Культура Романского периода (ХI-первая половина ХIII в.)
Особенности культуры Романского периода (1050–1250). Влияние антично-римской традиции и варваров.
Становление и господство католицизма Монастыри как центры развития культуры и монашеские ордена.
Образование и литература; наука, техника. Архитектура. Романский стиль – стиль средневекового западноевропейского искусства ХI–ХII (в ряде стран и ХIII вв.). Церковная архитектура. Архитектура средневековых городов Европы. Живопись, скульптура, театр. Костюм и быт.
Культура в позднее Средневековье.
Особенности культуры и искусства в ХIII–ХIV вв.
Градостроительство и архитектура. Готический стиль и готическая архитектура (ХII–ХIV вв.). Наука и философия. Критика схоластического метода.
Литература. Героический эпос (“Песнь о Нибелунгах”, Поэма о Сиде), французский рыцарский роман и городская литература, бюргерский мейстерзанг, народные песни и баллады: о Вильгельме Теле, Робин Гуде. Выдающийся поэт позднего средневековья флорентинец Данте Алигьери и его поэма “Божественная комедия”. Искусство, театр и музыка. Рыцарская лирическая поэзия и бродячие музыканты.
Вопросы для самоконтроля
1. Каковы особенности романской архитектуры?
2. Почему она получила такое название?
3. Назовите наиболее известные памятники романской архитектуры
4. Каковы особенности готической архитектуры?
5. Почему она получила такое название?
6. Назовите наиболее известные памятники романской архитектуры
7. Когда началось строительство каменных замков в разных странах?
8. Какую роль играл замок в жизни средневекового общества?
9. Какие были типы каменных замков?
10. Какие факторы оказывали влияние на архитектуру замков?
11. Какие постройки входили в ансамбль замка?
12. Какие приспособления использовались для защиты и штурма замка?
13. В каких странах сохранилось больше всего замков?
14. Какие обстоятельства влияли на региональные особенности замковой архитектуры?
15. Как проводил свой день владелец замка и его слуги?
Литература
1. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. М., 1999.
2. Иванов А.К. Средневековый замок и его обитатели // Иванов А.К.. Многоликое Средневековье. М., 1994.
3. Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. М., 1987.
4. Норман А.В. Средневековый воин: Вооружение времен Карла Великого и Крестовых походов. М., 2008.
5. Оссовская М. Рыцарь и буржуа. Исследование по истории морали. М., 1987.
6. Руа Ж.Ж. История рыцарства. М., 1996.
7. (Малая история искусств).
8. Хейзинга Й. Осень Средневековья: Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в ХIV и ХV веках во Франции и Нидерландах. М, 1988.
9. Шпаковский В.О. Рыцари средневековья. М., 1997.
Культура эпохи Возрождения в Западной Европе (1350–1600).
Возрождение (Ренессанс) и его периодизация.
Философия и эстетика Возрождения: Николай Кузанский, Никколо Макиавелли, Томмазо Кампанелла, Томас Мор, Френсис Бэкон, Пико делла Мирандола. Великий раскол. Реформация и контрреформация Ян Гус, Мартин Лютера, Жан Кальвин.
Градостроительство и архитектура, наука и техника. Великие географические открытия.
Литература: от Петрарки до Сервантеса. Живопись (Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Джорджоне, Тициан) и скульптура Италии (от Донателло до Микеланджело Буонарроти).
Наглядные пособия
1. [Боттичелли] Кустодиева Т.К. Сандро Боттичелли. Л., 1971.
2. [Леонардо да Винчи]. Живописные произведения и графика Леонардо да Винчи: Леонардо в 29 лет. Предположительно, автопортрет с полотна “Поклонение волхвов” (молодой человек, стоящий справа. 1481–1482; Галерея Уффици, Флоренция); “Портрет Джиневры де Бенчи”, 1476–1478, Фонд Алисы Меллон Брюс); “Мадонна Бенуа”. 178–1482, ГЭ); “Мадонна в скалах” (1483–1485, Лувр); “Дама с горностаем” (“Портрет Чечилии Галлерани” – любовницы Л. Сфорцы; 1488–1490, Коллекция Чарторыйских в Народном музее Кракова); “Тайная вечеря” (1494–1497, церковь Санта Мария деле Грация в Милане; техническая проработка реверсивного подъёмника Брунеллески, выполненная Леонардо (1478, чертеж – человек, спускающийся на парашюте (1485); Атлантический кодекс, Амвросианская библиотека, Милан); “Обиталище души”. Эскиз человеческого черепа сбоку с измерениями, позволяющими определить местонахождение sensus cimmunus”, 1489; Королевская библиотека, Виндзорский замок; анатомическое вскрытие плеча и плеч (1508–1509, Виндзор); лист эмбриологических этюдов (1510, Королевская библиотека, Виндзорский замок); “Загадка создания” – эскиз плода в утробе (фрагмент; 1510–1512, Королевская библиотека, Виндзорский замок).
3. Другие художники: Неизвестный художник. “Обнаженная Джоконда”, начало ХVI в., ГЭ.) // Никол Ч. Леонардо да Винчи. Полет разума. Пер. с англ. М., 2006.
4. Микеланджело Буонарроти.Репродукции живописных работ: картон “Битва при Кашине” (1504–1506), роспись свода и люнетов Сикстинской капеллы в Ватикане (1508–1512), алтарной стены: “Страшный суд” (1536–1541) Репродукции скульптурных произведений: “Давид” (1501–1504), “Моисей” (1515–1516).
5. Рафаэль / Пер. с ит. Э.И. Иотылевой. М., 2003. См.: репродукции работ: “Мадонна Конестабиле” (ок. 1500–502), росписей станц (комнат) Ватикана (1509–1517), “Сикстинская мадонна”1515–1519), росписей виллы Фарнезина (1514–1518) и лоджий Ватикана (1519). Идеальный образ человека Возрождения – “Б. Касталионе” (1515). [Веласкес] Экардт, Гётц. Диего Веласкес. [Альбом] Берлин, 1985.
6. [Тициан] Бергерхоф, Ренате. Тициан. [Альбом] Берлин, 1985.
Учебные вопросы занятия
1. Человек как “венец творения”: Этика и эстетика эпохи Возрождения о достоинстве человека.
2. Леонардо да Винчи: живопись и трактаты.
3. “Афинская школа” – школа Рафаэля: проблемы диалога культур.
4. Микеланджело: творчество и судьба.