 19 вв. в Европе и Северной Америке. Оно явилось естественным продолжением гуманизма Возрождения и рационализма начала Нового времени, заложивших основы просветительского мировоззрения: отказ от религиозного миропонимания и обращение к разуму как к единственному критерию познания человека и общества.
В Это время во Франции начинает издаваться первая в истории человечества Энциклопедия, в которой были собраны все научные, философские, религиозные, культурные, литературные и т.п. знания. В итоге, в период 1751–1780гг. на свет появляется 35-томная «Энциклопедия или Толковый словарь наук, искусств и ремесел». Среди авторов этого издания были: Вольтер, Руссо, Монтескье, Кондильяк, Гольбах, Тюрго, Бюффон, Д'Аламбер - мыслители, ставшие одновременно идейными вдохновителями эпохи Просвещения.
1. Вопрос: Социально-исторические условия и идейная направленность эпохи Просвящения.
Понимание необходимости просвещения. В XVIII веке всё более возрастает вера в науку и человеческий разум. С разумом стали связывать уже не только успехи в познании, но и надежды на благоприятное для человека переустройство природы, общества и самого человека. Впервые в истории был поставлен вопрос о практическом использовании достижений науки в интересах общественного развития.
Просветители считали, что по своей природе люди добры. Они могут достигнуть с помощью науки всех жизненных благ, если им не будут мешать невежество, суеверие и нетерпимость. Поэтому кроме развития наук важно обеспечить и всеобщее просвещение (образование) людей, которое начинает пониматься, как главная задача цивилизованного общества. Считалось также, что становясь более просвещенным, человек также становится более моральным, что он в большей степени сможет согласовывать свои личные интересы с общественными.
Появление идеи прогрессивного развития человечества: Развитие науки и просвещение должно привести к улучшению материального благосостояния людей, достижению равенства между нациями, устранению классовых различий, уничтожению расизма, введению социальных гарантий, запрещению войн, ликвидацию бедности, ликвидации полового неравенства, создание всеобщей системы образования, которая обеспечит всем равные возможности.
Развитие и утверждение идей либерализма, провозглашающих незыблемость прав и свобод личности. (Дж.Локк, Ш. Монтескье), которые включали в себя:
- утверждение естественного права: права на жизнь, свободу и собственность человека
- обеспечение гражданских прав и равенства всех перед законом
- развитие экономических свобод
- ответственность правительства перед обществом
Идеальной формой государственного правления считалась та, которая воплощает все данные положения в жизнь.
Появление идеи веротерпимости и духовной свободы. Эту идею отражают слова Прусского короля Фридриха II «Все религии равны и хороши, если только люди, их исповедующие, честны и порядочны; и если турки и язычники пожелают населить нашу страну, то мы построим для них мечети и святилища».
«Открытие» мировой культуры и идея космополитизма.Эпохе Просвещения принадлежит возникновение интереса и начало изучения мировой культуры и истории, т.е. всего того, что находилось за пределами Западной Европы. Одной из черт эпохи стала идеализация древности. Просветители считали, что история людей разных времен и народов доказывает их склонность к терпимости и свободе.
Зарождение экономических теорий.Экономика начинает рассматриваться как важная сфера общественной жизни, от которой во многом зависит развитие благосостояния, независимость и свободы нации. Поэтому возрастает интерес к пониманию тех условий и законов, которые обеспечивают развитие экономической деятельности.
Адам Смит пишет работу «Исследование о природе и причинах богатства наций». Он утверждает, что именно предметы потребления (товары) и их производство, а не количество золота и серебра, фактически определяют богатство нации.
Философские идеи и направления эпохи Просвещения
2. Вопрос: Джордж Беркли: от сенсуализма к субъективному идеализму
Субъективный идеализм: философское представление, отрицающее наличие реального мира вне сознания субъекта.
Джордж Беркли(1685-1753), заимствует у Локка мысль о том, что все знание человека проистекает из чувственных ощущений. Но если Локк предполагает при этом наличие вне нас объективной реальности, то Бэкон опровергает это.
Мысль о существующей независимо от наших восприятий, внешней по отношении к сознанию реальности, согласно Беркли, является фикцией. Весь наш опыт пребывания в мире сводится к совокупности наших внутренних ощущений и переживаний. Иначе говоря «мир есть совокупность моих ощущений». Или «Быть – значит быть воспринимаемым (esse est percipi)».
Так как в нашем восприятии и сознании представлены лишь конкретные ощущения в виде конкретных процессов и вещей, то всё, что мы добавляем сверх этого является выдумкой. Таким образом Беркли отрицает существование общих идей и понятий, таких как «материя», «протяженность», «величина», «форма», «положение» и само «пространство».
Он считает, что все общие и абстрактные представления возникают в нашем сознании, опираясь на образы конкретных вещей. На самом деле за ними не стоит никакой реальности, они - просто имена, которые мы придумываем и используем. И если из общего понятия «вишня» убрать цвет, вкус и форму, то оно станет просто ничем.
В мире не существует также и причинно-следственных в связей, которые люди приписывают отношениям между вещами и явлениями.
При всём этом, Беркли считает, что мы не должны сомневаться в наших ощущениях, считать, что они могут дают нам ложную картину мира. Потому что за всем этим стоит совершенный Бог. Именно Он наполняет наше восприятие образами и даёт нашему мышлению основы всех истинных идей, согласованных друг с другом.
Соединение этих идей в сложные представления являются результатом работы наших мыслей, которая опирается на наши ассоциации. Если сложные представления согласуются с общей системой идей, данных нам Богом, то они несут в себе истину. Если нет, то они итог нашего заблуждения.
То, что нам кажется проявлением в вещах причинно-следственных связей, на деле есть целенаправленное действие свободной воли Бога. Поэтому в мире могут происходить чудеса, нарушающие наши представления о закономерности и причинности.
3. Вопрос: Дэвид Юм. Сомнение в реальности окружающего мира. Восприятие - как основа человеческого сознания. Теория познания. Опровержение принципа причинности.
Юм Давид (1711-1776)Английский философ, историк, экономист, Представитель субъективно-идеалистической традиции. Работы: «Трактат о человеческой природе», «Исследования о человеческом разуме» Историки философии в основном сходятся на том, что философия Юма носит характер радикального или умеренного скептицизма.
Если Локк видит источник наших ощущений во внешнем мире, а Беркли – во внутреннем, то Юм отвергает оба эти решения. «Существует ли внешний мир как источник наших ощущений или нет» - этого доказать мы не можем. Так как не можем выйти за пределы своего восприятия. Поэтому нам остаётся только изучать само восприятие, которое нам дано непосредственно и составляет основу жизни и познания.
Восприятие Юм делит на два основных состояния по степени живости и силы: на впечатления и идеи.
1. Впечатления – это сильные восприятия, которые открываются через действие чувств, когда мы слышим, видим, обоняем и т.д. Состоят из образов вещей, чувств и эмоций.То, что мы считаем реальными вещами, образуются из наших впечатлений и вне чувственного опыта не существуют, однако мы убеждены в их существовании как в чем-то реальном.
2. Идеи (мысли) - слабые восприятия, в которых нет конкретных вещей, а только представления о них. Идеи лишь копии впечатлений, не имеющие силы воздействия на нас.
Основу нашего познания составляет восприятие в виде впечатлений и идей, а также отношения(ассоциации) между ними, возникающие в нашем сознании, которые сводятся к трём основным типам:
1. Отношения сходства и различия (дают возможности объединять вещи в группы, виды, типы).
2. Отношения временного и пространственного сосуществования (объединяют вещи в места, эпохи, периоды).
3. Отношения причинно - следственных связей
Весь наш опыт восприятия мира вытекает из развития, упорядочения и систематизации впечатлений и идей. Простые идеи через ассоциации друг с другом образуют сложные идеи. Эти связи закрепляются в привычке и затем принимаются на веру.
Юм не отрицал возможности априорного (внеопытного) познания, примером которого является, с его точки зрения, математика (например, теорема Пифагора является истинной не зависимо от того существуют ли в реальном мире треугольники или нет ).
Но при этом отрицал такие понятия как «субстанция» и «причинность», с точки зрения их реальности в мире. Причинность, по его мнению, выводится из того, что два явления следуют по времени друг за другом. Но это ещё не означает, что первое явление должно быть причиной второго, а второе – следствием первого. «После чего-то еще не означает быть следствием чего-то». Причинно-следственные связи по Юму — это результат нашей привычки воспринимать отношения между вещами определённым образом.
В итоге Юм приходит к скептическому отношению к познавательным возможностям человеческого разума. Он считает, что познавательный опыт человека ничего не говорит об отношениях во внешнем мире. То есть мы знаем мир, который является в нашем сознании, но мы никогда не узнаем сущности мира вне нас. Мы можем лишь ощущать его воздействие на нас в форме какого либо воспринимаемого явления (феномена).
Если, согласно Беркли, причиной наполнения нашего сознания образами и идеями является Бог, то Юм отвергает существование какой-либо духовной субстанции, лежащей в основе нашего сознания. Он полагал, что те впечатления и идеи (представления), которые наполняют наше сознание, существуют сами по себе и не имеют в своей основе никакого духовного носителя.
4. Французкий материализм эпохи Просвящения. (Д.Дидро, П. Гольбах, К. Гелльвеций, Ж.Ламетри): представления о материи и её свойствах.
Особенностью французского материализма была ориентация на естествознание, прежде всего — на механику. Именно механистическая картина мира легла в основу представлений Гольбаха, Гельвеция, Ламетри о мире, природе, человеке и познании.
Материя. Гольбах утверждает, что материя — это единственная, никем не сотворенная, вечно существующая субстанция. В мире не существует ничего, кроме материи и ее движения, которое есть способ существования материи. Движение есть проявление внутренней энергии материи, оно так же вечно, как и материя. Все, что существует, есть результат проявления и движения материи, в том числе и все духовные идеальные явления.
Гольбаха дал определение материи, которое звучит так: «Материя есть все то, что воздействует на наши чувства».
Материя делима, состоит из атомов, которые движутся и взаимодействуют между собой и находится в постоянном движении, материя обладает различными свойствами (непроницаемость, протяженность, способностью к самодвижению).
Природа Материя существует в виде природы. Природа есть единое целое, все явления которого связаны друг с другом. Связь эта выражается в виде причинности и законов природы. Законы существуют не только в неорганическом мире, но и в органическом, а также в человеческом обществе. Поэтому ничто не происходит случайно, все, как в обществе, так и в природе имеет свою причину.
Кроме причин, связанных с процессом движения, не существует никаких других. В природе не существует также целевой причины, предполагающей, что источником и целью природы может быть что-то или кто-то вне её. Цель природы находится в самой природе, так как вне природы ничего не существует.
Дидро считал, что всё в природе находится в процессе постоянного развития. Вначале существовала только неорганическая природа, потом из нее возникла органическая.
Человек рассматривается либо с точки зрения дуализма: как единство материальной и духовной составляющих, не зависящих друг от друга и существующих в гармонии только в Боге. В этом случае человек живёт как по законам материального, так и законам духовного мира.
Более материалистическое видение человека развивает Ламетри. По его представлениям, души как отдельной нематериальной субстанции не существует. В человеке абсолютно все есть следствие его материальности: и мысли, и эмоции, и вся телесная организация, напоминающая своим устройством машину.
Все процессы в человеке обусловлены причинно-следственными связями, они проявляются с необходимостью и не зависят ни от какой-либо свободной воли или душевного порыва, то есть от проявлений духовной субстанции.
Познание. Человек — продукт природы, и его познавательная способность есть следствие материальной организации. Нет никакой способности познания, отличной от материальной познавательной способности: все познается через чувства. Разум есть также высшая форма организации материи.
5. Вопрос: Ж.Ж.Руссо: критическое восприятие «прогресса» и идеализация «естественного состояния» человечества. Представления Руссо о государстве и роли «народного суверенитета» в его управлении.
Знаменитым Руссо стал после того, как Дижонской академией в 1750 г. был объявлен конкурс на тему: «Способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов». Руссо представил свою работу «Рассуждения о науках и искусствах», которая заняла первое место на этом конкурсе.
В этой работе Руссо развивал идею о том, что ни науки, ни искусства не способствуют улучшению нравов, а, наоборот, играют совершенно противоположную роль. Он указывает, что науки вредны, поскольку создают бедность. Все народы и правительства вынуждены тратить огромные средства на науки и искусства, которые нужны только ограниченному числу людей. Науки и искусства существуют сами для себя, для очень небольшого слоя людей, а остальные люди вынуждены расставаться со своими деньгами, и с каждым годом затраты на науку и искусство все больше растут.
Кроме того, науки и искусства сами по себе имеют неблагородное происхождение. Руссо перечисляет различные исторические данные: математика вытекает из торговли, астрономия — из астрологии, осужденной Церковью, и т.д. Поэтому наука и искусство, по образному сравнению Руссо, есть гирлянды цветов на цепях, опутывающих народ. Писатели и ученые высасывают соки из государства, и трудящиеся беднеют. Хотя, конечно, науки и искусства нужны: Руссо не был таким уж мракобесом: но в духе Просвещения указывал на то, что нужен союз правителей и народа, чтобы и науки и искусства развивались так, чтобы не приводить к обнищанию населения и порче нравов.
Таким образом Руссо не рассматривал ни науку, ни культуру как основы прогресса в обществе. Сам прогресс он видел как возвращение к «золотому веку» человечества, который, по его представлениям, приходился на период «естественного» или догосударственного состояния человечества, для которого характерно отсутствие политического, правового и имущественного неравенства: «...в первобытном состоянии не было ни домов, ни хижин, ни какого бы то ни было рода собственности». Естественное состояние людей Руссо трактует как состояние первобытной гармонии с природой. Человек не нуждается ни в общественных ограничителях, ни в морали, ни в систематическом труде. «Плоды земные принадлежат всем, а земля никому!»
По Руссо, в естественном состоянии не было никакой войны между людьми, ибо им присуща врожденная благожелательность и чувство сострадания. Способность к самосохранению удерживает его от состояния «войны всех против всех».
Однако, со временем, с ростом населения, изменением географических условий жизни, развиваются как способности, так и потребности людей, что приводит в конечном счете к установлению частной собственности и появлению неравенства. Общество расслаивается на богатых и бедных, могущественных и притесненных, которые начинают враждовать между собой. Появляется необходимость в гражданском мире, которая приводит к заключению общественного договора, по которому власть над обществом переходит к государству.
Согласно Руссо, несмотря на то, что государство берёт в свои руки основное регулирование общественной жизни, носителем и источником власти должен быть народ. Сам народ должен создавать законы, менять их, принимает новые. Правительство только получает власть из рук народа в виде поручения, которое оно обязано выполнять в соответствии с народной волей. В этом состоит идея «народного суверенитета».
Поэтому государство не должно иметь интересов, противоположных интересам своих граждан (как тело не может вредить своим членам). Целью законодательства является достижение свободы и равенства граждан: «Ни один гражданин не должен быть настолько богат, чтобы быть в состоянии купить другого, и ни один – настолько беден, чтобы быть вынужденным продавать себя».
Если государство не исполняет условия общественного договора, то народ имеет право и должен свергнуть власть в таком государстве. Эти взгляды лежали в основе идеологии революционеров времен Французской революции.