Музей современного искусства, Нью-Йорк

КУБИЗМ

К началу XX столетия — времени рождения кубизма — мастера пре­дыдущего поколения уже сильно пошатнули ранее незыблемые осно­вы европейской живописи. В те же годы в Европе стала очень популяр­ной традиционная африканская скульптура. Она давала пример сво­бодного обращения с формой: так, голова статуи могла быть больше тела, и при этом фигура выглядела очень выразительно. Непосредст­венным толчком к появлению кубиз­ма послужили две большие выстав­ки Поля Сезанна — в 1904 и 1906 гг. Его слова «трактуйте природу по­средством цилиндра, шара, кону­са...» можно считать своего рода эпиграфом ко всем последующим творческим исканиям нового на­правления.

В 1907 г. молодой испанский художник Пабло Пикассо, обосно­вавшийся в Париже, показал друзь­ям своё незаконченное полотно «Авиньонские девицы». Он отверг иллюзорную трёхмерность, пер­спективу, светотень. Поверхность большой картины — и фон, и тела пяти обнажённых женщин — была рассечена на геометрические сег­менты. Выглядели «девицы» как гру­бо вытесанные древние идолы.

Даже самые чуткие знатоки совре­менного искусства — поэт Гийом Аполлинер (будущий теоретик ку­бизма) и русский коллекционер Сер­гей Иванович Щукин — были не в состоянии тотчас же оценить рево­люционное значение живописной причуды Пикассо. А некоторые ху­дожники сочли картину насмешкой над их серьёзными экспериментами. Интересно, что среди последних оказался молодой фовист Жорж Брак (1882—1963). «Ты пишешь кар­тины, как будто хочешь заставить нас съесть паклю или пить керо­син», — упрекал он Пикассо, кото­рый в своих работах продолжал ре­шительно дробить предметы и фигуры на составные части, упро­щать их до строгих геометрических

Музей современного искусства, Нью-Йорк - student2.ru

Пабло Пикассо.

Авиньонские девицы. 1907 г.

Музей современного искусства, Нью-Йорк.

форм: кубов, конусов, полусфер, ци­линдров.

Однако спустя короткое время Брак привёз из поездки «по сезан­новским местам» и показал на своей персональной выставке 1908 г. пейзажи, созданные тем же методом. (В рецензии критика Луи Вокселя на выставку Брака и появилось впервые слово кубизм. А этот ранний этап его развития позднее назвали сезан­новским)Вслед за Пикассо Брак хотел вернуть в современную живо­пись то, что она утратила после им­прессионизма, — ощущение плотно­сти тел, наполненности объёма. Художники решили заново утвер­дить на полотне прочность и ста­бильность материи.

Спустя два года кубистические объекты Пикассо и Брака уже нельзя было назвать стабильными. Контуры в их картинах стали прерывистыми, Грани же представали не в положен­ных по законам перспективы ракур­сах, а разворачивались в сторону зрителя. Большие, цельные объёмы теперь распадались на множество мелких, как в «Портрете А. Воллара» (около 1910 г.) и «Аккордеонисте» (1911 г.) Пикассо, в «Натюрморте со скрипкой и кувшином» (1910 г.) Жоржа Брака. Зрителю давали воз-

ФЕРНАН ЛЕЖЕ

(1881—1955)

Фернан Леже, сын нормандского крестьянина, приехал в Париж в 1900 г. Его первые живописные ра­боты носили отпечаток импрессио­низма и отчасти фовизма; в 1904 г. Леже посетил выставку Поля Сезан­на, которая настолько его потрясла, что он уничтожил большую часть ранних полотен. Затем художник сблизился с кубистами, однако не разделял полностью принципов их искусства — картины Леже всег­да отличались грубоватой пласти­ческой цельностью («Ступени», 1914 г.). В 1913—1914 гг. мастер, читая публичные лекции в Берлине, определил основную черту своего творчества — «интенсивные конт­расты формы и цвета».

После Первой мировой войны (с первых её дней Леже находился в действующей армии) главной те-

мой живописца стала техника, кото­рую он воспевал как разумный мир надёжных и слаженных форм («Ме­ханические элементы», 1924 г.); даже человеческая фигура уподоб­лялась механизму («Аккордеонист», 1926 г.). Но с 1927 г. Леже возвра­тился к образам живой натуры («Ба­бочки и цветы», 1937 г.). Панно «Передача энергии» для «Дворца открытий» на Всемирной выставке 1937 г. выражает идею гармонии мира, где современная техника вы­ступает прямым продолжением природы.

В 1940—1945 гг. Леже жил в эмиграции в США. Одна из луч­ших работ художника той поры — эскиз гобелена «Небо Франции» (1942 г.) с его сдержанной, но сильной палитрой.

После возвращения на родину Леже много работал как декоратор, выполнял мозаики (фасад универси­тета в Каракасе, 1954 г.), витражи

(церковь в Оденкуре близ Бельфора, 1951 г.), керамическую скульп­туру («Шагающий цветок», 1952— 1953 гг.) и гобелены.

Музей современного искусства, Нью-Йорк - student2.ru

Наши рекомендации