Вл. И. Немировичу-Данченко 6 страница

1 Гельцер Екатерина Васильевна -- балерина Большого театра; народная артистка РСФСР. Тихомиров Василий Дмитриевич -- артист балета и балетмейстер Большого театра; народный артист РСФСР.

2 По-видимому, у брата, Г. С. Алексеева, и его жены.

1 Константин Петрович -- Пятницкий (1864--1938), один из основателей и управляющий издательством "Знание".

2 Тартаков Иоаким Викторович (1860--1923) -- оперный певец (баритон), артист Мариинского театра.

3 Дмитриев (Шенберг Д. А.) -- брат А. А. Санина, играл в Обществе искусства и литературы и в МХТ с 1901 по 1904 г.

4 Давыдов Владимир Николаевич (1849--1925) -- выдающийся русский драматический актер. Народный артист республики.

5 Тихомиров Иоасаф Александрович -- артист МХТ.

Год устанавливается по связи с предшествующими письмами.

1 Чехов, писавший в это время "Вишневый сад", отвечал Станиславскому: "Пьеса моя не готова, подвигается туговато, что объясняю я и леностью, и чудесной погодой, и трудностью сюжета. ...Пьесы своей я читать Вам не буду, ибо не умею читать; я только дам Вам прочесть -- конечно, если она будет готова" (Полн. собр. соч. и писем, т. XX, стр. 121).

2 Свирель пастуха была введена в финал первого действия "Вишневого сада". Чехов согласился со Станиславским: "Ваш пастух [в Любимовке] играл хорошо. Это именно и нужно" (Полн. собр. соч. и писем, т. XX, стр. 177).

1 В Художественном театре решался вопрос о постановке пьесы С. А. Найденова "Деньги" (поставлена не была).

2 Володя -- Сергеев Владимир Сергеевич, друг И. К. Алексеева. Впоследствии профессор Московского университета.

3 Смирнов Сергей Николаевич -- преподаватель русского языка и литературы во 2-й гимназии; родственник К. С. Станиславского.

160*

Дата устанавливается по репетициям "Юлия Цезаря". Послано в Ялту.

1 Вл. И. Немирович-Данченко ставил тогда "Юлия Цезаря", вовлекая в эту работу весь состав театра.

2 M. П. Лилина готовила роль Нины Заречной в "Чайке" (в связи с возобновлением спектакля). "В минуты поэтичного настроения в лунные ночи читала "Чайку",-- писала она Чехову.-- Знаю 1-й и 2-й акт и слегка почитывала 4-й. Но думаю, что двойкой подбородок и неимоверно толстые бока -- непреодолимые преграды. Все-таки жду Вас, чтобы прочитать Вам свою роль, без этого не стану репетировать" ("Ежегодник МХТ" за 1944 г., стр. 237).

3 Остроумов А. А. -- клиницист-терапевт, профессор Московского университета, лечивший А. П. Чехова.

4 В письме к Вл. И. Немировичу-Данченко от 22 августа 1903 г. Чехов писал: "Пьеса Найденова хороша, только нужно, чтобы главное действ[ующее] лицо -- Купоросов был переделан в человека хорошего, ясного, более определенного, чтобы обстановка была поскромнее, без телефона и прочей пошлости (обстановка в пьесе возбуждает ожидания, которые не сбываются), и чтобы герои -- Теплов и учительница в конце IV акта не говорили о деньгах и не писали писем. В обстановке скромной, не кричащей, не режущей глаз и ушей, в покойных, очень покойных, скромных тонах пьеса может пройти с большим успехом. Вот тебе краткое мнение о пьесе" (Полн. собр. соч. и писем, т. XX, стр. 126). Немирович-Данченко отвечал на это: "Ты предлагаешь Найденову слишком капитальную переделку" ("Ежегодник МХТ" за 1944 г., стр. 160).

1 Как известно из писем и мемуаров, работа Станиславского над ролью Брута была необычайно мучительной и напряженной.

Дата устанавливается по репетициям "Юлия Цезаря".

1 Письмо Чехова к Лилиной от 15 сентября 1903 г. опубликовано в Полн. собр. соч. и писем А. П. Чехова, т. XX, стр. 131--132.

2 Сцены в Сенате и на Форуме -- наиболее ответственные в "Юлии Цезаре".

3 В Художественном театре с нетерпением и волнением ждали новую пьесу Чехова "Вишневый сад".

Год устанавливается по упоминанию роли Брута; месяц и число -- по фразе: "Вчера... мы играли после долгого перерыва "Трех сестер" (этот спектакль состоялся 12 октября 1903 г.)

1 Крылов (псевдоним -- Виктор Александров) Виктор Александрович (1838--1906) -- драматург, переводчик, театральный рецензент. По количеству сочиненных пьес занимал одно из первых мест среди драматургов-ремесленников 90-х годов. Станиславский не раз говорил о вреде, который нанесла крыловская драматургия русскому театру.

2 Любошиц Семен Борисович -- журналист, театральный критик, писавший в газете "Новости дня" под псевдонимами "бо", "--б--", "--бо" и др.

1 Речь идет о пьесе "Вишневый сад".

Дата устанавливается по связи с письмом Станиславского к Чехову от 3 ноября 1903 г. (No 170).

Датируется по почтовому штемпелю.

1 "Когда читали пьесу, многие плакали, даже мужчины,-- писала А. П. Чехову М. П. Лилина 11 ноября,-- мне она показалась жизнерадостной, и даже на репетицию этой пьесы весело ездить, а сегодня, гуляя, я услыхала осенний шум деревьев, вспомнила "Чайку", потом "Вишневый сад", и почему-то мне представилось, что "Вишневый сад" не пьеса, а музыкальное произведение, симфония. И играть эту пьесу надо особенно правдиво, но без реальных грубостей; так мне все кажется!" ("Ежегодник МХТ" за 1944 г., стр. 238).

1 Чехов просил, чтобы роль Лопахина играл Станиславский: "Купца должен играть только Конст[антин] Серг[еевич]. Ведь это не купец в пошлом смысле этого слова, надо сие понимать" (из письма к О. Л. Книппер от 28 октября 1903 г.; Полн. собр. соч. и писем, т. XX, стр. 167).

2 Роль Гаева принадлежала к лучшим сценическим созданиям Станиславского и исполнялась им в течение двадцати четырех лет. Последний раз Станиславский выступил в этой роли 6 июля 1928 г.

3 Манохин Н. Ф.-- артист Большого театра, преподаватель танцев.

Дата устанавливается по упоминанию спектакля "Три сестры", шедшего 1 ноября 1903 г.

1 В 1903 г. МХТ возобновил спектакль "Одинокие" Г. Гауптмана. "Одинокие" шли в декорациях В. А. Симова.

2 Чехов ответил 5 ноября: "Дом должен быть большой, солидный; деревянный (вроде Аксаковского, который, кажется, известен С. Т. Морозову) или каменный, это все равно. Он очень стар и велик, дачники таких домов не нанимают; такие дома обыкновенно ломают и материал пускают на постройку дач. Мебель старинная, стильная, солидная; разорение и задолженность не коснулись обстановки" (Полн. собр. соч. и писем, т. XX, стр. 177).

3 Станиславский предполагал вести третий и четвертый акты в одной декорации. Чехов не возражал. Потом было решено, что четвертый акт пойдет в декорациях первого акта. При первом издании "Вишневого сада" А. П. Чехов зачеркнул ремарку, обозначавшую место действия: "Зала в нижнем этаже", и написал: "Декорация первого акта".

1 Фраза Кулыгина в первом акте "Трех сестер".

2 Сулержицкий -- см. далее письма к Л. А. Сулержицкому.

1 В письме Чехова к Станиславскому от 30 октября 1903 г. говорилось: "Когда я писал Лопахина, то думалось мне, что это Ваша роль. Если она Вам почему-либо не улыбается, то возьмите Гаева. Лопахин, правда, купец, но порядочный человек во всех смыслах, держаться он должен вполне благопристойно, интеллигентно, не мелко, без фокусов, и мне вот казалось, что эта роль, центральная в пьесе, вышла бы у Вас блестяще" (Полн. собр. соч. и писем, т. XX, стр. 170).

2 Л. М. Леонидов вступил в труппу Художественного театра 18 февраля 1903 г. (до этого он был артистом театра Корша). 25 марта того же года Леонидов с большим успехом выступил в роли Васьки Пепла в "На дне", "Я старался,-- рассказывал Л. М. Леонидов,-- понять и почувствовать сущность спектаклей [MXT], мне хотелось разгадать секрет слаженности спектаклей, мне хотелось войти целиком в этот замечательный ансамбль" ("Ежегодник МХТ" за 1944 г., стр. 458).

"После одной из последних генеральных репетиций "Вишневого сада",-- вспоминал Л. М. Леонидов,-- зашел ко мне Антон Павлович. Я очень обрадовался. Предложил ему сесть. Сел. Молчит. Но по глазам видно, что доволен. И тихо, глядя поверх пенсне, баском: "Послушайте, теперь же совсем хорошо...". Я был очень счастлив, услышав его одобрение, тем более что на похвалу Антон Павлович был скуп" ("Ежегодник МХТ" за 1944 г., стр. 463).

3 Гастроли МХТ в Одессе в 1903 г. не состоялись.

1 Мамонтов (псевдоним -- Матов) Сергей Саввич (1867--1915) -- сын С. И. Мамонтова, литератор, сотрудник журнала "Русский артист" (1907-- 1909). Написал предисловие к рукописи Станиславского, появившейся в "Русском артисте" под названием "Художественный театр. Начало сезона. Записки К. С. Станиславского" (1907 г., No 9, 12--13, 1908 г., No 1и 11).

2 Сапожников Владимир Григорьевич -- фабрикант, двоюродный брат Станиславского.

3 "Дуня и Епиходов при Лопахине стоят, но не сидят,-- пояснил Чехов.-- Лопахин ведь держится свободно, барином, говорит прислуге ты, а она ему -- вы" (Полн. собр. соч. и писем, т. XX, стр. 181).

Дата устанавливается по упоминанию спектакля "Столпы общества"; он шел 7 ноября 1903 г.

1 Дорошевич Влас Михайлович (1864--1922) -- журналист, работал в редакции газеты "Русское слово".

"Русский листок" -- реакционная газета из так называемой "мелкой прессы".

2 "Станиславский будет очень хороший и оригинальный Гаев", -- писал. Чехов О. Л. Книппер 30 сентября 1903 г. (Полн. собр. соч. и писем, т. XX, стр. 169).

3 Муратова Елена Павловна (1874--1921) -- артистка МХТ с 1901 г. до конца жизни; первая исполнительница роли Шарлотты.

4 Дарский M. E. -- см. о нем в письмах No 56 и 57 и прим. к ним.

5 Богданов-Бельский Николай Петрович (1868--1945) -- художник, член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1895 по 1918 г.). Написал портрет А. Р. Артема и подарил его Художественному театру.

1 Возобновление "Одиноких" с В. И. Качаловым в роли Иоганнеса было крупным событием в жизни Художественного театра.

2 Режиссерский план "Вишневого сада", написанный Станиславским, хранится в Музее МХАТ (архив КС).

1 10 ноября 1903 г. Чехов писал Станиславскому: "Вообще, пожалуйста, насчет декораций не стесняйтесь, я подчиняюсь Вам, изумляюсь и обыкновенно сижу у Вас в театре разинув рот. Тут и разговоров быть не может; что Вы ни сделаете, все будет прекрасно, во сто раз лучше всего того, что я мог бы придумать" (Полн. собр. соч. и писем, т. XX, стр. 180--181).

2 В. И. Качалов репетировал и играл роль Пети Трофимова.

3 До того как А. Р. Артем создал оригинальный и верный образ старого лакея Фирса в "Вишневом саде", он на репетициях невольно повторял краски ранее сыгранной роли древнего старца Курюкова из спектакля "Царь Федор Иоаннович".

1 "Если поезд можно показать без шума, без единого звука, то -- валяйте",-- соглашался Чехов в письме от 23 ноября 1903 г. (Полн. собр. соч. и писем, т. XX, стр. 190). В спектакле этой постановочной детали не было.

2 "Дорогой Константин Сергеевич, сенокос бывает обыкновенно 20-- 25 июня, в это время коростель, кажется, уже не кричит, лягушки тоже уже умолкают к этому времени. Кричит только иволга",-- отвечал Чехов (там же, стр. 189).

Год устанавливается по упоминанию "Вишневого сада", число и месяц -- по спектаклю "Дядя Ваня", который шел 23 ноября 1903 г.

1 Веселовский Алексей Николаевич (1843--1918) -- профессор, историк литературы; В. В. Лужский делал профессора Серебрякова в "Дяде Ване" несколько похожим на Веселовского.

177*

1 Еще не видев Станиславского в роли Брута, В. В. Котляревская писала ему: "Вы играете в тех тонах и теми приемами, которыми будут играть, но которыми пока играете Вы один, первый: пройдет 20 лет, и все заиграют по-Вашему, а теперь это ново, чуждо и непонятно... Вы прокладываете новую дорогу (м. б., иногда оступаясь и спотыкаясь)... Вам суждено в каждом Вашем новом шаге вперед быть временно не понятым" (Музей МХАТ, архив КС).

2 Чехов спорил с театром о трактовке пьесы: "С чем он [А. П. Чехов] до самой смерти примириться не мог,-- писал Станиславский,-- это с тем, что его "Три сестры", а впоследствии "Вишневый сад" -- тяжелая драма русской жизни. Он был искренно убежден, что это была веселая комедия, почти водевиль" ("А. П. Чехов в Художественном театре", Собр. соч., т. 5, стр. 348--349).

После просмотренных репетиций, накануне премьеры, Чехов писал: "Пьеса моя пойдет, кажется, 17 января: успеха особенного не жду, дело идет вяло". Так воспринимал автор еще не готовый спектакль, который стал одним из лучших созданий Художественного театра.

"Антон Павлович умер, так и не дождавшись настоящего успеха, своего последнего благоуханного произведения",-- сожалел К. С. Станиславский.

3 В газетах появились статьи, в которых пересматривалась первоначальная отрицательная оценка исполнения Станиславским роли Брута; так, например, Матов (С. С. Мамонтов) писал: "Теперь... Станиславский играет Брута во всеоружии своего недюжинного ума и дарования, и играет превосходно. О созданном им образе Брута прежде всего надо сказать знаменательными словами его врага -- "это был человек!" ("Русское слово" от 27 октября 1903 г.).

Положительный отзыв Валерия Лясковского появился в "Русском слове" 11 декабря 1903 г.

Глубже всех проник в замысел Станиславского Л. А. Сулержицкий: "Вы, Вашей игрой, превратили эту прекрасную, но холодную античную статую в живого человека, облекли его в плоть и кровь, согрели его страданием и заставили его сойти со своего недосягаемого каменного пьедестала в сердца людей. Вы сделали его достоянием жизни... Пишу это не Алексееву, которого совсем не знаю, пишу не как знакомый, а как зритель, которому хочется слиться с актером... Пишу тому Станиславскому, который уже не раз поддерживал и укреплял людей в вере в "человека" (Музей МХАТ, архив КС).

Через несколько дней, 17 ноября 1903 г., посмотрев еще раз спектакль, Сулержицкий писал: "Прекрасно и прекрасно... Не верьте, дорогой К. С., никому, кто не в восторге от исполнения Брута... Эту игру, Вашего Брута, люди не успевают оценить в театре. Там слишком много блеску, света, "настоящего Рима", слишком много шума и движения, увлекательного, красивого движения, за что великое спасибо Владимиру Ивановичу; но когда человек придет домой и будет ложиться спать, тогда только выплывет у него... Брут, трогательный, чистый Брут. Он не даст покоя и будет живым упреком для совести всякого... А сбило Вас то, что ожидали большего одобрения... А то иногда чувствуется, что Вы не то что робеете, а не доверяете себе. Этого у Вас в Бруте не должно быть!" (там же).

В 1943 г., возвращаясь к воспоминаниям о "Юлии Цезаре", Немирович-Данченко говорил: "В то время как все другие исполнители от спектакля к спектаклю становились трафаретнее, ограничиваясь нажитой техникой, он, Константин Сергеевич, наоборот, как бы старался преодолеть неуспех и продолжал работать..." (Из дневника О. С. Бокшанской. Музей МХАТ, архив Н-Д).

178*

Дата устанавливается по связи с письмом к И. А. Тихомирову от 16 февраля 1904 г., по словам "завтра, в пятницу" и по времени пребывания А. П. Чехова в Москве.

1 О том, как К. С. Станиславский представлял себе организацию филиальных отделений МХТ в провинции, рассказывает С. А. Попов: "Мне хочется,-- говорил К. С. Станиславский,-- по крайней мере для начала, хоть в некоторых больших городах устроить театры наподобие нашего Художественного.

Будем дело развивать постепенно. Надо создать целый ряд как бы отдельных трупп с репертуаром в восемь-десять пьес, с полной обстановкой и со штатом необходимых работников. Сообразно количеству трупп арендуются в стольких же городах театры. Каждая труппа играет в городе один месяц, после чего переезжает в другой город, ее заменяет другая труппа, со своим репертуаром и так далее. В Москве будет, конечно центр, где все это будет готовиться... Надо будет создать со временем... ну, скажем, так: "Всероссийское общество провинциальных антреприз". Построить здание с театром, с отдельными помещениями с малыми сценами для работы каждой отдельной труппы, с гостиницей для артистов, там же завести собственные костюмерные и бутафорские мастерские" (сб. "О Станиславском", стр. 337--338).

179*

1 ...Ваше дело -- театр Народного дома в Нижнем Новгороде, который открылся по инициативе А. М. Горького в декабре 1903 г. на одной из рабочих окраин города. Народный дом в Нижнем Новгороде был построен в 1903 г. архитектором П. П. Малиновским. А. М. Горький принимал активное участие в сборе средств. В сентябре 1903 г. он писал Е. П. Пешковой: "Нар[одный] дом. Мы его не хотим сдавать Басманову, а думаем образовать паевую компанию, составить труппу и -- ставить пьесы. Мы -- это я, Чириков, Малиновские, Михельсон, Нейгардт -- думаем пригласить в пайщики Шаляпина, Мороз[ова], Алексеева, Панину. Артистов, полагаю, найдет Тихомиров и Андреева" (Собр. соч. и писем, т. 28, стр. 287). Об этом же Горький писал 20 октября 1903 г. К. П. Пятницкому: "В Народном доме мы устраиваем театр: мы -- С. Морозов, Шаляпин, Станиславский, Тихомиров, я с женой, Малиновский и прочая -- даже Бунин и Андреев. Тихомиров взял из театра отпуск на год и будет режиссером" (там же, стр. 290).

Труппу составили актеры-профессионалы, ученики школы МХТ и др. Намеченный репертуар был сильно урезан цензурой. Ни одна из пьес Горького не была разрешена, в то время как Городской драматический театр ставил "На дне". Административные власти чинили театру Народного дома всяческие препятствия, из-за которых он нес крупные убытки. 17 мая 1904 г. театр был закрыт.

2 Из письма В. В. Лужского к И. А. Тихомирову от 14 февраля 1904 г. выясняется, что указанный проект был выдвинут Станиславским: "У Константина Сергеевича есть деньги на это дело, по его словам, тысяч сто".

Немирович-Данченко, Качалов, Москвин и другие приняли проект "с большой охотой и интересом". Лужский приглашал в новое дело Тихомирова и через него других сотрудников нижегородского театра: "С Горьким уладим, ей-богу, уладим -- валяйте! У нас редко за последнее время так горел Константин Сергеевич, как загорелся в этом проекте" (Музей МХАТ, архив В. В. Лужского).

180*

Печатается по подлиннику, хранящемуся в Архиве А. М. Горького.

1 М. Ф. Андреева в 1904 г. взяла отпуск на год, возвратилась в МХТ в 1905 г. и пробыла в нем до 1906 г.

181*

Дата устанавливается по ответному письму М. Ф. Андреевой от 26 февраля 1904 г., в котором она объясняла причины своих разногласий со Станиславским. "А если бы Вы обращали внимание на мои слова, Вы не решились бы упрекнуть меня в том, что я нанесла Вам обиду, не предупреждая Вас о своей просьбе об отпуске",-- писала она.

182*

Печатается по подлиннику, хранящемуся в Архиве А. М. Горького.

Печатается по подлиннику, хранящемуся в ИРЛИ (Пушкинский дом) Академии наук СССР, архив Е. C. Зарудной-Кавос, ф. 445/71.

1 Об успехе спектакля "Вишневый сад" в Петербурге Чехова извещали многие его корреспонденты. Немирович-Данченко телеграфировал Чехову: "Общий тон исполнения великолепен по спокойствию, отчетливости, талантливости. Успех в смысле всеобщего восхищения огромный и больше, чем на какой-нибудь из твоих пьес" ("Избранные письма", стр. 264).

Дата устанавливается по петербургским гастролям МХТ и по свидетельству М. П. Лилиной.

1Из-за болезни детей М. П. Лилина не смогла выехать на гастроли в Петербург одновременно с театром.

2 Л. А. Косминская была второй исполнительницей роли Ани в "Вишневом саде".

3 М. Ф. -- М. Ф. Андреева.

4 Станиславский опасался, что В. И. Качалов перейдет в новый театр, который намеревалась открыть М. Ф. Андреева.

5 Чюмина Ольга Николаевна (1862--1909) -- поэтесса и переводчица, друг Художественного театра.

Дата устанавливается по фразе письма: "Вчера кончил Брута" (последний раз роль Брута на гастролях в Петербурге Станиславский играл 14 апреля 1904 г.).

1 "Месяц в деревне" Станиславский мог видеть не 14-го, а 13 апреля 1904 г. Пьеса И. С. Тургенева была поставлена в Александрийском театре 18 ноября 1903 г. А. А. Саниным.

Станиславский осуществил постановку "Месяца в деревне" в МХТ через шесть лет. Поэтому в письме речь идет не о прямом заимствовании, а об ощутимом влиянии режиссерско-постановочных принципов Художественного театра.

2 Суреньянц Вардкес Яковлевич (1860--1921) -- живописец и театральный художник. В 1904 г. оформлял в МХТ спектакль из одноактных пьес Метерлинка.

Дата уточняется по содержанию письма: 16 апреля 1904 г. Станиславский играл в Петербурге роль Гаева в "Вишневом саде".

1 ...все ждут твоего дебюта -- то есть первого выступления М. П. Лилиной в роли Ани ("Вишневый сад") в Петербурге.

2 "Чад жизни" -- драма реакционного писателя Болеслава Маркевича.

1 Альберг (Икскуль-Гильдебранд) Ида Андреевна (1858--1915) -- известная финская драматическая артистка.

Через год, снова побывав на спектаклях Художественного театра, Альберг писала Станиславскому: "Я только что вернулась к себе, совершенно подавленная впечатлением от "Трех сестер". Сколько красоты в этом дивном произведении! Это трагедия нашей души -- такая интимная и нежная. В ее щемящей боли, в ее пессимизме столько веры, тепла и безграничного идеализма!

Не откажите, пожалуйста, передать мадам Книппер мое глубокое восхищение. Я плакала сегодня вместе с ней. И с какой удивительной тонкостью, с какой глубиной, с какой гениальностью воссоздаете Вы само произведение! Сердечное спасибо. Это были незабываемые минуты" ("Иностранная литература", 1956, No 10).

190*

Письма к М. Г. Савиной печатаются по подлинникам, хранящимся в Центральном государственном историческом архиве в Ленинграде, ф. 689, д. 1210.

1 Общедоступный театр при Литовском народном доме в Петербурге существовал на средства графини С. В. Паниной. Был открыт в 1903 г. Труппу возглавляли П. П. Гайдебуров и Н. Ф. Скарская.

2 См. письма No 178 и 179.

191*

1 Бальмонт Константин Дмитриевич (1867--1942) -- поэт-символист. Пьесы Мориса Метерлинка "Слепые", "Непрошеная", "Там, внутри" шли на сцене Художественного театра в 1904 г. в переводе Бальмонта.

1 Письмо послано в день отъезда А. П. Чехова в Германию.

Письма к Л. Я. Гуревич печатаются по подлинникам, хранящимся в ГЦТМ имени А. А. Бахрушина. Исключения оговариваются особо.

Гуревич Любовь Яковлевна (1866--1940) -- писательница, литературный и театральный критик, автор многочисленных статей о Художественном театре и Станиславском. Близкий друг Станиславского, Гуревич впоследствии готовила к изданию его книги.

1 В письме от 24 мая 1904 г. Гуревич сообщала Станиславскому, что в июле должны выйти в свет ее рассказы, и просила его "на свободе" прочитать книгу: "...и этот приговор -- именно от Вас -- мне нужен и важен, потому что Вашим мнениям по художественным вопросам я верю гораздо больше, чем мнению всех профессиональных современных критиков, больше, чем мнению большинства близких мне людей" (Музей МХАТ, архив КС).

Свою книгу "Седок" и другие рассказы" (изд. М. В. Пирожкова, 1904) Гуревич прислала Станиславскому с надписью: "Бесподобному художнику сцены Константину Сергеевичу Станиславскому от благодарного зрителя, автора. 17 июля 1904 г." (находится в библиотеке Дома-музея Станиславского).

195*

Дата на письме обозначена карандашом.

1 Сергей Митрофанович -- Зарудный, юрист (ум. в 1940 г.). Друг Художественного театра, состоял в переписке с актерами МХТ. В последние годы жизни -- сотрудник Государственного Эрмитажа в Ленинграде.

2 Бальмонт писал Станиславскому из Парижа о своих встречах с Метерлинком.

Последнее письмо Станиславского к Чехову.

1 Contrexêville -- курорт во Франции.

2 Мария Федоровна -- Андреева.

197*

Печатается по подлиннику, хранящемуся в архиве М. П. Чеховой.

1 Горького, как и Станиславского, возмущала пошлость газетных откликов на смерть Чехова: "Газеты полны заметками о Чехове -- в большинстве случаев -- тупоумно, холодно и пошло. Скверно умирать для писателя -- всякая тля и плесень литературная тотчас же начинает чертить узоры на лице покойника" (из письма к Е. П. Пешковой от 7 июля 1904 г., Собр. соч. и писем, т. 28, стр. 309).

2 Это письмо Станиславского к О. Л. Книппер-Чеховой не сохранилось.

1 Лидия Егоровна -- Гольст.

200*

Телеграмма подписана Станиславским и его матерью.

1 Правдин (Трейлебен) Осип Андреевич (1849--1921) -- артист Малого театра с 1878 г. до конца жизни.

2 Гольцев Виктор Александрович (1850--1906) -- литератор-публицист, с 1885 г. -- редактор журнала "Русская мысль". Чехов был в дружеских отношениях с Гольцевым.

Редакция "Русской мысли" взяла на себя организацию похорон А. П. Чехова.

3 В это время Станиславский продолжал работу над "Настольной книгой драматического артиста".

4 Станиславский интересовался техникой театрального освещения по французских театрах.

1 В местечке Обераммергау (юг Германии) под открытым небом, на фоне гор разыгрывались мистерии, привлекавшие множество туристов.

Мистерия "Жанна д'Арк" исполнялась, очевидно, в окрестностях Контрексевиля.

204*

1 Станиславский пишет это под впечатлением недавней смерти Чехова и размолвки с Горьким из-за его пьесы "Дачники".

"Что касается Горького, то если он напишет пьесу -- она будет у нас -- я в это верю", -- отвечал Немирович-Данченко в конце июля 1904 г. (Музей МХАТ, архив Н-Д).

2 Весной 1904 г. С. Т. Морозов вышел из состава пайщиков МХТ и отказался от должности директора театра. Однако осенью 1904 г. он изменил решение, согласившись оставить свой паевой взнос. При этом он отказывался от дальнейших денежных обязательств и от права решающего голоса в делах театра.

3 Имеется в виду временный уход из МХТ М. Ф. Андреевой.

4 В ответном письме Немирович-Данченко писал об О. Л. Книппер-Чеховой: "Теперь она вся отдастся сцене, и очень скоро. Она уже рвется играть и рвется в Москву".

5 Станиславский опасался, что Качалов уйдет из Художественного театра: "Качалов не уйдет",-- успокаивал Станиславского Немирович-Данченко в том же письме.

6 "Вы напрасно теряете в себя веру как в актера, и если плохое здоровье удержит Вас во вторых рядах, то Вы и там будете блестеть, как бы в первых рядах" (там же).

Наши рекомендации