Сценические упражнения на наблюдения
Одно из непременных свойств художника- — умение наблюдать жизнь. Именно с этого будущие актеры начинают овладевать искусством перевоплощения. Надо научить их умению зорким глазом художника выхватывать из окружающей жизни то, что необходимо для создания сценического образа. Будущий актер должен постоянно тренировать в себе эту способность, дабы она стала для него бессознательной жизненной привычкой.
В. Давыдов говорил, что актер должен постоянно наблюдать и как губка впитывать в себя все, что он видит вокруг. Потом актерские наблюдения внезапно заявят о себе, когда придется создавать тот или иной характер
А. Ленский в статье «Заметки о мимике и гриме» писал: «Мне кажется, что актеру надо привыкнуть наблюдать всегда и везде. Впоследствии эта привычка сделается так сильна, что не покинет актера в самые тяжелые и трудные минуты его жизни. Нужды нет, что, расставшись и перенеся свое наблюдение на другого, он забудет о первом, — в свое время это лицо со всеми его особенностями всплывет в его памяти, хотя актер и не будет в состоянии дать отчет, где и когда видел его и даже видел ли его когда-нибудь. Этим запасом впечатлений актер будет непременно пользоваться» 1.
Л. Н. Толстой в романе «Анна Каренина» так описывает наблюдения художника Михайлова: «Он подходил быстрым шагом к двери своей студии, и, несмотря на его волнение, мягкое освещение фигуры Анны, стоявшей в тени подъезда и слушавшей горячо говорившего ей что-то Голенищева и в то же время, очевидно, желавшей оглядеть подходящего художника, поразило его. Он и сам не заметил, как он, подходя к ним, схватил и проглотил это впечатление, так же как и подбородок купца, продававшего сигары, и спрятал его куда-то, откуда он вынет его, когда понадобится».
Такая наблюдательность — результат развитой привычки, обычно—сознательно развитой, во всяком случае на первых порах
1. Ленский А. П. Статьи, письма, записки. М., 1950, с. 79
Стр.40
Чтобы добиться автоматизма наблюдательности, необходимо сознательно тренировать эту способность.
Наблюдая, всматриваясь в жизнь, студент должен думать о том, в каком отношении находится наблюдаемый человек к нашему обществу. Педагоги приучают студентов наблюдателями, а смотреть на жизнь заинтересованными глазами.
На занятиях, посвященных наблюдениям, студенты показывают те зарисовки, человеческие характеры, которые они подсмотрели в жизни. Мы начинаем с наблюдений за внешней характерностью (студентам легче за нее зацепиться) и стремимся к тому, чтобы на этом этапе они не показывали наблюдаемого человека «целиком», не пытались сразу охватить весь его облик. Надо обратить внимание на какую-нибудь характерную черту: либо на походку, либо на манеру смотреть, есть, жестикулировать, писать, читать газету, закуривать папиросу, говорить по телефону и т. д. и т. п. Эти упражнения напоминают карандашные наброски художников, которые они делают для своих будущих картин.
Сначала робко, но потом все с большим и большим увлечением студенты показывают свои зарисовки и наблюдения. Мы просим завести специальные тетради (записные книжки) наблюдений. В эти тетради мы советуем студентам записывать наиболее интересные впечатления, отдельные подмеченные элементы характерности (походка, привычки, запомнившийся костюм или деталь костюма, манера держаться, ходить, жестикулировать, думать).
Хорошо, когда студенты систематизируют свои наблюдения и записи. Сегодня, предположим, решили наблюдать, как люди читают, и для этого идут в читальню, там записывают свои впечатления, а на занятии показывают их. Завтра наблюдают, как люди едят, и для этого идут в столовую, опять-таки записывают, а на занятиях показывают увиденное.
Мы обращаем внимание студентов на то обстоятельство, что, наблюдая, надо задумываться и над внутренним миром человека, стараться понять, что же происходит в этот момент в его душе. И, отвечая себе на этот вопрос, пропускать через себя, через свою душу, его мысли и чувства.
Постепенно от урока к уроку задачи наблюдений все более и более усложняются. Студенты приносят запись уже не об одной, а о нескольких чертах •внешней характерности. Наблюдения за характером человека приобретают все большую глубину.
Хотелось бы предупредить о некоторых ошибках, возникающих в работе над наблюдениями на первом этапе.
Во-первых, важно, чтобы студенты приносили записи о наблюдениях над действительно виденными в жизни людьми. Наблюдения над реальной жизнью уберегают от надуманного, неестественного в поисках характерности. Конечно, нельзя запретить студентам, наблюдая, не включать при этом фантазию. Работа фантазии при любом наблюдении необходима, фотографический показ — не искусство. У талантливого человека невозможно понять, где
Стр. 41
кончается одно и начинается другое. Но на данном этапе очень важно, чтобы студент не увлекался вымыслом, придумыванием характерности, а брал все из жизли.
Во-вторых, не стоит на этом этапе обучения стремиться к общению. На первых порах собственный услышанный голос (который будет чаще всего не соответствовать голосу виденного человека) может помешать, выбить студента из правильного самочувствия. Если же студент специально наблюдал чью-нибудь манеру речи, то лучше, если он покажет ее, воспользовавшись телефоном, или скажет несколько слов несуществующему партнеру.
Такие упражнения напоминают рассказ о каком-нибудь незнакомом собеседнику человеке, когда мы для большей понятности показываем, объясняем, что же он собой представляет.
В наблюдениях надо уметь отбрасывать все случайное, стараться показывать то, что наиболее точно и полно может раскрыть характер человека, и не вообще характер, а типичное в нем. Художник должен уметь в индивидуальном увидеть общее, - тогда у зрителей возникнет момент узнавания: такую учительницу я знал, с подобным бухгалтером знаком и т. д.
В этих упражнениях появляется необходимость и возможность борьбы с наигрошом.
Наигрыш – это прежде внешнее изображение, не подкрепленное внутренней жизнью образа.
Когда он проявляется в упражнениях, нужно сигнализировать об этом. Но, может быть, еще опаснее страх перед наигрышем. Он сковывает творческую инициативу студента. Поэтому во время обычного занятия страшиться наигрыша не стоит — надо только не пропустить его и обратить на него внимание студента. Станиславский писал: «Если [ученик] „наигрывает" образ, то это допустимо, как временная педагогическая мера, чтобы растормошить, развернуть его» 1.
Мы предостерегаем студентов и от голого копирования.
На капустниках, домашних вечерах встречаются лица, очень удачно показывающие кого-либо из знакомых. Да и на эстраде сейчас немало актеров, с успехом показывающих Утесова^ Райки-на, Шульженко и др. Чаще всего это внешнее копирование. Такие люди обычно не стремятся постигнуть внутреннюю сущность человека.
«Ваша ошибка в том, что вы идете по линии наименьшего сопротивления, т. е. от простого внешнего копирования. Но копия – это не творчество. Это плохой путь… Важно то, чтобы при этом чувствовалось, что я не просто по-актерски наигрываю и передразниваю»2 , - пешет
К.С. Станиславский.
Почти всегда в начале работы студенты допускают ошибку, показывая людей «уникальных». Это понятно: такие люди скорее бросаются в глаза. Но надо увлечь студентов наблюдениями за
1. Станиславский. С. Стенограмма занятий со студийцами 5 апреля 1937г,
2 Станиславский К. С. Собр. соч., т. 3. М., 1955, с. 217, 218.
Стр.42
«обычными» людьми, умением находить интересное в обычном. Это делать труднее, но необходимо. Понятие «обычный человек» не исключает, а наоборот, подразумевает индивидуальность человека. Она может быть и не столь внешне яркой, но она всегда есть, ее только надо уметь увидеть, подсмотреть.
Заинтересованность процессом наблюдения не всегда приходит сразу, на первых же занятиях. Мы воспитываем в студентах, особенно в тех, которым эти упражнения трудно даются, способность заинтересовать себя ими. Но как это сделать? Педагог должен найти сотни поводов доказать, что обычное — необычно.
Обычная с виду женщина вошла в троллейбус. «Ну и что?» — скажут студенты. Прежде всего заставим их быть внимательными. Дадим задание рассмотреть эту женщину и затем включить свою фантазию, мысленно задав себе вопросы о ее жизни, ее характере и привычках. Надо ответить, например, как эта женщина ведет себя дома, как она убирает квартиру. Она хорошо и аккуратно одета, с маникюром. Опираясь на это, фантазия наблюдающих может ответить на .поставленные вопросы. Студенты представят себе, как, надев фартук, эта женщина тщательно и аккуратно выметает сор, как она потом так же тщательно щеткой моет руки. Так, постепенно, они увлекут себя и свое видение.
Каждый выход актера на сцену, студента на ученическую площадку требует волевого усилия. При занятиях на наблюдения также требуется волевой акт. Но если этюды «от себя» понятны и естественны для студентов, то прыжок в неизведанное труден. Тут педагогам нужно быть особенно внимательными и осторожными, чтобы не отбить охоту у студентов к этим упражнениям.
Однажды на занятиях, мы никак не могли увлечь работой одну студентку. Настороженно и недоверчиво выходила она на сцену. Ее первый показ старухи был неудачен. Мы не торопили ее. Несколько уроков она сидела, как бы собираясь с силами. Но вот она показала модно одетую, молодящуюся женщину. Было схвачено что-то очень точное. Высокие каблуки сделали ее выше, чуть покачивающаяся походка, размеренный ритм и—:взгляд. В нем чувствовалось превосходство и страстное желание, чтобы на нее обратили внимание... Это была пусть маленькая, но победа. Студентка прикоснулась к актерскому счастью: хоть на секунду, но стать другой. Его знают все актеры. Это — счастье творчества.
Чтобы заинтересовать студентов наблюдениями, педагоги прибегают к самым разнообразным упражнениям. Мы опишем некоторые из них. Названия даны условно. Список упражнений можно было бы расширить, но мы ограничимся следующими: «Устные рассказы», «Звери», «Пожилые люди».
«Устные рассказы». «Устные рассказы» позволяют раскрыть наиболее интересное в материале и перевести зарисовку от объективистского эскиза к главному—:к эмоциональному выявлению сути того или иного кусочка жизни.
Путем вопросов мы заставляем студентов рассказать
Стр. 43
о каком-либо заинтересовавшем их человеке. При этом мы стараемся довести студента до такого внутреннего накала, желания передать увиденное, когда он уже не просто, а страстно хочет это сделать. Да, именно страстно, так как степень желания незаметно для самого студента переводит устный рассказ в показ заинтересовавшего его человека. Увлеченность распаляет фантазию, и не беда, если студент начнет рассказывать уже не только то, что он действительно видел, но и то, что дополнила его фантазия.
Студентка Маша Р. однажды ездила вместе с врачами на машине скорой помощи. Она рассказывала нам о своих наблюдениях во время этого путешествия. Рассказ ее был настолько заразителен, что слушатели сами начинали видеть все и всех, о ком она рассказывала. И вот она уже встает и, рассказывая, начинает показывать двух пенсионеров, мужа и жену, к которым они приехали по вызову. Показывает, как пожилая женщина ухаживает за больным мужем: Маша двигается по классу, устраивая «своего мужа», достает стакан и пузырек, капает лекарство. Рассказ толкнул ее к действию, а действие — к правильному внутреннему самочувствию, к вере в правду происходящего. В результате был показан хороший эскиз к будущему образу.
А вот другой пример: студент Юра Б., самолюбивый, со сложным характером, редко выходил на сцену. До училища он занимался в художественном техникуме, знал многих художников и очень интересно о них рассказывал. И вот однажды, когда педагог вызвал его на разговор, Юра так увлекся, что сам не заметил, как стал показывать самых разных художников: как они держатся у мольберта, ходят, смотрят. Это были живые и острые наброски будущих характеров. Рассказывал он много и хорошо, но показа,/! все же скупо. Педагог не настаивал. Прошло несколько дней — Юра сам вышел на сцену и, стесняясь, но уже более точно и разнообразно показал свои наблюдения.
Рая Н. показала подсмотренную ею походку. Походка в показе оказалась неорганичной, искусственной. Педагог предложил девушке, не прерывая движения, рассказать о виденном ею человеке. Рассказывая, увлекаясь, она показала характерную манеру речи этой женщины. Постепенно походка ее стала более правдивой и органичной. Затем Рая показала, как эта женщина на улице подбегает к месту какого-то происшествия. Далее, фантазируя, показала, как эта женщина покупает что-то в магазине. К концу эскиза оказалось, что что-то изменилось и во внутреннем самочувствии студентки. Она начала превращаться в другую женщину, с другим душевным миром.
Таким образом, рассказ может стать очень активной действенной силой, раскрепостив эмоции актера и взбудоражив его воображение.
«Звери».Необычайно велика, на мой взгляд, роль такого упражнения на наблюдения, как «Звери», так как это упражнение не только дает возможность расширить сферу наблюдаемой
Стр. 44
действительности, но и сразу же включает студента в игру. Не случайно «зверей» показывают во всех театральных школах. Такой показ освобождает студентов от скованности, он увлекателен, ярок, пластичен.
Дети любят играть в зверей. Почти во всех сказках есть звери, действующие как люди. Некоторые звери стали символами: еж - мудрости, лиса — хитрости, лев — благородства, шакал—предательства, заяц — трусости, волк — злости и т. д. Еще совсем маленькими мы все ходили в кукольные театры и смотрели на зверей, которые действовали как люди.
Недавно у меня произошел такой разговор с пятилетним малышом: «Дима, как живешь?» —«Я не Дима, я —кабан». И полез под стол. Да, начиная с раннего детства, люди стремятся к своеобразному отходу от себя, испытывают желание быть другими.
Психологизируя поведение зверей, мы можем создать интересные, яркие юмористические и сатирические человеческие характеры. В театральных училищах на показах студенты не просто копируют тех или иных животных — они стараются проникнуть в их «характер» и увидеть связь его с человеческим. Возникает образ «зверя-человека» (или «человека-зверя»), И уже в самой этой комбинации кроется юмор, ирония. Студент в этих упражнениях ощущает, что это не он сам на сцене. Очень благотворно действуют такие упражнения на зажатых физически и нравственно студентов, давая им ни с чем не сравнимую свободу. «Закрывшись» образом того или иного зверя, студент может настолько свободно себя вести, что только диву даешься, откуда к нему пришла эта органичность и смелость. Важно только следить, чтобы студенты не сводили все к копированию привычек животных, а стремились к раскрытию внутренней характерности.
В нашем училище такой показ проходит на втором курсе, во время работы над разделом «Наблюдения». Наиболее интересными били в моей практике показы студента Кости Р. О них можно было написать много страниц, настолько они разнообразны и любопытны. Это был «человек-зоопарк». Увлеченность, вера в предложенные обстоятельства, острый глаз этого студента в показе животных проявлялись особенно ярко. Помогала ему и его великолепная пластика.
Вот из двери вышел медведь. Это был немного замученный, «лирический» медведь. Потом пошли пантеры, тигры, леопарды, рыси. Казалось бы, все-эти звери похожи друг на друга, но Костя так четко и интересно их разнообразил, что мы с радостью видели перед собой совершенно различные характеры. А его обезьяны! Они и скучали, и грустили, и радовались, и хохотали, и дрались, и играли. Косте не нужно было добиваться сценической свободы — он от природы свободен, но умение схватывать суть данного животного (а это близко к умению схватывать сущность человека) очень помогало ему в работе над разделом «Наблюдения».
«Пожилые люди». Б. Е. Захава различает два вида черт внешней характерности.
Стр. 45
К первой группе он относит те черты, которые проявляются у актера непроизвольно, по мере того как он вживается во внутреннюю сущность образа. Нельзя, например, усвоить себе презрительное, высокомерное отношение ко всему окружающему без того, чтобы не изменилась соответствующим образом и посадка головы. По отношению к таким чертам внешней характерности действует закон «от внутреннего к внешнему».
К другой группе относятся особенности анатомической и физиологической характерности: худой, толстый, горбатый, немощный, близорукий, слепой, хромой, старый и т. д. Эти черты подчиняются закону «от внешнего к внутреннему». Подробно разобрав, например, физиологию старика, студенты осваивают возрастные особенности человека. Ноги слабеют, спина сутулится, руки работают не так проворно. От упражнения к упражнению студенты все больше и больше «дряхлеют» и, что особенно важно, мысли их вместе с постаревшим телом меняются. «Все становится делать труднее и труднее, надо долго приноравливаться, прежде чем выполнить обычную домашнюю работу. Мысли идут не как обычно — быстро, а медленно», — пишет в своем дневнике студентка Рая П.
Такие особенности — анатомические и физиологические — и являются содержанием занятий «Пожилые люди».
К этому же типу относятся и упражнения, которые отвечают на вопрос: «Как бы я себя вел, если бы был толстым?» Или: «...если бы на мне был надет военный мундир?» и т. д. Здесь опять-таки вначале надо изучить природу физического ощущения полноты или надетого военного костюма. Военная форма, особенно парадная, заставляет мужчину быть более подтянутым, в ней трудно сутулиться, размахивать руками, стойка воротника принуждает высоко держать голову.
«Как бы вы действовали, если бы были толстым? —спросил однажды Б. Е. Захава одного из учеников. — А что это значит — толстый? Значит, у меня — живот, и я не могу держать ноги вместе, мешает живот. Это значит, что у меня — одышка, сердце у толстого человека не так легко работает, как у здорового. Быстро сесть, встать, ходить я не могу. Если меня позвали, шею повернуть я тоже не могу, приходится поворачиваться всем корпусом, а это тоже трудно. У толстого человека обычно толстые пальцы рук и писать ими или делать что-нибудь трудно, надо приспособиться и т. д.».
А как практически осуществляется эта работа?
«Вот вы спокойно сидите в кресле. Расставьте пошире ноги и заметьте мыслен,но границы вашего живота. Попробуйте теперь, не теряя ощущения этих границ, положить ногу на ногу так, как вы это делаете сами. Нельзя? Не выходит? Тогда попробуйте положить одну ногу на другую так, чтобы щиколотка одной пришлась на колено другой. Что, соскальзывает? А вы придержите ногу руками. Трудно? Устали? Попробуйте теперь встать с кресла. Если вы попытаетесь сделать это так, как вы делаете это обычно, живот перевесит, и вы упадете вперед. Нужно сначала вздернуть живот. Для этого обопритесь руками о подлокотники и, ощущая
Стр. 46
непомерную тяжесть своего тела, приподнимите эту тушу на руках. Теперь отпустите руки и, удерживая равновесие, найдите устойчивое положение на широко расставленных ногах. Чувствуете, что вы проделали огромную физическую работу? В самом деле: рот у вас открылся, вы дышите часто и шумно, а ваша рука невольно потянулась к сердцу, опасаясь за его благополучие... Теперь попробуйте таким же способом сесть. Потом поищите походку толстяка, стараясь почувствовать, как „живут" у него в процессе ходьбы ноги, руки, шея, торс, сердце, дыхание...» '.
Физическое ощущение опять-таки скажется и на психологии студента.
По этому же принципу можно в упражнениях искать и близорукого, и глухого, и горбатого человека и т. д.
На контрольный урок раздела «Наблюдения» выносятся упражнения, отобранные педагогами во время очередных занятий, но с таким расчетом, чтобы каждый студент показал два-три наблюдения. ,
Приведу несколько примеров упражнений на наблюдение, показанных на одном из зачетов. Они интересны тем, что позволяют увидеть, как даже внешне элементарное упражнение тренирует многие свойства актера, развивает его умение не просто фиксировать, фотографировать действительность, а изучать ее, анализировать, находить свое эмоциональное отношение к происходящему. Так в актере созревает, формируется чувство сверхзадачи.
«Милиционер».Студент Толя К. медленно, с чувством собственного достоинства выходит на сцену и начинает прохаживаться вдоль рампы. Но вот он заметил нарушителя (кроме Толи, на сцене никого нет). Он останавливается в ожидательно-напряженной позе: что нарушитель будет делать, заметит ли милиционера и вернется, не переходя улицу, или не заметит и перебежит ее в недозволенном месте? Нет, повернул обратно. Разочарованно погрозив ему пальцем — «смотри у меня!», милиционер опять двинулся в свой путь.
«Рэкс».В дорогой шубе, в бобровой шапке, с палкой в руках по бульвару прогуливается пенсионер. Где-то недалеко от него бежит собака. Пенсионер брезгливо и >сухо здоровается со встречными знакомыми, И вдруг неузнаваемо меняется, ласково подзывая свою собаку: «Рэкс, к ноге!».
«В опере».Только что закончился оперный спектакль, занавес опустился. К рампе спешит поклонница. Это уже немолодая женщина в очках. Она энергично протискивается сквозь толпу и зычно-надтреснутым голосом кричит: «Браво! Браво! Браво!», заискивающе улыбаясь при этом своему кумиру. За этим — и неприкаянность, и обездоленность.
«В магазине «Датский мир"». Из маленького городка или деревни в московский универмаг приезжает мать с двумя детьми.
1 Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера, изд. 3. М, 1973, с. 170.
Стр. 47
Она растеряна, волнуется. Глаза ее разбегаются от вида многочисленных товаров. Она то спрашивает совета у продавщицы, то бежит и тащит к прилавку ребятишек. Вдруг ей кажется, что у нее украли платок, в котором она прячет деньги. Находит, плачет от радости, забирает детей и уходит из магазина.
«Отец кормит маленькую дочку на пляже».«Любящий» отец буквально вталкивает в ребенка клубнику со сливками. Дочка сыта, она капризничает, даже плачет, но отец неумолим. Какие только он ни приводит доводы, к каким только ни прибегает уловкам, чтобы дочка съела ягоды, купленные ей «любящим» отцом.
«В комиссионном магазине».В магазин приходит завсегдатай-покупатель. Он вежлив, еще на пороге снимает шляпу и прижимает ее к сердцу. Он не хочет никого тревожить лишними вопросами, но только хочет знать, приходил ли Ложечкин? Нет? Ну и хорошо. «Всего вам доброго и наилучшего», — говорит он, выскальзывая из магазина.
«Продавец книг».На перекрестке двух больших улиц стоит у своего лотка продавец и монотонным голосом рекламирует детективные романы. Пошел дождь. Не изменив ни ритма, ни интонаций, продавец открывает зонтик и продолжает торговать. Покупателей немного. Но это его не смущает. Монотонный голос продавца не меняется ни при удачной торговле, ни при полном отсутствии покупателей. Кажется, ему все равно.
«Мать и дочь в магазине головных уборов».Студентка Оля К. показывает вначале, как мать, стесняясь присутствующей в магазине дочери, выбирает себе модную шляпу. Затем показывает, как дочь реагирует на покупку матери. Она негодует: вероятно, мать думает, что она еще молодая женщина, а она — старая, ей надо носить платок, а не яркую шляпу!.. Дочь не выдерживает и, с презрением посмотрев на мать, вылетает из магазина.
«В картинной галерее».Девушка-экскурсовод знакомит группу посетителей выставки с картинами и другими экспонатами музея. Содержание картин ей хорошо известно. Она говорит свой текст скороговоркой, иногда и думая при этом совсем о другом. Ее интересует платье на одной из посетительниц. А модные сапоги на другой заставляют остановиться на .полуслове и замолчать. Она спохватывается, краснеет и уводит группу в другой зал.
В этих маленьких зарисовках, как в зерне, заключаются будущие характеры, конфликты, и нам, педагогам, дорого умение студентов за фактом распознать суть.
Очень интересным оказался на одном из показов цикл упражнений «Пожилые люди». По просцениуму, перед закрытым занавесом, один за другим проходили самые разнообразные «старички» и «старушки». Это не были уже законченные образы. Нет, это были как бы ожившие наброски будущих характеров. Большую задачу, чем просто перейти улицу или о чем-то спросить друг друга, сесть, встать, студенты взять на себя пока еще не могли.
Стр. 48
Во всех приведенных выше этюдах-набросках каждый студент (студентка) действует один. Ни детей, ни продавцов, ни экскурсантов на сцене нет. На данном этапе обучения они и не нужны. Присутствие партнеров, их реакция, общение с ними может разрушить и без того очень хрупкий набросок образа.
Особо преуспевающим студентам разрешается делать упражнения с общением друг с другом. Такие упражнения тоже выносятся на показ. Но они скорее исключение, чем правило.