Философия культуры эпохи Просвещения

Введение

Культурология – одна из самых молодых гуманитарных дисциплин. Она сравнительно недавно вошла в перечень учебных предметов Государственного образовательного стандарта и в настоящее время изучается практически во всех вузах страны, в том числе и технических. Реалии последних лет таковы, что большая часть этих вузов приобрела университетский статус.

В контексте европейской культуры университет олицетворяет высший символ науки и культуры, где главной ценностью выступает человек, а целью – свободное и всестороннее его развитие. Культурология же стоит в ряду тех дисциплин, которые и призваны содействовать такому развитию. Каким бы не было университетское образование, наряду с фундаментальными знаниями по избранной профессии оно решает и важные общественные задачи. Исходя из этого повышается место и значимость культурологии в университетском образовании, т.к. именно в культуре заключены универсальные смыслы бытия как личностного, так и социального.

Однако в данном случае речь идет не только об общей образованности, но и о том, что культурология является важной составной частью в обучении квалифицированного специалиста. Хорошая подготовленность в области социально-научных и гуманитарных знаний во многом способствует снятию противоречий между человеком и техникой, человеком и природой, предоставляет достаточно высокий уровень профессиональной культуры, которая, в свою очередь, на ранних стадиях развития позволяет свести к минимуму социальные и нравственные последствия инженерной деятельности. Социально-научные и гуманитарные знания формируют способности конкретной личности к адекватной оценке и принятию правильных решений в сложных ситуациях.

Таким образом, культурология как учебная дисциплина ставит задачу определения основных критериев профессиональной культуры, тесно связанных с социокультурными и этическими нормами деятельности. Овладение же культурологическим методом облегчит понимание технологий служебного взаимодействия и создаст базу для профессиональной коммуникации. Но одним из самых важных в изучении культурологии является постижение культурного смысла той профессии, к которой готовится студент.

Настоящее учебное пособие ставит целью познакомить студентов первого курса всех специальностей с основными направлениями культурологической мысли. При этом в первой части пособия дан краткий анализ деятельности главных представителей культурологических школ, а во второй – хрестоматийное приложение рассматриваемых работ.

Основные культурологические школы и их представители

1. Философия культуры эпохи Просвещения: Иоаганн Готфрид Гердер (1744–1803).

2. Эволюционистская школа: Эдвард Тэйлор (Тайлор) (1832–1917); Герберт Спенсер (1820–1903); Льюис Генри Морган (1818–1881).

3. Философия жизни: Артур Шопенгауэр (1788–1860); Фридрих Ницше (1844–1900).

4. Неокантианство: Вильгельм Виндельбанд (1948–1915), Генрих Риккерт (1863–1939); Эрнст Кассирер (1874–1945), Э. Гуссерль.

5. Общественно-историческая школа локальных культур: Освальд Шпенглер (1880–1936); Николай Яковлевич Данилевский (1822–1885); Арнольд Джозеф Тойнби (1889–1975).

6. Социологическая школа: Макс Вебер (1864–1920); Питирим Сорокин (1886–1968).

7. Культурный релятивизм: Франц Боас (1858–1942); Рут Фултон Бенедикт (1887–1948); Уильям Самнер.

8. Культурно-эволюционная школа: Лесли Элвин (Алвин) Уайт (1900–1975).

9. Психоаналитическая школа: Зигмунд Фрейд (1856–1939).

10. Концепция коллективного бессознательного: Карл Густав Юнг (1987–1961).

11. Экзистенциализм. Теория осевого времени: Жан Поль Сартр (1905–1980); Карл Ясперс (1883–1969).

12. Структурно-функциональный подход: Бронислав Каспар Малиновский (1884–1942); Альфред Реджинальд Редклифф-Браун (1881–1955).

13. Структурализм: Клод Леви-Строс (р. 1908); Юрий Михайлович Лотман (1922–1993).

14. Концепции игровой культуры: Йохан Хейзинга (1872–1945); Хосе Ортега-и-Гассет (1889–1955).

15. Культурно-историческая концепция евразийства: Николай Сергеевич Трубецкой (1890–1938); Петр Николаевич Савицкий (1895–1968); Георгий Владимирович Вернадский (1887–1973); Лев Николаевич Гумилев (1912–1992).

16. Школа «Анналов»: Люсьен Февр (1878–1956); Марк Блок (1886–1944); Фернан Бродель (1902–1985).

17. Цивилизации будущего: Алвин Тоффлер (р. 1928).

Философия культуры эпохи Просвещения

Историческое начало культурологии как науки относят к XVIII в., эпохе Просвещения, когда идеи гуманизма дали импульс к ее становлению и развитию, увлекали многих мыслителей в разных странах мира. Эти идеи распространяли во Франции Ш. Монтескье, К. Гельвеций, Ф. Вольтер, П. Гольбах, Ж.-Ж. Руссо; в Германии – Г. Лессинг, И. Кант, И. Гердер; в России – А.Н. Радищев. Н.И. Новиков, Я.П. Козельский; в Северной Америке – Б. Франклин, Т. Купер и др. Творческое внимание просветителей концентрировалось на многих острейших проблемах: исторической эволюция человечества, взаимосвязи между эпохами, единстве природы, общества и культуры. Но особое внимание уделялось вопросам формирования и совершенствования человеческой личности, развития благородства, милосердия и гуманности. На этом духовном фоне и происходило зарождение науки о культуре.

Первоначально она возникла как философия истории человече­ства, а ее главные идеи нашли отражение в творчестве немецкого ученогоИ.Г. Гердера (1744–1803). Его философско-исторические идеи сыграли выдающуюся роль в становлении принципов историзма, оказав влияние на немецкий романтизм и философию истории Гегеля.

◘ Главные работы: трактат «О происхождении языка»; «Идеи к философии истории человечества» (1784–1791). Последняя работа стала базовой для развития культурологии.

В ранних произведениях (1770) Гердер разрабатывал проблемы эстетики и языкознания. Так, в работе «О происхождении языка» он представил одну из первых моделей естественного становления языка в ходе истории, где высказал убежденность в том, что язык и мышление развиваются во взаимнообусловленном единстве.

Замысел произведения «Идеи к философии истории человечества» состоял в обнаружении тесной взаимосвязи между природой и культурным развитием человечества. Гердер представлял историю как сцену деяний Божьих, исполнение замысла Божия и откровение Бога в природе. Цель человеческого бытия он видел в прогрессе человечества и человечности, так как именно они способны дать развитие гуманизма, который Гердер понимал как расцвет принципа личности и обретение индивидом душевной гармонии и счастья.

Идеи Гердера отразились в произведениях Н.М. Карамзина, А.Н. Радищева, Г.Р. Державина, В.А. Жуковского. В «Арабесках» Н.В. Гоголь назвал его величайшим зодчим мировой истории. В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» Пьер Безухов в бе­седе с Андреем Болконским излагал идеи Гердера о беспредельном совершенствовании человека. Главные принципы его существования – гуманизм, милосердие, религия. Человек – высшее творение, т.к. он замкнул цепь земных созданий. Он наделен разумом, гуманным духом, особым образом жизни. Призвание человекаБезухов видел в том, чтобы учиться всему.

Большое значение в формировании человеческой личности придается воспитанию, которое опирается на традицию и органические силы, ибо человек должен быть способен к восприятию. Подобный процесс создания человека (в высоком смысле духовности) можно назвать культурой, возделыванием или просвещением. Высшая гуманность с точки зрения И. Гердера проявляется в религии, так как в нейзаключен самый возвышенный дух человечности. Религия– это упражнение сердца в нравственном совершенствовании. Цель земного существования человека Гердер видел в воспитании гуманности.

Творчество Гердера, несмотря на очевидную его противоречивость, стало своеобразным арсеналом идей для различных последующих направлений немецкой научной мысли: романтической эстетики, натурфилософии, языкознания (Гумбольдт), диалектической историософии (Фихте, Гегель), антропологии (Фейербах), герменевтики (Дильтей) и др.

Наши рекомендации