Поиски символистского спектакля и его зрительные решения
1 Станиславский К. Моя жизнь в искусстве. М., 1972. С. 321.
2 Рудницкий К. Русское режиссерское искусство. 1898-1907. М., 1989. С. 311.
3 Из письма Вл.И. Немировича-Данченко К.С. Станиславскому, июль 1904 г. // Ежегодник Московского Художественного театра. 1953-1958. М., 1961. С. 208-209.
4 Виноградская И. Жизнь и творчество К.С. Станиславского. М., 1970. Летопись. Т. 1. С. 469, 476.
5 Рудницкий К. Указ. соч. С. 312.
6 Там же. С. 312.
7 Там же.
8 Там же. С. 313.
9 Там же. С. 313, 314.
10 Там же. С. 314.
11 Там же. С. 315.
12 Дягилев С. Новое в Московском Художественном театре // Сергей Дягилев и русское искусство. М., 1982. Т. 1. С. 190, 191.
13 Станиславский К. Указ. соч. С. 321.
14 Рудницкий К. Указ. соч. С. 316.
15 Фельдман О. К истории студии на Поварской // Мир искусств. Альманах. М., 1995. С. 331.
16 Попов С. Театральная студия на Поварской: Из воспоминаний // Мир искусств. Альманах.
М., 1995. С. 335, 336. !7 Там же. С. 339-340.
18 Рудницкий К. Указ. соч. С. 317.
19 Попов С. Указ. соч. С. 348.
20 Там же. С. 348.
21 Зингерман Б. Очерки истории драмы 20 века. М., 1979. С. 199.
22 Там же. С. 202.
23 Там же. С. 198.
24 Мейерхольд В. Статьи, письма, речи, беседы. М., 1968. Ч. 1. С. 133.
25 Веригина В. Воспоминания. Л., 1974. С. 72.
26 Сапунов начинал свою театральную деятельность, работая в декорационных мастерских МХТ в качестве помощника В.А. Симова. Однако смелость и темперамент молодого художника вызывали нарекания Симова, его не устраивала чисто живописная свобода и раз-
мах, с которыми Сапунов претворял на сцене замыслы декоратора Сапунов работал и художником-исполнителем в Большом театре, помогал своему учителю К Коровину Сапунов вместе с Судейкиным оформил ряд постановок "Орфей" К -В Глюка, "Каморра" С Экспозито для оперной антрепризы С И Мамонтова
27 Коган Д Николай Сапунов М, 1998 С 42
28 Рудницкий К Режиссер Мейерхольд М , 1969 С 55
29 Там же С 60
30 Коган Д Указ соч С 42
31 Мейерхольд Вс О театре СПб , 1913 С 9
32 Там же
33 Ульянов Н Мои встречи М , 1952 С 202
34 Веригина В Указ соч С 75
35 Попов С Указ соч С 349
36 Там же
37 Станиславский К Собр соч М, 1988 Т 7 С 324, 325
38 Ульянов Н Указ соч С 201
39 Аврелий [Брюсов В ] Вехи Искания новой сцены // Весы, 1906, № 1 С 72-73
40 Станиславский К Моя жизнь в искусстве С 326
41 Станиславский К Статьи, речи, беседы, письма М , 1953 С 175
42 Строева М Режиссерские искания Станиславского 1898-1917 М , 1973 С 162
43 Там же С 142
44 Там же
45 Там же С 140
46 Радищева О Станиславский Немирович- Данченко История театральных отношений, 1897-1908 М, 1997 С 267
47 Там же С 303
48 Тамарченко А Театр и драматургия начала века // История русской литературы XX век Серебряный век М , 1987 С 341
49 Радищева О Указ соч С 277
50 Там же С 261
51 Там же С 277
52 Там же
53 Цит по Строева М Указ соч С 182
54 Там же
55 Виноградская И Жизнь и творчество К С Станиславского М, 1971 Т 2 С 30
56 Сулержицкий Л Повести и рассказы // Статьи и заметки о театре Переписка Воспоминания о Л А Сулержицком М , 1970 С 299
57 Строева М Указ соч С 174
58 Там же С 164
59 Виноградская И Указ соч С 41
60 Строева М Указ соч С 162
61 Цит по Рудницкий К Русское режиссерское искусство 1898-1907 С 348
62 Там же
63 Ульянов Н Указ соч С 203-204
64 Из режиссерского плана Станиславского (Строева М Указ соч С 168-170)
65 Сулержицкий Л Указ соч С 303-304
66 Виноградская И Указ соч Т 2 С 46
67 Там же С 45
68 Из письма К С Станиславского - А А Стаховичу // Станиславский К С Собр соч М , 1960 Т 7 С 363
69 Из письма К С Станиславского - В В Котляровской // Станиславский К С Собр соч Т 7 С 364
70 Цит по Виноградская И Указ соч Т 2 С 61
71 В 1902 г вышла книга "Под впечатлением Художественного театра" Ее авторами были Джемс Линч (Леонид Андреев) и С Глаголь (С Голоушев)
72 Тамарченко А. Указ. соч. С. 350.
73 Цит. по: Строева М. Указ. соч. С. 206.
74 Там же.
75 Из письма Л. Н. Андреева - В.И. Немировичу-Данченко // Вопросы театра. М., 1966. С. 276, 277.
76 Блок А. О реалистах // Блок А. Собр. соч.: В 6 т. М„ 1971. Т. 5. С. 96.
77 Строева М. Указ. соч. С. 209.
78 Станиславский К. С.Моя жизнь в искусстве. С. 361-362.
79 Андреев Л. Жизнь Человека // Андреев Л. Драматические произведения: В 2 т. Л., 1989. Т. 1. С. 176-177.
80 Из письма Л. Н. Андреева - К.С. Станиславскому // Вопросы театра. М., 1966. С. 281.
81 Чирва Ю. О пьесах Леонида Андреева // Андреев Л. Драматические произведения. Т. 1. С. 21.
82 Станиславский К. Моя жизнь в искусстве. С. 362-363.
83 Виноградская И. Указ. соч. Т. 2. С. 87.
84 Там же.
85 Там же. С. 92.
86 Там же. С. 93.
87 Из письма Л.Н. Андреева - К.С. Станиславскому // Вопросы театра. С. 281.
88 Виноградская И. Указ. соч. Т. 2. С. 95.
89 Рудницкий К. Русское режиссерское искусство. С. 292.
90 Там же. С. 292.
91 Там же. С. 309.
92 Веригина В. Указ. соч. С. 87, 88.
93 Городецкий С. В.Ф. Комиссаржевская и символисты // Памяти В.Ф. Комиссаржевской. Л., 1931. С. 63.
94 Веригина В. Указ. соч. С. 89, 90.
95 Там же. С. 84.
96 Там же. С. 85.
97 Там же. С. 86, 87.
98 Крючкова В. Символизм в изобразительном искусстве. М., 1994. С. 36.
99 Там же. С. 37.
100 Там же. С. 59.
101 Цит. по: Коган Д. Николай Сапунов. М., 1998. С. 6. 1(>2 Там же. С. 51. 103 Там же. С. 45. 1(w Там же. С. 50.
105 Там же. С. 48.
106 Веригина В. Указ. соч. С. 90.
107 Бердяев Н. Опыты философские, социальные и литературные (1900-1906). СПб., 1907. С. 31, 32.
108 Цит. по: Рудницкий К. Режиссер Мейерхольд. С. 80.
109 цит по: Мейерхольд в русской театральной критике. М., 1997. С. 78.
110 Веригина В. Указ. соч. С. 90.
111 Рудницкий К. Режиссер Мейерхольд. С. 81.
112 ВлокЛ.Л. Драматический театр В.Ф. Комиссаржевской//Мейерхольд в русской театральной критике. С. 82.
113 Веригина В. Указ. соч. С. 90, 91.
114 Цит. по: Рудницкий К. Русское режиссерское искусство 1898—1907. С. 332.
115 Эфрос А. Мартирос Сарьян // Эфрос А. Мастера разных эпох: Избранные историко-ху-дожественные и критические статьи. М., 1979. С. 258.
116 Эфрос А. Сапунов // Эфрос А. Мастера разных эпох: Избранные историко-художествен-ные и критические статьи. М., 1979. С. 176-177.
117 Веригина В. Указ. соч. С. 93.
118 цит по Мейерхольд в русской театральной критике С 142-143
119 Там же С 85
120 Мгебров А Жизнь в театре Л , М , 1929 С 370, 373
121 Коган Д Сергей Судейкин С 22
122 Цит по Мейерхольд в русской театральной критике С 85
123 Мейерхольд Ее О театре СПб,1913 С 195
124 Блок А Драматический театр В Ф Комиссаржевской // Мейерхольд в русской
театральной критике С 83 124 Цит по Коган Д Указ соч С 174
126 Родина Т М Блок и русский театр начала XX века М , 1972 С 127
127 БлокА Собр соч М, Л, 1963 Т 8 С 169, 170
128 Рудницкий К Режиссер Мейерхольд С 89
129 Дьяконов А (Ставрогин) Александр Блок в театре Комиссаржевской // О Комиссаржевской Забытое и новое Воспоминания Статьи Письма М , 1965 С 84
130 Там же С 86
131 Вершина В Указ соч С 105, 106
132 Цит по Рудницкий К Режиссер Мейерхольд С 93-94 '"Там же С 94
134 Мейерхольд Вс О театре С IV
135 Родина Т М Указ соч С 134
136 Коган Д Николай Сапунов С 56
137 Мейерхольд Вс О театре С 198
138 Веригина В Указ соч С 101
139 Цит по Родина Т М Указ соч С 138
140 Рудницкий К Режиссер Мейерхольд С 93
141 Родина Т М Указ соч С 135
142 Веригина В Указ соч С 102
143 Там же С 105
144 Блок А Письмо В Мейерхольду //БлокА Собр соч Т 8 С 169
145 Там же
ХУДОЖНИКИ "МИРА ИСКУССТВА" В АНТРЕПРИЗЕ ДЯГИЛЕВА
1 Вершинина И Балетная музыка//Музыка XX века М , 1976 Кн 1,ч 1 С 188
2 Грабарь И Моя жизнь Автомонография М , Л , 1937 С 159
3 Бену а А Мои воспоминания М , 1980 Кн I-III С 644
4 Там же С 642
5 Бенуа должен был написать декорации к опере Вагнера "Гибель богов", Бакст - к античным трагедиям "Ипполит" и "Эдип в Колоне"
6 Бенуа А Указ соч Кн IV, V С 370
7 Теляковский В Воспоминания М, 1921 С 121
8 Грабарь И СП Дягилев // Сергей Дягилев и русское искусство В 2 т М, 1982 Т 2 С 288,289
9 Бенуа А О Дягилеве // Сергей Дягилев и русское искусство Т 2 С 228
10 Там же С 229
11 Там же С 225
12 Стернин Г Дягилев глазами оппонентов // Сергей Дягилев и художественная культура XIX-ХХвв Пермь, 1989 С 125
13 Сергей Дягилев и русское искусство Т 2 С 362
14 Бенуа А О Дягилеве С 230
15 Маковский С Дягилев//Сергей Дягилев и русское искусство Т 2 С 308
16 Ремизов А. Неуемный бубен: Из книги "Встречи". Кишинев, 1988. С. 523.
17 Там же. С. 526.
18 Из письма С. П. Дягилева - Н. А. Римскому-Корсакову от 11 июня 1907 г. // Сергей Дягилев и русское искусство. Т. 2. С. 102.
19 Бенуа А. Мои воспоминания. М, 1980. Кн. IV, V. С."489.
20 Бенуа А. Беседы о балете: Книга о новом театре. СПб., 1908. С. 104.
21 Нестьев И. Музыкальная культура на рубеже веков//Музыка XX века. М., 1976. Кн. 1. С. 57.
22 Бенуа А. Беседа о балете. СПб., 1908. С. 103.
23 Нестьев И. Указ. соч. С. 57.
24 Красовская В. Русский балетный театр начала XX века. Л., 1971. С. 53.
25 Александр Бенуа размышляет. М., 1968. С. 211.
26 Сергей Дягилев и русское искусство. Т. 2. С. 183.
27 Там же. С. 418.
28 Карсавина Т. Театральная улица. Л., 1971. С. 172, 173.
29 Стравинский И. Хроника моей жизни. Л., 1963. С. 68.
30 Из письма В.А. Серова от 22 сентября 1910 г. в редакцию газеты "Речь". Петербург // Сергей Дягилев и русское искусство. Т. 2. С. 187.
31 Карсавина Т. Театральная улица. С. 179.
32 Бенуа А. Воспоминания о балете // Бенуа А. Мои воспоминания. Кн. IV, V. С. 503.
33 Луначарский А. Русский и американец в большом парижском сезоне // Луначарский А. В мире музыки: Статьи и речи. М., 1971. С. 248.
34 Сергей Дягилев и русское искусство. Т. 1. С. 28.
35 Там же. С. 27.
36 Там же. С. 28.
37 Остроумова-Лебедева А. Автобиографические записки. М., 1974. Ч. II. С. 255.
38 Вершинина И. Указ. соч. Кн. 1. Ч. 1. С. 204.
39 Бенуа А. Мои воспоминания. Кн. IV, V. С. 504.
40 Бенуа А. Воспоминания о балете "Русские записки". Париж, 1939. XV. С. 81.
41 Вершинина И. Указ. соч. С. 190.
42 Пожарская М. Русские сезоны в Париже. М., 1988. С. 50.
43 Красовская В. Указ. соч. С. 214.
44 Из письма А.Н. Бенуа - В.Н. Аргутинскому-Долгорукову от 2/15 июля 1909 г. // Сергей Дягилев и русское искусство. Т. 2. С. 185.
45 Из письма Л.С. Бакста —С.П. Дягилеву от 3/16 апреля 1911 г. //Сергей Дягилев и русское искусство. Т. 2. С. 114-115.
46 Из письма Л.С. Бакста - С. П. Дягилеву от 15/28 апреля 1911 г. // Сергей Дягилев и русское искусство. Т. 2. С. 116-117.
47 Из письма Л.С. Бакста - Л.П. Бакст от 10/23 мая 1911 г. // Сергей Дягилев и русское искусство. Т. 2. С. 189.
48 Сергей Дягилев и русское искусство.Т. 1. С. 21.
49 Цит. по: Тугенхольд Я. Марк Шагал // Аполлон. 1916. № 2. С. 14.
50 Сергей Дягилев и русское искусство. Т. 2. С. 277.
51 Фокин М. Против течения. Л.; М., 1962. С. 237. Впоследствии возник острый конфликт Бенуа с Дягилевым и Бакстом. Бенуа, сочинивший либретто балета, проявивший много фантазии в постановке мизансцен, был возмущен, не увидев своего имени в программе балета. После бурного объяснения последовал разрыв Бенуа с Дягилевым и Бакстом. Постановка "Петрушки", состоявшаяся в антрепризе в 1911 г., примирила Бенуа с Дягилевым и Бакстом.
52 Фокин М. Указ. соч. С. 243.
53 Там же. С. 245.
54 Цит, по: Пожарская М. Указ. соч. С. 105.
55 Бенуа А. Воспоминания о русском балете//Бенуа А. Мои воспоминания. Кн. IV, V. С. 519-520.
56 Серов В.А. В редакцию газеты "Речь" 22 сентября 1910 г. // Сергей Дягилев и русское искусство.Т. 2. С. 187.
57 Из письма К А Сомова - М Г Лукьянову от 30 марта 1912 г // Сергей Дягилев и русское искусство Т 2 С 195
58 Из письма М Пруста - Р Ану от 20 февраля 1911 г // Сергей Дягилев и русское искусство Т 2 С 189
59 Пружан И Бакст Л , 1975 С 144
60 Там же С 144
61 Цит по Красовская В Указ соч С 338
62 Мамонтова О Французские фовисты и их творчество после первой мировой войны // Современное западное искусство XX века М, 1982 С 130
63 Спектакли сиамского балета Бакст и Фокин видели еще в Петербурге
64 Красовская В Указ соч С 400
65 Григорьев С Балет Дягилева М , 1993 С 56
66 Цит по Красовская В Указ соч С 408
67 Нижинская Б Ранние воспоминания М.1999 Ч 2 С 113
68 Бенуа А Дягилевская выставка // Сергей Дягилев и русское искусство Т 2 С 277
69 Эткинд М АН Бенуа и русская художественная культура Л , 1989 С 30
70 Там же С 49
71 Бенуа А Мои воспоминания Кн I-III С 181 "Там же Кн IV, V С 184, 185
73 Фокин М Указ соч С 188
74 Бенуа А Воспоминания о русском балете С 509
75 Там же
76 Там же
77 Фокин М Указ соч С 191
78 Нижинская Б Указ соч С 18, 19
79 Бенуа А Мои воспоминания Кн IV, V С 206
80 Цит по Красовская В Указ соч С 207
81 Цит по Там ж С 209
82 Эткинд М Указ соч С 157
83 Головин А Я Встречи и впечатления Л , М , 1960 С 67-68
84 Там же С 340
85 СарабьяновД Стиль модерн М, 1989 С 222
86 Там же С 218
87 Головин А Я Указ соч С 244
88 Там же С 99
89 Гофман И Александр Головин М , 1981 С 42
90 Головин А Я Указ соч С 244
91 Там же С 247
92 Вершинина И Ранние балеты Стравинского М , 1967 С 63
93 Бенуа А Мои воспоминания Кн IV, V С 514
94 Ремизов А Указ соч С 527, 528
95 Бенуа А Мои воспоминания Кн IV, V С 516
96 Фокин М Указ соч С 256
97 Красовская В Указ соч С 356
98 Фокин М Указ соч С 256, 257
99 Цит по Красовская В Указ соч С 342
100 Асафьев Б О балете Л, 1974 С 48
101 Там же С 48
102 Символическое начало будет присуще многим спектаклям Головина В декорационном творчестве Бенуа, Бакста, Добужинского не так сильно выражено это тревожно-потаенное символическое звучание
103 Красовская В Указ соч С 357
104 Эскизы костюмов Жар-птицы принадлежали Баксту
105 Красовская В Указ соч С 358
106 Асафьев Б. Указ. соч. С. 63.
107 Там же. С. 63.
108 Красовская В. Указ. соч. С. 359.
109 Бенуа А. Мои воспоминания. Кн. IV, V. С. 516.
110 Красовская В. Указ. соч. С. 359.
111 Головин А.Я. Указ. соч. С. 88, 89.
112 Там же. С. 92.
113 Из письма Д.С. Стеллецкого - А.Я. Головину от 13/16 июня 1910 г. // Сергей Дягилев и русское искусство. Т. 1. С. 428.
114 Бенуа так оценил эти качества композитора: "В отличие от других музыкантов, обычно равнодушных ко всему, что не есть их искусство, Стравинский интересовался живописью, архитектурой, скульптурой, и хоть он не обладал какой-либо подготовкой в этих областях, он все же являлся ценным собеседником для нас". (Бенуа А. Мои воспоминания. Кн. IV, V. С. 513.)
115 Стравинский И. Указ. соч. С. 70.
116 Бенуа А. Мои воспоминания. Кн. IV, V. С. 516.
117 Вершинина И. Указ. соч. С. 38, 39.