Вл. И. Немировичу-Данченко 2 страница

27*

Год устанавливается предположительно, по содержанию письма. Не ранее 21 июля 1891 г.-- года рождения дочери Киры. Не позднее 17 января 1893 г.-- года смерти отца К. С. Станиславского, С. В. Алексеева.

1 Имеется в виду репертуар московского частного театра Ф. А. Корша.

28*

Печатается по подлиннику (Музей МХАТ, архив КС).

Алексеев Борис Сергеевич (1871--1906) -- младший брат Станиславского, в то время жил в Мюльгаузене (Германия). В Обществе искусства и литературы выступал под псевдонимом Борин. Один сезон, под псевдонимом Полянский, играл в Художественном театре.

1 Пьеса Рихарда Фосса "Виновен" в Обществе искусства и литературы поставлена не была.

2 Характерно, что уже для своих первых режиссерских работ Станиславский искал "натуру", полагая, что без хорошего знания эпохи и быта режиссеру трудно постигнуть внутреннюю сущность пьесы. Так, в письме к матери от 3 августа 1896 г. он просит передать его поручение старшему брату В. С. Алексееву: "Нет ли в Крейцнахе карточек эльзасских национальных костюмов и национальных песен, а также карточек эльзасской внутренности избы? Мы ставим пьесу из эльзасской жизни "Польский жид". Если собирание этих мотивов может доставить развлечение в скуке Вовосе -- очень прошу его заняться. Если же это скучно -- пусть забудет, я выпишу как-нибудь из Москвы" (Музей МХАТ, архив КС).

Печатается по подлиннику (ГЦТМ имени А. А. Бахрушина).

Письмо начато 5 августа 1894 г., послано, судя по почтовому штемпелю, 9 августа.

В. В. Королев и Ф. Н. Щербачев -- "старшины", администраторы Охотничьего клуба.

Первые два сезона (1888/89 и 1889/90) Общество искусства и литературы давало спектакли в помещении на Тверской улице. Затем вынуждено было из-за недостатка средств передать это помещение Русскому Охотничьему клубу, взяв на себя обязательство ставить спектакли для семейных вечеров этого клуба.

С сезона 1894/95 г., особенно после постановки "Уриэля Акосты", начинается новый расцвет Общества, возглавляемого Станиславским. В заключительный период работы Общества искусства и литературы (1895--1898) Станиславский завоевал широкое признание как актер и выдающийся режиссер-новатор.

Требования Станиславского, выдвинутые в этом письме, предвосхищают некоторые преобразования театрального дела, осуществленные в Художественном театре.

1 Прокофьев Иван Александрович -- актер и режиссер Общества искусства и литературы. Впоследствии был пайщиком Художественного театра.

30*

Письма к H. A. Попову печатаются по подлинникам, хранящимся в Центральном государственном архиве литературы и искусства СССР, ф. 837, оп. 1, ед. хр. 325.

Попов Николай Александрович (1871--1949) -- театральный деятель, режиссер, драматург, историк театра, заслуженный артист РСФСР. Принимал участие в режиссерской работе Станиславского по спектаклю "Уриэль Акоста" в Обществе искусства и литературы и исполнял роль Бен-Акибы (см. воспоминания Н. А. Попова о К. С. Станиславском в сб. "О Станиславском", М., ВТО, 1948, стр. 185--222).

1 Точно установить, о каких макетах идет речь, трудно, так как почти одновременно Станиславский выпускал два спектакля: "Светит, да не греет" (премьера 15 декабря 1894 г.) и "Уриэль Акоста" (9 января 1895 г.)

2 Алексеев Игорь.

31*

Датируется по связи со следующим письмом.

1 Художником спектакля "Уриэль Акоста" был Ф. Н. Наврозов, работавший в то время на императорской сцене. В Обществе искусства и литературы Станиславский осуществил вместе с Наврозовым постановки: "Отелло", "Двенадцатая ночь", "Много шума из ничего", "Польский еврей".

32*

1 Просмотр декораций "Уриэля Акосты" проходил за два месяца до премьеры, состоявшейся 9 января 1895 г. Это свидетельствует об исключительном по тем временам внимании к оформлению спектакля. Станиславский вникал во все подробности постановки. 4 января 1895 г. он послал, например, Н. А. Попову такую записку: "Завтра мне принесут фонари для 5-го акта, нужно будет их раскрашивать. Можно будет заняться этим во время репетиции... Ваш К. Алексеев" (ЦГАЛИ СССР, ф. 837, оп. 1, ед. хр. 325).

33*

Печатается по подлиннику (ГЦТМ имени А. А. Бахрушина).

1 Действие трагедии К. Гуцкова "Уриэль Акоста" происходит в Голландии.

2 Желябужская (Юрковская), по сцене Андреева, Мария Федоровна (см. далее письма к ней) в "Уриэле Акосте" исполняла роль Юдифи.

3 Сцена отречения Уриэля Акосты требовала огромного напряжения душевных сил как от исполнителя центральной роли -- Станиславского, так и от студентов, приглашенных для участия в массовых сценах.

3 января 1895 г. мать Станиславского писала З. С. Соколовой: "В понедельник, 2-го, была репетиция "Акосты", продлилась она до 4 часов ночи... Жаль, что ты с мужем не увидишь Костю, он удивительно хорош, артист великий он. Так моментами за сердце хватает, за него страшно становится, например, когда он свое отречение читает и перед проклятием во время монолога" ("К. С. Станиславский. Материалы. Письма. Исследования", стр. 405).

По свидетельству H. E. Эфроса, в тот момент, когда разъяренная толпа религиозных фанатиков с ревом бросалась на Акосту, было "жутко сидеть в театре", казалось, что она "разорвет Акосту в клочья" ("Артист", 1895, No 45).

34*

1 Возобновление "Последней жертвы" состоялось 2 февраля 1895 г. Роль Юлии Тугиной исполняла сестра Станиславского Анна Сергеевна Штекер (Алеева).

Газетные отзывы дают известное представление о результатах работы Станиславского с Алеевой: "В ее исполнении не было ничего искусственного, театрального, условного, профессионально-актерского. Она играла, что называется, от души" ("Московские ведомости", 24 апреля 1895 г.).

35*

Письма к Г. Н. Федотовой печатаются по подлинникам, хранящимся в ГЦТМ имени А. А. Бахрушина.

1 Г. Н. Федотова взяла двухлетний отпуск и уехала на гастроли в провинцию. "Еду учиться играть старух",-- объясняла она причину своего отъезда. В то время Федотова переходила на новое амплуа. Так, в "Волках и овцах" она играла уже не Глафиру, а Мурзавецкую.

2 12 февраля 1895 г. Федотова исполняла роль старухи Шелковкиной в пьесе Вл. И. Немировича-Данченко "Золото".

36*

Письма к А. П. Ленскому печатаются по подлинникам, хранящимся в ГЦТМ имени А. А. Бахрушина.

Ленский Александр Павлович (1847--1908) -- крупнейший театральный деятель, выдающийся актер и режиссер Малого театра. Станиславский с большим интересом следил за педагогическими и режиссерскими исканиями А. П. Ленского.

37*

На почтовом штемпеле указана дата получения письма.

1 В Париже у поставщиков французских театров Станиславский покупал материи для костюмов Отелло и Дездемоны, подбирал серьги для Отелло, пряжки для его плаща и т. д. Он покупал также старинное оружие, гобелены, книги по истории костюма, заказывал обувь для Родриго и других действующих лиц "Отелло" (см. записную книжку К. С. Станиславского за 1895 г., Музей МХАТ, архив КС).

Роль Родриго исполнял Д. Ф. Неволин (Вансяцкий).

2 Несмелов -- по-видимому, переписчик ролей.

3 "Власть тьмы" Л. Н. Толстого в 1895 г. была включена в репертуар театра петербургского Литературно-артистического кружка. А. С. Суворин был владельцем этого театра. По-видимому, Станиславский участвовал в подготовке сценической редакции текста.

У Л. Н. Толстого было два печатных варианта четвертого акта. Встретившись с Л. Н. Толстым в Туле (1893), Станиславский предложил ему соединить эти два варианта, "чтобы помешать досадной остановке действия в самый кульминационный момент драмы" (см. Собр. соч., т. 1, стр. 142). Для спектакля МХТ 1902 г. Станиславский соединил, с согласия Л. Н.Толстого, два авторских варианта четвертого акта пьесы (рукопись Станиславского хранится в его архиве).

38*

Датируется по связи с предыдущим письмом.

1 Окончательное распределение ролей в "Отелло" во многом не совпадает с этой предварительной наметкой.

Роль дожа Венеции исполнял А. В. Добровольский, потом -- В. В. Лужский (Калужский). Брабанцио играл И. А. Прокофьев, Грациано -- А. М. Вечорин, Лодовико -- С. П. Ростовцев, Кассио -- П. С. Ленин, Монтано -- А. М. Левитский, шута -- Г. С. Бурджалов, герольда -- А. В. Дмитриев. Роль Эмилии была поручена Е. Я. Михайловой-Пуаре.

2 Предполагавшееся возобновление спектакля "Фома" не состоялось.

39*

Письма к А. А. Санину печатаются по подлинникам (ГЦТМ имени А. А. Бахрушина).

Дата письма No 39 устанавливается по режиссерской работе Станиславского над "Отелло".

Санин (Шенберг) Александр Акимович (1869--1955) -- режиссер и актер, ближайший помощник Станиславского в Обществе искусства и литературы; в Художественном театре с 1898 по 1902 г. и с 1917 по 1919 г. Был режиссером в Александрийском театре (с 1902 по 1907 г.), Старинном театре (1911), Свободном театре (1913), Малом театре (с 1919 по 1923 г.). В 30--50-х годах ставил оперные спектакли в Америке и Европе.

1 Шлоссер Фридрих-Христофор -- автор "Всемирной истории" в 18 томах.

40*

Дата устанавливается по премьере "Отелло" (19 января 1896 г.).

1 Станиславский приглашал Л. Н. Толстого на спектакль "Отелло".

42*

Публикуется по черновому автографу (Музей МХАТ, архив КС).

Дата помечена Станиславским на ответном письме М. В. Лентовского от 21 марта 1896 г.

Лентовский Михаил Валентинович (1843--1906) -- актер и крупный театральный предприниматель. Станиславский высоко ценил его как "человека большого таланта, интуиции, опыта", но не прощал ему антрепренерских замашек. По приглашению Лентовского Станиславский ставил "Ганнеле" Гауптмана (премьера 2 апреля 1896 г.).

1 Христофор Иосифович -- Петросян, актер и антрепренер (ум. к 1915 г.).

2 Поводом для данного письма послужил случай, описанный Станиславским в "Моей жизни в искусстве": "...удалось наладить репетиции и в самом театре. Но беда в том, что антрепренер на радостях запил и стал себя держать более, чем надо, развязно. Появился и еще один нетрезвый; под сомнением у меня был еще и третий. И снова дело начинало накреняться и сползать вниз... Пришлось снова прервать репетицию, извиниться перед актерами за погубленный вечер и уехать домой. Молчаливая обида всегда таинственнее и страшней. В тот же вечер я послал антрепренеру решительный отказ от той чести, которой он меня удостоил, и категорически заявил, что при таких условиях, т. е. при допущении пьянства самим антрепренером, я ни в каком случае не могу продолжать дела" (Собр. соч., т. 1, стр. 159).

На это Лентовский отвечал: "Уважаемый Константин Сергеевич! Я понял все и сознаю мою виновность, будьте уверены -- вчерашнее не повторится. Прошу меня извинить, если я не найду удобным быть на сегодняшней репетиции. Электротехник и декораторы мной вызваны к 9 часам в Ваше распоряжение. Искренно меня извините". И в другом письме, от 18 апреля 1896 г.: "Что бы то ни было -- я считаю за счастье остаться Вашим поклонником" (Музей МХАТ, архив КС).

Письма к М. П. Лилиной с 1896 по 1905 г. печатаются по подлинникам личного архива К. К. Алексеевой-Фальк. Нами использованы примечания М. П. Лилиной и Е. Н. Семяновской к публикации этих писем в сб. "О Станиславском", изданном ВТО.

Даты установлены М. П. Лилиной.

1 Медведева Надежда Михайловна (1832--1899) -- артистка Малого театра. H. M. Медведева высоко ценила талант Станиславского, а он считал ее не только замечательной артисткой, но и "интересным человеком-самородком". "Она была до некоторой степени моей учительницей и имела на меня большое влияние",-- писал Станиславский (Собр. соч., т. 1, стр. 37). В архиве Станиславского есть несколько вариантов его воспоминаний о H. M. Медведевой.

2 После постановки "Потонувшего колокола" (1898) режиссерская работа Станиславского получила еще большее признание среди актеров Малого театра. Г. Н. Федотова восхищалась режиссерской фантазией Станиславского.

3 Дмитрий Феофилактович (Филатыч) -- Вансяцкий.

4 Ставить "Принцессу Грезу" Э. Ростана Станиславского приглашала актриса петербургского театра Литературно-артистического кружка Л. Б. Яворская.

5 Куперник -- Щепкина-Куперник Татьяна Львовна (1874--1952) -- писательница, автор многочисленных переводов. Правнучка актера М. С. Щепкина.

6 Черневские -- Сергей Антипович, режиссер Малого театра и его жена Александра Петровна (урожденная Щепкина), артистка Малого театра.

1 Станиславский в это время намеревался придать работе Общества искусства и литературы профессиональный характер. Для спектаклей Общества он предполагал снять помещение театра в "Эрмитаже". Д. Ф. Вансяцкий помогал ему составлять сметы и проекты.

2 Михайлова -- Михайлова-Пуаре Евгения Яковлевна, участница спектаклей Общества искусства и литературы. В некоторых программах Общества указывалось, что "художественные аксессуары исполнены членом Об-ва Е. Я. Михайловой-Пуаре".

45*

1 Спектакли, в которых знаменитый немецкий актер Л. Барнай должен был играть Отелло, а Станиславский -- Яго, не состоялись.

Режиссерский экземпляр "Отелло" ("Вычерки, mise en scène, режиссерские указания, планировки") хранится в Музее МХАТ (архив КС). Особенно интересен раздел "Роли и режиссерские указания для участвующих в толпе".

46*

Печатается по подлиннику (Музей МХАТ, архив КС).

Шульц В. Н. -- антрепренер, организатор гастролей иностранных артистов.

1 Роли Уриэля Акосты и бургомистра Матиса ("Польский еврей") принадлежали к основному репертуару Барная.

Приехав в Москву, Барнай посетил спектакли Общества искусства и литературы. Под впечатлением "Польского еврея" он писал Станиславскому: "Ваше мастерство в области режиссуры так велико, что оно ставит Вас в ряды художников первого ранга... Ваша постановка "Польского еврея" восхитила меня... Режиссура этого спектакля, исполнение Вами и Вашими товарищами главных ролей, жизненная правда, прозвучавшая в спектакле,-- массовые сцены во втором акте, выглядевшие такими жизненно правдивыми, все это вместе взятое создало из ряда вон выходящий спектакль" (Музей МХАТ, архив КС).

Через десять лет, ставя "Уриэля Акосту" в Берлине, Барнай просил Станиславского прислать ему фотографии спектакля Общества.

2 Театр "Парадиз" (построен артистом петербургской немецкой труппы Георгом Парадизом) сдавался гастролерам, преимущественно иностранным. Ныне в этом здании помещается Московский театр имени Вл. Маяковского.

47*

Печатается по подлиннику, хранящемуся в ЦГАЛИ СССР, ф. 878, оп. 1, ед. хр. 1905.

Дата устанавливается по телеграфному штемпелю.

Южин (Сумбатов) Александр Иванович (1857--1927) -- выдающийся театральный деятель, актер, драматург. В Малом театре -- с 1882 г. до конца своей жизни. С 1909 г.-- управляющий труппой. После Великой Октябрьской социалистической революции -- директор и руководитель Малого театра. Народный артист республики.

1 По инициативе Южина создавался клуб Литературно-художественного кружка. Южин привлек Станиславского в состав комиссии, выработавшей устав клуба. Открытие клуба состоялось 9 октября 1899 г.

48*

Датируется 1897 г., когда в Париже была поставлена "Самаритянка" Э. Ростана с Сарой Бернар в главной роли (см. "Вестник иностранной литературы", Новинки французского драматического театра, Спб., 1897, май). Месяц устанавливается по связи с письмом к Е. В. Алексеевой от 6 мая 1897 г.

49*

Письма к В. В. Лужскому печатаются по подлинникам, хранящимся в Музее МХАТ (архив КС).

Дата письма No 49 устанавливается по упоминанию "Сорванного [потонувшего] колокола" (премьера 27 января 1898 г.) и по возвращению Станиславского из Парижа.

Лужский (Калужский) Василий Васильевич (1869--1931) -- актер и режиссер Общества искусства и литературы и Художественного театра. В течение тридцати трех лет ближайший помощник Станиславского и Немировича-Данченко. Был режиссером во Второй студии МХАТ и в Музыкальной студии МХАТ.

50*

Печатается по тексту, написанному Станиславским на титульном листе экземпляра пьесы "Фома" (Музей МХАТ, архив КС).

И. П. Киселевский просил у Станиславского пьесу для исполнения ее на провинциальных сценах. Начало письма носит характер официального разрешения, и потому обращение к Киселевскому находится в середине письма.

Киселевский Иван Платонович (1839--1898) -- известный актер столичных и провинциальных театров. Первый исполнитель роли доктора Штокмана в России (1892). Л. М. Леонидов считал его "лучшим Скалозубом".

Станиславский в юности подражал Киселевскому в роли старого холостяка Бородавкина ("Денежные тузы" М. Балуцкого, перевод с польского и переделка А. Крюковского).

Письма к Вл. И. Немировичу-Данченко печатаются по подлинникам, находящимся в Музее МХАТ (архив КС). Дата письма No 51 устанавливается по связи с письмом Немировича-Данченко к Станиславскому от 12 июля 1897 г.

1 Письмо Немировича-Данченко от 12 июля 1897 г. из Ялты опубликовано в "Ежегоднике МХТ" за 1949--1950 гг. Оно написано вскоре после встречи со Станиславским в Славянском базаре (22 июня 1897 г.), положившей начало Художественному театру. В переписке 1897--1898 гг. обсуждаются вопросы репертуара, состава будущей труппы, изыскания средств, найма помещения и т. д.

2 ...нашего нового дела -- то есть проекта организации Художественного театра в Москве.

3 Кошеверов Александр Сергеевич (р. 1874 г.) окончил музыкально-драматическое училище Филармонии по классу Немировича-Данченко в 1894 г., работал в провинциальном театре, в 1898 г. вошел в труппу МХТ, где пробыл до 1902 г.

4 Шувалов (Егоров) Иван Михайлович (1865--1905) учился в Петербургском театральном училище. Не окончив курса, в 80-х годах уехал в провинцию. В 1894 г. был приглашен в московский театр Ф. А. Корша, пробыл там два сезона. С 1896 по 1902 г. снова играл в провинциальных театрах. В 1902 г. был принят в Александрийский театр, где выступил в ролях Тезея ("Ипполит" Еврипида), Тригорина ("Чайка" А. П. Чехова) и др.

5 Станиславский и Немирович-Данченко были участниками Первого Всероссийского съезда сценических деятелей (март 1897 г.)

6 Рощин-Инсаров (Пашенный) Николай Петрович (1861--1899) -- известный артист, играл в провинции и в Москве, в театре Корша (1884-- 1889). Считался одним из лучших исполнителей роли Чацкого. Н. П. Рощин-Инсаров в труппу Художественного театра не вошел.

7 Азагарова Анна Яковлевна, начав сценическую деятельность в 1886 г., играла в Петербурге в клубах и в театре Панаева, затем в провинции и в театре Корша в Москве. В 1899 г. вернулась в провинцию. С 1914 г. вновь вступила в труппу Корша.

8 Яковлев Александр Михайлович -- артист московского театра Корша с 1887 по 1905 г.

9 О своих учениках по Филармонии, начавших работу в провинциальном театре,-- Москвине, Роксановой (Петровской), Кошеверове -- Немирович-Данченко писал: "Лучшие из моих питомцев продолжают подтверждать, что пойдут к нам за полцены".

10 В пьесах современного репертуара артисты играли в костюмах, сшитых за свой счет ("городские туалеты"); в пьесах же исторических, фантастических им выдавали костюмы из театрального гардероба. Это правило первоначально сохранялось в Художественном театре.

11 Соловцов Николай Николаевич (1857--1902) -- актер, антрепренер, режиссер, создатель постоянного русского театра в Киеве, славившегося своей труппой.

12 К. С. Алексеев-Станиславский был пайщиком и одним из директоров фабрики Товарищества "Владимир Алексеев".

13 Режан Габриэль-Шарлотта (1856--1920) -- французская актриса.

14 Матковский Адальберг (ум. в 1909 г.) -- драматический актер Берлинского королевского театра.

Зонненталъ Адольф (1834--1908) -- артист венского Бургтеатра. Одно время был режиссером и директором этого театра.

15 Черепанов А. А.-- антрепренер "народного" театра "Скоморох". Репертуар этого театра был самый низкопробный. Критика отмечала "балаганно-халтурный характер постановок". Однако 26 октября 1895 г. в этом театре с большим успехом была поставлена пьеса Л. Н. Толстого "Власть тьмы".

16 Немирович-Данченко предполагал, что, пока Художественный театр не имеет своего здания в Москве, он часть сезона будет проводить в провинции, а затем снимать одно из московских театральных помещений.

17 Устав "Акционерной компании общедоступных театров и аудиторий".

18 По-видимому, Александр Павлович -- Ленский; Александр Иванович -- Южин.

Черновой автограф (гектографическая копия) письма хранится в Музее МХАТ (архив КС).

Год устанавливается по упоминанию "Потонувшего колокола" Гауптмана (Станиславский видел впервые эту пьесу в Берлине весной 1897 г.) и по ответному письму Бенара от 7 января 1898 г.

Бенар Люсьен -- французский театральный критик и драматург, издатель журнала "Revue d'art dramatique" ("Обозрение драматических театров"). В 1896 г. Бенар видел спектакли Общества искусства и литературы "Самоуправцы" и "Отелло". О "Самоуправцах" Бенар писал Станиславскому: "Я был в восхищении от Вашего вчерашнего спектакля. Прежде всего я очень симпатизирую Вашему большому личному таланту. Наконец, ансамбль, законченность Вашей интерпретации заслуживают самых горячих похвал Вам и Вашим друзьям" (Музей МХАТ, архив КС).

В другом письме Бенар снова возвращался к своим впечатлениям от этого спектакля: "...Вы уже доказали мне в "Самоуправцах", что Вы истинный артист, способный к прекрасным творениям" (там же).

1 В отзыве об "Отелло" Бенар критиковал исполнение партнеров Станиславского, а самого Станиславского упрекал в отступлении от общепринятых традиций: "...пьеса поставлена замечательным образом, с совершенством, превосходящим все, что я когда-либо видел во Франции или в Германии. Несмотря на то, что Вы хорошо поняли душу Отелло, Вы не играли его в шекспировских традициях... Двадцать раз по ходу пьесы Ваши очень интересные находки в роли Отелло меня порадовали, и все-таки я был огорчен, видя нервический, слишком нынешний, слишком "внетрадиционный" облик Вашего персонажа. Я не сомневаюсь, что, если бы Вы поработали с Ирвингом или Сальвини, Вы бы создали прекрасного Отелло...".

2 Муне-Сюлли Жан (1841 --1916) -- французский трагический актер, игравший Эдипа, Гамлета, Отелло и ряд ролей в трагедиях Корнеля и Расина. Исполнение его отличалось напевностью декламации, картинностью жестов, приподнятостью тона, свойственными в те годы искусству старейшего французского театра "Comêdie Franèaise" ("Французская Комедия"),

3 Тальма Франсуа-Жозеф (1763--1826) -- выдающийся трагический актер и реформатор сцены эпохи Французской буржуазной революции.

4 К. С. Станиславский цитирует "Гамлета" по переводу П. Вейнберга.

5 Гервинус Георг-Готфрид (1805--1871) -- немецкий историк и литературовед, автор четырехтомного труда о Шекспире, переведенного в 1877 г. на русский язык.

6 Коклен-младший, Александр-Оноре (1848--1909) -- французский комедийный актер. Гастролировал в Москве в 1895 и 1897 гг.

7 Лелуар Луи-Пьер (1860--1909) -- известный французский актер.

8 Коклен-старший, Бенуа-Констан (1841--1909) -- крупнейший французский комедийный актер, часто приезжавший на гастроли в Россию.

9 "Тартюф" Мольера с А. П. Ленским в заглавной роли был впервые поставлен в Малом театре 6 декабря 1884 г.

10 Во время гастролей в Москве, в 1885 г., Мейнингенская труппа играла "Мнимого больного" Мольера.

53*

Печатается по подлиннику ИРЛИ (Пушкинский дом) Академии наук СССР, архив В. П. Буренина, ф. 36, оп. 2, ед. хр. 9.

Буренин Виктор Петрович (1841--1926) -- критик, драматург, переводчик. С 1876 г.-- сотрудник реакционной газеты "Новое время". Один из руководителей Суворинского театра (театра Литературно-артистического кружка).

1 Станиславский поставил "Потонувший колокол" Г. Гауптмака в переводе В. Буренина 27 января 1898 г. (в помещении Охотничьего клуба).

2 Пчельников Павел Михайлович был управляющим Московской конторой императорских театров.

3 Первое представление "Потонувшего колокола" в Суворинском театре состоялось 13 ноября 1897 г. В рецензиях и программах спектакля художник не указан. Судя по фотографиям, спектакль был оформлен ремесленно и не походил на новаторскую художественную постановку Станиславского. Очевидно, макеты своих декораций Станиславский Суворинскому театру не посылал.

Ответ на письмо Вл. И. Немировича-Данченко от 2 августа 1897 г.

1 Станиславский по ошибке называет Марию Людомировну Роксанову (Петровскую) Марией Владимировной и далее -- Марией Васильевной.

Роксанова была принята в труппу МХТ в 1898 г. и пробыла в ней до 1902 г. Первая исполнительница роли Нины Заречной в "Чайке".

2 Незлобин (Алябьев) Константин Николаевич (1857--1930) -- провинциальный антрепренер, артист и режиссер, в то время антрепренер Виленского театра. С 1909 по 1918 г. имел свой театр в Москве (театр Незлобина).

55*

Печатается по подлиннику (Музей МХАТ, архив КС).

Тихомиров Иоасаф Александрович (1872--1908) -- ученик Немировича-Данченко по Филармонии (выпуск 1895 г.) Артист и режиссер МХТ с 1898 по 1904 г. В первом спектакле МХТ "Царь Федор Иоаннович" исполнял роль князя Туренина, в "Чайке" -- роль учителя Медведенко. По инициативе А. М. Горького в 1903 г. был приглашен режиссером в театр Народного дома в Н. Новгород. В 1904 г. поставил "Дачники" Горького в Драматическом театре В. Ф. Комиссаржевской в Петербурге.

1 В тех случаях, когда ученики Немировича-Данченко, рекомендованные им в труппу МХТ, выступали в летних театрах под Москвой, Станиславский ездил смотреть их игру.

2 В древних русских городах Станиславский собирал материалы для постановки трагедии А. К. Толстого "Царь Федор Иоаннович" (об этой поездке см. Собр. соч., т. 1, стр. 193--196). В архиве Станиславского хранятся "Альбомы К. С. Алексеева. Русская старина. Костюмы, бордюры, узоры, виды, типы, утварь, вооружение. Нижегородский и Ростовский музеи".

Ответ на письмо Вл. И. Немировича-Данченко от 5 июня 1898 г. Послано в Нескучное Екатеринославской губернии.

Дата устанавливается по фразе письма: "Послезавтра начинаем работу" (сбор труппы МХТ в Пушкино и раздача ролей состоялись 14 июня 1898 г.)

1 В это время происходило слияние Товарищества "Владимир Алексеев" с Товариществом "Шамшин и Вишняков".

2 Помещение для репетиций в дачной местности Пушкино под Москвой.

3 Бурджалов Георгий Сергеевич (1869--1924) -- инженер по образованию, актер и режиссер MXАT. До Художественного театра участвовал в спектаклях Общества искусства и литературы.

Как и Станиславский, он понимал значение народного театра, говорил о необходимости создания театра для крестьянства. Бурджалов принадлежал к тем деятелям МХТ, которые сочувственно относились к революционному движению. "Когда я вспоминаю разные большие хорошие дела, какие творились в России,-- рассказывал о нем Немирович-Данченко,-- я наблюдаю, что ни одно хорошее дело не может состояться без участия в нем людей такого типа, к какому принадлежал Георгий Сергеевич... Это энтузиаст в самом настоящем смысле слова, энтузиаст с бодростью, с глубокой верой в это дело, отдающий всю свою любовь, всего себя до самопожертвования... Чрезвычайная простота и совершенно беспредельная скромность" (Музей МХАТ, архив Г. С. Бурджалова, No 835).

Наши рекомендации